Классификация ошибок при проверке письменных работ


Классификация ошибок при проверке итогового сочинения (фактические ошибки, логические ошибки)Павлова Н.А., МБОУ СОШ с. п «Село Большая Картель» Фактические ошибки, связанные с привлечением литературного материала:  искажение историко-литературных фактов, неверное именование героев, неправильное обозначение времени и места события; ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т. п.); неверное указание даты жизни писателя или времени создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления Неточное цитированиеСмысловая и терминологическая путаница возникает при неумении разграничить понятия «автор», «повествователь», «рассказчик». Примеры: Гете – французский писатель. Даниил Гранин написал «Розу мира». Автор данного текста правильно сделал, что не убил зайцев. Ленский вернулся в свое имение из Англии. Ошибки в фоновом материале – различного рода искажения фактов, не связанных с литературным материалом.Столица США – Нью-Йорк»,А когда звучит шотландская волынка, не предстают ли перед нами поля Англии?Нам выпала честь видеть великолепные творения гениев прошлых веков: стихи А.С.Пушкина, картины П.Пикассо, книги Л.Н.Толстого. Мы часто слышим из новостей, что на очередном аукционе какой-то богатый человек приобрёл произведения Фаберже. Логические ошибкинарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности определений, рассуждений, доказательств и выводов. . 1) нарушение последовательности высказывания;2) отсутствие связи между частями высказывания;3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли;4) раздробление микротемы другой микротемой;5) несоразмерность частей высказывания;6) отсутствие необходимых частей высказывания и т. п.;7) нарушение причинно-следственных связей;8) нарушение логико-композиционной структуры текста. Неудачный зачинТекст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: С особенной силой этот эпизод описан в романе... Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения. Несоразмерность частей высказывания.Вступление + заключение = ½ объёма основной частиV Вступления = V заключения Ошибки в средней части1. Нарушение логико-композиционной структуры текста. Отсутствие связи между частями высказывания. На уровне предложения.В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании. В детстве мир наполнен радостью открывающихся впереди возможностей. Все люди также отчетливо помнят и хранят в памяти события, связанные с первым чувством любви»; Ошибки в средней части1. Нарушение логико-композиционной структуры текста. Отсутствие связи между частями высказывания.На уровне части текста.Наблюдается нарушение логики при переходе от одной мысли к другой, отсутствие логической связи между отдельными тезисами, содержательное противоречие тезисов, сформулированных в разных частях работы, например: «Люди миллиарды лет развивались, выживали, вели войны между собой. Большая часть истории вовсе не сказочки для детей, это суровая реальность нашего мира, сущность человека, его последствия. История она ценна. История она одна». Ошибки в средней части1. Нарушение логико-композиционной структуры текста. Отсутствие связи между частями высказывания.3.На уровне целого текстаЭто нарушение смысловых связей между основными частями сочинения, то есть между вступлением и основной частью работы, вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением. Вступление: «Дом – основа человеческого житья. Семейный очаг – символ безопасности, уюта и тепла. Теплые воспоминания о родительском доме человек хранит всю жизнь. Если мы дорожим домом, он действительно может многое рассказать о нас». Основная часть содержит рассказ о детстве Обломова в доме родителей, весьма неудачный, с фактическими ошибками, но в целом соответствующий исходным тезисам. Далее следует списанный фрагмент. Он связан с понятием «дом», но очень далек и от темы, и от тезиса, которым закончилось вступление: «Совсем другой дом, дом семьи Ростовых, показывает нам Лев Николаевич Толстой в Романе «Война и мир». Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живет большая и дружная семья графа Ильи Андреевича Ростова. Двери этого дома были открыты для всех, здесь всем хватало места. Глава дома - граф Илья Андреевич Ростов - любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. «Он – сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нем знакомые после его смерти. Толстой подчеркивает, что дар воспитателя присущ графине Ростовой. Она - первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта. Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы.  Все это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности».Заключение: «Дом, где хозяин заботится о своей семье, является настоящим истоком нравственных ориентиров. Дом должен быть образцом семейного счастья и уюта». Раздробление одной микротемы другой микротемой.  Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку. Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла,Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето. Нарушение причинно-следственных связей. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения. Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга. Неудачная концовкаНеоправданное повторение высказанной ранее мысли. Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие. Ошибки в абзацном члененииТипичными ошибками в абзацном членении являются:1. Полное отсутствие разделения сочинения на смысловые части – все сочинение представляет собой сплошное целое, разделение на абзацы полностью отсутствует. 2. Отсутствие абзацного членения в частях сочинения. Выпускник, выделяя части сочинения, – не обозначает при помощи абзацного членения границы смысловых частей в основной части работы. 3. Необоснованные выделения предложения или нескольких предложений из состава смысловой части.4. Неоправданные включения предложения или нескольких предложений в смысловую часть текста. (раздробление одной микротемы другой микротемой) ВСТУПЛЕНИЕ:В роли вступления уместно выглядит смысловой анализ ключевых слов темы сочинения.«Прежде чем рассматривать данную мне для анализа тему, следует понять, правильно ли мы понимаем значения слов, употребленных в формулировке темы. На мой взгляд, необходимо дать определения словам «труд» и «отдых». Я буду рассматривать труд, как действие ради результата, а отдых – как действие ради удовольствия». (Тема: «Чтение литературного произведения – труд или отдых?») ВСТУПЛЕНИЕ:Типичным для вступления является использование именительного представления (назывного предложения): Дом… Для каждого из нас он имеет исключительное значение.Время и память… Как же рядом они идут, сопровождая нас на протяжении вей жизни.Дом… Как много смысла в этом коротеньком слове.Время… Оно у каждого свое.Семья… Всего пять букв, а как много места они занимают в нашей жизни… ВСТУПЛЕНИЕ:Риторические вопросы Вы не думали, почему люди перечитывают некоторые книги?Любовь и влюбленность. Что это такое? Путь. Что это такое? Это дорога куда-либо? Или же жизненная дорога? ВСТУПЛЕНИЕ:Риторическое восклицание Сколько значений вложено в маленькое слово «дом»!Нас всегда волнует история, мы связаны с ней! Нередки вопросно-ответные формы изложения:Что такое путь? Путь – это своеобразная дорога.Что такое любовь? У каждого свое понимание любви.Что такое семья? И у каждого свое понятие семьи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ:Логический вывод из текста работы. Обычно такие обобщения маркируются специальными словами: «итак», «подводя итог», «таким образом». «Итак, что же такое “связь времен”? Это опыт наших предков, запечатленный в памяти потомков, это ошибки прошлых лет, свойственные нашему времени, это знания, без которых невозможно идти дальше и менять мир к лучшему». Заключение:Нередко заключение обогащается дополнительным новым тезисом общего характера, который выходит за рамки ответа на вопрос темы и является, прежде всего, украшением финала работы, 1) В заключение хочу сказать, что именно любовь способна раскрыть в человеке все лучшие стороны его души. Это великое светлое чувство делает наш мир добрее и прекраснее.2) Счастливые мгновения, которые так хотелось бы остановить, необходимы в жизни, они делают нашу жизнь светлее и прекраснее.3) Я согласен с мыслью, что жизнь требует постоянно делать выбор. Если человек сделал свой выбор правильно, то его жизнь сложится правильно и счастливо ЗАКЛЮЧЕНИЕ:Заключение может содержать апелляцию к собственному опыту «…Я всегда буду любить свой родной дом, ведь когда я вырасту и перейду во взрослую жизнь, воспоминания о детстве, о душевных моментах, о моих близких будут радовать меня и помогать в жизни». (Тема: «Что значит в жизни человека родительский дом?»)«Скоро закончится старый год, мы опять почувствуем, что время бежит быстро. Хочется успеть сделать в жизни многое: быть полезным для общества, быть хорошим сыном для родителей, любящим братом для сестры». (Тема: «Когда хочется остановить мгновение?») СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Удачи нам и нашим ученикам!