Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека.

Тема: Роль бактерий в природе и жизни человека.
Задачи:
Раскрыть роль сапрофитных бактерий в природе, медицине, с/х, промышленности.
Познакомить учащихся с разными способами хранения пищевых продуктов.
Познакомить учащихся с возбудителями болезней, с мерами предупреждения этих болезней.
Формирование научного мировоззрения (познаваемость причин заболевания), разоблачение суеверий.
Гигиеническое воспитание.

I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
Понятийная разминка: бактерии, спора, автотрофы, гетеротрофы, кокки, бациллы, спириллы, вибрионы, паразиты, сапрофиты, цианобактерии.
Биологический диктант.
Рассказать, как и почему бактерии образуют споры.

III. Изучение нового материала.
Способы борьбы с бактериями
Вопрос: Как можно уничтожить бактерии и их споры?
1. Пар при температуре 1200С в течении20 минут.
Солнечные лучи.
Стерилизация (sterylis – бесплодный) – уничтожение бактерий кипячением, при помощи ультрафиолетовых лучей и химических веществ.
Пастеризация – нагрев до 60 – 700С, давление 1 – 2 атм.
Тиндализация = стерилизация, оставить на сутки, снова стерилизация.

Запись в тетради (бактерии-сапрофиты портят продукты):
Способы хранения пищевых продуктов:
сушка
вяление
соление
маринование
консервирование
квашение
пастеризация
стерилизация
Внимание! Консервные банки со вздувшимися крышками (результат жизнедеятельности гнилостных бактерий, попавших в банку в результате неправильного консервирования).

2. Роль бактерий в природе и в жизни человека.
Задание: Прочитать текст на стр. 31-32 (до молочно-кислых бактерий).
Каково значение бактерий гниения?
Каково значение почвенных бактерий?
Составьте в тетради схему:









Вывод (устно): 1. Бактерии гниения очищают планету.
2. Почвенные бактерии создают благоприятные условия для жизни растений.

Бактерии
Значение
Место обитания

1
Бактерии гниения
Опад –> перегной (санитары планеты)
Почва

2
Почвенные бактерии
Перегной –> минеральные в-ва (удобрения)
Почва

3
Клубеньковые бактерии
Усвоение N2 из почвы
Корни бобовых растений

4
Молочнокислые бактерии
Створаживание молока
Квашение овощей
Силосование
Молоко
Овощи
Сено

Мы рассмотрели значение сапрофитных бактерий. Интересно, что на основе этих бактерий появилась новая отрасль промышленности – биотехнолония.
При этом используют бактерии
для получения лекарств и витаминов,
для борьбы с пластмассой (в Англии вывели бактерий-пожирателей)
для очистки нефтеналивных танкеров (нефть перерабатывают в белки, которые идут на корм скоту).

3. Болезнетворные бактерии – бактерии-паразиты
Бактерии-паразиты, поселяются в организме человека и вызывают заболевание. Используя питательные вещества клеток человека, они быстро размножаются и выделяют ядовитые вещества – токсины.
Токсины – яды, выделяемые бактериями-паразитами.
Токсикоз – отравление токсинами.

Бактериологические войны:
1 гр. токсина убивает 8 млн. человек.
1991 г. – война в Персидском заливе. В Иране использовали оружие массового поражения.
Запрещено в мире.
Задание:
Из текста *94 выписать названия болезней, которые вызываются болезнетворными бактериями. (тиф, холера, бруцеллез, туберкуле, ангина, сап, сибирская язва, столбняк, чума)

!!! Сообщение о чуме и карантине.

4. Способы распространения инфекции
Запись в тетради:
При общении с больным (воздушно-капельная)
При употреблении пищи и воды (алиментарная)
Зачитать:
В 1892 году сильная эпидемия холеры вспыхнула в Гамбурге. Сначала она появилась среди портовых рабочих, а затем распространилась по всему городу. Ежедневно регистрировали до 1000 новых случаев. Главным виновником такого быстрого распространения инфекции был городской водопровод: вода для него забиралась из Эльбы, и не подвергалась никакой фильтрации.

Через различные предметы (контактная)
Зачитать:
В 1913 году купцы скупили по дешевой цене шкуры скота, павшего от заразной болезни - сибирской язвы. Из этих шкур выделывали полушубки для солдат. В результате, сибирской язвой заразились и умерли не только люди, которые возделывали шкуры, но и солдаты.

5. Борьба с болезнетворными бактериями

Если заражаются большое количество людей, вспыхивает эпидемия. Нельзя допускать распространения болезни.
Меры предупреждения болезни:
закрывать рот при кашле
кипятить платки
осуществлять врачебный контроль над источником воды и продуктами питания
дезинфицировать помещения
делать предупредительные прививки (упомянуть о Дженнере – прививка от оспы)

6. Вред религиозных обрядов как одного из путей распространения инфекционных заболеваний.
!!! Сообщение.

IV. Закрепление знаний.
Беседа:
Почему люди болеют?
Почему в сырую погоду, а также в сырых, холодных и темных помещениях, и при плохом питании люди заболевают чаще, чем в сухую солнечную погоду и в хороших условиях?
Догадайтесь, что такое бактерионосительство? (возникает в результате нелечения или самолечения, особенно желудочно-кишечных заболеваний)

V. Д/з: § 6, термины, вопросы на с.34-35.






бактерии гниения – санитары планеты

перегной
(орг. вещества)

растительный и животный опад

почвенные бактерии

минеральные
соли

перегной