Конспект урока:«Особенности строения, размножения прыткой ящерицы в связи с жизнью на суше»

Тема урока: Особенности строения, размножения прыткой ящерицы в связи с жизнью на суше.
Разработала: Куст И.В. – учитель биологии и химии МБОУ Колюдовской СОШ
Задачи урока: образовательная - выяснить особенности строения прыткой ящерицы, связанные с неземным образом жизни, показать черты усложнения в ее организации по сравнению с травяной лягушкой;
Воспитательная – содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей6переход количественных изменений в качественные, идею причинно-следственных связей между явлениями;
Развивающая - развивать у обучающихся умение сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли, развивать познавательный интерес обучающихся.
Оборудование: таблицы, раздаточный материал (карточки: органы выделения, строение сердца, строение головного мозга, муляжи, аквариум.)
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
Добрый день! Моё почтенье!
В этот зимний ясный день
Я к вам в гости напрасилась
Ни на чай, ни на пирог.
У меня беда случилась,
Друга надо выручать.
Ни одна я к вам пришла
Друга своего я принесла.
Мне сказали, в этой школе
Лучше нету вас.
Помогите нам, ребята,
Мы не справимся одни.
I.Мотивация.
Яша, со своей подругой Яной, жили в террариуме зоопарка. Во время одной экскурсии один мальчик похитил Яну. Принес её домой, поместил в аквариум с рыбками. По горячим следам наша следственная группа нашла этого мальчика и Яну. Но когда мы хотели вытащить Яну из аквариума, это оказалась невозможно. Этот мальчик оказался злым волшебником, и чтобы вытащить Яну, необходимо перечислить особенности строения этих животных, в связи со средой обитания.
Мы принесли рисунки, фотографии этих животных.
Ребята! Узнали ли вы их? (Учитель показывает картинки ящериц, змей, черепах).
?К какому типу животных они относятся?
?А к какому подтипу?
?Как называется класс животных этих?
Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные, которые имеют сухую кожу, покрытую роговыми чешуйками.
II.Классификация класса Пресмыкающиеся.
- Отряд Чешуйчатые: ящерицы, змеи.
- Отряд черепахи.
- Отряд Крокодилы.
III. Среда обитания и внешнее строение.
Ящерицы обитают на всей территории нашей страны, кроме крайнего Севера. Прыткая ящерица – небольшое животное, длинной (вместе с хвостом) 15-20см. Ящерицы обитают в сухих прогреваемых солнцем местах. В степях, лесах, горах на высоте 1,5км. Она имеет буроватую или зеленовато-бурую окраску, которая скрывает её среди камней и травы.
?Как называется такая окраска? (покровительственная)
Живут они парами. Укрываясь ночью в норках, под камнями, под корой пней. Здесь же они прячутся на зимовку.
? Назовите отделы тела пресмыкающихся?
- голова: ноздри, глаза, барабанная перепонка
- туловище
- конечности
- хвост
На голове расположена пара ноздрей - органы обоняния, с помощью которых ящерицы воспринимают запахи. У ящерицы обоняние развито лучше, чем у земноводных. Глаза защищены веками и имеют третье веко – полупрозрачную мигательную перепонку, при помощи которой глаза постоянно увлажняются.
Позади глаз находится округлая барабанная перепонка – орган слуха. Слух у ящериц очень чуткий: самый легкий шум, производимый ползущими насекомыми уже привлекают ее внимание.
Время от времени ящерица высовывает изо рта длинный, тонкий, раздвоенный на конце язык – орган осязания и вкуса.
? Посмотрите, пожалуйста, на конечности лягушки и ящерицы. В чем сходство и различие?
Сходство: одни и те же отделы: плечо, предплечье, кисть; бедро, голень, стопа.
Различие: расположение ног, нет перепонок. Две пары ног широко расставлены по бокам тела. При движении ящерицы пресмыкаются – касаются телом земли (отсюда название класса).
Туловище ящерицы слегка приплюснутое, мягкое. Хвост длинный, упругий. Он может обламываться, а затем восстанавливаться – регенерировать. Перелом происходит посередине одного из позвонков. Мускулы сохраняются вокруг раны, кровотечения не бывает.
? Чем покрыто тело ящерицы?
Все тело покрыто чешуйчатой, сухой кожей. Чешуя не костная, как у рыб, а роговая, более мягкая. Рост тела сопровождается линькой. При этом старый покров отслаивается, лопается и у ящерицы сходит лоскутками. За лето ящерицы линяют 4-5раз.
Вывод: Давайте перечислим особенности внешнего строения, связанные с наземным образом жизни.
- сухая кожа: покрытая чешуйками, защищающая организм от высыхания
- периодическая смена покровов (линька)
- глаза, защищенные веками
- конечности, заканчивающиеся коготками.
Ребята! Давайте попробуем сказать эти слова, может они помогут Яне (один ученик выходит и перечисляет особенности внешнего строения, связанные с наземным образом жизни).
Не получается! Значит недостаточно этих слов. Что нам нужно еще рассмотреть? (внутренне строение).
А сейчас, давайте сделаем следующее. Яша принес с собой рисунки: головного мозга земноводных и пресмыкающихся, сердца земноводных и пресмыкающихся, органов выделения и скелета земноводных и пресмыкающихся.
IV. Работа по группам.
1 Группа: особенности скелета.
- у лягушки 1 шейный позвонок, а у ящерицы 8 шейных позвонков. Это делает голову более подвижной.
- к грудным позвонкам причленяются ребра. Передние истинные ребра, соединены с грудиной, образуя грудную клетку. Она предохраняет находящиеся в грудной полости органы (пищевод, сердце, легкое) от повреждений и участвуют в механизме дыхания: расширяются при вдохе и спадаются при выдохе.
2Группа:
? Какие типы дыхания у земноводных (кожное, легочное)
? Может ли ящерица дышать кожей?(нет).
? Почему?(кожа сухая, покрытая чешуйками)
Ящерицы дышат исключительно легкими. Легкие у пресмыкающихся сложнее, чем у земноводных; внутри полости легкого много складок, где многократно ветвятся кровеносные сосуды. Это увеличивает поверхность соприкосновения с воздухом, усиливая газообмен.
3 Группа:
Познавательная задача: Прыткая ящерица в жаркие дни бодра и подвижна. А в прохладную погоду менее активна. Как вы думаете почему? (ответ: у пресмыкающихся кровь смешанная, содержит примесь углекислоты. В связи с недостатком в крови кислорода в теле образуется мало тепла, поэтому жизнедеятельность животного зависит от внешних условий)
Сердце трехкамерное, но стало более приспособленным к разделению потоков артериальной и венозной крови. В желудочке имеется неполная перегородка, т.е. кровь все же смешивается в желудочке и по телу течёт смешанная кровь. Поэтому не имеют постоянной температуры тела, и активны в теплую погоду. А при похолодании становятся вялыми.
4 Группа:
Назовите отличия нервной системы пресмыкающихся?
У пресмыкающихся усложняются и увеличиваются все отделы головного мозга по сравнению с головным мозгом амфибий. Это проявляется в более сложном и многообразном поведении пресмыкающихся Условные рефлексы у них вырабатываются быстрее, чем у рыб и земноводных. Особенно увеличен передний мозг и мозжечок. Что связано с большей подвижностью и разнообразием её движений.
5 Группа:
В чем особенности органов выделения?
Органами выделения являются почки. Конечный продукт обмена веществ у пресмыкающихся выделяется не в виде жидкой мочи, а как мочевая кислота в кашицеобразном состоянии в клоаку. А затем наружу. На выведения из организма кашицеобразной мочевой кислоты не требуется так много жидкости, как на выведения жидкой мочи.
6 Группа:
Как питаются ящерицы?
Ящерицы питаются главным образом насекомыми, червями. В связи с переходом к сухопутному образу жизни и преимущественно к хищному способу питания у ящериц появились зубы, приспособленные к схватыванию и размельчению насекомых и других беспозвоночных.
Итак, давайте обобщим данные сведения:
?Какие особенности внутреннего строения позволили пресмыкающимся жить на суше?
- легочное дыхание
- грудная клетка
- конечные продукты обмена веществ
- наличие зубов.
Наконец, нам осталось рассмотреть процесс размножения.
Пресмыкающиеся – раздельнополые животные. Половой диморфизм проявляется в различной окраске кожи у самцов и самок ящериц (особенно в брачный период) или в различной величине особей разного пола (например самец географической черепахи вдвое меньше самки).
Оплодотворение внутреннее. У самцов в связи с этим развиты копулятивные органы (кроме гаттерий). Оплодотворение происходит при сближении клоак самца и самки. Сперматозоиды продвигаются по яйцеводу и проникают в яйцевые клетки – происходит оплодотворение. Развивающийся в оплодотворенном яйце зародыш, продвигаясь по яйцеводу. Покрывается яйцевыми и зародышевыми оболочками; они обеспечивают зародыш водой и предохраняют от высыхания, сотрясений, участвуют в дыхании и выделении продуктов обмена.
В мае-июне самка прыткой ящерицы откладывает 5-15 овальных, длинной до 1,5см яиц, которые закапывает в неглубокую ямку или оставляет в том месте, где проводит ночь. Яйца пресмыкающихся содержат запасное питательное вещество – желток, за счет которого происходит развитие зародыша.
А теперь, подведем последний итог, и перечислим все особенности строения прыткой ящерицы в связи с жизнью на суше.
- сухая кожа
- линька
- глаза с веками
- конечности с коготками
- легочное дыхание
- грудная клетка
- продукты выделения
- зубы
-внутреннее оплодотворение
- яйца с оболочками
Итак, наступило время спасти Яну. Это сделать попросим.(ученик выходит к доске и перечисляет все признаки и вытаскивает Яну из аквариума с водой).
Закрепление.
Познавательная задача: В умеренном климате пресмыкающиеся ведут в большинстве своем дневной образ жизни, а в жарком климате – ночной. Дайте объяснение такому поведению животных? (Пресмыкающиеся – холоднокровные животные, температура их тела и поведение зависят от температуры окружающей среды. Для активного образа жизни наиболее благоприятными условиями в жарком климате является ночное время. Днем температура воздуха очень высокая, поэтому прячутся в места с более низкой температурой (под камни, коряги).
Задание. Оцени сам себя. На столах лежат по 2 карточки с буквами З и П. Сейчас я буду читать предложения. Если речь идет о земноводных вы должны поднять букву - З, а если о пресмыкающихся – букву П. Затем я поднимаю правильную карточку, а вы в тетради ставьте + если правильно и – если нет
1.Они дышат легкими и кожей.
2.У них сухая кожа.
3.Они имеют грудную клетку.
4.Живут на суше, но размножаются в воде.
5.Гребенчатый тритон.
6.Прыткая ящерица.
7.Они дышат легкими.
8.Размножаются на суше.
9.Зубы на верхней челюсти.
10.Лучше развит головной мозг.
Домашнее задание: изучить п.40-41, подготовить сообщение о многообразии пресмыкающихся.
Итоги урока.
Рефлексия.

15