Подготовка к ЕНТ. Мастер — класс


КГУ « Кокпектинская средняя школа» Учитель химии и биологии:Коробаева ЗакияЖумабековна.Категория: 2Стаж работы: 14 лет. Мастер – класс для учителей химии по подготовке к ЕНТ нового формата. Цель мастер – класса: ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы по подготовке к ЕНТ нового формата.Поделиться опытом своей деятельности.показать практическое применение методов и приемов, форм организации учебной деятельности, которые наиболее эффективно обеспечивают развитие учащихся ЕДИНОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ – одна из форм отборочных экзаменов для поступления в высшие учебные заведения.ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования.Итоговая аттестация обучающихся в организациях среднего образования осуществляется в форме государственных выпускных экзаменов. * Новый формат ЕНТС 2016-2017 учебного года  ЕНТ разделено на два этапа:1. Итоговая аттестация – выпускной экзамен в школах;2. ЕНТ как вступительный экзамен в высшие учебные заведения. * Новый формат ЕНТС 2016-2017 учебного года  ЕНТ разделено на два этапа:1. Итоговая аттестация – выпускной экзамен в школах;2. ЕНТ как вступительный экзамен в высшие учебные заведения. Тестирование - предмет по выбору выбирается один: химия, биология и т.д.Всего 40 тестовых заданий (отводится 80 минут, 40 вопросов – 60  баллов), из них:двадцать тестовых заданий с выбором одного правильного ответа (20 баллов); двадцать заданий с несколькими правильными ответами (40 баллов). Новый формат ЕНТС 2016-2017 учебного года  ЕНТ разделено на два этапа:1. Итоговая аттестация – выпускной экзамен в школах;2. ЕНТ как вступительный экзамен в высшие учебные заведения. * 2 блок:Профильный предмет 1 – 30 заданий2. Профильный предмет 2 – 30 заданий Профильные предметы  (два предмета для каждой специальности)1. профильный предмет – 20 вопросов, с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных.10 вопросов, с выбором нескольких правильных ответов из множества предложенных2. профильный предмет– 20 вопросов, с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных.10 вопросов, с выбором нескольких правильных ответов из множества предложенных Оценка за правильное выполнение заданий:  с выбором одного правильного ответа из пяти предложенных – 1 балл; с выбором одного или нескольких правильных ответов из множества предложенных – 2 балла; на установление соответствия – 2 балла.Разнообразие форм и содержания заданий позволит исключить момент угадывания и заучивания учебного материала, и даст возможность оценить реальные знания, способности абитуриента. * Структура теста ЕНТ для выпускников школ Процедура оценивания заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов из множества предложенных: - полный выбор правильных ответов – 2 балла; - 1 ошибка (не найден 1 правильный ответ или выбран 1 неправильный ответ) – 1 балл;- 2 или более ошибок – 0 баллов. Цель: Создать систему подготовки к ЕНТ, обеспечивающей совершенствование работы педагогического коллектива и повышение качества знаний умений и навыков выпускников при обучении основам наук. Проблемы: Проблема дефицита часов, отведенных на изучение предмета; На данный момент (первое полугодие) еще не полностью выполнены программы по предметам;Несоответствие содержания некоторых тестов существующим учебным программам. Система деятельности учителя: 1. Определение степени мотивации учащихся по предметам (низкая, средняя, высокая). 2. Диагностика, нацеленная на точное выявление индивидуальных пробелов в знаниях.3.Мониторинг результатов тестирования , выявление западающего звена и эффективная коррекционная работа по каждому предмету.4. Проведение анализа требований к ЕНТ (изучение сборников, тестов). 5. Составление плана по подготовке к ЕНТ в соответствии с этими требованиями. 6. Обеспечение учащихся печатными и электронными: учебниками, справочниками, сборниками тестов.7. Четкое соблюдение графика дополнительных занятий, включающих в себя следующие этапы: а) Анализ ошибок пробного тестирования. б) Коррекция в) Работа над теоретическим блоком в соответствии с планом. г) Подбор тестов для самостоятельной работы и самокоррекция. 8. Четкое соблюдение графика консультаций, как одной из форм учебной работы, предназначенной для оказания педагогически целесообразной помощи при подготовке к ЕНТ:а) Организационные указания о порядке работы при подготовке к ЕНТ по предмету.б) Рекомендации по лучшему усвоению и приведению в стройную систему изученного материала, а также ответить на непонятные, плохо усвоенные учащимися вопросы. Наиболее распространена вопросно - ответная форма. Психологическое обеспечение Цель:• Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому национальному тестированию всех участников образовательного процесса (выпускников, родителей, педагогов);• Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля учащихся, повышение уверенности в себе, своих силах;• Понижение уровня тревожности у всех участников образовательного процесса.Задачи:• Определение уровня тревожности у выпускников;• Определение возможных направлений психологической работы с выпускниками по снятию напряжения и страха перед тестированием;• Проведение консультаций для выпускников, родителей, педагогов в период подготовки к ЕНТ. - Пробное онлайн тестирование http://www.testcenter.kz/ru/entrants/ent-kta-try-online/ - Пробное тестирование с помощью листов ответов и книжек-вопросников в Филиалах НЦТ (ППЕНТ)Адресов филиалов НЦТ (ППЕНТ) http://www.testcenter.kz/ru/entrants/ent-catalog/ * ПРОБНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ * ШКАЛА ПЕРЕВОДА БАЛЛОВ В ОТМЕТКИПрофильные предметы Баллы Проценты Отметки 29 – 0 – 49% 0 2 38 - 30 – 64% 50 3 39 -48 – 80% 65 4 60 - 49 – 100% 81 5 Два основных достояния человеческой природы – это ум и рассуждение Плутарх Умение учащихся осуществлять умственные действия Логика учебного материала, требующего различных умственных операций Освоение учебного материала Для успешной подготовки к ЕНТ и сдачи экзамена по химии в новом формате необходимо: планомерно повторять изученный материал;тренироваться в выполнении заданий различного типа;владеть информацией об особенностях процедуры проведения экзамена; знать как нужно организовать себя при выполнении экзаменационной работы;знать как можно проверить свою готовность к экзамену. Перечень документов по подготовке к ЕНТ План работы по подготовке учащихся к ЕНТБанк данных по подготовке к ЕНТ:График консультацийМониторинг посещения консультацийМониторинг пробных тестированийМониторинг ошибок, допущенных учащимися в тестированияхМониторинговая карта работы с учащимися Работа с родителями После каждого пробного тестирования проводится мониторинг затруднений, и все результаты заносят в мониторинговую карту сами ученики.Мониторинговая карта учени__ за I полугодие _______уч. года  месяц сент сент окт окт нояб нояб дек дек Средний балл Количество баллов Темы, вызывающиезатруднения     1.2 3.1 3.2 4.3 5.2 6.1 7.5 8.2 8.3 1.3 2.1 2.2 4.2 8.2 8.3 Перечень тем для повторения:1.Первоначальные химические понятия1.1 Чистые вещества и смеси1.2 Количество вещества, моль, молярная масса1.3 Атомы, молекулы, ионы1.4 Типы химических реакций в неорганической и органической химии1.5 Растворы, концентрация растворов.1.6 Реакции ионного обмена. Гидролиз2. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева2.1 Строение атома2.2 Электронные формулы атомов и ионов2.3 Периодические изменения свойств элементов и соединений2.4 Степень окисления и окислительно-восстановительные реакции 3. Химическая связь3.1 Виды химической связи. Кристаллические решетки.3.2 Гибридизация и геометрия молекул4. Основные закономерности протекания химических реакций4.1 Скорость химической реакции и факторы, влияющие на неё.4.2 Химическое равновесие и условия его смещения 4.3Механизмы химических реакций в неорганической и органической химии5. Металлы5.1 Строение, свойства, получение5.2 Электролиз. Коррозия.5.3 Амфотерные соединения и их свойства6. Неметаллы6.1 Подгруппа углерода6.2 Подгруппа азота (пниктогены)6.3 Подгруппа кислорода (халькогены)6.4 Подгруппа галогенов 7. Органическая химия7.1 Углеводороды а) предельные, б) непредельные, в) ароматические7.2 Природные источники УВ и их переработка7.3 Спирты одноатомные и многоатомные7.4 Альдегиды и карбоновые кислоты7.5 Жиры, эфиры, мыло7.6 Углеводы7.7 Амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты7.8 Полимеры 8. Расчетные задачи 8.1 Решение задач на избыток8.2. Решение задач на примеси.8.3 Решение задач на вывод формулы8.4 Решение задач на расчет по двум уравнениям8.5 Решение задач на массовую долю выхода или на растворы8.6 Решение задач на растворы, определение концентрации, правило смешивания После заполнения мониторинговой карты можно построить график, на котором будет видно тенденцию роста или спада. Таким образом, можно отследить не только количество балов, набранные учащимися, но и темы, которые необходимо повторить на дополнительных занятиях или консультациях. Также видно, насколько продуктивной оказалась проделанная работа по ликвидации пробелов. Если ученик повторяет ошибку по теме, значит необходимо заново объяснить тему или методику решения задач. Вся работа по подготовке учащихся к ЕНТ состоит из нескольких этапов. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - Этот этап начинается уже с десятого класса. Составляется банк данных ученика и индивидуальная программа подготовки к тестированию. К моменту начала работы по подготовке к ЕНТ у учащихся уже имеются папки, куда они накапливают все тематические тесты, и первые занятия проводятся по этим заданиям: идёт отработка тематических вопросов. И в завершение первого этапа учащимся предлагается смешанный тест по всем тематическим вопросам. Результаты доводятся до сведения классных руководителей и родителей учащихся. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ этап предусматривает ускоренное изучение вопросов органической химии, так как этих заданий в тестах 40 -45 %. К концу первого полугодия у всех учащихся есть конспекты по вопросам кислородсодержащих органических соединений, углеводов, азотсодержащих веществ, кроме того, в тетрадях имеются краткие опорные схемы или таблицы, отражающие получение и химические свойства органических веществ. Можно использовать таблицы-приложения учебника химии для 11 класса. По завершении этого этапа, учащиеся пишут проверочный тест по вопросам изученного материала органической химии. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ этап Начиная со второго полугодия, подготовка к ЕНТ носит всё более индивидуальный характер: каждый учащийся в специально отведённой тетради к каждому занятию решает по два теста, с указанием правильных полных ответов и решённых задач.Учителем проверяются все эти работы, причём неверные ответы подчёркиваются, и ребята сами ищут правильные ответы. А также после каждого пробного тестирования заполняется мониторинговая карта, и проводятся консультации по ликвидации затруднений. ПОИСКОВЫЙ этап. Учащиеся работают дома, используя справочную литературу, интернет, находят ответы на вопросы тестов, без помощи учителя и начинают работать в ускоренном режиме, экономя время на более лаконичном способе решения задач. Такая работа необходима потому, что к концу года весь материал органической и неорганической химии пройден. Не секрет, что материал «добытый» из справочников и учебной литературы самостоятельно запоминается лучше и на более длительное время.Отдельным разделом в папке размещаются тестовые задачи различных типов и алгоритм их решения. По тестам приучаю работать с 8 класса. После каждой темы провожу пробный безоценочный тест с самопроверкой и разбором всех затруднений. Эта работа может занимать только часть урока, а затем на следующем уроке тест, желательно не менее 10 вариантов, что дисциплинирует детей, ограничивает возможность списывания и взаимопомощи со стороны соседей. Эта работа продолжается и в 9 классе с целью подготовки к ВОУД. Продолжаются тематические тесты и 1 раз в четверть учащиеся пишут пробные тесты по 30 вариантам. Анализ индивидуальных ошибок можно получить на дополнительных уроках коррекции, где я показываю решение задач и отвечаю на все вопросы. Таким образом, даже если ученик меняет предмет в 11 классе, есть вероятность, что он сможет ответить на 50% тестовых вопросов. Графический диктант По теме: Углеводы11 класс ДА (+) НЕТ(-) Глюкоза Сахароза Крахмал Целлюлоза Это моносахарид 2. Хорошо растворимое вещество 3. Это дисахарид Вариант1 Вариант2 Вариант3 Вариант4 4. Образует коллоид в горячей воде 5. Волокнистое вещество 6. Это полисахарид 7. Порошкообразное вещество 8. Вступает в реакцию этерификации 9. Дает реакцию «серебряного зеркала» 10. Используется для получения волокна 11. С гидроксидом меди образует ярко-синий раствор 12. Подвергается гидролизу 13. Не растворяется в воде и органических растворителях 14. Вступает в реакцию брожения 15. Легкоплавкое вещество 16. Не имеет точки плавления 17. Используется в качестве топлива 18. Применяется в кондитерском деле 19. Используется для изготовления зеркал 20. Применяют для получения пластмасс Ответы Глюкоза Сахароза Крахмал Целлюлоза Да 1,2,8,9,11, 14,15,18,19 2,3,8,11,12,15,18 4,6,7,8,12, 16,18 5,6,8,10,12, 13,16,17,20 Нет 3,4,5,6,7, 10,12,13, 16,17,20 1,4,5,6,7,9, 10,13,14, 16,17,19,20 1,2,3,5,9, 10,11,13,14, 15,17,19,20 1,2,3,4,7,9, 11,14,15,18, 19 Оценивание Оценка 5 4 3 2 Количество верных ответов 19-20 16-18 11-15 1-10  Практическое занятиеРЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЧАСТИ С-5 Практическая работа.РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ЧАСТИ С Задача 2. При окислении предельного одноатомного спирта оксидом меди (II) получили 9,73 г альдегида, 8,65 г меди и воду. Определите молекулярную формулу исходного спирта. Решение. В общем виде реакция окисления спирта выглядит так: CnH2n+1О H + CuO → CnH2nO + Cu + H2OИз уравнения реакции следует, что количества веществальдегида и меди одинаковы.n (Cu) = m/М = 8,65г/ 64 г/моль = 0,135 моль = n(CnH2nO)Из формулы n = m/М определяем молярную массуальдегида: М = m/ n = 9,73 г / 0,135моль = 72 г/ мольСоставляем уравнение 12 n + 2 n + 16 = 72, n = 4.Молекулы исходного спирта и полученного альдегидасодержат одинаковое число атомов углерода, поэтомуформула спирта C4H9ОH . Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке. Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. Предлагать практические исследовательские задания. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос.Учить составлять задачи Использовать тесты с выбором одного или несколького правильного ответа. Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно! Сегодня узнал(а), что могу __________Уходя, я унесу с собой _____________Наибольший интерес у меня вызвал приём ________________Я считаю, что ________________Мне было трудно ______________Могу предложить______________ Рефлексия настроя выберите из предложенных выражений лица то, которое подходит вашему настроению после работы Одним словом, для того, чтобы набрать максимальное количество баллов, о котором мечтают все, недостаточно заниматься «натаскиванием», нужно учить программный материал – систематически и качественно. Спасибо за внимание! Удачи вам!