Технологическая карта урока по биологии в 5 классе по теме Строение и многообразие бактерий


Технологическая карта урока биологии
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в селе НовокленскоеУчитель Поварова Светлана Николаевна
Предмет: биология.
Класс: 5я
Тема урока: « Строение и многообразие бактерий»
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты
Предметные:
Объяснять строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий, знать разнообразие и распространение бактерий, отличия бактерии от других живых организмов;
Личностные:
Формирование восприятия научной картины мира, ответственно относятся к выполнению учебных задач;
демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы;
выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют её; находят причинно-следственные связи; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Техники и технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, групповые, критического мышления.
Ресурсы: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, ЭОР (ЦОР): рисунок «Разнообразие форм бактерий», рисунок «Строение бактерии», таблица «Типы питания бактерий», анимация «Размножение бактерий», анимация «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям», «Формы бактериальных клеток», интерактивные задания в виде тестов и схемЭтапы
урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Формы
оцениванияличностные регулятивные коммуникативные познавательные Организационный момент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку Доброжелательный настрой на урок Осуществляют самопроверку готовности к уроку. Слушают учителя. Актуализация знаний
Вспомните:
1)На какие царства организмов делят живой мир?
Приведите примеры организмов всех царств живой природы
2) Чем строение бактериальной клетки отличается от строения клеток грибов, растений, животных?
3)Какому учёному удалось увидеть мир микроскопических организмов, прежде скрытый от глаз человека?
4) Что такое вид? Приведите примеры видовых названий живых организмов.
Отвечают на поставленные вопросы, пользуясь ранее полученными навыками и знаниями Обобщают полученные ранее знания о клетке,
о процессах жизнедеятельности, о признаках живого. Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников . Высказывают свою точку зрения Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания.
Изучение новой темы. Общая характеристика бактерий.
Постановка проблемного вопроса: «Докажите, что клетка является основой жизнедеятельности организмов?».
Учитель организует работу в парах по изучению бактерий, обращается с вопросами:
Кто такие бактерии?
Какая наука их изучает?
Для ответов на поставленные вопросы предлагает учащимся проанализировать текст ЭОР «Общая характеристика бактерий» и дать определение бактериям и науке, изучающей бактерии.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html Учитель обращается к учащимся с вопросом: можно ли увидеть бактерии?
2. Строение бактериальной клетки. Учитель предлагает проанализировать текст учебника на с.45 и рисунок 22 «Строение клетки бактерии».
Затем учитель предлагает учащимся зарисовать рисунок бактериальной клетки в тетради и подписать обозначения её частей.
3. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Затем учитель обращается к учащимся с вопросом: «Как бактерии переносят неблагоприятные условия среды?» и предлагает просмотреть анимацию ЭОР «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swfРаботают в парах и в ходе обсуждения ЭОР «Общая характеристика бактерий» под руководством учителя записывают определения в тетради.
Затем учащиеся анализируют ЭОР «Разнообразие форм бактерий» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm
и
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg Заполняют в тетради схему «Формы бактерий». с.45 рис.23.После заполнения схемы учащиеся анализируют текст со с.46 о роли бактерий в природе и жизни человека.
Зарисовывают рисунок бактериальной клетки в тетради и подписывают её части.
Анализируют текст учебника с. 45-47 о типах питания бактерий, изучают особенности строения цианобактерий, содержащих хлорофилл, знакомятся с особенностями питания фотосинтезирующих бактерий, используя ЭОР «Питание бактерий». http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf
Затем учащиеся продолжают анализировать таблицу ЭОР «Типы питания бактерий»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htmДалее учащиеся знакомятся с разными типами обмена веществ у бактерий и продолжают анализировать ЭОР «Общая характеристика бактерий», в ходе чего изучают условия жизни бактерий из соответствующей таблицы.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htm
Для изучения способа размножения бактерий учащиеся просматривают соответствующую анимацию.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swfПосле её просмотра учащиеся приходят к выводу, что бактерии размножаются простым делением клетки надвое. При благоприятных условиях деление клеток у некоторых бактерий может происходить через каждые 20-30 минут.
Находят сведения о том, что благодаря способности образовывать споры, бактерии: длительно сохраняются, переживают неблагоприятные условия, распространяются.
Ответственное отношение к выполнению учебных задач;
готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма;
уважительное отношение к другомуКорректируют свои знания.
Участие в совместной деятельности.
Излагают собственные мысли, ведут диалог, учатся вести дискуссию.
Предлагают способы решения поставленной учителем проблемы.
Информационный поиск;
Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение;
Знаково-символические действия (кодирование/ декодирование);
Построение речевого высказывания.
Закрепление изученного материала Корректирует знания учащихся с помощью интерактивных тестовых заданий:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/и задания в виде схемы:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swfОбобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия.
Работают в парах и выполняют интерактивные тестовые задания и задание – схему строения бактерии
Осознают
важность
данной темы Оценивют результаты своей работы. Осуществляют взаимооценкуМоделируют и формулируют
ответы.
Рефлексия Учитель предлагает учащимся оценить деятельность на уроке, используя технологию «Рефлексивная мишень». Учащиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора «Моё настроение», «Моя деятельность», «Работа в группе», «Деятельность учителя», в которых отмечены параметры оценки.
Мишень комментируется учителем Каждый участник педагогического взаимодействия «стреляет» четыре раза в мишень, делая отметку маркером в зависимости от оценки действия. Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом.
Самооценка Прогнозируют
результаты уровня
усвоения изучаемого
материала.
Домашнее задание Комментирует домашнее задание
Параграф 11, вопрос под рубрикой подумайте! Осмысливают объем задания. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 «Общая характеристика бактерий» Фотография бактериальных клеток и текст Обсуждение http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37bcf05e-1764-48e4-9b57-04800589f505/%5BBI6ZD_14-01%5D_%5BIL_01%5D.html2 Разнообразие форм бактерий Иллюстрация Анализируют http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/41bc632e-9777-40f5-9975-8eaeeb6e96d0/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_01%5D.htmhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000335-1000-4ddd-bf1c-600046bb2fd0/0019.jpg3 «Питание бактерий» Иллюстрация Обсуждают http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bf2ccee8-4e8c-4b20-b14c-65a4970d577f/%5BBI6RA_14-01%5D_%5BAN_03%5D.swf4 «Типы питания бактерий» Таблица Анализируют http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5b585ae7-42ad-462f-817e-3bb8f53c83c8/%5BBIO6_07-50%5D_%5BTI_02%5D.htm5 Размножение Анимация
Обсуждают, анализируют http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000337-1000-4ddd-3b5e-010046bb2fd1/0024.swf6 Спорообразование Анимация Обсуждают, анализируют http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf7 «Приспособленность бактерий к неблагоприятным условиям». Анимация Обсуждают, анализируют http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000338-1000-4ddd-4de3-040046bb2fd1/0025.swf8 Тест 5 вопросов Тест Задание в режиме теста http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a98c9b0a-e237-409e-b69a-0f5119e02bc6/view/9 Составление схемы строения бактериальной клетки Задание - схема Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000033b-1000-4ddd-73a0-0d0046bb2fd1/0028.swfЛитература
В.В.Пасечник учебник биология для 5-6 классов . Москва « Просвещение» 2015год
Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.
Чайкина М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. - 2012. - №10. - C. 20-25.
Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий//справочник заместителя директора школы. – 2012. -№9. C.34-38.