Основные правила конструктивной критики


Критика – индивидуальное или коллективное выражения мнения, суждения, оценки поступка, образа мыслей, поведения индивида или группы людей с акцентом на недостатки.
Конструктивная критика – критика, в которой помимо указания на недостатки содержит возможные способы их устранения; носит позитивный характер.
Основными правилами критики являются следующие:
1. Начинать критику всегда нужно с похвалы, с признания истинных достоинств критикуемого и только после этого можно перейти к предмету критики. Разговор-критика должен включать в себя три части. Первая часть разговора нацелена на создание благоприятного настроя на восприятие критики. Если вы вызвали провинившегося подчиненного на беседу, то независимо от своего эмоционального состояния, должны дружелюбно поздороваться и начать разговор с положительных личных и деловых характеристик приглашенного. Вслед за этим переходите к анализу допущенной ошибки, просчета и делайте надлежащие выводы, применяйте необходимые санкции. Затем вновь скажите о достоинствах критикуемого, выразите надежду, что подобный проступок больше не повторится. По психологическому закону первой и последней фразы, именно они остаются в памяти, а, следовательно, формируют мотивацию.
2. Не отвергайте чужое мнение, только потому что вы с ним не согласны. Не заявляйте категорично о том, что человек не прав. Каждый видит окружающий мир по-своему и имеет право на собственное мнение.
3. Готовясь критиковать другого, вспомните про свои недостатки и свои ошибки, когда, возможно, вы были на его месте. Если это поможет сгладить ситуацию, то вспомните эти ситуации, это позволит смягчить восприятие критики, сделает ненужной защиту оппонента, сблизит вас с критикуемым, поскольку и вам «ничто человеческое не чуждо».
4. Никогда не критикуйте личность критикуемого, сосредоточьте своей внимание только на проступке.
5. Позвольте критикуемому спасти свой престиж.
6. Создайте впечатление, что совершенная ошибка является легко исправимой.
7. Добивайтесь, чтобы люди сами хотели внести те поправки, которые вы предлагаете.
8. Делайте акцент на главном, не отвлекайтесь на мелочи.
9. Критикуйте лишь по данному конкретному поводу, не нужно вспоминать прошлые ошибки.
10. Старайтесь ограничить слова обвинения и сделать акцент на конструктивные предложения.
11. Не стоит надеяться на логику, если критикуемый находится в состоянии эмоционального возбуждения: он вас не услышит. Делайте психологические паузы, чтобы снизить напряженность.
12. Не забывайте, что у вас есть лишь одна минута, чтобы быть услышанным, потому что после этого оппонент переключит свое внимание на поиск аргументов, опровергающих ваши критические замечания. Старайтесь именно за эту минуту сказать самое главное.
13. Не требуйте немедленного признания ошибок, согласия с вашей позицией. Дайте критикуемому время, чтобы он был психологически готов это сделать.
14. Не критикуйте на публике, чтобы не задеть самолюбия вашего оппонента.
15. Старайтесь использовать разные формы критики в соответствии с индивидуальностью критикуемого и обстоятельствами. Критика может быть выражена как: упрек, сопереживание, озабоченность, удивление, ирония, намек, требование, замечание, вызов, опасение, надежда, аналогия, похвала, подбадривающая критика, безразличие и т. д.Как реагировать на критику:
1 этап. Уточнение деталей (выяснить, что не нравится)
2 этап. Признание критики
А) если полностью согласны, то вы признаете критику, говорите, что неправы в следующий раз исправитесь и благодарите;
Б) если не полностью, то все же согласиться, но объяснить, объяснить, почему вы поступаете чуть иначе;
В) согласиться, с чем можно, а потом объяснить с чем не согласен и почему.
Грамотный ответ на критику:
Даже если вы не согласны с критикующим, и его действия вас раздражают, нужно отвечать тихо и медленно (спокойно), иначе подумают, что критика имеет основание;
Отвечая на замечание лучше обращаться не к критикующему, а у аудитории;
Не стоит злиться или обижаться, если критик сделал резкий выпад;
В самом начале ответа на критику стоит заметить, что в чем-то ваши мнения сходятся;
Ответ на критику должен быть последовательным и логичным, нужно приводить контраргументы;
Правильно настроиться на критику, как на желание других улучшить вашу работу.
Данные советы помогут Вам проще воспринимать и реагировать на критику, а также помогут Вам в тех ситуациях, когда в качестве критика будете выступать Вы сами.