Мастер — класс Подготовка к ЕНТ

класс
для учителей химии по подготовке к ЕНТ Нового формата
Коробаева Закия Жумабековна.
педагогический стаж – 14 лет,
категория – вторая.
Цель и задачи мастер – класса:
ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы по подготовке к ЕНТ нового формата.
Поделиться опытом своей деятельности по подготовке учищихся к ЕНТ
показать практическое применение методов и приемов, форм организации учебной деятельности, которые наиболее эффективно обеспечивают развитие учащихся.
ВВЕДЕНИЕ
Начать хочу с такого высказывания Б.ШОУ
«Единственный путь, который ведет к знаниям – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Как добиться, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель сам все расскажет? Для меня ответ найден: использовать Технологию развивающего обучения, которая рассматривает учебную деятельность как основную форму активности учащихся. В своей работе я использую технологию развивающего обучения Л. В. Занкова, которая ставит
цели обучения - оптимальное общее развитие каждого ребенка;
задачи обучения - представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства;
дидактические принципы:
1) обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности,
2) ведущая роль теоретических знаний,
3) осознание процесса учения,
4) быстрый темп прохождения учебного материала,
5) работа над развитием каждого ребенка, в том числе слабого

В своей практической деятельности отдаю предпочтение интерактивным методам обучения (поисковый, частично-поисковый, исследовательский), активно использую приемы, активизирующие мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, установление причинно –следственых связей, вывод закономерностей), формирую рациональные приемы учебной деятельности ( составление опорных схем, таблиц, технологических карт), организую работу учащихся в парах, группах.
УРОК – основа технологии.
Я хочу продемонстрировать Вам пример конструирования урока в системе развивающего обучения. По ходу мастер – класса я буду комментировать выбор методов, приемов, форм организации учебной деятельности учащихся
Формы работы: фронтальная беседа, составление опорных схем, самостоятельная работа, работа в парах, группах, использование мультимедийных средств

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративные,частично - поисковые, исследовательские; приемы «наведи порядок», «верю-не верю», «са-
мопроверка», «мозговой штурм»

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И Менделе-
ева, мультимедийный проектор, компьютер.

ПЛАН Мастер - класса

Организационный момент коллег
Изучение ЕНТ по новому формату
III. Графический диктант, проверка.
Работа в группах (Разработать технологическую карту).
Выступление групп (Объяснения задач, обсуждение)
Практическая работа. (Решение задач).
Тестирование по новому формату.
VI. Подведение итогов. Рефлексия
ХОД УРОКА
I. Организация коллег
Добрый день, Уважаемые коллеги! Сообщение темы и цели Мастер – класса.
Деление на группы.

Скажите пожалуйста, какие у Вас возникают образы со словами: ребёнок, ученик, дом, школа, технология, урок, перемена, гость, ЕНТ.
Для успешной подготовки к ЕНТ и сдачи экзамена по химии в новом формате необходимо:
планомерно повторять изученный материал;
тренироваться в выполнении заданий различного типа;
владеть информацией об особенностях процедуры проведения экзамена;
знать как нужно организовать себя при выполнении экзаменационной работы;
знать как можно проверить свою готовность к экзамену.
Перечень документов по подготовке к ЕНТ:
План работы по подготовке учащихся к ЕНТ
Банк данных по подготовке к ЕНТ:
График консультаций
Мониторинг посещения консультаций
Мониторинг пробных тестирований
Мониторинг ошибок, допущенных учащимися в тестированиях
Мониторинговая карта работы с учащимися
Работа с родителями

Графический диктант по теме: «Углеводы», 11 класс.

Глюкоза
Сахароза
Крахмал
Целлюлоза

Да
1,2,8,9,11,
14,15,18,19
2,3,8,11,12,15,18
4,6,7,8,12,
16,18
5,6,8,10,12,
13,16,17,20

Нет
3,4,5,6,7,
10,12,13,
16,17,20
1,4,5,6,7,9,
10,13,14,
16,17,19,20
1,2,3,5,9,
10,11,13,14,
15,17,19,20
1,2,3,4,7,9,
11,14,15,18,
19


Решение задач на уровень - С
Задача 2. При окислении предельного одноатомного спирта оксидом меди (II) получили 9,73 г альдегида, 8,65 г меди и воду. Определите молекулярную формулу исходного спирта.
Решение:
В общем виде реакция окисления спирта выглядит так:
CnH2n+1О H + CuO CnH2nO + Cu + H2O
Из уравнения реакции следует, что количества веществ
альдегида и меди одинаковы.
n (Cu) = m/М = 8,65г/ 64 г/моль = 0,135 моль = n(CnH2nO)
Из формулы n = m/М определяем молярную массу
альдегида: М = m/ n = 9,73 г / 0,135моль = 72 г/ моль
Составляем уравнение 12 n + 2 n + 16 = 72, n = 4.
Молекулы исходного спирта и полученного альдегида
содержат одинаковое число атомов углерода, поэтому
формула спирта C4H9ОH .

Тестовые задания ПО НОВОМУ ФОРМАТУ ЕНТ
1 – вариант.
1. Несолеобразующий оксид
A) Cl13 EMBED Equation.3 1415O13 EMBED Equation.3 1415 B) СО13 EMBED Equation.3 1415 C) NO D) Р13 EMBED Equation.3 1415О E) SO13 EMBED Equation.3 1415 F) SO13 EMBED Equation.3 1415 G) SiO13 EMBED Equation.3 1415 H) СО



2. Вещество с общей формулой CnH2n:
A) 2-метилбутен-1 B) метан C) бутадиен D) бутан
E) бензол F) циклобутан G) пропен H) изопрен



3. Катионы Н13 EMBED Equation.3 1415образуются при диссоциации в растворе
A) СН13 EMBED Equation.3 1415СООН B) CuОНСl C) H13 EMBED Equation.3 1415SO13 EMBED Equation.3 1415 D) CuCl13 EMBED Equation.3 1415 E) CuSO13 EMBED Equation.3 1415 F) NaОН G) NН13 EMBED Equation.3 1415 H) H13 EMBED Equation.3 1415SіО13 EMBED Equation.3 1415

4. Правильное название вещества
A) K2CO3-поташ B) NaCl-чилийская селитра C) KCl-мел D) KNO3-галит
E) NaHCO3- каустик F) 13 EMBED Equation.3 1415-сильвинит G) NaNO3-сода H) CaCO3- карналлит

5. Формула фторида элемента, который содержит 73,0813 EMBED Equation.3 1415 фтора по массе
A) 13 EMBED Equation.3 1415 B) 13 EMBED Equation.3 1415 C) 13 EMBED Equation.3 1415 D) 13 EMBED Equation.3 1415 E) 13 EMBED Equation.3 1415 F) 13 EMBED Equation.3 1415 G) 13 EMBED Equation.3 1415 H) 13 EMBED Equation.3 1415

6. Атомную кристаллическую решётку имеет
A) H13 EMBED Equation.3 1415 B) PH13 EMBED Equation.3 1415 C) SiO13 EMBED Equation.3 1415 D) FeSO13 EMBED Equation.3 1415 E) SiC F) C G) H13 EMBED Equation.3 1415O H) CO

7. Сера входит в состав
A) малахита B) пирита C) доломита D) азурита
E) кварцита F) гипса G) магнезита H) галита
Тестовые задания ПО НОВОМУ ФОРМАТУ ЕНТ
2 - вариант

1. Физическое свойство водорода
A) при н.у. газ B) сжижается при 0°С C) бурый газ D) плохо растворяется в воде
E) в 14,5 раз легче воздуха F) ядовит, удушлив G) газ жёлто-зелёного цвета
H) тяжелее кислорода

2. Реакция присоединения
A) 13 EMBED Equation.3 1415
B) 13 EMBED Equation.3 1415
C) 13 EMBED Equation.3 1415
D) 13 EMBED Equation.3 1415
E) 13 EMBED Equation.3 1415
F) 13 EMBED Equation.3 1415
G) 13 EMBED Equation.3 1415
H) 13 EMBED Equation.3 1415

3. Вещество с общей формулой CnH2n+2
A) декан B) бутадиен C) 2-метилбутен-1 D) бутан
E) циклобутан F) метан G) пропен H) бензол

4. Реакция ионного обмена пройдёт до конца между
A) хлоридом алюминия и нитратом калия
B) хлоридом железа (II) и нитратом серебра
C) гидроксидом калия и соляной кислотой
D) хлоридом магния и сульфатом натрия
E) хлоридом натрия и азотной кислотой
F) сульфатом меди (II) и соляной кислотой
G) нитратом железа (III) и хлоридом натрия
H) сульфатом натрия и фосфорной кислотой


5. Является веществом
A) кусочек мела B) медная монета C) стальная проволока
D) капля росы E) хлор F) ртуть
G) кристалл медного купороса H) кислород



6. К физическим явлениям относят
A) потемнение серебра B) окисление металла C) облачность
D) скисание E) гниение F) плавление G) ржавление H) горение



7. Основными оксидами являются
A) 13 EMBED Equation.3 1415 B) BaO C) 13 EMBED Equation.3 1415 D) 13 EMBED Equation.3 1415 E) 13 EMBED Equation.3 1415
F) NO G) 13 EMBED Equation.3 1415 H) FeO
Тестовые задания ПО НОВОМУ ФОРМАТУ ЕНТ
3 - вариант

1. Полисахариды
A) глюкоза B) крахмал C) лактоза D) мальтоза
E) фруктоза F) сахароза G) целлюлоза H) дезоксирибоза

2. Степени окисления +2 и +4 могут проявлять элементы
A) C B) Cl C) N D) O E) Fe F) S G) Ne H) P

3. Элементы с равным числом электронных уровней в атомах
A) калий B) йод C) водород D) франций E) литий
F) фосфор G) золото H) алюминий

4. Химический элемент, не имеющий аллотропных модификаций
A) Р B) H C) N D) С E) Si F) S G) O H) В


5. Два электрона на последнем энергетическом уровне у
A) азота B) водорода C) лития D) кальция
E) магния F) калия G) кремний H) бария

6. Вещества с неполярной ковалентной связью
A) 13 EMBED Equation.3 1415 B) 13 EMBED Equation.3 1415 C) 13 EMBED Equation.3 1415 D) 13 EMBED Equation.3 1415
E) 13 EMBED Equation.3 1415 F) 13 EMBED Equation.3 1415 G) 13 EMBED Equation.3 1415 H) 13 EMBED Equation.3 1415

7. Элементы побочных подгрупп представлены электронной формой
A) 4d55s1 B) 4s24p4 C) 5s25p3 D) ... 2s22p1
E) 3s23p6 F) 3d54s2 G) 2s22p3 H) 3s23p5
Тестовые задания ПО НОВОМУ ФОРМАТУ ЕНТ
4 - вариант

1. Щелочные металлы
A) находятся в 1 группе побочной подгруппы
B) проявляют как окислительные, так и восстановительные свойства
C) легко принимая электроны, являются в основном окислителями
D) не реагируют с водой
E) расположены в правой верхней части периодической системы
F) являются восстановителями
G) содержат на внешнем энергетическом уровне один электрон
H) находятся в 1 группе главной подгруппы

2. Элементами, имеющими электронную формулу внешнего уровня ...ns2 np5, являются
A) углерод B) бром C) астат D) марганец E) водород
F) азот G) сера H) криптон

3. Гидроксильные группы содержат
A) фенол B) этанол C) бензол D) метан E) этаналь
F) ксилол G) глицерин H) толуол





4. Электролитическая диссоциация
A) способность веществ проводить электрический ток
B) процесс распада атома на протоны и нейтроны
C) распад электролита на ионы при расплавлении
D) способность веществ растворяться в воде
E) распад электролита на ионы при растворении
F) способность ионов объединяться в молекулы
G) процесс упорядоченного движения ионов
H) способность веществ окисляться

5. Металлическая связь характерна для соединений
A) азот B) сера C) йод D) осмий
E) барий F) фосфор G) висмут H) кремний

6. Сернистый газ 13 EMBED Equation.3 1415 выделяется в реакциях
A) 13 EMBED Equation.3 1415
B) 13 EMBED Equation.3 1415
C) 13 EMBED Equation.3 1415
D) 13 EMBED Equation.3 1415
E) 13 EMBED Equation.3 1415
F) 13 EMBED Equation.3 1415
G) 13 EMBED Equation.3 1415
H) 13 EMBED Equation.3 1415



7. Массовая доля углерода 54,4%, кислорода 36,4%, водорода 9,1% в формулах органических соединений
A) СН3COOH
B) СН3CH2COOH
C) СН3CH2CH2COOH
D) СН3COH
E) СН3CH2CH2COH
F) СН3CH(CH3)COOH
G) СН3C(CH3)2COOH
H) СН3CH2CH2OH

VI. Подведение итогов. Рефлексия


Рефлексия: Для чего учить? Т.е. Что дети должны научиться делать сами?






















Тестовые задания ПО НОВОМУ ФОРМАТУ ЕНТ
1 – вариант.
1. Несолеобразующий оксид
A) Cl13 EMBED Equation.3 1415O13 EMBED Equation.3 1415 B) СО13 EMBED Equation.3 1415 C) NO D) Р13 EMBED Equation.3 1415О E) SO13 EMBED Equation.3 1415 F) SO13 EMBED Equation.3 1415 G) SiO13 EMBED Equation.3 1415 H) СО



2. Вещество с общей формулой CnH2n:
A) 2-метилбутен-1 B) метан C) бутадиен D) бутан
E) бензол F) циклобутан G) пропен H) изопрен



3. Катионы Н13 EMBED Equation.3 1415образуются при диссоциации в растворе
A) СН13 EMBED Equation.3 1415СООН B) CuОНСl C) H13 EMBED Equation.3 1415SO13 EMBED Equation.3 1415 D) CuCl13 EMBED Equation.3 1415 E) CuSO13 EMBED Equation.3 1415 F) NaОН G)NН13 EMBED Equation.3 1415 H) H13 EMBED Equation.3 1415SіО13 EMBED Equation.3 1415

4. Правильное название вещества
A) K2CO3-поташ B) NaCl-чилийская селитра C) KCl-мел D) KNO3-галит
E) NaHCO3- каустик F) 13 EMBED Equation.3 1415-сильвинит G) NaNO3-сода H) CaCO3- карналлит

5. Формула фторида элемента, который содержит 73,0813 EMBED Equation.3 1415 фтора по массе
A) 13 EMBED Equation.3 1415 B) 13 EMBED Equation.3 1415 C) 13 EMBED Equation.3 1415 D) 13 EMBED Equation.3 1415 E) 13 EMBED Equation.3 1415 F) 13 EMBED Equation.3 1415 G) 13 EMBED Equation.3 1415 H) 13 EMBED Equation.3 1415
6. Атомную кристаллическую решётку имеет
A) H13 EMBED Equation.3 1415 B) PH13 EMBED Equation.3 1415 C) SiO13 EMBED Equation.3 1415 D) FeSO13 EMBED Equation.3 1415 E) SiC F) C G) H13 EMBED Equation.3 1415O H) CO

7. Сера входит в состав
A) малахита B) пирита C) доломита D) азурита
E) кварцита F) гипса G) магнезита H) галита






Тестовые задания ПО НОВОМУ ФОРМАТУ ЕНТ
2 - вариант
1. Физическое свойство водорода
A) при н.у. газ B) сжижается при 0°С C) бурый газ D) плохо растворяется в воде
E) в 14,5 раз легче воздуха F) ядовит, удушлив G) газ жёлто-зелёного цвета
H) тяжелее кислорода

2. Реакция присоединения
A) 13 EMBED Equation.3 1415
B) 13 EMBED Equation.3 1415
C) 13 EMBED Equation.3 1415
D) 13 EMBED Equation.3 1415
E) 13 EMBED Equation.3 1415
F) 13 EMBED Equation.3 1415
G) 13 EMBED Equation.3 1415
H) 13 EMBED Equation.3 1415

3. Вещество с общей формулой CnH2n+2
A) декан B) бутадиен C) 2-метилбутен-1 D) бутан
E) циклобутан F) метан G) пропен H) бензол

4. Реакция ионного обмена пройдёт до конца между
A) хлоридом алюминия и нитратом калия
B) хлоридом железа (II) и нитратом серебра
C) гидроксидом калия и соляной кислотой
D) хлоридом магния и сульфатом натрия
E) хлоридом натрия и азотной кислотой
F) сульфатом меди (II) и соляной кислотой
G) нитратом железа (III) и хлоридом натрия
H) сульфатом натрия и фосфорной кислотой


5. Является веществом
A) кусочек мела B) медная монета C) стальная проволока
D) капля росы E) хлор F) ртуть
G) кристалл медного купороса H) кислород



6. К физическим явлениям относят
A) потемнение серебра B) окисление металла C) облачность
D) скисание E) гниение F) плавление G) ржавление H) горение



7. Основными оксидами являются
A) 13 EMBED Equation.3 1415 B) BaO C) 13 EMBED Equation.3 1415 D) 13 EMBED Equation.3 1415 E) 13 EMBED Equation.3 1415
F) NO G) 13 EMBED Equation.3 1415 H) FeO











































Тестовые задания ПО НОВОМУ ФОРМАТУ ЕНТ
3 - вариант

Тестовые задания ПО НОВОМУ ФОРМАТУ ЕНТ
3 - вариант
1. Полисахариды
A) глюкоза B) крахмал C) лактоза D) мальтоза
E) фруктоза F) сахароза G) целлюлоза H) дезоксирибоза

2. Степени окисления +2 и +4 могут проявлять элементы
A) C B) Cl C) N D) O E) Fe F) S G) Ne H) P

3. Элементы с равным числом электронных уровней в атомах
A) калий B) йод C) водород D) франций E) литий
F) фосфор G) золото H) алюминий

4. Химический элемент, не имеющий аллотропных модификаций
A) Р B) H C) N D) С E) Si F) S G) O H) В


5. Два электрона на последнем энергетическом уровне у
A) азота B) водорода C) лития D) кальция
E) магния F) калия G) кремний H) бария

6. Вещества с неполярной ковалентной связью
A) 13 EMBED Equation.3 1415 B) 13 EMBED Equation.3 1415 C) 13 EMBED Equation.3 1415 D) 13 EMBED Equation.3 1415
E) 13 EMBED Equation.3 1415 F) 13 EMBED Equation.3 1415 G) 13 EMBED Equation.3 1415 H) 13 EMBED Equation.3 1415

7. Элементы побочных подгрупп представлены электронной формой
A) 4d55s1 B) 4s24p4 C) 5s25p3 D) ... 2s22p1
E) 3s23p6 F) 3d54s2 G) 2s22p3 H) 3s23p5



Тестовые задания ПО НОВОМУ ФОРМАТУ ЕНТ
4 - вариант
1. Щелочные металлы
A) находятся в 1 группе побочной подгруппы
B) проявляют как окислительные, так и восстановительные свойства
C) легко принимая электроны, являются в основном окислителями
D) не реагируют с водой
E) расположены в правой верхней части периодической системы
F) являются восстановителями
G) содержат на внешнем энергетическом уровне один электрон
H) находятся в 1 группе главной подгруппы


2. Элементами, имеющими электронную формулу внешнего уровня ...ns2 np5, являются
A) углерод B) бром C) астат
D) марганец E) водород
F) азот G) сера H) криптон

3. Гидроксильные группы содержат
A) фенол B) этанол C) бензол D) метан E) этаналь
F) ксилол G) глицерин H) толуол





4. Электролитическая диссоциация
A) способность веществ проводить электрический ток
B) процесс распада атома на протоны и нейтроны
C) распад электролита на ионы при расплавлении
D) способность веществ растворяться в воде
E) распад электролита на ионы при растворении
F) способность ионов объединяться в молекулы
G) процесс упорядоченного движения ионов
H) способность веществ окисляться

5. Металлическая связь характерна для соединений
A) азот B) сера C) йод D) осмий
E) барий F) фосфор G) висмут H) кремний

6. Сернистый газ 13 EMBED Equation.3 1415 выделяется в реакциях
A) 13 EMBED Equation.3 1415
B) 13 EMBED Equation.3 1415
C) 13 EMBED Equation.3 1415
D) 13 EMBED Equation.3 1415
E) 13 EMBED Equation.3 1415
F) 13 EMBED Equation.3 1415
G) 13 EMBED Equation.3 1415
H) 13 EMBED Equation.3 1415



7. Массовая доля углерода 54,4%, кислорода 36,4%, водорода 9,1% в формулах органических соединений
A) СН3COOH
B) СН3CH2COOH
C) СН3CH2CH2COOH
D) СН3COH
E) СН3CH2CH2COH
F) СН3CH(CH3)COOH
G) СН3C(CH3)2COOH
H) СН3CH2CH2OH







КГУ « Кокпектинская средняя школа»




Районный Семинар - практикум




Мастер – класс
для учителей химии
по подготовке к ЕНТ Нового формата







Учитель химии и биологии:
Коробаева Закия Жумабековна.








09 февраля, 2017 год.














ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА
Тема. Общая характеристика неметаллических элементов.
Неметаллы как простые вещества. Свойства неметаллов. Аллотропия.

Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность
Б. Шоу

ОПОРНАЯ СХЕМА № 1
НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Положение в ПСХЭ
Особенности строения
атомов
Закономерности
изменения свойств

Н He
В F





At

1) число валентных
·:
от__ до __
2) валентность:
от ___до ____
3) высшая СО:
от (+__) до (+__)
4) низшая СО:
от (-__ ) до (-___)

В периодах()
и
гл. подгруппах ()
а)____________: Ra
б)____________: ЭО
в) ____________ активность (неметаллическая, окислительная)



ОПОРНАЯ СХЕМА № 2
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА НЕМЕТАЛЛЫ

СОСТАВ
СТРОЕНИЕ
СВОЙСТВА

Состоят из атомов ____________________
элементов с _________________
значением ЭО, между которыми образуется
ковалентная ____________________
связь
Молекулярное


Газы, жидкости, твердые (хрупкие), низкие tпл. и tкип. ,________ растворимы в воде, не проводят эл. ток


Немолекулярное
(______________)
Очень твердые кристаллические вещества, очень
_______________ tпл. и tкип. _________________ в воде, не проводят эл. ток





3. АЛЛОТРОПИЯ – существование одного и того же элемента в виде двух и более простых веществ(аллотропных видоизменений или модификаций)
О С

ОЗОН КИСЛОРОД АЛМАЗ ГРАФИТ КАРБИН
3.1. Аллотропные модификации Оксигена
I вариант
1) общее в составе молекул _________________________________________
2) общее в свойствах_______________________________________________
II вариант
1) различие в составе молекул _______________________________________
2) различие в свойствах____________________________________________
ВЫВОД:
Наличие у Оксигена аллотропных видоизменений (кислорода и озона) обусловлено __________________________________________________________
3.2. Аллотропные модификации Карбона
ЗАДАНИЕ. Составьте таблицу «Состав и свойства алмаза и графита»(учебник О.Г. Ярошенко) , работая по вариантам
I вариант – АЛМАЗII вариант – ГРАФИТ

Признаки сравнения

Простые вещества



АЛМАЗ
ГРАФИТ

1
Особенность
кристаллической
решетки

С*(sp3)

Атомная
С*(sp2)

Атомная (слоистая)

2
Агрегатное состояние



3
Цвет



4
Твердость



5
Электропроводимость



6
Особые свойства
Хорошо преломляет свет
Жирный на ощупь

ВЫВОД:
Наличие у Карбона аллотропных видоизменений (алмаза и графита)
обусловлено ______________________________________________________
Домашнее задание: Учебник О.Г.Ярошенко
Учить § 3,4, выполнить № 1,2,6* стр.35 (письменно) Творческое задание:
«Озоновые дыры»: сущность, причины возникновения, пути решения»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА
Тема. Общая характеристика неметаллических элементов.
Неметаллы как простые вещества. Свойства неметаллов. Аллотропия.

Единственный путь, который ведет к знаниям – это деятельность
Б. Шоу

ОПОРНАЯ СХЕМА № 1
НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Положение в ПСХЭ
Особенности строения
атомов
Закономерности
изменения свойств

Н He
В F





At

1) число валентных
·:
от4 до 8
2) валентность:
от IVдоVIII
3) высшая СО:
от (+4) до (+8)
4) низшая СО:
от (-4) до (-1)

В периодах()
и
гл. подгруппах ()
а)уменьшается: Ra
б)увеличивается: ЭО
в) усиливается активность (неметаллическая, окислительная)



ОПОРНАЯ СХЕМА № 2
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА НЕМЕТАЛЛЫ

СОСТАВ
СТРОЕНИЕ
СВОЙСТВА

Состоят из атомов
неметаллических
элементов с одинаковым значением ЭО, между которыми образуется ковалентная
неполярная
связь
Молекулярное


Газы, жидкости, твердые (хрупкие), низкие tпл. и tкип. ,
мало растворимы в воде, не проводят эл. ток


Немолекулярное
(атомное)
Очень твердые кристаллические вещества, очень
высокие tпл. и tкип. , не растворимы в воде, не проводят эл. ток





3. АЛЛОТРОПИЯ – существование одного и того же элемента в виде двух и более простых веществ(аллотропных видоизменений или модификаций)
О С

ОЗОН КИСЛОРОД АЛМАЗ ГРАФИТ КАРБИН
3.1. Аллотропные модификации Оксигена
I вариант
1) общее в составе молекул _________________________________________
2) общее в свойствах_______________________________________________
II вариант
1) различие в составе молекул _______________________________________
2) различие в свойствах____________________________________________
ВЫВОД:
Наличие у Оксигена аллотропных видоизменений (кислорода и озона) обусловлено __________________________________________________________
3.2. Аллотропные модификации Карбона
ЗАДАНИЕ. Составьте таблицу «Состав и свойства алмаза и графита»(учебник О.Г. Ярошенко) , работая по вариантам
I вариант – АЛМАЗII вариант – ГРАФИТ

Признаки сравнения

Простые вещества



АЛМАЗ
ГРАФИТ

1
Особенность
кристаллической
решетки

С*(sp3)

Атомная
С*(sp2)

Атомная (слоистая)

2
Агрегатное состояние



3
Цвет



4
Твердость



5
Электропроводимость



6
Особые свойства
Хорошо преломляет свет
Жирный на ощупь

ВЫВОД:
Наличие у Карбона аллотропных видоизменений (алмаза и графита)
обусловлено ______________________________________________________
Домашнее задание: Учебник О.Г.Ярошенко
Учить § 3,4, выполнить № 1,2, стр.35 (письменно). Творческое задание:
«Озоновые дыры»: сущность, причины возникновения, пути решения»
ИНСТРУКЦИЯ № 1
1-я группа ЗАДАНИЕ.
Пользуясь таблицей № 1, ответить на вопросы:
1) укажите число неметаллических элементов;
2) укажите номера групп, где расположены неметаллические элементы;
3) в каких подгруппах размещены неметаллические элементы;
4) назовите диагональные неметаллические элементы;
5) в какой части таблицы размещены неметаллические элементы.


Таблица № 1

Группы


I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII


Периоды
H
Гидроген






He
Гелий




B
Бор
C
Карбон
N
Нитроген
O
Оксиген
F
Флуор
Ne
Неон





Si
Силиций
P
Фосфор
S
Сульфур
C
Хлорl
Ar
Аргон






As
Арсен
Se
Селен
Br
Бром
Kr
Криптон







Te
Теллур
I
Йод
Xe
Ксенон








At
Астат
Rn
Радон



ВЫВОДЫ:
1) известно _______ неметаллических элемента;
2) неметаллические элементы размещены в _________________ группах;
3) неметаллические элементы размещены в _________________ подгруппах;
4) диагональные неметаллические элементы ___________________________;
5) неметаллические элементы размещены в ____________________________углу таблицы над диагональю _______________________________________





ИНСТРУКЦИЯ № 2
2-я группа
ЗАДАНИЕ. Пользуясь таблицей № 2, ответить на вопросы:
КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО
1) число валентных электронов неметаллических элементов ;
2) валентность неметаллических элементов ;
3) высшая степень окисления неметаллических элементов;
4) низшая степень окисления неметаллических элементов;
5) приведите примеры исключений по пунктам (2), (3) и (4)
Таблица № 2

Группы


I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII


H
1s1






He
1s2




B
2s22p1
C
2s22p2
N
2s22p3
O
2s22p4
F
2s22p5
Ne
2s22p6

Валентные
электроны



4
·





Высшая
степень
окисления




+4





Низшая
степень
окисления




–4





ВЫВОДЫ:
В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО:
1) число валентных электронов неметаллических элементов изменяется от значения _______ до значения _______;
2) высшая валентность неметаллических элементов изменяется от значения _______ до значения ______;
3) высшая степень окисления неметаллических элементов изменяется
от значения _________ до значения ______________;
4) низшая степень окисления элемента определяется с помощью приема
__________________________________________________________________,
и изменяется от значения _________ до значения ______________;
способность атомов неметаллических элементов присоединятьэлектроны ___________________________________________;
5) некоторые исключения:
Оксиген, валентность _____ , степень окисления ___________
Флуор, валентность _______, степень окисления ___________,
Гидроген, валентность ______, степени окисления ___________
ИНСТРУКЦИЯ № 3

3-я группаЗАДАНИЕ. Пользуясь таблицей № 2, ответить на вопросы:
КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО
1) радиус атомов элементов ;
2) значение электроотрицательности элементов;
3) окислительная способность (способность присоединять электроны) неметаллических элементов;
4) активность неметаллических элементов;
5) в каком направлении в главных подгруппах Ra уменьшается,значение ЭО увеличивается, активность неметаллических элементов усиливается
Таблица № 3

Группы


I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII


Периоды
H
1s1






He
1s2




B
2s22p1
C
2s22p2
N
2s22p3
O
2s22p4
F
2s22p5
Ne
2s22p6





Si
3s23p2
P
3s23p3
S
3s23p4
Cl
3s23p5
Ar
3s23p6






As
4s24p3
Se
4s24p4
Br
4s24p5
Kr
4s24p6







Te
5s25p4
I
5s25p5
Xe
5s25p6








At
6s26p5
Rn
6s26p6


ВЫВОДЫ:
В ПЕРИОДАХ СЛЕВА НАПРАВО:
1) радиус атома (Ra) ________________________________________________
2)значение электроотрицательности(ЭО) ______________________________
3) окислительная способность (способность присоединять электроны)
4) активность неметаллических элементов ____________________________
5) В ГЛАВНЫХ ПОДГРУППАХ :
Ra уменьшается,значение ЭО увеличивается, активность неметаллических элементов усиливается в направлении ________________________________















"ґ  "(DFHhjl
·
·
·
·
·
·
·GRoot EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native