Бинарный урок Особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом













Итоговая аттестационная работа
слушателя курсов
Костиной Ольги Владимировны.
Бинарный урок по биологии и ИЗО
для учащихся 8 класса
специальной (коррекционной) школы VIII вида
«Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом»


















январь, 2014г.

Ход урока:

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Оргмомент

приветствует класс, проверяет готовность к уроку

занимают рабочие места


2. Мотивация и целеполагание (введение в новую тему)

определяет проблему, мотивирует познавательную деятельность учащихся, акцентирует внимание на цели урока

принимают личностно значимый мотив, помогают формулировать цели изучения темы


3. Изучение нового материала

организует работу с текстом учебника и беседу по её итогам

работают с текстом учебника, выбирая нужную информацию


4. Первичная проверка знаний

акцентирует внимание на новых терминах, предлагает ученикам повторение по цепочке

повторяют новые понятия, воспроизводят то, что удалось запомнить на уроке

5. Обобщение и систематизация



6. Контроль и проверка знаний.

Организует работу по контрольным вопросам
Отвечают на заданные вопросы


7. Рефлексия

мобилизует учеников на самооценку их деятельности на уроке

оценивают себя в процессе деятельности

8. Подведение итогов урока.

Подводит итоги, выставляет оценки



9. Домашнее задание

предлагает домашнее задание

записывают домашнее задание













Тема: «Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом».
 
Цели: усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями; научить приводить примеры птиц.

Задачи:
1.Познакомить учащихся с классом птиц, учить выделять существенные признаки внешнего строения, связанные с полётом, дать определение птицам.
2. Развивать устную связную речь учащихся, обогащать их словарный запас; развивать представления, воображение, внимание, правильное восприятие иллюстраций; развивать интерес к изучению предмета через выполнение различных дифференцированных заданий; формировать умения анализировать, обобщать; развивать мелкую моторику.
3. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, пернатым; осуществлять экологическое и эстетическое воспитание, воспитывать целенаправленное внимание, интерес к учению, самостоятельность.
Структура урока:
1.     Организационный момент.
2.   Мотивация и целеполагание
3.     Изучение нового материала:
-  Определение птиц.
- Приспособления к полёту.
4.    Обобщение и систематизация..
5 Рефлексия.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
 
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и индивидуальная

Методы урока: Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский
 Форма урока: урок - исследование
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: Таблицы с рисунками птиц, чучела птиц.      Видеофильм: «Разнообразие птиц» (можно использовать любой видеофрагмент о птицах без звука, а текст прочитать учителю). Выставка книг (см. список в конце конспекта).
К уроку подготовлена мультимедийная презентация.
 
Конспект урока.

1.Оргмомент:
Приветствие. Проверка готовности рабочих мест учеников к уроку.

2.Мотивация и целеполагание:
Учитель биологии: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о самых загадочных, удивительных созданиях природы - о птицах. Эпиграфом к уроку послужат слова Конфуция: «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели каждый день, что такое красота». (Слайд 1)
И урок будет необычный, нетрадиционный.
Его нетрадиционность заключается в том, что мы совершим виртуальную исследовательскую экспедицию в загадочный и великий «Мир Птиц», вместе с «Клубом кинопутешествий». (Слайд 2)
Это наша первая экспедиция и первое знакомство с птицами, сегодня мы откроем лишь некоторые их тайны. А необычность заключается в том, что мы одновременно проводим урок биологии и изобразительного искусства, потому что они взаимосвязаны по одной теме. Ну а тему урока вы попробуете сформулировать сами, чуть позже.

  Итак, в путь! (просмотр фрагмента видеофильма о птицах) Видеоролик

Учитель биологии: Разнообразие птиц на Земле так велико, что с трудом поддаётся описанию. Наш мир обеднел бы без их звонких песен, игры красок и пышного щегольства оперенья.
Вы только представьте себе: на нашей планете живет более 100миллиардов птиц – цифра, потрясающая воображение.
Они окружают нас повсюду, украшая собой всю Землю, не меньше, чем самые яркие цветы, позолоченная осенняя листва или голубые зеркала озёр.
Среди них есть мудрецы и жестокие агрессоры, добродушные тихони и весёлые артисты, великие труженики и настоящие лентяи.
Иногда это очень маленькие птички, размером всего на всего с пчелу (колибри), а иногда настоящие гиганты – страусы, рост которых может достигать почти до 3 метров, а вес – превышает 150 кг.
Мир птиц полон удивительных тайн и замысловатых загадок, которые всегда привлекают наше внимание к себе.
А сколько написано поговорок и легенд о птицах. Например, красивая легенда о лебединой верности, о птице счастья, птице фениксе.
А количество стихов и песен о птицах, где воспевается многоликость этих чудных созданий, невозможно подсчитать.
 
Когда ночами,
полные печали,
звучат у моря крики журавлей,
И дымкою туман плывёт в морские дали,
тоскую я о Родине моей.
 
Не правда ли красиво?!
Мы всегда испытываем трепетное восхищение пред лицом чудес в мире пернатых.
Конечно, птицы удивительны, птицы красивы, но самое-то главное – они летают! Именно они подарили нам волнующую идею полёта!
С незапамятных времён, людям свойственно было мечтать о полёте. Что только не придумывали
Как бы хотелось прямо сейчас взмахнуть руками и полететь! Но, к сожалению, это возможно только во сне.
Парить, перелетать с места на место, наслаждаться ощущением воли и простора могут только они: «РОЖДЁННЫЕ ЛЕТАТЬ»
 Учитель биологии: Итак, мы познакомились с этими удивительными созданиями природы, получили первоначальные сведения о птицах и сейчас попробуем раскрыть их некоторые тайны внешнего строения, связанные с полетом и сформулировать тему урока.
(Ответы детей)
Учитель биологии: Правильно!

Тема урока: «Особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом». (Слайд 3)

 
3. Изучение нового материала:
 
I часть исследовательской экспедиции в «Мир птиц». Кто такие птицы? (Слайд 4)

Учитель биологии:   В первой части исследовательской экспедиции мы с вами должны выяснить «А кто же они такие птицы?» Посмотрите на них?
 
Далее беседа с учащимися по следующим вопросам:
 
Учитель биологии:         Почему птиц нельзя спутать с другими животными?    На основании чего мы можем сказать, что птица – это птица?    Какие у вас есть мнения на этот счет?
 
Предполагаемые ответы учащихся:
1.     Птицы летают. (Слайд 5, 6)

Но только ли птицы летают? Летают также насекомые, млекопитающие (летучие мыши, белки–летяги), летающие рыбы. Но самыми хорошими летунами бесспорно признаны птицы. Можем ли мы утверждать, что умение летать – главная особенность птиц?
(умение летать - не главная особенность птиц)
 
2.     Птицы имеют крылья. (Слайд 5, 6)

Крылья также имеют насекомые, летучие мыши. Можем ли мы утверждать, что наличие крыльев – главная особенность птиц?
(наличие крыльев – не главная особенность птиц)

3.    
·Птицы имеют клюв. Но только ли птицы имеют клюв? Клюв также имеет морской моллюск – осьминог. Значит это тоже не главная особенность птиц. (Слайд 7)
 
4. Птицы поют. Но поют и дельфины, касатки, значит и это не главная особенность птиц. (Слайд 9)

5. Птицы вьют гнезда. Да, птицы вьют гнезда, но есть такие птицы, которые откладывают яйца прямо на камни, а еще вьют гнезда некоторые рыбы, делает гнездо оса. Значит это тоже не главная особенность птиц. (Слайд 8)
6. Птицы откладывают яйца. Но откладывают яйца и крокодилы и черепахи и некоторые змеи. Значит это тоже не главная особенность птиц. (Слайд 10)

7. Птицы имеют перья.
Потому птиц называют пернатые. Ни у одних животных населяющих Землю нет перьев, кроме птиц.
Учитель биологии: Ребята, как вы думаете, а какая самая главная отличительная особенность птиц из всех перечисленных?
(наличие перьев)
      Исходя из наших выводов, давайте попробуем составить определение птицам.
 
Птицы – это позвоночные животные, с постоянной температурой тела, обладающие способностью к полету, покрытые перьями и имеющие клюв. (Слайд 11)
 
Учитель биологии:  Таким образом, мы с вами дали определение птицам.
 
II часть исследовательской экспедиции: Приспособления птиц к полету.  (Слайд 12)

Учитель биологии:  Какие же они всё-таки своеобразные эти птицы – «Рожденные летать». Рассмотрим строение тела сизого голубя. (Слайд 13)
Отделы тела: голова, шея, клюв, туловище, крылья, хвост, ноги.
А другие птицы имеют такое же строение тела? (да)
Найдите те же части тела у другой птицы (например, у сокола). (Слайд 14)

Значит, какой вывод мы можем сделать о строении тела всех птиц? (внешнее строение птиц одинаково)

 Выясним, слагаемые успеха, позволяющие летать.

Отделы тела
Предполагаемые ответы

1
Голова
Небольшая, округлой формы


Глаза.
(Слайд 13)

По бокам головы, третье веко (мигающая перепонка) защищает от инородных частиц, попадающих в них во время полета.



Клюв
(Слайд 15)
Состоит из надклювья и подклювья, одет роговым чехлом. В связи с изменением в строении передних конечностей хватательные функции у птиц выполняет клюв.
Клюв птиц имеет разную форму, это связано с разными способами питания и использования в жизнедеятельности птиц.



Ноздри
(Слайд 13)
Расположены у основания надклювья.



Ушные отверстия
(Слайд 13)


2
Шея.
(Слайд 13)
Очень подвижная.


3
Туловище.
(Слайд 13)
Плавный переход отделов тела друг в друга, то есть обтекаемая форма тела. Обтекаемую форму тела птицам придает перьевой покров. Старательно уложенные перья придают птице хорошо обтекаемый контур так, чтобы рассекаемый воздух не препятствовал сопротивлению перьев.


4
Хвост.
(Слайд 13)
Выполняет функцию руля.


5
Конечности
(Причуды стопы)



Задние конечности – ноги
(Слайд 16)
– Задние конечности - ноги, пальцы с когтями, цевка с роговыми чешуйками, (у кого еще есть роговые чешуйки). У пресмыкающихся. Считается, что предки птиц были рептилиями, похожими на ящериц, и вели древесный образ жизни. (Слайд 17) Стопа состоит из 4 пальцев (3 пальца вперед, один назад) (Слайд 16), исключения: совы и дятлы – 2 вперед, 2 назад, стриж – 4 вперед. (Слайд 18)   Наличие цевки – длинной прочной кости, не имеющей мускулатуры. Обеспечивает точную координацию движений.   


Передние конечности - крылья
Передние конечности – крылья. «Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством. Крыло – это весло птицы, с помощью которого она плывет по воздушному океану», писал великий Леонардо Давинчи. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу (разность давлений над крылом и под крылом). (Слайд 19)
–       Сокол Сапсан, для увеличения скорости движения прижимает крылья к телу, когда устремляется за добычей с небес и достигает при этом скорость 180км/ч. (Слайд 20)
–       Альбатрос – самая крупная из летающих птиц, у которых крылья имеют вытянутую форму и размах до 3 метров, потому часами может парить над океанами, не сделав ни одного взмаха. (Слайд 21)
–       Колибри – может занимать почти вертикальное положение, стоять в воздухе на одном месте и даже двигаться назад, за счет того, что их крылышки бьются с частотой 80 взмахов в секунду. (Слайд 22)
–       А бывают ли птицы без крыльев? Нет! Бескрылых птиц в природе не бывает, хотя не всякие крылья годятся для полета.
У Пингвинов – они выполняют функцию ласт. (Слайд 23)
У Страусов – крылья используются для брачных танцев.
(Слайд 24)
У Новозеландского Киви – они очень малы и полностью спрятаны среди оперения, так что снаружи не видны. (Слайд 25)


6
Покровы тела - перьевые.

«Перья – вот единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу. Именно перья сделали возможным птичий полет. Так как мы с вами находимся в исследовательской экспедиции, то сейчас рассмотрим и исследуем перья. (Слайд 26)
- сравнить по форме, цвету, размеру (разные), есть стержень,
волоски – бородки, ими цепляются друг за друга, как молния застежка – придают форму телу. (Слайд 27)
- отрежьте кончик, рассмотрите срез – похож на трубочку, там пусто, значит легкое.
Учитель берет лист бумаги, держит за край, ученик дует снизу, лист держится в воздухе. Так и птицы, расправив крылья, скользят по воздушным потокам.
- перья держат тепло. (Слайд 28, 29)
А знаете ли вы, сколько у птицы перьев? (Слайд 30 ) Перьев у птиц очень много: у лебедя их насчитали 25216, причем 80% на голове и шее; у курицы – 8325; у воробья зимой – 3550, а летом – 3150. (Слайд 31)
Итоги исследования: (Слайд 32) Тело птицы хитроумно устроенный аппарат и важную роль в нем играют перья.
Большие перья на крыльях помогают летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревает тело. Перья хвоста помогают держать равновесие, делать повороты, остановку.



Физминутка.

4. Обобщение и систематизация

III. часть исследовательской экспедиции: Обработка и фиксирование результатов исследования.

Итак, мы с вами исследовали особенности внешнего строения птиц, связанные с полетом. Для того, чтобы обобщить и систематизировать полученные данные, нам нужно вернуться из виртуального путешествия в школу и зафиксировать результаты на бумаге. А поможет вам в этом Маргарита Аркадьевна – учитель изобразительного искусства.

5. Рефлексия: давайте попробуем оценить нашу работу на уроке:
достигли ли мы цели урока?
кому работа на сегодняшнем уроке показалась очень трудной?
кто почти всё запомнил с урока?
Кто сразу не смог всё запомнить – не страшно, т.к. эта тема не такая уж и лёгкая, кроме того особенности птиц, связанные с полетом мы будем изучать и на последующих уроках и у вас будет возможность все осмыслить и запомнить.
6. Подведение итогов урока:
На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания, полученные на уроке. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните «Мир – прекрасен!»
Благодарю вас за урок. Вы - молодцы. Скажите себе: «Я – молодец, я думал, я – старался, я – делал открытия».
7. Домашнее задание:











Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315