Конспект внеурочного занятия по географии Брейн-ринг Симбирский калейдоскоп

Сценарий внеурочного мероприятия
«Брейн-ринг “Симбирский калейдоскоп”»

Триединая дидактическая цель:
1) образовательная:
формировать представление учащихся о малой Родине;
актуализировать, уточнить и расширить знания учащихся о своей малой Родине;
привлечь внимание учащихся к культурному, природному и историческому наследию малой Родины;
показать значение Родины в жизни каждого человека.
2) развивающая:
расширить кругозор учащихся;
развивать навыки работы в группе.
3) воспитательная:
пробудить интерес к изучению истории своего города, области, страны;
воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину;
способствовать формированию гражданской позиции учащихся, чувству принадлежности к своему краю;
восстановление естественной связи детей с русской природой, с историческими и культурными ценностями России.

Доброе утро, глубокоуважаемые участники научно-методического семинара! Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей школы, где сегодня представим Вашему вниманию фрагмент внеурочного мероприятия брейн-ринг «Симбирский калейдоскоп».
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Актуальность патриотического воспитания и привития любви к родине бесспорна. Патриотическое воспитание надо начинать с воспитания любви к своей малой Родине. Ведь многие дети не знают историю своего края, не то, что историю России в целом.
Сегодня у значительной части подростков деформированы патриотические чувства, нравственные устои и культура поведения. Им присущи негуманные качества личности, такие как цинизм, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому. Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает сама по себе. Поэтому целесообразно как можно больше времени уделять различным формам патриотического воспитания, особенно во внеурочное время. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой позволяет лучше почувствовать родной край, а значит, стать созидателем своей малой Родины.






Здравствуйте, ребята!
Известная поговорка гласит: «Человек без Родины – соловей без песни». Соловей лишенный своего хрустального голоса всего лишь маленькая серая пугливая птичка. Но соловей своей соловьиной песней зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством. Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.
Мы с вами родились в России, и Родина для нас одна – Россия. У каждого человека есть уголок, самый близкий на свете – это место, где он родился и вырос, а для нас – это город Ульяновск, большой России малый уголок.
В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их – и дерево погибнет». Так и народ, нация, не знающие своей истории и культуры, обречены на вымирание и, в конечном счете, на исчезновение с Земли вообще.
В этом году исполняется 135 лет со дня образования Симбирского наместничества с центром в городе Симбирске. Спустя 16 лет наместничество преобразовали в губернию, губернию в 1929 году в Ульяновский округ, его – в 1930 году введи в состав Средневолжского края, который в 1935 году был переименован в Куйбышевский край, в 1936 году преобразован в область Как вы думаете, ребята, чем завершилась эта кавалькада? (
·Образованием Ульяновской области).
Когда была образована Ульяновская область? (19 января 1943 г.)
Неспроста мы с Вами говорим про историю образования нашего родного региона – сегодня мы проведём брейн-ринг «Симбирский калейдоскоп». Все вопросы будут посвящены географии и истории Симбирской губернии и Ульяновской области.
Обратите внимание на экран. Вы видите две карты районов Ульяновской области: левая – команды 6Б класса, правая – команды 7Б класса.
Ульяновская область состоит из 21 района. Вы по очереди выбираете номер района и в течение полминуты обсуждений должны дать правильный ответ на вопрос. В случае правильного ответа вы получаете жетон с изображением этого района. Если вы дали неверный ответ – право ответить на вопрос имеют ваши соперники, которые также получают жетон.

БАЗА ВОПРОСОВ

Районы
Вопросы


Факты

Базарносызганский
Высаживая эту овощную культуру, крестьяне выплёвывают её семена изо рта:
репа*
редька
морковь
капуста

Барышский
В Ульяновской области этот район НЕ является:
самым дождливым
самым высоким*
самым холодным
самым лесистым

Вешкаймский
Как в районе обозначили дорогу, чтобы не заблудилась направляющаяся в 1767 году в Симбирск Екатерина II?
расчистили снег
расставили часовых
жгли костры
высадили сосны*

Инзенский
Как переводится с мордовского название реки и города Инза?
малиновая*
вишнёвая
клюквенная
клубничная

Карсунский
Руке какого мастера, родившегося в 1893 году в селе Прислониха, принадлежит эта картина?
А.А. Пластову*
И.И. Шишкину
И.Е. Репину
Б.Н. Скляруку

Кузоватовский
В 5 км к юго-западу от п.г.т. Кузоватово на высоте 332 м в сосновом лесу из небольшого болота начинается река:
Сура
Барыш
Свияга*
Сызранка

Майнский
В селе Ртищево-Каменка 14 января 1905 года родился генерал-майор авиации, дважды Герой СССР, погибший в 158 боевом вылете 11 февраля 1945 года при освобождении Польши:
Ю.Т. Алашеев
С.А. Лавочкин
И.С. Полбин*
И.Н. Кожедуб

Мелекесский
Столица района – город Мелекесс, в 1972 году переименован в честь болгарского коммуниста-антифашиста:
Б. Борисова
Г. Димитрова*
Д. Попова
К. Георгиева

Николаевский
Одно из «Семи чудес Ульяновской области» – Канадейская башня, в XVII веке служила:
ветряной мельцей
сторожевой башней*
земской тюрьмой
зерновым хранилищем

Новомалыклинский
Название земель происходит от тюркского слова malikl, что переводится:
королевская
боярская
царская
княжеская*

Новоспасский
Главное полезное ископаемое района:
кварцевый песок
железная руда
каменный уголь
нефть*

Павловский
Впервые в области это соорудили в 1877 году в р.п. Павловке и оно функционирует по сей день:
телевидение
телефон
водопровод*
железная дорога

Радищевский
Аленький цветочек из сказки С.Т. Аксакова – это цветок, произрастающий в Ульяновской области только в этом районе:
мак
пион*
тюльпан
роза

Сенгилеевский
За неповторимый и уникальный рельеф район получил название:
Ульяновская Швейцария*
Симбирские Альпы
Российские Гималаи
Второй Тибет

Старокулаткинский
С IX по XIII века здесь существовало древнее мусульманское государство, объединявшее всё Среднее Поволжье:
Византия
Булгария*
Хазарский каганат
Золотая Орда

Старомайнский
Это одно из немногих мест в стране, где обитает и гнездится очень редкая и самая крупная птица России:
ястреб-тетеревятник
серебристый орёл
лесной филин
орлан-белохвост*

Сурский
Здесь находится возвышенность с часовней, и каждый поднявшийся до вершины снимает с себя много грехов:
Успенский холм
Покровский увал
Никольская гора
Поповский кряж

Тереньгульский
Название района происходит от тюркского слова teren – «глубокий» и gul’, что переводится:
озеро
река
обрыв
овраг

Ульяновский
Древний вид вымершего моллюска со спиральной раковиной, обитавший в тёплом тропическом море 105 млн лет назад:
аммонит*
белемнит
вивианит
галенит

Цильнинский
Основная сельскохозяйственная культура района, из которой производится сахар:
пшеница
свёкла
горох
картофель

Чердаклинский
П.г.т. Чердаклы согласно своему слогану является провинцией России:
оружейная
зерновая
меховая
авиационная


15