Особенности работы над изложением в основной школе

Особенности работы над изложением в основной школе
Напомним, что русский язык в 9 и 11 классах был введён в Республике Крым в перечень предметов ГИА как язык обучения в конце XX века. На уроках развития речи методисты и учителя-словесники считали целесообразным готовить школьников к диктанту в 9 классе и сочинению в 11 классе, поэтому целенаправленная систематическая работа по подготовке к написанию изложения (как экзаменационного варианта работы) практически не проводилась. В Республике Крым как в субъекте Российской Федерации с 2014 года в качестве альтернативы экзаменационному сочинению по русскому языку в 11 классе предлагалось изложение с элементами сочинения. Для написания изложения был рекомендован эпизод из прозаического произведения, входящего в «Обязательный минимум среднего (полного) общего образования», или отрывок из критической статьи. Выпускники могли выбрать форму своей работы: подробное или сжатое изложение. При подробном изложении необходимо близко к тексту передать содержание отрывка, сохраняя при этом особенности авторского стиля. При сжатом изложении задано было тоже сохранить авторский стиль.
Исходя из того, что подробное изложение – репродуктивный вид работы по содержанию и композиции и продуктивный в значительной степени по речевому оформлению, главная дидактическая задача при работе с ним – сосредоточение внимания на рассмотрении языковых средств, на мотивации их использования.
Сжатое (краткое) изложение для учащихся намного сложнее, так как нужно самостоятельно определить самое важное в смысловом отношении. Главное необходимо передать связно и последовательно, не нарушая логики текста. При этом надо так использовать языковые средства исходного текста, чтобы не нарушить колорит, стиль, тип речи, жанр.
Выборочное изложение – это создание нового высказывания, основанного на целенаправленном отборе материала на заданную тему из предлагаемого текста.
В практике развития речи используется творческое изложение, которое представляет собой переходную форму от изложения к сочинению. Существует несколько терминов для обозначения этого вида работы: творческое изложение, изложение с творческим заданием, изложение с дополнительным заданием, усложнённое изложение. Уже из названий видно, что предполагается творческая деятельность ученика – самостоятельные дополнения и переработка текста.
Творческое задание к текстам представляют собой проблемный вопрос, связанный с содержанием не только представленного отрывка, но и всего произведения в целом. В творческих заданиях обучающимся предлагается продолжить, развить, конкретизировать разбор изученного произведения, проводимый литературоведом или критиком.
Основной проблемой, вызвавшей большие сложности в написании изложения стало то, что девятиклассников не учат пересказывать тексты, сохраняя при этом стиль писателя или критика. Не уделяется должного внимания и обучению аргументированному ответу на вопрос, который на практике превращается в сочинение со штампованными фразами. Таким образом теряется истинная значимость изложения.
С 2017 года на экзамене по русскому языку ученики 11 класса Республики Крым будут сдавать только ЕГЭ. Тем не менее, необходимо напомнить, что часть «С» единого государственного экзамена представляет собой сочинение – отклик на прочитанный текст.
Мы считаем, что не следует забывать и об изложении. Ведь подготовка к нему на основе герменевтического подхода, позволяющего вести диалог с текстом, способствует пониманию, осознанию текста, возможности его интерпретации, без которых невозможно написать удачное сочинение. Изложение способствует тренировке речемыслительных механизмов.
Необходимы два вида работы с текстом: его освоение с точки зрения темы, основной мысли, композиции и языковой анализ. Первое происходит в момент знакомства с текстом и во время паузы, которая дается для осмысления и составления плана. Второй этап - процесс повторного прослушивания, работ над черновиком. Оба этих вида можно объединить, проводя диалог с текстом.
Программа по русскому языку и литературе предусматривает определенное количество часов на развитие речи, в рамках которых и проводится изложение. Мы уверены, что работу над изложением необходимо проводить в течение всего учебного года.
В школьной практике изложение – это закономерный переход от диктанта к сочинению, имеющий большое значение в процессе развития речи и обучения грамотному письму, поэтому изложение следует понимать намного шире, чем пересказ.
На наш взгляд, результативной станет рассредоточенная подготовка к изложению, рекомендованная для проведения в основной школе М.Т. Барановым. Особенностью такой подготовки является знакомство с отрывками текстов будущих изложений, их анализ, который необходимо строить как диалог с текстом. Комфортная атмосфера – важная составляющая этого процесса. Вызвать школьников на диалог с текстом – задача учителя. При полном погружении учеников в работу, они смогут понять текст, его композицию, логику, интерпретировать его.
В период подготовки к выпускному экзамену в форме изложения ранее оптимальной представлялась следующая схема работы:
Схема 3
Работа на уроке над изложением
Этапы
Деятельность

1 этап
Вступительное слово учителя.

2 этап
Чтение текста изложения.

3 этап
Объяснение неизвестных слов.

4 этап
Анализ текста изложения.

5 этап
Беседа о сокращении, сжатии текста.

6 этап
Составление плана.

7 этап
Работа над орфографически трудными словами.

8 этап
Повторное чтение текста

В связи с реформированием современного образовательного процесса, повышением требований к коммуникативной составляющей урока, предлагаем изменить данную схему. С целью более серьёзного осознания учащимися, что собой представляет изложение, рекомендуем строить работу по следующей схеме:
Схема № 4
Восприятие
– (слушание, чтение)

– определение смыслового кода текста (тема и основная мысль);
выделение ключевых слов – смысловых символов;
отбор материала по информативным и тематическим блокам;
формулирование вопросов к тексту и составление ответов на идентичные вопросы

- осознание (выделение проблем, составление плана, тематических выписок, тезисов, краткого конспекта)

- самоконтроль (рефлексия понятых смыслов)

репродуцирование
- изложение (передача логической последовательности при раскрытии смысла; опора на структуру авторского текста; использование опорных слов; сохранение жанровых и стилевых особенностей текста)

самопроверка,
лингвистический анализ собственного текста.
Повторный самоконтроль.


переписывание на чистовик

Организация работы учащихся 9 классов над подробным
изложением
Задача работы – максимально полное самостоятельное воспроизведение содержания исходного текста с сохранением авторского стиля.
1 этап. Ознакомление с текстом и заданием.
Каждое художественное слово тем то и отличается, что вызывает
бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений
Л.Н. Толстой
Текст изложения
Плата за выстрел
Осенью лес молчит. Такая тишина! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст полюбоваться работой. Дятел косился вниз, но продолжал барабанить В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая.
Из кустов орешника грянул выстрел. Дробью сорвало истончённую червями кору. Вместе с ней на жёлтую траву упала и птица. Дятел не успел проглотить личинку. Она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на прогалинку вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
– Зачем?
– А просто так – Парень неловко топтался на месте Я взял из его рук птицу и кинул в траву: «Сойки съедят. Присядем»
Я вспомнил себя пятнадцатилетним мальчишкой Как знать, может, и до сих пор не понял бы я страшных последствий выстрелов ради забавы, если б пятнадцать лет назад не встретился с умным человеком.
Он тоже был с ружьём. Он остановился и стал наблюдать, как я подкрадываюсь к чибису. Он дал мне выстрелить, а потом подошёл, оглядел берданку и, размахнувшись, зашвырнул её в озеро.
– Доставать не пробуй, глубоко
Охотник был новым человеком в деревне. Я стоял перед ним, не зная, что делать: грозиться или реветь от обиды. А он спокойно поманил собаку и, обернувшись, сказал:
– Вечером заходи. Поговорим Ружьё не жалей. Если захочешь – можешь моё брать
Взрослым человеком по-настоящему понимаешь цену учителям.
Скольким обязан я этому человеку! Мы много раз вместе караулили уток и ходили на зайцев. Чаще всего возвращались домой с пустыми руками. Зато какой мир открылся вдруг за нашим сереньким лугом! Я узнавал, как дышит трава, в какую зарю ждать вальдшнепов, какие грибы самые вкусные. Открылась вдруг незаметная до этого красота маленького озера с норами ласточек на обрыве. Спрятавшись в тальнике, мы подолгу глядели на беспокойных чибисов, и я с ужасом вспоминал, как год назад сбивал этих красавцев рублеными гвоздями
С парнем, убившим дятла, мы расстались друзьями. Мы не раз ещё встретимся. Думаю, это был его последний дятел.
(По В. Пескову.)
Словарная работа.
Берда
·нка – однозарядная винтовка, находившаяся на вооружении русской армии в 1870-1891 г.г. Вальдшне
·п – лесной кулик. Дя
·тел – лесная птица с острым и длинным сильным клювом, добывающая пищу из щелей и трещин древесной коры. Со
·йка – лесная перелётная птица отряда воробьиных. Та
·льник здесь: заросли кустарниковой ивы в низменных, болотистых местах. Чи
·бис – небольшая болотная птица; пи
·галица.
ЗАДАНИЯ
На какие две части можно разделить текст? Какая между этими частями смысловая связь? Каким образом между собой соединяются предложения в тексте?
Какие типы речи соединены в данном тексте? Докажите, что текст является повествованием, но в нем есть элементы описания и рассуждения. Определите его композиционную схему.
От имени кого ведётся повествование? В какое время года В. Песков оказался в лесу? Кто привлёк его внимание и почему? О чём вспомнил автор? Какой урок получил но от умного человека? Что даёт человеку общение с природой? (Ответьте словами текста.) Почему автор говорит, что с парнем, убившим дятла, они расстались друзьями?
Определите основную мысль текста. Сформулируйте вопросы, выделите ключевые слова, раскрывающие её.
Прослушайте ещё раз первую часть текста. Как автор описывает осенний лес? Какие образные средства использует при этом? (Метафоры, олицетворение, метонимию.)
Как вы поняли выражение рабочая музыка дятла? В каком значении употреблено слово музыка? Почему эта музыка названа рабочей? Можно ли утверждать, что первый абзац содержит развёрнутую метафору? Докажите свою мысль.
Как называет автор дятла? Почему он музыкант? Он говорит, что дятел работал без устали, т.е. не знал отдыха, непрерывно, неустанно. Замените глагол работать его синонимом трудиться. Изменится ли смысл предложения?
В каком значении употреблено слово долото? Как его написать в тексте? (Это слово употреблено в переносном значении, следует взять в кавычки.)
К слову нередкая подберите синоним.
Исходя из значения слова сулить (Сулить здесь: предсказывать, предвещать) как бы вы построили предложение встреча не сулит ничего хорошего?
Укажите на различие слов парень и мальчишка. (Парень – молодой человек, юноша (разг.) Мальчишка здесь: недостаточно зрелый, неопытный человек. (разг.) Можно ли в предложении опустить один из синонимов, не нарушив смысла высказывания? Почему?
Определите способ выражения приблизительности в словосочетании лет семнадцати парень. (Синтаксический – расположение числительного после существительного.) Отразится ли на смысле этого словосочетания изменение в нём порядка слов: парень лет семнадцати? А если сказать: семнадцати лет парень?
С какой целью парень стрелял в дятла? Определите слова, указывающие на отношение автора к поступку подростка (к сожалению, грянул выстрел, дробью сорвало, упала и птица, не успел проглотить, в окровавленном клюве, с поясом полным патронов, а просто так, неловко топтался, встреча не сулит ничего хорошего).
Какие по значению слова кинуть (Кинуть – бросить, покинуть.) и зашвырнуть (Зашвырнуть – швырнув, забросить (разг.)? Какой глагол выражает отношение охотника к поступку мальчика? Почему? Какой стилистический оттенок придаёт высказыванию глагол зашвырнуть?
Расскажите о встрече мальчика-подростка с охотником. Как вы думаете, о чём говорил охотник с подростком вечером?
Поразмыслите над фразой: Взрослым человеком по-настоящему понимаешь цену учителям. Чему научил героя текста умный человек?
Раскройте значение фразеологического словосочетания с пустыми руками. (С пустыми руками – здесь: приходить, возвращаться, ничего не добыв.) Замените его другим, близким по смыслу выражением возвращаться без добычи. Что утратит предложение Чаще всего возвращались домой с пустыми руками?
Слово мир в предложении: Зато какой мир открылся вдруг за нашим сереньким лугом! Имеет значение: совокупность каких-либо предметов, явлений, окружающих человека. Какие другие значения этого слова вам известны?
Прямую речь замените косвенной. Укажите, к каким смысловым и стилистическим изменениям привела эта замена? (Утрачены элементы разговорной речи.)
Какую роль играют в рассказе вводные слова к сожалению, может, как знать? Раскройте их значение. Какие из них не обладают стилистической окраской, какие характерны для разговорной речи?
Вслушайтесь в предложение Он дал мне выстрелить, а потом подошёл, оглядел берданку и, размахнувшись, зашвырнул её в озеро. Подумайте, с какой целью автор употребляет в нем ряд однородных сказуемых: дал, подошёл, оглядел, зашвырнул. Нарушится ли выразительность данного предложения, если мы разобьём его на два предложения? Почему?
Подберите синонимы к словам оглядеть (Осмотреть, обозреть (книжн.), окинуть глазом, окинуть взглядом), реветь (разг.) (Рыдать, голосить (устар.), хныкать (разг.), обливаться слезами), караулить (Охранять, сторожить), глядеть (Смотреть, глазеть (прост.), заходить (разг.) (Проходить, заглядывать (разг.). Подумайте, какие из них вы можете использовать в своём изложении.
Выберите из текста несколько предложений с несколькими придаточными. Возможна ли замена в этих предложениях союзов и союзных слов синонимичными?
Определите стиль текста, обоснуйте свою точку зрения.
Объясните правописание безударных гласных в словах уви
·дел, коси
·лся, достава
·л, сорва
·ло, проглоти
·ть, топта
·лся, вы
·стрелить, грози
·ться, реве
·ть, ды
·шит, гляде
·ли.
Разберите по составу и объясните написание слов двуство
·лка, пятнадцатиле
·тний.
Запомните, как ставится ударение в словах це
·ну, чи
·бис, вальдшне
·п.
Запомните значение и написание слова прога
·лина (Прогалина – свободное от деревьев место в лесу, лесная поляна или лужайка (разг.)
Как изменить местоимение 1-го лица, если рассказ вести от 3-го лица? (В. Песков, рассказчик, писатель, он)
От третьего лица изложите первую часть текста (кратко) и подробно вторую часть по плану.
2 этап. Время для самостоятельного первоначального осмысления содержания составления плана, набросков (приблизительно 10 мин.).
После прослушивания текста обучающиеся приступают к составлению плана.

Примерный план
I. В осеннем лесу:
1. Лесной музыкант.
2. Выстрел ради забавы.
II. Воспоминания о прошлом:
1. Встреча с умным человеком.
2. Удивительный мир природы.
3. Урок на всю жизнь.
III В заключение выразите своё отношение к поступку парня, убившего дятла.
3 этап. Повторное чтение.
Учащиеся выписывают ключевые слова и словосочетания, к которым будут обращаться при пересказе. Темп чтения позволяет записывать лишь отдельные слова.
Пример записи ученика
1. Тишина; рабочая музыка дятла; работал без устали; виднелся узор «долота».
2. Грянул выстрел; упала птица; не успел проглотить; окровавленный клюв; лет семнадцати парень; встреча не сулит ничего хорошего.
3. А просто так; я пятнадцатилетний мальчишка; выстрел ради забавы; встретился с умным человеком; дал выстрелить; подошёл, оглядел, размахнувшись, зашвырнул; доставать не пробуй; вечерком заходи; ружьё не жалей; захочешь – можешь моё брать.
4. Обязан этому человеку; караулили уток; ходили на зайцев;с пустыми руками; мир открылся; за сереньким лугом; дышит трава; незаметная красота; норы ласточек; беспокойные чибисы; с ужасом вспоминал; рублеными гвоздями; последний дятел.
4 этап. Даётся время для чернового варианта письменного пересказа.
5 этап. Стилистическая правка черновика, работа с орфографическим словарем.
6 этап. Переписывание на чистовик.
Система работы, направленная на подготовку и проведение изложений в 9 классах, должна строиться с учетом особенностей тех текстов, которые предлагаются для интерпретации. Вопрос о критериях отбора текстов является чрезвычайно важным в современной методике.


Агранович, Н.Б. Вторичные тексты в коммуникативно-когнитивном аспекте [Текст]: дис. ... канд. пед. наук /Н.Б. Агранович. – М., 2006. –152 с.
2. Антонова, Е.С. Знать или понимать? [Текст] / Е.С. Антонова // Русский язык в школе. – 1999. – № 3. – С. 10–18.
Ј
·
·
·
·Клименко Людмила Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Научный руководитель:
д.филол.н., профессор кафедры филологии
ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет»
А.В. Петров.
дмилаКлименко Людмила15