Сценарий экологического мероприятия Планета в опасности (3 класс)


Внеклассное мероприятие по экологии в начальной школе
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые учителя. Сегодня наша встреча посвящена одному важному событию в жизни нашей страны.
СЛАЙД № 1
5 января 2016 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.
СЛАЙД № 2
3 ученика рассказывают стихотворение.
1.Самая прекрасная, родная, Разноцветная, веселая, живая, Ты для нас, как мать, одна на свете,Мы твои заботливые дети.
2.Но порой, под нашими рукамиКрасота твоя бесследно исчезает.Задыхаются от грязи океаны,Звери, птицы, травы погибают.
3.Где бы мы ни жили на планете,За твою судьбу мы все в ответе.Мы твои помощники, друзья,Мы, Земля, с тобой одна семья.
Звучит голос Земли:
- Мне радостно слышать вас и обидно.
Учитель:
- Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?
Голос Земли:
- Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.
Как же я была прекрасна в то время!
Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.
Учитель
- Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?
(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).
Учитель
Тема нашего разговора так и звучит "Планета в опасности".
- Спасибо, присаживайтесь.
Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а совершим путешествие по станциям, поработаем в группах.
- Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?
И что угрожает нашей планете Земля?
На все эти вопросы ответите вы сами.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух, три ее основы.
Какая бы ни грянула беда, —
Целы они — все возродится снова.
- Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету.
Для успешной работы групп необходимо присутствие наставника. В роли наставника я приглашаю учителей из нашего зала.
Задания для групп.
1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.
2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.
3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.
Перед работой групп, давайте повторим правила работы в группах.
СЛАЙД № 3(повторили и закрыли)
Пока наши группы готовятся, я хочу обратиться к вам, ребята, и к вам, уважаемые учителя.
Знаете ли вы:
- как называется наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.
СЛАЙД № 4 (Экология)
Знаете ли вы:
- как называется жидкость без вкуса, цвета и запаха. Она входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без неё. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 % неё. Некоторые страны испытывают нехватку её. На Земле ее много, но люди так и не научились использовать рационально. Что является самым важным веществом на Земле?
СЛАЙД № 5 (Вода)
Знаете ли вы:
Название металла, который впервые стал использоваться для производства банок для напитков в 1965 году, на изготовление 1 тысячи банок уходило около 25 килограммов металла. Сегодня эта же тысяча банок весит меньше 15 килограммов, так как мы научились лучше их изготавливать. Этот металл заменил стальные и жестяные банки и был высоко оценен за гибкость. Кроме того, он имеет еще одно преимущество: его можно легко перерабатывать любое количество раз.
СЛАЙД № 6 (Алюминий)
Знаете ли вы:
Эта книга впервые была издана в мире в 1966 году, в СССР - в 1978г. году. Её цель - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. У неё разноцветные страницы. На её Чёрных страницах виды, которые навсегда исчезли с лица Земли. Как называется эта книга?
СЛАЙД № 7 (Красная книга)
Учитель
А сейчас мы предоставляем слово нашим группам.
Выступают ботаники
СЛАЙД № 8
1. У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой, ветреница алтайская!
2. Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза.
3. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов растений. 4. Площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.
2. Выступают зоологи
СЛАЙД № 9
Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!
Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!
Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.
Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"
Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?
Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.
Выступают географы
СЛАЙД № 10
1 Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров.
Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.
Пресных вод приходится очень мало.Поэтому воду нужно беречь. 4. Человек, запомни навсегда:Символ жизни на Земле - вода!Экономь её и береги -Мы ведь на планете не одни!
Учитель
- Спасибо, присаживайтесь.
– А теперь я обращаюсь ко всем присутствующим. Помогите мне назвать признаки грозной беды.
СЛАЙДЫ № 11,12,13,14,15
1. Вырубка лесов.
2. Гибель животных.
3. Загрязнение воды.
4. Загрязнение воздуха.
5. Накопление мусора.
Учитель
Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)
- Видно, люди забыли о том, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили, за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая течёт в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить. Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший:
" Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.
А мы отправляемся в путешествие.
СЛАЙД №16
1-я станция "Лесная почта"
Каждой группе дается задание.
- На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.
Письмо №1
На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".
Правильно ли поступила девочка?
Письмо №2
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
- Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.
- А я и не знал об этом.
Что сказала бабушка внуку?
Письмо № 3
Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.
Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?
Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.
Учитель: пока группы готовятся, мы с вами поиграем.
ФизминуткаИгра "Это я, это я, это все мои друзья!"
Кто задорный и веселый,Верность правилам храня,Бережет нашу природуОт коварного огня?
Кто поджег траву у дома,Подпалил ненужный сор,А сгорел гараж знакомыхИ строительный забор?
Кто из вас в реке купалсяИ на пляже загорал?А когда домой собралсяМусор за собой убрал?
На привале кто в лесуЖег засохшую сосну?А потом так поспешил Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,Зря не топчет там траву,Насекомых кто не ловит И цветы совсем не рвет?
Кто животных, птичек любит?Кто кормушки мастеритКто природу охраняет?За порядком кто следит?
(Выслушиваются ответы групп)
Учитель
- Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные. А мы прибыли на станцию «Лесная аптека»
СЛАЙД № 17
2- я станция "Лесная аптека".
- Каждая группа должна собрать пазлы с изображением лекарственных растений, назвать их и рассказать об их полезных свойствах, может быть добавив к свойствам.
Учитель
- А пока группы выполняют задание, мы с вами прибыли на станцию
3- я станция "Маленькие тайны природы"
СЛАЙД № 18
- Попробуйте ответить на мои вопросы.
Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).
Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).
Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).
Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).
- А теперь мы предоставим слово нашим командам.
(Ответы команд)
СЛАЙД № 19(береза)
СЛАЙД № 20(ландыш)
СЛАЙД № 21(ромашка)
СЛАЙД № 22(одуванчик)
СЛАЙД № 23(репейник)
СЛАЙД № 24(крапива)
Учитель
- В мире существует множество глобальных проблем, и одна из них - проблема загрязнения окружающей среды. Везде, где появляется человек, остается мусор. Количество людей неукоснительно растет и, разумеется, количество отходов тоже. Мы прибыли на следующую станцию «Мой школьный двор»
4- я станция "Мой школьный двор"
СЛАЙД № 19
Ребятам предлагается представить, что, проходя школьный двор, они обнаружили поляну мусора.
(Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов).
Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Игрокам предлагается за 2минуты расположить карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой группе планируют убирать их, и обосновать свои решения.
Надписи на карточках:
Пакеты из непрозрачного полиэтилена.
Металлическая консервная банка.
Стеклянная бутылка.
Пластиковая бутылка.
Бумажные фантики от конфет.
Кожура банана, огрызки яблок.
Метла из веток.
Газеты.
Учитель
- А пока наши команды готовятся, интересные факты о мусоре:
Самый распространенный мусор на планете - сигаретные окурки. Ежегодно их выбрасывается 4.500.000.000 штук.
Впервые проблемой переработки мусора занялись в Англии 200 лет назад. В конце XIX века там появился первый завод по сжиганию мусора. Сегодня в Европе утилизация мусора подразумевает его сортировку и использование в качестве вторсырья.
Огромная проблема – утилизация старых компьютеров. В них содержатся опасные для окружающей среды соединения, поэтому в Европе для компьютерной техники существуют специальные, закрытые свалки. Они всегда находятся под наблюдением, чтобы предотвратить воровство ценных, но вреджных деталей.
Самый большой мусорный полигон в мире расположен в Америке. В местности Fresh Kills. Он занимает площадь в 1200 га, что равняется 1700 футбольным полям. Каждый день на него привозят 13 тыс. тонн отходов.
После завершения строительства Зимнего дворца вся площадь была завалена строительным мусором. Император Пётр III решил избавиться от него оригинальным способом — приказал объявить народу, что каждый желающий может взять с площади всё, что угодно, и бесплатно. Через несколько часов весь мусор был расчищен.
( ответы команд)
Учитель
• Если в море бросить бумажную салфетку, то она исчезнет через три месяца, спички растворятся через шесть месяцев. Брошенный окурок проплавает в море от одного года до пяти лет, а пакет из полиэтилена – от десяти до двадцати лет. Изделия из нейлона растворятся через тридцать-сорок лет, а консервная банка через пятьсот! Пройдет тысяча лет, и только после этого исчезнет стандартная стеклянная бутылка!
Вот так... Делайте  выводы...
Я речь свою веду о том,Что вся Земля - наш общий дом, -Наш добрый дом, просторный дом, -Мы все с рожденья в нем живем.Земля не спит и каждый деньГлядит в глаза своих детей.Тебе и мне глядит в глаза,И нам с тобой молчать нельзя.Ещё о том веду я речь,Что мы наш дом должны сберечь.И мы докажем, что не зряНа нас надеется Земля.
5- я станция "Экологические акции"
- А мы с вами прибыли на следующую станцию «Экологические акции». Учащиеся начальной школы гимназии №1 принимают активное участие во всех экологических акциях. В ноябре месяце мы приняли активное участие в экологической акции «Украсим наши дворы», организованной ________________________________________________________________________ .И мы горды тем, что работы ребят и их родителей завоевали все три призовых места. В рамках мероприятий, посвященных ГОДУ ЭКОЛОГИИ мы провели конкурс плакатов и стенгазет на тему «Планета в опасности», лишь некоторые из них вы видите в этом зале. И сегодня мы хотим объявить старт экологической акции. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. Каждый из нас может сберечь дерево, лес, планету. Нужно только постараться. Каждый из вас может заменить живую ёлочку искусственной.
Мы просим вас присоединиться к этой акции, и, выходя из зала, поучаствовать в создании ательнартивной новогодней елочки. Спасибо всем! Благодарим за участие.
( песня «Аист на крыше»)
Давайте подведем итоги сегодняшнего классного часа. Все ребята молодцы! И я очень надеюсь что стихотворение равнодушными к нашей природе. И когда вы будете отдыхать на природе, то будете помнить о том что нас много.. а она одна.. И её нужно беречь...
Ты человек, любя природу, хоть иногда её жалей,
В увеселительных походах не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить её спеши,
Она наш давний, добрый лекарь, она – союзница души.
Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна,
И помни истину простую нас много, а она одна.