Консультация для родителей Тема : Какие развивающие игры ( математические) нужны детям старшего дошкольного возраста.


КОНСУЛЬТАЦИЯ
для  родителей
 «Какие развивающие игры ( математические ) нужны детям старшего дошкольного возраста?».
                                                                          Подготовила и провела:
                                                       Воспитатель: Мамаева Людмила Борисовна
                                                                                     
Возраст от 6 до 7 лет – важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника.
Седьмой год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и интеллектуальных сил, развитием способности к целенаправленной систематической коллективной деятельности, произвольной регуляции своего поведения.
  Переход детей в подготовительную группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания - они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную (игра, труд, обучение на занятиях) деятельность, основной задачей которой является воспитание начал общественной направленности, накопление опыта коллективной жизни. Программа, методы обучения на занятиях постепенно приобретают характер учебной деятельности (темп занятий, их последовательность и организация, воспитание у детей элементарных навыков учебной работы). Игра всё чаще оказывается не только содержанием свободного времени, но и выступает в качестве одного из видов интересной и полезной деятельности, средством воспитания доброжелательного общения, положительных взаимоотношений детей, нравственного поведения.
  «Зачем детям математика?».
 «Математика выявляет порядок, симметрию и определённость. Это важнейшие виды прекрасного.» (Аристотель.)
 «Природа формирует свои законы языком математики»- Эти слова принадлежат Г. Галилею. Действительно, изменения, процессы, происходящие в пёстром мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов объектов (что позволяет, решив задачу в общем виде, не решать её в каждом следующем частном случае заново). Самый простой пример: 3+2 всегда 5, о чём бы не шла речь - о песчинках или планетах, о морях или цветах. Эту идею можно дать детям.
 Знакомство с математикой даёт первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону. Математика даёт возможность увидеть, что порядок и определённость, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребёнка и его интеллект. Основная цель занятия математикой – дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
 Вводя детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, напомнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. В сказках числа играют тоже большую смысловую роль.
 Знакомя детей с формой, важно не столько добиться запоминания названия геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Идею симметрии не нужно формировать, но нужно организовать опыт работы ребёнка так, чтобы он мог видеть много примеров симметрии. Это же касается отношения подобия в природе, линии, цвета.
 Развитие чувства пропорции и чувства ритма также имеет отношение к математике.
  Поупражняться в счёте поможет игра в «Магазин». Вы будете выполнять роль продавца: продавать штучный товар, считать его и называть стоимость покупки. А ребёнок отсчитывать деньги (фишки) и пересчитывать товар, так как продавец иногда ошибается.
 Формирование элементарных математических представлений, в конечном счёте есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребёнке. Важно, чтобы знакомство ребёнка с математическими понятиями происходило в обычной реальной жизни, на обычных предметах, чтобы ребёнок увидел, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами по себе.
 
«Как организовать игры детей с использованием занимательного математического материала?».
 Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада и семьи, повышения педагогической культуры родителей. Это в полной мере относится и к обогащению содержания семейного воспитания.
 Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному материалу поможет решить ряд педагогических задач.    
 Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует становлению и развитию интеллектуальных и личностных проявлений, самовыражению, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.
 Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами сложности, присущая занимательной задаче, интересна детям.
 Достижение цели игры – составить фигуру, модель, дать ответ, найти фигуру – приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности ребёнка в получении результата. Всё это способствует формированию готовности к школьному обучению.
 Интерес к конечному результату, правильному ответу стимулирует активность, проявление нравственно – волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведения начатого дела до конца, поиск ответа до получения качественного результата).
 Упражнения в решении занимательных задач, игры на составление фигур – силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Умение зрительно и мысленно анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы решения и планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за действиями и соотносить их с поставленными задачами, оценивать полученный результат. Решение практических задач с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать умственные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведёт к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур – силуэтов из специального набора «ТАНГРАМ»).
 Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряжённого обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.
 Особое место занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.
 Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга, треугольника. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
 Игра «ТАНГРАМ» - одна из несложных игр. Называют её и «Головоломкой из картона», «Геометрическим конструктором». Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8 на 8 см. из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается : 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и собственному замыслу.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня развития сенсорного. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путём, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путём разрезания и составлять их из частей.
 Руководство процессом составления должно быть направлено на развитие умения предвидеть сочетание фигур, изменения в их расположении и форме составляемого силуэта.
 В обучении детей воссозданию фигур-силуэтов из частей игры «ТАНГРАМ» последовательность усложнений заданий можно представить следующим образом: от овладения элементарными способами зрительного анализа дети переходят к усвоению способов мысленных действий, выполнение которых имеет большое значение для его общего развития и подготовки к школе.
  
 
                      ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА
1. В. В. Данилова, Н. А. Пискарёва.
    «Развитие элементарных математических представлений».
2. Т. И. Ерофеева.
    «Математические представления».
3.Т. И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В. П. Новикова.
«Математика для дошкольников». Книга для воспитателя детского сада. М. Просвещение 1992.
4.Л. С. МЕТЛИНА. Занятия по математике в детском саду. Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Пособие для воспитателя детского сада. М. Просвещение. 1985.
5. А. М. ЛЕУШИНА.
«Математика в детском саду». Методика формирования у дошкольников математических представлений.1986.