Работа над сочинением 15.2 на ОГЭ по русскому языку, связанная с анализом текста


Франк Ольга Егоровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «ООШ № 38 имени С.В.Кайгородова»
Работа над сочинением-рассуждением на ОГЭ, связанным с анализом текста 15.2
Эта работа представляет собой обобщение опыта работы по подготовке выпускников 9-х классов к сочинению. Сочинение-рассуждение строится по одному плану: тезис, аргументы, вывод. В 2014 году было предложено на выбор три темы. Дифференцированный подход налицо. Именно для начинающих учителей, впервые готовящих учеников к экзаменам, эта работа.
Ключевые слова: сочинение-рассуждение, анализ текста, тезис, аргументация, доказательства, вывод, клише.
Первое, что необходимо сделать – выбрать, какое сочинение будут писать ученики. Хорошо, если ученики выбирают один вариант. Но возможно, что выбирают различные варианты. 15.2 – тема, которую выбирает большинство учеников. Такой вывод я сделала, когда проверяла работы девятиклассников в составе экспертной комиссии.
Давайте разберёмся, как организовать работу над сочинением 15.2. Эта работа связана с работой по предложенному тексту. Обратимся к сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И. П. Цыбулько (новая демоверсия), где 36 вариантов тестов. Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно интерпретировать (т.е. истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста. Как правило, это финал или предложение, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста.
Композиция сочинения-рассуждения
1. Вступление. Тезис. ( На этом этапе ученику необходимо объяснить, как он понимает текст, что в тексте самое главное, о чем этот текст) Таким способом мы разворачиваем тезис.
2. Основная часть. Доказательства. Два примера-аргумента из предложенного текста.
3.Заключение. Вывод.
Разберём всё подробнее, используя текст по В.Распутину из варианта № 1. [ 2, с 18]
Тезис – это то, что ученик будет раскрывать в сочинении, это та фраза, которая предложена в тексте задания. В нашем варианте задание звучит так: «Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Вскипятили опять чай, и, забравшись в шалаш, пили они его при свете костра долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня». [ 2, с 21 ]
Идея текста всегда связана с главным героем текста или основным событием текста.
Внимательно читаем текст (однократного чтения будет недостаточно). Вдумываемся в смысл вопроса, на который нам предстоит ответить, находим ключевые слова. Самостоятельно формулируем мнение о смысле заданного вопроса.
Основная часть. Аргументы.
В основной части приводятся доказательства тезиса. Необходимо привести два аргумента из прочитанного текста. Доказательства должны соответствовать тезису, иллюстрировать мнение о смысле цитаты. Для доказательства можно цитировать выбранные предложения или указывать их номера.
Заключение. Вывод.
Задача заключения – подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не противоречить тезису и аргументам.
Для обучения сочинению на первых порах можно использовать речевые клише.
Структурные элементы сочинения Примеры
Вступление. Тезис. Смысл данного фрагмента (отрывка, предложения) я понимаю следующим образом.
Основная часть. Аргументы. Для обоснования (доказательства) обратимся к тексту, автором которого является… Во-первых, в предложении (ях) № … говорится о том, что … Во-вторых, предложение № … подтверждает мысль о …
Заключение. Вывод. Таким образом, я доказал (а), обосновал (а) смысл финала, фрагмента текста.

Исходный текст [ 2, с 18 ]
(1)Дядя Митяй и Саня перешли речку и встали перед ягодником. (2)Столько ягоды Саня никогда не видывал. (3)И не представлял, что её может столько быть. (4)На этот раз они были первые, никто до них ягоду тут не трогал и не мял, а наросло её на диво, в редкий год, по словам дяди Митяя, удаётся такой урожай. (5)Теперь Саня знал, что это такое – кусты ломятся от ягоды: они действительно ломились, лежали от тяжести на земле или стояли согбенно, поддерживая друг друга в непосильной ноше.
(6)Саня раздвигал кусты и замирал от восторга: дымчато-синяя, сыто и рясно подрагивающая сыпь ослепляла, вызывая и удивление, и вину, и что-то ещё, чему Саня не знал имени и что запало в душу. (7)Нагибая к себе куст, обряженный то круглыми, то продолговатыми плодами, Саня приступал к нему с игрой, которая вызвалась сама собой и нравилась ему. (8) «Не обижайся, - наговаривал он, - что я возьму тебя, я возьму тебя, чтоб ты не пропала напрасно, чтоб не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы». (9)И как приятно было, не заглядывая в бидон, ощущать её всё возрастающую и возрастающую тяжесть, а потом, опуская ягоду, словно бы ненароком натолкнуться рукой на его поднявшееся тёплое нутро: так быстро! (10)И идти с наполненным бидоном к шалашу, постоять подле ведра, прежде чем высыпать в него, засмотревшись на парную и живую, томно дышащую – каждая ягодка отдельно – светло-глянцевую синеву сбора. (11)Снизу, когда Саня высыпал голубицу в ведро, она была уже отпотевшей и тёмной и казалась задохнувшейся. (12)Отсюда, снизу, можно было кинуть наконец несколько ягодок в рот, обмереть на мгновение от растекавшейся под языком сладости и нежно тающей плоти и, причмокивая, медленно идти обратно к кустарнику, а там на десять, на пятнадцать минут и вовсе забыть про бидон, словно бы допивая начатое снадобье, всё дополняя и дополняя его неоговорённую меру.
(13)Нет на свете ягоды нежней и слаще голубицы, и стойким надо быть человеком, чтобы принести её из лесу в посудине.
(14)Пошёл дождь, но никто из них ничем не отозвался на него, не заторопился в шалаш, каждый ещё больше заторопил руки. (15)Дождь, падая на кустарник, шумел густо и звучно; мокрую ягоду брать стало трудно, она давилась, мялась, к рукам налипали листья. (16)Быстро темнело, и только тогда, спохватившись, дядя Митяй прокричал отбой. (17)Саня успел к этой поре высыпать в ведро три трёхлитровых бидона, наполнив его больше чем наполовину.
(18)В темноте и под дождём они рубили и подтаскивали дрова, наготавливая их на сырую и неспокойную ночь. (19)Вскипятили опять чай, и, забравшись в шалаш долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня.
( По В. Распутину)
Распутин Валентин Григорьевич – русский писатель и общественный деятель.
Применяя все вышеизложенные рекомендации, пробуем написать сочинение.
Смысл последнего предложения текста: «Вскипятили опять чай, и, забравшись в шалаш долго и сладостно, как можно наслаждаться им только в тайге после нелёгкого и удачного дня» я понимаю следующим образом. После сбора ягоды голубицы Саня и дядя Митяй устали. Усталость эта была приятной, потому что ягоды было собрано много. Как же хорошо после трудового дня отдохнуть и попить чай.
Чтобы объяснить смысл последнего предложения, обратимся к тексту В. Распутина, русского писателя и общественного деятеля. Во-первых, в предложениях №№ 5-6 говорится о том, что ягоды было так много, что Саня и Дядя Митяй собирали её, замирая от восторга. Эта работа доставляла удовольствие. Во-вторых, даже дождь не смог помешать сбору ягоды, руки заработали ещё быстрее. ( предложение № 14) Если бы не стемнело, ягоду так и собирали бы ещё. Только у костра наши герои осознали, каким же удачным был этот день.
Таким образом, я объяснила смысл последнего предложения текста.
( работа написана ученицей 9 класса после двух уроков подготовки)
Нет смысла останавливаться на достигнутом. Данная работа соответствует требованиям, но нужно избавляться в письменной речи от шаблонов и штампов.
Памятка «Как работать над сочинением-рассуждением 15.2»
1. Внимательно читаем текст.
2. Вдумываемся в смысл вопроса, на который предстоит ответить. Находим ключевые слова.
3. Формулируем собственное мнение о смысле заданного вопроса. Комментируем, отвечая на вопрос: « почему это так?»
4. Находим в тексте предложения, которые могут служить ответами на поставленный вопрос.
5. Приводим два примера-аргумента, которые подтверждают (объясняют) смысл фрагмента, по которому пишем сочинение. Цитируем примеры или в скобках указываем номера предложений.
6. Проверяем, чтобы написанное сочинение отвечало всем требованиям сочинения-рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
7. Убеждаемся, что ваше высказывание соответствует идее произведения.
Использованные источники
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2014. – 319с.
2. ОГЭ 2016 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2016. – 240с.
3. Презентации Г.Т. Егораевой.