Сборник методических рекомендаций по проектированию учебного занятия и по педагогическим требованиям к организации, проведению и анализа открытого учебного занятия


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Сборник
методических рекомендаций
по проектированию учебного занятия
и
по педагогическим требованиям к организации, проведению и анализа открытого учебного занятия


Ульяновск
Автор составитель:
Сазонова А.А. методист техникума
Методические рекомендации предназначены:
- для преподавателей  и мастеров производственного обучения   с целью методического сопровождения  процесса реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС);
- для оказания методического сопровождения  по проектированию учебного занятия по учебным дисциплинам и профессиональным модулям с использованием деятельностно-компетентностного подхода;
- для оказания методического сопровождения по подготовке, проведению и анализа открытых учебных занятий.

Содержание
Стр.
Положение об открытом учебном занятии
Общие положения 4
Планирование открытого учебного занятия 4
Методическое обеспечение открытого занятия 5
Проведение открытого занятия 6
Обсуждение и анализ открытого учебного занятия 7
Внедрение результатов открытого занятия в
педагогическую практику. 8
Методические рекомендации по организации и проведению
открытого учебного занятия
Требования к открытому учебному занятию 9
Порядок подготовки и проведения открытого учебного
занятия 11
Материалы к анализу учебного занятия 22
Критерии и показатели анализа учебного занятия с
позиций требований ФГОС 23
Варианты алгоритма самоанализа учебного занятия 24
Примерная форма для самоанализа учебного занятия 27
Примерные формы анализа учебных занятий с позиций
требований ФГОС 28
Методические рекомендации по проектированию
учебного занятия
Характеристика изменений в деятельности педагога по
проектированию учебного занятия, работающего по ФГОС 33
Теоретическая модель этапов учебного занятия на основе
деятельностно-компетентностного подхода 34
Структура современного урока 35
Основные типы учебных занятий 39
Примерная разработка учебного занятия 42
Лист наблюдения и оценка учебного занятия 45
Литература 47
Положение об открытом учебном занятии 
1.1. Общие положения.
Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании»; Уставом «Ульяновского многопрофильного техникума».
Настоящее положение распространяется на все ступени образования, в которых предусмотрено проведение открытого учебного занятия.
Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта, результатом методической работы педагога, действенным элементом учебного и воспитательного процессов в техникуме
Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательного процесса, анализ дидактической эффективности использования средств обучения, обобщения приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.
Задачей педагога, демонстрирующего открытое учебное занятие, является оценка эффективности применяемых технологий, методов, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, создание собственной системы учебно-воспитательной работы.
Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.
В начале учебного года составляется график проведения открытых учебных занятий. Председатель методического совета техникума составляет единый график проведения открытых учебных занятий. Утвержденный график проведения открытых учебных занятий доводится до сведения педагогов.
Основным критерием для оценки эффективности открытого занятия должны быть качество знаний, умений и практического опыта, приобретенных обучающимися и студентами под руководством педагога. 
1.2.  Планирование открытого учебного занятия
На Методическом совете в конце учебного года проводится анализ взаимопосещений занятий педагогов методических цикловых комиссий,  определяется опыт, который оправдал себя на практике и может быть показан в следующем учебном году.
На основании обсуждения творческого опыта педагогов членами комиссии составляется план проведения открытых занятий с целью обобщения их опыта.
При составлении плана проведения открытого урока целесообразно поручать в первую очередь опытным, творчески работающим педагогам. Так же должны привлекаться  к открытым урокам и молодые преподаватели, у них есть интересные поиски, педагогические находки.
При планировании открытых занятий  определяется конкретная методическая цель каждая из них - общая или частная.
При планировании открытых учебных занятий следует равномерно распределять их по учебному году. Нецелесообразно  планировать их на сентябрь и первую неделю каникул (адаптационные периоды).
Педагоги представляют разработанные сценарии проведения учебного занятия.  Тема и форма проведения которого определяется самим педагогом самостоятельно. Необходимыми условиями проведения открытого учебного занятия являются использование любых компонентов УМК   программ и средств ИКТ.
Требования к содержанию сценария занятия. Сценарий должен содержать следующие обязательные разделы:
Тема;
Группа и профессия;
Форма проведения;
Цели и задачи (с указанием ПК и ОК);
План занятия с указанием тематических блоков и частей, необходимого времени для реализации каждой части;
Вопросы и задания;
Ход занятия;
Технические средства обучения;
Использованные компоненты УМК (для педагога и студентов);
Другие дидактические материалы;
Методическая литература;
Интернет-ресурсы;
Самоанализ.
 
1.3. Методическое обеспечение открытого занятия.
Полный комплект  документов, определяющих методическое обеспечение занятия, готовится не позднее, чем за неделю до его проведения.
В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического
Методическая цель открытого занятия формулируется в соответствии с методической темой педагога.
Методическая разработка или методические рекомендации к открытому занятию должны отражать вопросы организации и методики учебно - воспитательного процесса на занятии.
Педагог, готовящий открытое  занятие, рассматривает в методической разработке учебно-воспитательный процесс в свете тех педагогических задач которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на обучающихся, студентов и способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценивать всю систему работы и вызвали желание ее усовершенствовать.
Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.
Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям разработок занятия
Подготовленная и оформленная методическая разработка после утверждения на заседании методической цикловой комиссии представляется на рассмотрение Методического совета и сдается в методический кабинет.
1.4. Проведение открытого занятия.
За одну неделю до проведения занятия педагог или председатель методической цикловой комиссии ставит в известность заместителя директора по НМР о проведении открытого учебного занятия.
Открытое учебное занятие проводится в деловой обстановке.
Приглашенные входят в группу до звонка, занимают заранее  подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание обучающихся, студентов и без помех наблюдать за действиями педагога и обучающихся, студентов.
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятия, не выражать в присутствии обучающихся и студентов своего отношения к работе педагога, ведущего его.
Приглашенные в процессе наблюдения должны проследить: как педагог, ведущий занятие, достигает поставленной цели;  с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы; каковы результаты его деятельности.
Результаты наблюдений отражаются в бланке «Лист  наблюдений открытого занятия»
1.5. Обсуждение и анализ открытого учебного занятия
Обсуждение открытого занятия проводится в день его проведения.
Организует обсуждение председатель цикловой комиссии или ответственное за подготовку занятия лицо.
Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь педагогу увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.
При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер: об отдельных приемах работы, о конкретных  моментах данного занятия, не уводить обсуждение от поставленной цели.
Обсуждение следует проводить в следующей последовательности:
- педагог, проводивший занятие;
- приглашенные преподаватели;
- руководитель методического  объединения;
- представитель администрации, ответственный за методическую работу ;
- преподаватель, проводивший занятие.
Первое слово предоставляется педагогу, который проводил открытое занятие. Он должен четко раскрыть цели учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические заключения по проведению занятия и содержанию подобранного материала. Выступление педагога должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы.
Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, оценить занятие с позиции дидактических принципов, обратить внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность использования наглядных пособий и дидактических материалов. В ходе обсуждения можно отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать рекомендации по совершенствованию системы работы.
 Оценка сценария урока осуществляется с учётом следующих критериев:
соответствие программе;
методическая проработка плана и хода занятия;
полнота и разнообразие используемых материалов по теме;
доступность и оригинальность подачи материала;
методы и приемы организации деятельности обучающихся и студентов;
мотивация деятельности учащихся;
разнообразие используемых технических и программных средств;
соответствие итогов поставленной цели;
тиражируемость (возможность использования коллегами).
В заключении выступают председатель цикловой комиссии и представитель администрации. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено присутствующими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают вывод о целесообразности использования представленного опыта.
При анализе открытого занятия все выступающие должны оценить воспитательную роль занятия (ОК), его значение. Тон обсуждения должен быть деловой и доброжелательный. Необходим живой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают не только желание критически оценить работу коллеги, но и творчески использовать его опыт в работе.
После выступления присутствующих слово вновь предоставляется педагогу, проводившему открытое занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем не согласен и почему, доказывает свою точку зрения.
Хорошо организованное обсуждение помогает прийти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам.
1.6. Внедрение результатов открытого занятия в педагогическую практику.
На основе обсуждения и анализа открытого учебного занятия подводятся итоги посещения
Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и предложений относятся к воплощению передового педагогического опыта.
Результаты открытого занятия доводятся до сведения всего педагогического коллектива на педагогическом совете техникума. В решении педагогического совета включаются конкретные предложения и рекомендации по использованию опыта.
Система открытых занятий должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику передовых форм и методов обучения и воспитания.
Сценарии лучших уроков  хранятся в  архивах методического совета и размещаются на сайте методического объединения  техникума.
Педагогу выдаются справки (отзывы) о проведённых открытых занятиях, которые размещаются в портфолио педагога.
Методические рекомендации по организации и проведению
открытого учебного занятия
2.1. Требования к открытому учебному занятию
Открытые уроки и воспитательные мероприятия – одна из важных форм организации методической работы. В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых занятий.
Открытое учебное занятие  в отличие от обычных – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный учебный процесс. На открытом учебном занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи. Применение методического приема или метода обучения. В этом смысле открытое учебное занятие – средство распространения позитивного или инновационного опыта.
Открытое учебное занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим занятие. Формулировки методической цели разнообразны. Например, «Ознакомление педагогов с методикой развития у обучающихся и студентов навыков решения учебных задач» или «Показать посещающим занятие методику организации учебной деятельности в группах» и т.д.
К подготовке и проведению открытых учебных занятий предъявляют ряд требований. На них педагоги обеспечивают высокую эффективность учебно-воспитательного процесса.
Урок педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта. Открытые учебные занятия посвящаются только актуальным проблемам методической науки.
Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. Однако в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.
Открытое учебное занятие обязательно должно иметь новизну.
Новизна может относиться к содержанию учебного материала или методикам его изучения. Занятие как форма организации учебного процесса само может содержать новое, например, особую структуру. В любом случае оно должно содержать новое для посещающих, ибо то, что хорошо использует сам педагог, нет смысла наблюдать коллегам.
Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог. Его индивидуальная проблема должна быть связана с общей методической проблемой учебного заведения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.
Открытое учебное занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагог, показывающий его, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.
При проведении соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых учебных занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим учебно-воспитательной работы
Открытое учебное занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков обучающимся и студентам.  Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение оставшуюся часть.
Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной обучающихся, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Нельзя сажать посетителя рядом с обучающимися: обучающийся, сидящий за одной партой с посторонним, вряд ли сможет сконцентрировать внимание на содержании учебного материала.
Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованиям часто пренебрегают: иногда в группе из 25 обучающихся сидят 15-20 педагогов. Отметим, что посещение занятия хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для педагога, и для обучающихся, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям.
Открытые учебные занятия и их содержание не должны противоречить учебным программам. Нельзя непомерно расширять содержание учебного материала, чтобы показать новую методику, недопустима организация изучения проблем, не включенных в программу. Не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на изучение темы.
Рекомендуется сообщить обучающимся о проведении открытого занятия (самое меньшее, накануне). Это подготовит обучающихся к ситуации, когда на занятие будут сидеть посетители.
Открытые учебные занятия проводятся в соответствии с планом методической работы учебного заведения. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки.

Порядок подготовки и проведения открытого учебного занятия
Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных занятий. Однако необходимость достижения методической цели открытого учебного занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели через выполнение целей – освоения обучающимися знаний, умений и навыков, изучение которых запланировано. И самоанализ занятия он осуществляет в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и усвоения обучающимися учебного материала. Анализ занятия посещающими также отличается от оценки при проверках работы педагога или при изучении его педагогического опыта.
Выбор тем, позволяющих применить новое, осуществляется на основе анализа содержания программы и учебника. Поскольку состав знаний тем различен, методика их изучения также будет отличаться. Например, если методическая цель открытого занятия относится к обучению работе с письменными источниками, в том числе с учебником, выбирается тема, позволяющая наиболее полно раскрыть приемы организации изучения учебника, дополняя информацией из других источников.
Выбор методических приемов, методов обучения, ИКТ и т.д., способствующих реализации методической цели. Поскольку методики обучения предоставляют вариативные возможности использования средств обучения, педагог на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание. Даже в том случае, когда нововведение (т.е. демонстрируемое посетителям) относится к процессуальной стороне учебного процесса (т.е. к методике), педагог должен определить, что из ранее использованного (общепринятого) он будет применять.
Планирование открытого учебного занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. Не отличающийся в структурном отношении от обычных занятий. Открытое учебное занятие имеет методическую цель, достижению которой подчиняется и содержание учебного материала и формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и студентов. По возможности планы занятий, усовершенствованные и отредактированные совместно с председателем МК тиражируются для предоставления посетителям.
Наблюдения на открытом учебном занятии. В отличие от посещения занятий с целью контроля или поиска элементов новизны, в опыте педагога на открытых занятиях наблюдают новую методику, предлагаемую педагогам.
Соответственно, другие стороны учебного процесса не становятся предметом изучения (хотя и негативные, и позитивные стороны не остаются незамеченными посетителями). Наблюдающий занятие определяет сочетаемость нового с широко используемыми на практике средствами обучения, их функциональное изменение в сочетании с вновь вводимым. Изучает возможность достижения предлагаемой новацией целей обучения с меньшими затратами времени и сил, эффективность (или жизнеспособность) ее устанавливается позитивным влиянием на развитие системы знаний, умений и навыков, практического опыта. При наблюдениях на открытом занятии посещающий его педагог также отвечает на вопросы, сможет ли он применить предлагаемое в своем опыте, каковы границы его применения, возможны ли негативные последствия, какие дополнительные источники информации нужно изучить для применения в своей работе и т.д.
Таким образом, посещающий открытое учебное занятие педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он, возможно спонтанно, одновременно подвергает оценке и свою деятельность.

Несколько признаков нетрадиционного занятия:
Изменение временных рамок - нерегламентированное занятие.
Место проведения занятия - не только аудитория учебная, но и цех, театр, музей и т.п.
Использование внепрограммного материала, углубленное проблемное рассмотрение взятой темы.
Организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством, как обучающихся, студентов, так и самого преподавателя.
Возможность привлечения организации и обеспечения необходимого содержания людей разных профессий.
Создание эмоционального подъема обучающихся и студентов, ситуации успеха для каждого из них с учетом его возрастных, личностных особенностей, индивидуальных способностей и интересов.
Обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к занятию и на занятии.
Создание временной инициативной группы, групп «специалистов» из числа обучающихся и студентов при подготовке к открытому занятию... и т. д.
Методику нестандартных занятий нельзя скопировать. В каждом конкретном педагогическом случае она будет специфична. Основа организации форм обучения представляет сочетание организационных форм техникума (классно-урочная система). Это сочетание очень разнообразно, подвижно и зависит от содержания обучения и от дидактической задачи. Сегодня они очень разнообразны:
Это занятие - деловая, ролевая игра.Занятие - конференция, пресс - конференция.Занятие - соревнование, состязание.Занятие - КВН.Занятие - творчества.Занятие - бенефис.Занятие - конкурс.Интегрированное занятие .Бинарное занятие.Занятие - экскурсия.Занятие - путешествие.Занятие - литературная гостиная.Занятие - «Следствие ведут знатоки».Занятие - «Суд идет».Занятие - референдум.Занятие - «Спрашивай - отвечаем» и другие. Особая трудность для преподавателей во время подготовки к открытому учебному занятию возникает при обозначении целей.
Цель занятия - это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут педагогом и обучающимся, студентом в конце занятия. Триединая цель занятия - это сложная составная цель, вбирающая в себя, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели занятия сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться педагогом и обучающимся, студентом, и если она определена неточно или педагог плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности занятия трудно говорить.
Триединая цель занятия - основа целесообразной деятельности на занятии не только педагога, но и обучающихся, студентов, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм занятию. Она определяет характер взаимодействия педагога и обучающегося, студента на занятии, а реализуется не только в деятельности педагога, но и в деятельности обучающихся, студентов и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед группой в ученическом варианте.
ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого занятие никогда не превратиться в целостную систему.
ТЦУ носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если занятие четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение занятия не связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении "дерева целей" занятия, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи учебно-воспитательных моментов - рубежами ее достижения
Что же представляет собой состав ТЦУ? Как мы уже не раз упоминали, цель занятия триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим каждый из них:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
Учить и научить каждого обучающегося самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат! 
Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность. 
Формировать навыки, практический опыт - точными, безошибочными действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. 
Формировать умения - сочетание знаний и навыков, практического опыта, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. 
Формировать то, что обучающийся и студент должен познать, уметь в результате работы на занятии. 
"...целесообразно при планировании образовательной цели занятия указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков, практического опыта предлагается достигнуть на данном занятии: репродуктивного, конструктивного или творческого"
РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для педагога аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко педагог стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому занятию, забывая, что развитие обучающихся происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели занятия может быть сформулирован для триединых целей нескольких занятий, а иногда и для занятий целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
Развитие речи: Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение обучающимися и студентами художественными образами, выразительными свойствами языка. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ - показатель интеллектуального и общего развития выпускника. 
Развитие мышления: Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит обучающихся и студентов мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно. 
Учить анализировать, 
учить выделять главное, 
учить сравнивать, 
учить строить аналогии, 
обобщать и систематизировать, 
доказывать и опровергать, 
определять и объяснять понятия, 
ставить и разрешать проблемы. 
Овладение этими методами и означает умение мыслить 
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. 
Занятие обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности обучающихся и студентов. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга, то есть общих компетенций.
"Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений обучающихся и студентов к различным явлениям окружающей жизни, с которыми он сталкивается на занятии. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель занятия будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из занятия в занятие, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
С какими же нравственными объектами вступает студент во взаимодействие на занятии?
Прежде всего - это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться преподавателем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке - непреходящая задача учителя.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет обучающийся, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность. Третий объект- общество и коллектив. Отношение обучающегося к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения обучающихся и студентов к коллективу, к группе. Бережное отношение к имуществу техникума и учебным пособиям, максимальная работоспособность на занятии - в этом студент проявляет себя как член общества. Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на занятии, является труд.
Отношение студента к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию педагога на занятии.
И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на занятии, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему труду.
Подготовка открытого занятия.
Подготовка к открытому занятию проводится в соответствии с требованиями оптимальной методики проведения занятия: анализ содержания учебного материала; анализ особенностей конкретной группы на данном занятии; выбор форм, методов и средств обучения; краткое описание хода занятия в соответствии с требованиями плана учебного занятия. Выбор темы открытого занятия преподаватель делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию учебной деятельности студентов на разных этапах занятия.
Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения открытого занятия. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:
- методика использования персонального компьютера в решении практических задач;
- методика организации самостоятельной работы студентов;- активизация познавательной деятельности студентов на занятиях (практических, КПР, лабораторной работе...) в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом.- методика использования ТКТ в процессе изложения нового материала, проверки знаний, межпредметных связей.
В соответствии с методической целью занятия, преподаватель выбирает такой учебный материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства, и технологии по которой работает преподаватель. При подготовке к открытому занятию преподаватель должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической, научно-технической и методической литературы, применить результаты посещения технических или методических выставок, передовых предприятий. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным, позволит студентам быть в курсе современных достижений.
Материально-техническое оснащение занятия необходимо продумать и подготовить заранее. Следует подготовить и испытать в действии приборы и оборудование, технику, ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание студентов, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на уроке. Будьте скромны и не нагружайте занятие наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы должны работать на учебную цель занятия.
План открытого занятия, методическая документация к нему подробно обсуждаются председателем методической комиссии, если открытое занятие проводится для преподавателей МК. Коллеги должны оказать необходимую помощь педагогу в подготовке открытого занятия.
Методическое обеспечение открытого занятия.
Полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, включает следующие документы (могут дополняться в зависимости от вида и типа учебного занятия):
- журнал
- календарно-тематический план;
- план учебного занятия;
- конспект лекции;
- комплект материалов по разнообразным видам контроля;
- дидактический, раздаточный материал;
- задания для самостоятельной работы;
- комплект видеоматериалов;
- варианты задач или вопросов для выдачи заданий для внеаудиторной самостоятельной работы;
- методическая разработка или рекомендации по проведениюоткрытого занятия.
К открытому занятию необходимо составить план занятия с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают преподаватель и студенты (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных на урок). План занятия должен отразить все основные этапы, основные виды деятельности, как студентов, так и преподавателя, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план открытого учебного занятия должен стать опорой для самоанализа и анализа.
В зависимости от формы обучения, типа занятия подбираются соответствующие составляющие методического обеспечения.
Открытое занятие, как говорилось уже выше, является демонстрацией опыта преподавателя над педагогической темой или проблемой, поэтому наличие поставленной методической цели занятия, соответственно педагогической теме, желательно. Таким образом, методическая цель становится доминантой занятия, его методическим стержнем.  Методическая разработка или методические рекомендации к открытому занятию должны отражать вопросы организации и методики учебно-воспитательного процесса на занятии.
Педагог, готовящий открытое занятие, рассматривает в методической разработке учебно-воспитательный процесс в свете тех педагогических задач, которые положены в основу занятия, чтобы используемые методы и средства воздействия на студентов, способы организации их деятельности помогли другим педагогам критически оценить всю систему работы, и вызывали желание её усовершенствования. 
Структура методической разработки должна содержать пояснительную записку, структуру занятия, подробный конспект (сценарий) занятия, образцы дидактического материала, список используемой литературы и т.д.  В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед преподавателем, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.  Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими преподавателями.
Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям данного пособия.
Подготовленная и оформленная методическая разработка после рассмотрения на заседании методической комиссии и утверждения сдается в методический кабинет.
Проведение открытого занятия.
За 2 недели до проведения открытого занятия преподаватель вывешивает сообщение (объявление) о нем.
Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке. Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание студентов и без помех наблюдать за действиями преподавателя и студентов. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход занятий, не выражать в присутствии студентов, своего отношения к работе преподавателя, ведущего его.
Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью каких методических приемов и средств обучения реализует требования учебной программы, каковы результаты его деятельности.
Обсуждение и анализ открытого учебного занятия.
Обсуждение открытого занятия проводиться в день его проведения.
Организует обсуждение председатель цикловой комиссии или лицо, ответственное за подготовку занятия. Цель обсуждения - оценка правильности постановки занятия, целесообразность выбранных методов и средств, помощь преподавателю увидеть отдельные методические приемы, их эффективность с точки зрения поставленных задач.
При обсуждении занятия вопросы должны носить конкретный характер (об отдельных приемах и методов работы, о конкретных явлениях данного занятия) не уводить обсуждения от поставленной цели. Обсуждение рекомендуется проводить в следующей последовательности:
Преподаватель, проводивший занятие 
Приглашенные преподаватели
Председатель комиссии
Представитель администрации, ответственный за методическую работу
Первое слово предоставляется преподавателю, который проводил занятие. Он должен четко раскрыть цель учебного занятия, обосновать выбор методов и средств, качество их применения, сообщить критические замечания по проведению учебного занятия и содержанию подобранного материала. Дать характеристику уровня знаний, успеваемости студентов, место занятия в системе занятий, обосновав выбранные формы организации и тип занятия.
Выступление преподавателя должно помочь присутствующим понять его педагогический замысел, особенности применяемых им методов и приемов, ведущие идеи, которые лежат в основе системы его работы. Развернутый самоанализ занятия не только продемонстрирует присутствующим педагогическую и методическую грамотность педагога, но и предопределит возникшие в ходе занятия вопросы.
Выступающие должны детально разобрать достоинства и недостатки занятия, обратить особое внимание на достижение поставленных целей обучения, воспитания и развития, на эффективность применяемых методов, целесообразность использования ИКТ.
Необходимо тщательно оценить занятие с позиции реализации дидактических принципов. Обязательно в ходе обсуждения отметить недостатки, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию системы работы.
В заключении выступает председатель методической комиссии, методист. Они подводят итоги обсуждения, отмечают, что было упущено выступающими, дают оценку приемам и методам, использованным на занятии, отмечают глубину раскрытия поставленной методической цели открытого учебного занятия и делают выводы о целесообразности использования представленного опыта.
При анализе выступающие должны оценить воспитательную роль занятия, его значение. Содержанием и организацией, такое занятие способствует воспитанию качеств, необходимых будущему специалисту. Тон обсуждения должен быть деловой и благожелательный. Необходим деловой обмен мнениями, дискуссия, которые вызывают желание не только оценить критически работу коллег, но творчески использовать его опыт в работе. После выступления присутствующих, слово вновь предоставляется преподавателю, проводившему занятие. Он отмечает, какие замечания принимает, с чем он не согласен и почему, доказывает свою точку зрения. Хорошо организованное обсуждение помогает придти к единому мнению по принципиальным методическим вопросам, внедрить результаты открытого занятия в педагогическую практику.
Все, присутствующие на открытом занятии, сдают заполненные бланки анализа учебного занятия председателю методической комиссии или ответственному за проведение занятия или методисту. Методическая разработка по открытому учебному занятию и анализ выводов и предложений относятся к воплощению передового педагогического опыта.
Система открытого занятия должна поддерживать все новое, передовое, что рождается в труде педагогического коллектива, способствовать внедрению в практику прогрессивных форм и методов обучения и воспитания студентов техникума.
2.3.Материалы к анализу занятия
Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения обучающегося в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
План анализа занятия
Причина посещения занятия (отмечается одна из причин)
- плановое посещение;
- внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения)
Цель посещения занятия (отмечается одна из целей)
- знакомство с педагогом;
- комплексное наблюдение за работой педагога;
- наблюдение за работой педагога в связи с определенной проблемой или решением определенной задачи (указывается проблема или задача)
- наблюдение за работой группы, отдельных обучающихся и студентов;
- диагностика затруднений преподавателя;
- диагностика затруднений группы;
- контроль (указывается форма контроля)
- подготовка к аттестации;
- аттестация;
- психолого-педагогическое наблюдение;
- другое (указывается цель посещения)
2.4.Критерии и показатели анализа занятия с позиций требований ФГОС
1. Соответствие структуры урока положениям системно-деятельностного подхода:
наличие мотивационного, операционального и рефлексивно-оценочного этапов,
участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания,
осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.
2. Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных.
3. Технологичность структуры занятия:
диагностичность цели и задач,
адекватность всех компонентов цели занятия,
соответствие цели и результата,
критериальная оценка результата,
строгая логика действий педагога и обучающихся, студентов.
Оптимальный отбор содержания:
ценностные ориентиры,
научность, доступность,
отражение межпредметных связей,
практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.
2.5. Варианты алгоритма самоанализа учебного занятия
1. Характеристика группы.
А) Здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры группы.
Б) Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития обучающихся и студентов: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
В) После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных обучающихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, педагога, семье, коллективу.
Г) После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности обучающихся и студентов группы: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий техникума, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
(Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе занятия давать столь подробную характеристику группы, в котором он проходил. Однако самоанализ занятия педагога отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретную группу, но и на конкретных обучающихся и студентов)
2. Затем анализируются внешние связи занятия: устанавливается место и роль данного занятия в изучаемой теме; характер связи занятия с предыдущими и последующими занятиями.
3. Характеристика триединой цели занятия с опорой на характеристику группы, чего надо добиться в знаниях и умениях, ПК и ОК исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на обучающихся и студентов; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
4. Характеристика замысла занятия (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его обучающиеся и студенты, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи педагога при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на занятии воспитывающие и развивающие задачи.
5. Как было построено занятие, исходя из его замысла? Характеристика этапов, выделение учебно-воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход занятия, на формирование конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению педагога, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата занятия; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).
7. Функциональный аспект анализа; определяется, насколько структура занятия соответствовала поставленной цели, замыслу занятия, возможностям группы. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности педагога и обучающегося, студента; анализируется соответствие стиля отношений педагога и обучающихся и студентов успешному формированию конечного результата занятия.
8. Оценка конечного результата занятия: оценка качества знаний, умений и практического опыта, полученных обучающимися и студентами на занятии, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом занятия. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач занятия; выводы и самооценка занятия.
Из чего же складывается анализ учебного занятия?
 1. Первое, что должен сделать педагог, анализирующий свое учебное занятие, - определить его место в теме и в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для обучающихся после занятия.
 2. Попытаться соотнести поставленные цели учебного занятия педагогом с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
 3. Определить уровень формирования на занятии знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
 4. Ответить на вопрос, что нового дало данное занятие для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
 5. Подумать, насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития обучающихся и студентов, специфике группы? Адекватна ли была организация деятельность обучающихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?
 6. Попробовать оценить степень активности студентов на занятии. Сколько раз и кто из них выступал на занятии, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию, что из этого получилось? При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности обучающегося и студента при оценке его работы, сравнения его с другими, данной группы с другими группами.
 7. Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес обучающиеся и студенты на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности обучающихся на занятии? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами обучающиеся и студенты?
 8. Ответить на вопрос, как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт обучающихся и студентов, и насколько актуальным для них был учебный материал занятия?
 9. Очень важным для занятия является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью обучающихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на занятии, как контролировалась домашняя работа обучающихся и студентов? Весь ли труд обучающихся был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
 10. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как обучающийся и студент его записали? Продумана ли его проверка?
 11. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников занятия, характер их общения.
 12. Наконец, немаловажным является настроение педагога после занятия. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих измерений? Что теперь, после того, как занятие прошло, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?
        Надо помнить, что многие неудачи занятия связаны с настроением обучающихся и студентов после предыдущего занятия. Поэтому далеко не лишне постараться узнать о проблемах обучающихся и студентов еще до своего занятия. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.
 И еще необходимо помнить о том, что каким бы ни было занятие, требовалось определенное мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми занятие обладало. 
2.6. Примерная форма для самоанализа учебного занятия.
Прежде чем требовать от педагога умелого и грамотного самоанализа, необходимо ознакомить педагогический коллектив с его методикой. Памятка-алгоритм для самоанализа занятия преподавателям предусматривает ответы на следующие вопросы:
Каков замысел, план данного занятия и почему он является таким?
Каково место занятия в теме, разделе, курсе?
Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается?
Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными предметами?
Каким образом были учтены программные требования к занятию?
Как были учтены особенности содержания занятия преподавателями в выборе форм, методов и средств обучения?
Почему был избран именно этот тип занятия?
Какие особенности обучающихся и студентов были учтены при подготовки к занятию и почему?
Какие задачи ставились и решались на занятии и почему?
Почему была избрана именно такая структура занятия?
Как осуществлялось управление учебной деятельности обучающихся и студентов (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к обучающимся и студентам на занятии?
Какие условия были созданы для проведения занятия:
- учебно-материальные
- морально-психологические
- гигиенические
- эстетические
- временные (как осуществлялась экономия времени)?
7. Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе занятия? Если да, то, какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?
8. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи и избежать при этом перегрузки обучающихся и студентов?
9. Каковы причины успехов и недостатков проведенного занятия?
10. Что в данном занятии стоило бы изменить, сделать по другому?
11. Какие выводы из результатов занятия необходимо сделать на будущее?
12. Какова общая самооценка занятия преподавателем?
Примерные формы анализа учебных занятий с позиций требований ФГОС
Учебная дисциплина_____________________________________________ Преподаватель____________________________
Профессия ______________________Группа____ Присутствовало ________
Количественные показатели оценки урока:
а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла. Максимальный балл – 21.
Возможно оценивание в промежуточных баллах при затруднении выбора показателя. 1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б); 2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в).
Показатели Баллы Прим.
Целеполагание.
а) Цели и задачи занятия сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы. б) Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД. в) Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта обучающихся и студентов. Отражают формирование УУД. 2. Содержание.
а) Содержание учебного материала не вполне адекватно целям и дидактическим принципам выбранного УМК. б) Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК. в) Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты. 3. Логика организации учебно-познавательной деятельности.
а) Этапы занятия прослеживаются плохо. Нет логических переходов. б) Этапы занятия выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени. в) Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная. 4. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
а) Методы организации УД недостаточно адекватны задачам занятия. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности обучающихся и студентов практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно. б) Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. Структура методов в основном продумана и логична. в) Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально стимулирует познавательную активность обучающихся и студентов, учтены их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК. 5. Формы организации учебно-познавательной деятельности
а) Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности обучающихся и студентов. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности. б) Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение обучающихся и студентов в другие формы организации УД (индивидуальную, групповую, коллективную деятельность). в). Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность обучающихся и студентов в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности. 6. Организация контрольно-оценочной деятельности
а) Контроль слабо обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность педагога. Критерии оценки не называются или имеют общий характер. б) Организация контроля обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе, но обучающиеся и студенты не включены в ситуации самоконтроля и самооценки в) Организация контроля рациональна. Критериальный подход к оценке деятельности. Обучающиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания. 7. Результаты проведенного занятия
а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение обучающихся в формировании УУД и знаний прослеживается очень слабо. б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются недостаточно в) Соответствует поставленным целям и диагностичен в аспекте ЗУН и УУД. Высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект. Итого баллов Дата ___________ Посетившие учебное занятие ПР (Ф.И.О. подпись)
_______________________
_______________________

Схема анализа занятия по ФГОС (Ф.2)
Группа____________________________________________________________
УД, ПМ_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тема занятия____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Этапы анализа Баллы
1. Основные цели занятия: Образования, развития, воспитания Реализация ПК и ОК. Прослеживается ли реализация поставленных педагогом целей занятия? 2. Организация занятия: тип, структура, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения занятия его содержанию и поставленной цели. 3. Каким образом педагог обеспечивает мотивацию  изучения данной темы (учебный материал) 4. Соответствие занятия требованиям ФГОС: 4.1. Ориентация на новые образовательные стандарты. 4.2. Нацеленность деятельности на формирование   УУД 4.3. Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. 5. Содержание занятие: 5.1. Научная правильность освещения материала на занятии, его соответствие возрастным особенностям 5.2. Соответствие содержания занятия требованиям программы. 5.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся и студентов с целью развития  познавательной активности и самостоятельности. 5.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи. 6. Методика проведения занятия: 6.1. Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся и студентов. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации. 6.2. Какие методы использовались педагогом. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай»,  «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») 6.3. Соотношение деятельности педагога и деятельности обучающихся. Объем и характер самостоятельной работы. 6.4. Какие из перечисленных методов познания использует педагог (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.) 6.5. Применение диалоговых форм общения. 6.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний обучающихся и студентов 6.7. Осуществление обратной связи: ученик-учитель. 6.8 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. 6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. 6.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. 6.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. 6.12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки. 7. Психологические основы занятии: 7.1. Учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и студентов и зоны их ближайшего развития. 7.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. 7.3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. 7.4. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. 8. Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.. 9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности педагога (отсутствия шаблона) Итого: За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично,  2- в полном объёме. Дата
Инспектирующий
3.Методические рекомендации по проведению учебного занятия
3.1. Характеристика изменений в деятельности педагога по проектированию учебного занятия, работающего по ФГОС
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к учебному занятию Педагог пользуется жестко структурированным конспектом учебного занятия Педагог пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
При подготовке к учебному занятию педагог использует учебник и методические рекомендации При подготовке к учебному занятию педагог использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь педагога Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени учебного занятия)
Главная цель педагога на учебном занятии Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность обучающихся:
- по поиску и обработке информации;
- обобщению способов действия;
- постановке учебной задачи и т.д.;
Обеспечение направленности учебного занятия на формирование соответствующих ОК и ПК
Формирование заданий для обучающихся (определение деятельности обучающихся) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д.
Методы, приемы и формы деятельности Преимущественно объяснительно-иллюстративные, фронтальная форма деятельности Преимущественно активные методы, разнообразные стратегии и стили обучения, групповая и/или индивидуальная формы деятельности
Роли педагога. Нестандартное ведение учебного занятия Транслятор знаний. Источник информации Педагог в роли модератора, тьютора, фасилитатора. Учебное занятие ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), учебное занятие проходит с поддержкой тьютора
Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями обучающихся может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (обучающиеся изготавливают учебный материал. Проводят презентации и т.д.)зонирование учебных аудиторий, создание обучающей среды: физической, методической, психологической
Результаты обучения Предметные Не только предметные результаты (знания и умения), но и личностные. ОК и ПК
Нет портфолио обучающихся Создание портфолио
Основная оценка – оценка педагога Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
Важны положительные оценки обучающихся по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения обучающихся относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
3.2. Теоретическая модель этапов учебного занятия на основе деятельностно-компетентностного подхода
Организационно-мотивационный этап (итоги внутреннего учета ИВУ – 10%)
- мотивационная установка предстоящей деятельности, создание устойчивого интереса к предстоящей деятельности приобретению нового опыта
- совместная постановка целей занятия: ясность и конкретность поставленных целей
- определение плана деятельности
Этап самостоятельной работы по получению новой информации и нового опыта деятельности (60%)
- активное включение в целесообразную деятельность по освоению
нового опыта
- активное взаимодействие и общение в процессе учебно-
познавательной деятельности между обучающимися, педагогом и
обучающимися
Рефлексивный этап (30%)
- определение уровня приобретенного опыта и усвоенного учебного
Материала
- демонстрация усвоения изученного материала и полученного опыта деятельности
- оценка динамики результатов обучения обучающихся относительно самих себя, оценка педагогом
3.3.Структура современного занятия
Цели учебного занятия - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. Цели урока должны быть поставлены конкретно и диагностично на основе принципов обучения, таких как:
- сознательность и активность обучающихся и студентов;
-систематичность и последовательность;
-доступность изложения;
-связь теории с практической деятельностью и т.д.
Задачи урока (учебного занятия):
- обучения - обеспечить в ходе занятия, усвоение, повторение, систематизацию предметных знаний (понятий, закономерностей, законов, фактов) ; создать условия для формирования функциональных умений и способов действий, на материале конкретного фрагмента занятия продолжить формирование мировоззрения, показать познаваемость мира и его закономерностей, причинно-следственные связи явлений природы и общества и.т.д.;
- воспитания - сделать акцент на вопросах темы, способствующих воспитанию у обучающихся ответственности, достоинства, патриотизма, гуманизма и других нравственных качеств ; умения делать ценностный выбор; в процессе работы на занятии развивать чувство коллективизма, навыки самоконтроля; познакомить с элементами эстетики учебного труда и т.д.;
- развития: научить обучающихся и студентов выделять главное в тексте, сравнивать и находить общее и отличное в явлениях, сопоставлять, обобщать, составлять таблицы и алгоритмы; развивать навыки культуры устной и письменной речи;
- в целях развития познавательного интереса, радости познания, эмоций обучающихся и студентов, необходимо планировать на уроке проблемные ситуации, познавательные споры, парадоксальные демонстрации, интересные исторические справки, воздействующие на чувства, эмоциональную сферу обучающихся и студентов; развивать самостоятельность обучающихся и студентов, трудолюбие, умение преодолевать трудности в учении;
- задачи формирования политехнических культуры предполагают формирование и развитие умений вести вычисления по предложенным формулам, составлять алгоритмы, решать с помощью уравнений текстовые задачи с практически значимой фабулой, формирование умений работы с измерительными и чертежными инструментами, рассмотрение задач с недостаточными или избыточными данными;
- задачи развития культуры мышления и речи предполагают: развитие языка, как адекватного выражения мысли, формирование умение выражать мысли логично и последовательного, в четкой форме.
Учитывая специфику образовательного процесса в учреждениях НПО и СПО, рассмотрим примерную структуру учебного занятия по предметам профессионального цикла. Однако данный подход можно реализовать и при проектировании учебных занятий по предметам общеобразовательной подготовки в ПОУ
Примерная структура учебного занятия теоретического обучения по предметам и дисциплинам профессионального цикла
Организа-
ционный компонент Дидактический компонент Компонент содержания учения и поддержки
1. Вводная часть (5-7 минут) Ценностно - целевая ориентация; мотивация деятельности учения Предоставление обучающимся информации о наименовании и уровне усвоения учебного материала; усвоение обучающимися образа конечного результата.
2. Основная часть ( 80 минут):
1.Обеспечивающая стадия
2. Формирующая стадия
3. Результативная стадия
1.1 Цель:
- деятельности обучающихся;
- деятельности преподавателя;
1.2 Содержание:
- деятельности обучающихся;
- деятельности преподавателя;
1.3 Методы реализации целей 1-й стадии
1.4 Средства реализации целей 1-й стадии
1.5 Формы педагогического взаимодействия субъектов процесса учения и поддержки
2.1 Цель:
- деятельности обучающихся;
- деятельности преподавателя;
2.2 Содержание:
- деятельности обучающихся;
- деятельности преподавателя;
2.3 Методы реализации целей 2-й стадии
2.4 Средства реализации целей 2-й стадии
2.5 Формы педагогического взаимодействия субъектов процесса учения и поддержки
3.1 Цель:
- деятельности обучающихся;
- деятельности преподавателя;
3.2 Содержание:
- деятельности обучающихся;
- деятельности преподавателя;
3.3 Методы реализации целей 3-ей стадии
3.4 Средства реализации целей 3-ей стадии
3.5 Формы педагогического взаимодействия субъектов процесса учения и поддержки
Формирование теоретической основы учебной деятельности;
предоставление обучающимся учебных материалов о методах, способах, приёмах учебной деятельности;
Усвоение знаний о типовых конструкциях, технологиях, методах, способах, приёмах, правилах учебной деятельности; закрепление обобщённых знаний путём решения учебных задач, заданий, ситуаций; формирование теоретических основ учебной деятельности путём воспроизведения по памяти каждым обучающимся самостоятельно;
предоставление обучающимся учебных материалов; организация коллективной и индивидуальной учебной деятельности; оценка сформированности теоретических основ учебной деятельности;
Проблемные методы учения; эвристический диалог; метод учебных задач; диалогическое общение; рефлексия;
Комплекты проблемных задач, знаний, ситуаций, проблем; комплекты учебных задач,
Фронтальная- при постановке задач, при планировании и организации деятельности обучающихся;
парная -при моделировании коллективной деятельности; индивидуальная – при самостоятельном выполнении заданий, решении задач;
Формирование психологической готовности к переносу теоретических основ в конкретные условия учебной, учебно-практической деятельности и профессиональной деятельности;
предоставление обучающимся учебного материала по конкретной деятельности учения
Формирование умений учебной деятельности, учебно-практической деятельности на основе первичных умений и способов деятельности;
предоставление обучающимся учебных материалов; организация коллективной учебной деятельности, индивидуальной учебной деятельности;
Проблемные методы учения; метод проектов; метод решения учебных задач; диалогическое обучение; модульное обучение;
Комплекты проблемных задач, заданий, ситуаций, паспорт проектов;
Парная – при моделировании коллективной деятельности; индивидуальная – при моделировании индивидуальной деятельности; групповая – при формировании материализованных умений
Совершенствование первичных умений; формирование продуктивных ( творческих) умений и способов действий;
предоставление обучающимся рабочих мест для формирования способов деятельности с помощью упражнений;
Формирование творческих способов деятельности на основе производственных технологий, приёмов, действий;
Формирование творческих умений и навыков; предоставление обучающимся заданий; технологической документации для выполнения конкретных практических работ; оценка сформированности умений каждым обучающимся;
Упражнения; лабораторные и практические работы;
Схемы, чертежи, материалы, инструменты; технологические карты, производственные задания;
Коллективная : в группах, в составе бригад квалифицированных рабочих; выполнение самостоятельной работы под руководством квалифицированного рабочего;
3. Заключительная часть ( 5-8 мин) Оценочно-мотивационная деятельность преподавателя Сообщение о достижении заданного уровня усвоенности учебного материала; объявление оценок по результатам индивидуальной деятельности обучающихся; ознакомление с целью следующего учебного занятия
3.4.Основные типы занятий:
1. Учебное занятие изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Учебное занятие закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Учебное занятие комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Учебное занятие обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Учебное занятие контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и практического опыта.
 Структурные элементы учебного занятия
ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи
1. Организация начала занятия. Подготовка обучающихся и студентов к работе на занятии. Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся, студентов в деловой ритм.
2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми обучающимися и студентами, выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение мотивации и принятия обучающимися и студентами цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность обучающихся и студентов к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся и студентов с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся и студентов.
6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.
8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки обучающегося и студента оценке педагога. Получение обучающимися и студентами информации о реальных результатах учения.
10. Рефлексия. Мобилизация обучающихся и студентов на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость обучающихся и студентов в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися и студентами в соответствии с актуальным уровнем их развития.
 Этапы комбинированного учебного занятия:
Организация начала занятия
Проверка выполнения домашнего задания
Всесторонняя проверка знаний
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов занятия.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.  
Этапы других типов занятий включают как обязательные этапы:
Организация начала урока
Подготовка к активному усвоению нового учебного материала.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении
В качестве основного этапа выступает этап, отвечающий основной обучающей цели данного урока.
3.5. Примерная разработка учебного занятия
А) Учебное занятие по ...
Дата .... группа……. профессия………………………
Преподаватель .....
Тема урока ...
Тип урока -
Методика проведения занятия:
Деятельность обучающихся и студентов
Цели:
Задачи учебного занятия
Для  педагога………. Для обучающихся……………
 Обучения, развития, воспитании, ПК, ОК
Учебно - познавательная деятельность
Этапы урока (время) Деятельность обучающегося и студента Деятельность педагога
Краткое содержание занятия:
Б) Форма учебного занятия
Профессия___________________________________________________
(предмет)______________________________________________
Тема программы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема учебного занятия __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Учебные элементы __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Профессиональные компетенции:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие компетенции_______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели:
Обучения:
-сформировать __________________________________________________________________
________________________________________________________________
- обеспечить усвоение знаний ____________________________________________________________
__________________________________________________________________
-устранить пробелы в знаниях ____________________________________________________________
- обобщить и систематизировать __________________________________________________________
__________________________________________________________________
Развития: способствовать развитию познавательных умений, творческих способностей, воображения, наблюдательности, внимания, физических качеств (нужное подчеркнуть)
Воспитания: интерес к предмету, профессии, ответственность, самостоятельность
__________________________________________________________________
Средства :
- стенды __________________________________________________________________
- плакаты, таблицы _________________________________________________________________
- ТСО __________________________________________________________________
- карточки-задания _________________________________________________________________
- учебники, карты _________________________________________________________________
- модели, муляжи, макеты ________________________________________________________________
- инструкции __________________________________________________________________
-др._______________________________________________________________
Методы: объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный (нужное подчеркнуть)
Формы: фронтально-групповая, бригадная, парная, индивидуальная
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Вводная часть: проверка подготовленности обучающихся к занятиям;
оформление журнала, рапорта;
сообщение темы занятия, цели, УЭ, ПК, ОК, уровни
усвоения
Основная часть: Заключение:
Сообщение о достижении цели занятия;
Объявление оценок;
Задание на подготовку к следующему занятию
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Преподаватель(мастер)
Дополнительно: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.6. Лист наблюдения и оценка учебного занятия
Профессия_________________________________________________________Группа____________   Дата  _____________
Посещающий ____________________________________
Ф.И.О. педагога ______________________________
Предмет _________________________
Кол-во обучающихся в группе _______  На занятии ___________
Тема учебного занятия: ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Цели занятия: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Требование к деятельности педагога оценка Требования к работе обучающихся
и студентов оценка
хор удов неуд хор удов неуд
1. Организационный момент       1. Внимание обучающихся на различных этапах занятия:
а) в начале занятия
б) в конце занятия      
2. Повторение и проверка знаний       2. Активность обучающихся
а) при опросе;
б) при изучении нового материала;
в) при закреплении      
3. Теоретический уровень изложения:
а) научность
б) логичность
в) систематичность
г) доступность
д) последовательность       4. Раскрытие темы       3. Наличие учебной мотивации      
5. Отбор материала       4. Прочность знаний, умений, навыков      
6. Организация внимания обучающихся       5. Самостоятельность суждений      
7. Организация развития мыслительных процессов       6. Отношение к педагогу      
8. Создание условий обучения:
а) учебно-материальные
б) гигиенические
в) морально-психологические
г) эстетические       7. Культура труда      
8. Речь обучающихся      
9. Активная позиция обучающихся      
9. Воспитательная сторона урока:
а) стимулирование положительного отношения обучающихся к учению
б)  реализация воспитательной цели
в) НРК       10. Самоконтроль      
11. Дисциплина:
а) готовность  к занятию
б) во время занятия
в) во время самостоятельной работы
г) во время объяснения
д) во время подачи домашнего задания
е) реакция на звонок      
10. Создание условий психологической комфортности:
а) педагогический такт
б) речь педагога       11. Реализация индивидуального похода       Примечания:
12. Расчет времени       13. Организация самостоятельной работы       14. Объективность оценивания       15. Домашнее задание       16.  Самооценка учебного занятия педагогом       Выводы:  _________________________________________________________
_____________________________________________________________
Рекомендации:     ________________________________________________
______________________________________________________________
Роспись посетившего  _______________________
Интернет ресурсы:
http://rudocs.exdat.com/docs2/index-576293.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/605435/http://www.cap.ru/HOME/61/obraz/5/Metod%2001.htmhttp://rudocs.exdat.com/docs/index-63211.htmlhttp://pages.marsu.ru/iac/resurs/burkova/himia/urok/rek_otkr_yr.htmlhttp://inka.duma.midural.ru/poleznoe/poleznoe_article_03.html