Роль бактерий в природе и жизни человека. Урок биологии. 5 класс.


Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: Значение бактерий в природе и жизни человека.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма проведения урока: проблемный урок.
Цель: знакомство с разнообразием бактерий и их ролью в природе и для человека.
Задачи урока:
Образовательные: -показать значение бактерий в природе и жизни человека;
- познакомить со способами применения бактерий в сельском хозяйстве и промышленности;
- сформировать знания о бактериях – возбудителях болезней, о мерах профилактики инфекционных заболеваний и необходимости
соблюдения гигиенических норм и правил в быту.
Развивающие: - развивать умения устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать, выделять существенные признаки объекта;
- развивать умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал;
- развивать умение анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:- способствовать развитию коммуникативных способностей при работе в парах;
- способствовать формированию познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом;
- воспитывать аккуратность
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД:
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- проводить наблюдение и делать соответствующие выводы;
- обобщать полученную информацию.
Регулятивные УУД:
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Основные понятия: азотфиксирующие бактерии, железобактерии, бактерии брожения, молочнокислые бактерии, клубеньковые бактерии, почвенные бактерии, паразитические болезнетворные бактерии, бактерии гниения, заболевания, вызываемые бактериями: чума, холера, туберкулез, дизентерия, менингит, тиф, столбняк, ангина, дифтерия, коклюш.Межпредметные связи: экология
Ресурсы: таблицы «Бактерии» и «Видоизменения корней»; влажные препараты корней бобовых; простокваша, сметана, квашенная капуста, презентация «Значение бактерий в природе и жизни человека».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Этапы урока Содержание учебного материала. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Формирование УУД.
Организационный момент Приветствие учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Предлагается учащимся занять свои места, проверить готовность рабочего места. Приветствуют учителя. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Определение потребностей и мотивов. (Мотивация к учебной деятельности) На прошлых уроках мы с вами изучили строение и жизнедеятельность бактерий. Давайте с вами немного вспомним.
Кто такие бактерии?
Каково строение бактериальной клетки?
Каково принципиальное отличие в строении растительной и бактериальной клеток?
Какие приспособления существуют у бактерий для переживания неблагоприятных условий?
Можно ли, прокипятив воду в течение 10 минут, с уверенностью сказать, что бактерий в ней нет?
На прошлом уроке мы выяснили, что бактерии распространены практически повсеместно, а в некоторых средах они могут встречаться в огромном количестве.
Постановка проблемного вопроса.
Ребята, а какую роль играют бактерии в жизни человека? Что вы можете сказать по этому поводу?
Проблемная ситуация. Какую же роль бактерии выполняют в природе и жизни человека?
Так какая же тема сегодняшнего урока?
Учитель корректируют и проговаривает тему урока «Значение бактерий в природе и жизни человека».(Слайд №1)
Так что же сегодня нам нужно узнать на уроке?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учащиеся высказывают свои предположения.
-Бактерии плохие, от них можно заболеть, мама всегда говорит мне, что нужно мыть руки, чтобы они не попали в организм.
-Бактерии полезные, по телевизору говорят, что они находятся в молочнокислых продуктах.
Учащиеся предлагают тему урока.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Формулируют цели урока: знать, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека. Коммуникативные УУД: постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы; формулирование познавательной цели.
Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно).
Принятие учебных целей и условий их достижения. Эпиграф к уроку.
Бактерии – «великие могильщики природы». Луи Пастер.
Эти маленькие организмы создали жизнь на Земле, совершают глобальный круговорот веществ в природе, а также стоят на службе у человека. (Слайд №2).
Так, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека? (Слайд №3).
Сформулируйте гипотезу или гипотезы.
Как мы можем это проверить? Учащиеся высказывают предположения о роли бактерий в природе и жизни человека.
Выдвигают гипотезу или гипотезы.
- Если бактерии «хорошие», то они приносят пользу и как результат, помогают человеку в жизни.
-Если бактерии «плохие», то они приносят вред и как результат, отрицательно влияют на жизнедеятельность человека.
Выдвигают план действий.
Значение бактерий в природе, их классификация.
Значение бактерий в жизни человека, их классификация Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД: выдвижение гипотезы и ее обоснование, построение логической цепи рассуждений; структурирование знаний; поиск и выделение информации; осознанное и произвольное построение речевоговысказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: планирование (составление плана и последовательности действий); целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно)
Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формирование выводов. Вспомните, какие организмы появились на Земле раньше других?
Когда возникли первые бактерии?
Благодаря возникновению бактерий внешний облик и химический состав внешних оболочек Земли изменились, и поэтому стало возможно появление других форм жизни. Благодаря бактериям стала образовываться живая оболочка Земли – биосфера. Бактерии попали на сушу раньше растений, участвовали в почвообразовании и создали условия для выхода растений. (Слайд №4).
Почвенные бактерии перерабатывают мертвые органические вещества.
Как вы думаете, что произошло бы на Земле, если бы этих бактерий не было?
Важную роль в природе играют бактерии, способные усваивать азот воздуха.
Вспомните, как они называются?
Где встречаются эти бактерии? (Слайд №9)
Учитель демонстрирует влажный препарат «Клубеньки на корнях растений».
Используя текст учебника и информацию, которую получили от учителя, заполните самостоятельно схему. (Слайд №3)
При обсуждении результатов учитель демонстрирует молочнокислые бактерии (Слайд №5,6), болезнетворные бактерии (Слайд № 7,9)
Учитель возвращается к гипотезам, которые учащиеся выдвинули вначале урока: подтвердились они или нет? Давайте теперь ответим на поставленный вопрос: Какую же роль играют бактерии в природе и жизни человека? Отвечают на вопросы.
Первыми обитателями Земли были бактерии.
Более 3 млрд лет назад.
Поверхность земли покрылась бы толстым слоем останков погибших живых организмов.
Азотфиксирующие.
На корнях бобовых растений, образуя пузырьки.
Обсуждение полученных результатов.
Учащиеся корректируют выдвинутые гипотезы. Бактерии могут приносить как пользу, так и вред человеку. Коммуникативные УУД: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; сотрудничество в поиске и сборе информации; учет мнения партнера; контроль, коррекция и оценка действий партнера; аргументирование своей точки зрения; постановка вопросов; умение высказывать свои мысли; ведение диалогической и монологической речи.
Познавательные УУД: структурирование знаний; построение рассуждений; анализ объектов с целью выделения признаков; умение делать выводы.
Регулятивные УУД: оценка результатов своей работы.Итоговый самоконтроль и самооценка. (диагностика уровня освоения учащимися нового знания) Заполните таблицу «Роль бактерий в природе и жизни человека»(Слайд № 10). (Приложение №1).
Работа в группах.
1 группа. Выпишите номера верных утверждений. (Приложение №2).
2 группа. Выберите правильные варианты ответов на следующие вопросы. (Приложение №2).
3 группа. Найдите соответствие между группой бактерий и соответствующими им признаками. (Приложение №2).
Hsportal.ru/shkola/biologiya/library Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Каждая группа выполняет упражнения с возможностью самопроверки. Коммуникативные УУД: умение высказывать свои мысли; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: структурирование знаний; построение рассуждений; анализ объектов с целью выделения признаков; умение делать выводы.
Регулятивные УУД: умение самостоятельно контролировать свое время; контроль в форме сличения результата с эталоном; оценка и выделение учащимися того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
Подведение итогов и домашнее задание. Подведение итогов, выставление оценок в дневники.
Изучить текст учебника; выполнить задание
рубрики «Какие утверждения верны?». Подготовить сообщения о бактерия (на выбор).(Слайд №12) Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Роль бактерий в природе и жизни человека.
Бактерии .Среда обитания. Способ питания. Значение в природе и жизни человека.
Гнилостные Почва, продукты Сапротрофы (+) Санитарная роль, повышение плодородия почвы, (образование перегноя).
(-)Порча продуктов
Почвенные солеобразующие Почва Сапротрофы (+) Образование из перегноя минеральных солей, которые усваиваются корнями растений.
Клубеньковые Корни бобовых растений Гетеротрофные симбионты (+) Обогащают почвы соединениями азота.
Молочнокислого брожения Продукты Сапротрофы (+) Приготовление молочнокислых продуктов, квашение капусты, силосование кормов
(-)Порча продуктов
Болезнетворные Живые организмы Паразиты (-)Возбудители инфекционных заболеваний.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Выпишите номера верных утверждений. (1 группа)
Бактерии – это прокариотические организмы.
Клетка бактерий не имеет клеточной стенки.
Бактерии питаются органическими веществами только мертвых организмов.
По отношению к кислороду бактерии подразделяются на аэробов, анаэробов и факультативных анаэробов.
Цианобактерии – гетеротрофы.
В клетке бактерий нет ядра.
Бактерии размножаются делением клетки.
Палочковидные бактерии называют кокками.
Образования перегноя производится в основном бактериями.
Бактерии-симбионты живут внутри других организмов и часто приносят им вред.
Бактерии, живущие в жидкой среде имеют жгутик.
Бактерии могут жить только в воде и телах других организмов.
Выберите правильные варианты ответов на следующие вопросы. (2 группа)
Молочнокислые бактерии относятся к группе:
А – паразитов
Б – сапрофитов
В – симбионтов
Г – автотрофов.
Клетки бактерий отличаются от растительных клеток:
А – отсутствием клеточной стенки
Б – отсутствием цитоплазмы
В – отсутствием ядра
Г – отсутствием ядерного вещества.
Симбионты – это организмы, которые питаются:
А – мертвыми органическими веществами
Б – при помощи другого организма
В – гетеротрофноГ – растворенными в почве веществами.
Спора бактерий – это приспособление к:
А – размножению
Б – перенесению неблагоприятных условий
В – питанию
Г – передвижению.
Одиночные округлые бактерии называются:
А - стрептококки;
Б - кокки;
В – бациллы;
Г - вибрионы
Найдите соответствие между группой бактерий и соответствующими им признаками: (3 группа)
Группа бактерий
А) болезнетворные
Б) молочнокислые Характерные признаки
1. сапротрофы2. паразиты
3. возбудители заболеваний
4. наличие ядерного вещества
5. получение продуктов питания
6. наличие ядра
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Пономарева И.Н. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- 3-изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2010.- 240 с.: ил.
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс.- 3-е издание, перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 384с.
Зарудняя Т.В. Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой.- Волгоград: Учитель, 2008.-173с.
Источники сети Интернет:
Hsportal.ru/shkola/biologiya/library