Доклад Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 18 г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан













Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении







Подготовила
Воспитатель
Низамова С.Г.


















2015 год

«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом».
С. Михалков


В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Начиная работу над этой темой, я задала себе вопрос: в чём проявляются патриотические чувства у детей? Как они могут это выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Проведя анализ знаний детей, пришла к выводу, что дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях народных традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе; у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьёй.

Основное направление моей работы - это движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину. Таким образом, путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике «от близкого к далёкому» - от любви к родителям (точнее к родному дому), к детскому саду, к улице, к городу до любви к родной стране
Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи:
- формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком, членом семейного сообщества. Занятия «Что означают наши имена», «Моя мама - лучше всех», « Мой папа - солдат» позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают у детей сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
- направляя содержание детской деятельности на чувственную сферу ребёнка, влиять на его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу (в группе , в детском саду), людям, труду, своим обязанностям. Детский сад должен стать детям домом, в котором бы ребёнок себя хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало бы воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной , насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтоб ребёнок полюбил бы свой сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребёнку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий. Если воспитателям удаётся сделать детский сад вторым домом, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

- воспитывать гражданско-патриотические чувства через знакомство с городом, его историей, достопримечательностями, страной, изучение государственной символики России, Татарстана, города Лениногорска. «. Большая роль отводится пешим экскурсиям по близлежащим улицам. Дети знакомятся с их названиями, узнают, почему или в честь кого они так названы, рассматривают здания разного назначения. В игре «Жилое нежилое» закрепляют полученные знания.

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины. Для этого проводятся знакомства с выдающимися людьми нашего города, героями- земляками прошлого и настоящего времени. Такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, в их честь воздвигнуты памятники.

-формировать у родителей понимание того, что права ребёнка –это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны. Дети имеют право на:
1. Право на жизнь
2. Право на бесплатную медицинскую помощь
3, Право на бесплатное образование
4. Право на отдых
5. Право на индивидуальность
6. Право на любовь
7. Право на воспитание в семье
8. Право на имя и гражданство

Формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
Экскурсии в музеи города. Так ежегодно воспитанники нашего детского сада посещают краеведческий музей, музей средней образовательной школы № 6, музей гимназии № 11, музей Дома Детского творчества. Детям понравилось посещение Военного комиссариата г. Лениногорска, где с экскурсионной беседой выступил сотрудник военкомата.
Целевые прогулки к памятникам (посетили памятник Габдулле Тукая, Вечный огонь, аллея героев, прошлись по улицам, носящих имена героев Советского Союза)
Проведение тематических мероприятий по патриотическому воспитанию, таких как «День Победы», «День Защитника Отечества», «День пожилого человека», «День матери», подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам, конкурсы рисунков, изготовление сувениров, альбомов.
Во время занятий использование и рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
Создание мини- музея в детском саду, где активное участие принимают родители воспитанников со сбором экспонатов.
В группах созданы национальные уголки, в которых имеется символика Татарстана и России, куклы в национальных костюмах, альбомы с подбором иллюстраций и информацией о культуре разных народов, населяющих Поволжье. Ведь воспитание любви к своему Отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов.
Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов, организация сезонного земледельческого труда в природе, где воспитывается бережное отношение к природе, ко всему живому; Любовь к природе - одно их проявлений любви к Родине. Мы постоянно проводим наблюдения, которые развивают интерес к природе, учим замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни даем детям разнообразные знания о природе нашей страны, используем иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий мы показываем очарование пейзажа, учим ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству «Золотая осень», «Осенняя ярмарка», конкурсы рисунков «Золотая осень в лесу», конкурс поделок «Дары осени».

В детском саду у нас проходят тематические вечера совместно с родителями: «Добрые слова и добрые дела»; «Книги наши друзья»; «Конкурс чтецов», беседы детьми, составления рассказов на различные темы: «Мой любимый детский сад», «Почему я люблю свой город», «Мои родители - самые лучшие». Проводятся выставки семейного рисунка «Лениногорск глазами детей и родителей», «Папа-самый лучший друг» совместные рисунки и творческие работы детей и родителей по военной тематике «Дорогами войны», «Лента памяти», благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями, детьми, сотрудниками детского сада.
В патриотическом воспитании детей ориентиром в моей педагогической деятельности является детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, я разделила весь материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Татарстан- Родина моя», «Наша страна -Россия, её столица, символика», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники Отечества», используя их во всех видах детской деятельности (познавательной, продуктивной, игровой), учитывая возможности детей, их интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы я реализую через проектный метод развивающего обучения. Мною разработаны проекты: «Моя малая Родина», «Путешествие в прошлое». В тематическое планирование входят разделы: «Путешествие в историю». , «Быт и традиции», «Этих дней не смолкнет слава» и т.д. , которые тесно связаны с конкретным событиям и праздникам в детском саду, городе, стране ( например, в августе (перед празднованием Дня города) - знакомство с родным городом, в котором мы живём, в феврале (перед Днём защитника Отечества) - развлечение «Будущие защитники».
Знакомя детей с бытом и традициями русского и татарского народа, стараемся вызвать интерес к исконно народным традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Активно вводим в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Одним из важных аспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к своей стране. Свою любовь к родным местам, представление о том, каким трудом заняты люди, чем они знамениты, какая природа этих мест – все это в своей работе мы передаём детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Используемая литература:

1. Князева О. Л, Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. 2 изд. СПб. Детство-Пресс. 1998.
2. Пименова И.К. , Россоха И.Н. Рождение Руси. Пособие для развивающего обучения - М. ЗАО Изд-во ЭКСПО-Пресс. 1998.
3. Забылин М.Русский народ. Полная иллюстрированная энциклопедия. Праздники, обряды и обычаи. М. Изд-во Экспо. 2005
4. Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб. Изд-во «Азбука-классика». 2003
5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской. - М: ТЦ Сфера, 2004.











15