ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
Формирование экологической культуры - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения [1]. В связи с этим, проблема экологического воспитания на сегодняшний день очень актуальна. Экологическое просвещение направлено на гармонизацию экологического мышления людей, что в свою очередь может способствовать отказу от потребительского отношения к окружающей природной среде.
Эту проблему можно решить с помощью создания экологических троп. Особенность экологического обучения и воспитания на тропах заключается в том, что процесс получения информации и правил поведения происходит непосредственно в природном окружении. Эффективность такого метода подтверждается различными психологическими исследованиями, в ходе которых было выявлено, что человек усваивает только 10% услышанной информации, визуальное усвоение составляет около 50%, а в результате практической деятельности этот показатель поднимается до 90%.
В специализированной и методической литературе можно встретить несколько понятий термина «экологическая тропа»: Экологическая тропа - это частная форма экскурсии, сочетающая отдых и познание во время движения по специально разработанному маршруту в природе и позволяющая методами «раскрытого обучения» осваивать и закономерности природных процессов, и проявления антропогенного фактора, т нормы экологически грамотного поведения [2]. Тропа учебная (биологическая, экологическая) – специально оборудованный и тщательно изученный путь в местах, где окружающая живая природа позволяет экскурсоводам передать знания о естественных явлениях и объектах (животном, растительном мире, сообществах и т.п.), создать предпосылки для воспитания экологического и природоохранного мышления. [4].
Цели создания экологических троп можно разделить на 2 категории:
Эколого-просветительская: сочетание активного отдыха посетителей экотропы в природной обстановке с расширением их кругозора; формирование экологической культуры – как части общей культуры взаимоотношений между людьми и между человеком и природой.
Природоохранная: локализация посетителей природной территории на определенном маршруте [6].
Существуют различные классификации экологических троп, но основным критерием классификации троп следует считать их назначение: прогулочно-познавательные, познавательно-туристские, учебные экологические тропы.
При выборе маршрута экологической тропы обеспечить соблюдение некоторых требований:
Привлекательность: эстетическая выразительность и аттрактивность окружающего ландшафта в местности, где проходит тропа;
Доступность: небольшая протяженность, наличие хорошей пешеходной или подъездной дороги к тропе;
Информативность: возможность удовлетворить познавательные потребности посетителей в области естественнонаучных дисциплин;
Отдых: посетители должны чувствовать себя комфортно, умиротворенными и психологически защищенными [3].
Наиболее совершенным вариантом учебной экологической тропы является ее сочетание с учебным кабинетом природы. Это небольшое помещение в начале или в конце тропы, где с помощью современных средств обучения посетители могут получить дополнительную экологическую информацию, труднодоступную для наблюдения при кратковременном маршруте. По своему содержанию тропы такого типа комплексные. Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у посетителей экологической этики [5].
Особенность обучения и воспитания на экологической тропе заключается в том, что учебный процесс строиться на основе непринужденного усвоения знаний. Достигается это благодаря органическому сочетанию отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Что касается связи отдыха с воспитанием, то именно в природном окружении можно показать красоту и ранимость окружающей среды.
Любовь к природе, особенно у детей, выросших в городской среде, не приходит сама собой – ее необходимо пробудить. Многочисленные исследования показывают, что школьники проявляют заботу лишь к тем природным объектам, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, в противном же случае, в их поведении наблюдается безразличное отношение или же вовсе отрицательное.
Занятия на экологических тропах можно проводить со школьниками разного возраста. При изучении географии родного края в 8 классе, проведение занятий на экологической тропе даст возможность учащимся углубить свои знания, как о природе своей малой Родины, так и о природных закономерностях в целом. Кроме того, в ходе такого обучения соблюдается принцип междисциплинарности (знания о природе родного края включают различные аспекты: географические, биологические, экологические, социальные и др.), принцип комплексности в основе которого единство и взаимосвязь природных и социально-экономических факторов и принцип гуманизации.
Формы организации обучения на тропе не должны ограничиваться наблюдениями или экскурсиями. Работа на занятиях должна носить исследовательский характер. В рамках изучения своей малой Родины, учащиеся могут выполнить работы, по созданию проектов, например:
Растительный и животный мир моего края;
Климатические условия и видовое разнообразие растений Ленинградской области;
Рациональное использование природных ресурсов и пр.
Подводя итог, отметим: экологическая тропа позволяет реализовать творческий, научный и учебный потенциал школьников. Обучение на местности не только помогает воспитывать любовь к малой родине. При работе на природе так же складывается особое географическое мировидение.
Литература
[1] Маркова А.Н. (ред.) Культурология. История мировой культуры – М.: Импульс, 2000
[2] Моргун Д.В. Учебно-исследовательская биологическая экспедиция как средство повышения эффективности образовательного процесса \ Д.В.Моргун\\ научно-методический журнал «Методист» - М., 2008
[3] Разработка экологический троп в особо охраняемых природных территориях различных природных регионов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-ekologicheskih-trop-v-osobo-ohranyaemyh-prirodnyh-territoriyah-razlichnyh-prirodnyh-regionov[4] Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины- М., «Просвещение»,1998
[5] Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2000
[6] Экологические тропы – от идеи до проекта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ecosystema.ru/03programs/tro/02.htmSummary
Today the problem of environmental education is very important. Ecological trail allows us to implement creative, scientific and educational potential of students and foster their love for nature.