Презентация по русскому языку Устная часть ОГЭ 2017


Татьяна Николаевна Малышева, заместитель председателя ФПКР КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку ФГБНУ «ФИПИ» Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ 21 сентября 2016г. Семинар-совещание по вопросам практического использования открытого банка оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества образования по русскому языку на уровне основного общего образования Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение. Новые подходы. Говорение как вид речевой деятельности Сформированность устной речевой деятельности – критерий оценки уровня владения родным языком, показатель общей культуры Говорение – форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией «Первоначальная функция речи – коммуникация. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания».Л.С. Выготский Подготовленная устная речь Неподготовленная устная речь ПродуманностьЧеткая структураЯзык близок к письменной речи СпонтанностьПаузы, уточнение мысли, слова, повторыМеньшая лексическая точностьНаличие речевых ошибокКороткие предложения Лекция, доклад, выступление, отчёт, презентация Беседа, интервью, репортаж, выступление в дискуссии Формы устной речи Монолог Диалог Формат экзамена 1. Беседа с учителем2. Работа в парах3. КомпьютерОбщие подходы:Коммуникативный подходНеподготовленная речьМонолог + диалогОписание, повествование, рассуждение Выразительное чтение вслух Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку.Отрывок из книги Ивана Сергеевича Соколова – Микито́ва «Звуки земли» Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена люди так ласково называли матерью-землёю. Звуки земли драгоценны. Перечислить их, пожалуй, невозможно. Они заменяют нам музыку. Я с радостью вспоминаю звуки земли, некогда пленявшие меня в детстве. И не от тех ли времён осталось лучшее, что заложено в моей душе? Вспоминаю лесные таинственные звуки, дыхание пробудившейся родной земли. И теперь волнуют и радуют они меня. В ночной тишине ещё отчётливее слышу дыхание земли, шелест листка над поднявшимся из земли свежим грибом, трепетание ночных лёгких бабочек, крик петуха в ближайшей деревне.А как хорошо, незабвенно каждое новое утро! Ещё до восхода солнца просыпаются, начинают радостно петь птицы. Полнится жизнью пробудившийся лес! В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё серебристее звенят ручьи, душистее пахнут лесные травы, и аромат их чудесно сливается с музыкальной симфонией утра. Критерии оценивания выразительного чтения  Выразительность речиЭкзаменуемый сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов. 1Экзаменуемый не сумел передать замысел автора и (или) своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов.0Правильность речи (Соответствие речи языковым нормам)Речь правильная (соответствует языковым нормам): отсутствует искажение слов (или допущена 1 ошибка), ударение в словах поставлено верно (или допущена 1 ошибка). Интонация передаёт пунктуацию текста (или допущена 1 ошибка). Темп чтения высокий. (???) 2Речь правильная (соответствует языковым нормам), но присутствует искажение слов (допущены 2-3 ошибки), и/или в постановке ударения допущено 2-3 ошибки, и/или интонация в целом передаёт пунктуацию текста, но допущено 2-3 ошибки. Темп чтения высокий. (???) 1Речь содержит значительные ошибки ( частично соответствует языковым нормам): присутствует искажение слов (более 3 ошибок), в постановке ударения допущено более 3 ошибок. Интонация неточно передаёт пунктуацию текста (допущено более 3 ошибок). Темп чтения невысокий. (???). Понимание речи затруднено.0Максимальное количество баллов за всё задание – 3   Монологическое высказывание. Беседа по монологу фотографию.   2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать в каком музее Вы были;когда и с кем;что вы увидели;что понравилось и запомнилось больше всего. Задание 2.  Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут. 1. Опишите фотографию. Вопросы для беседы. Карточка для учителя  Вопросы для беседы(расширяющие и обобщающие):1. Какие музеи Вам больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?2. Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?3. Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают? Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога Описание фотографии 2 балла Повествование о личном жизненном опыте 2 балла Смысловая цельность 2 балла Выразительность и точность речи 2 балла Взаимодействие с собеседником 2 балла Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога  Описание фотографииЭкзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют.2Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют.1Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи.0Повествование о личном жизненном опытеЭкзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют.2Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют.1Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0Смысловая цельностьВысказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.2Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2).1Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом.0 Критерии (продолжение)  Выразительность и точность речиВысказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций.2Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли, или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций1Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций0Взаимодействие с собеседникомВзаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе: слушать и понимать вопросы собеседника, давать точные и полные ответы на вопросы, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен.2Взаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение участвовать в беседе, но не всегда проявлял умение слушать и понимать вопросы собеседника, давал неточные или /и неполные ответы на вопросы(совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен.1Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения участвовать в беседе: не понимал сути вопросов, не давал ответов (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен.0Максимальное количество баллов за всё задание - 10*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла. Диалог в парах Задание 2. Обсудите, нужна ли в школе форма? При обсуждении дайте ответы на следующие вопросы: Есть ли у Вас в школе форма?Чем удобна школьная форма?Почему ученики часто не любят носить школьную форму?Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе. Критерии оценивания диалога в парах Взаимодействие с собеседником 2 балла Решение коммуникативной задачи (каждое направление беседы оценивается 1 баллом) Критерии оценивания диалога в парах Решение коммуникативной задачи (каждое направление беседы оценивается 1 баллом)Коммуникативная задача решена; мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. 1*5Коммуникативная задача не выполнена; или мысли излагаются нелогично, непоследовательно;и /или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции. 0Взаимодействие с собеседникомВзаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен. 2 Взаимодействие с собеседником достигнуто, но экзаменуемый не всегда проявлял умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен.1 Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен.0 Максимальное количество баллов за всё задание -7  Монологическое высказывание с элементом диалога Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут. 1. Опишите фотографию.   2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего. Не забудьте рассказать когда проходил праздник;чему был посвящён;кто принимал участие;что понравилось больше всего. Поделитесь впечатлениями с партнёром.  Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога Описание фотографии 2 балла Повествование о личном жизненном опыте 2 балла Смысловая цельность 2 балла Выразительность и точность речи 2 балла Взаимодействие с собеседником 2 балла Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога Описание фотографииЭкзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют.2Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют.1Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи.0Повествование о личном жизненном опытеЭкзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют.2Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют.1Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0Смысловая цельностьВысказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.2Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2).1Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом. 0 Критерии оценивания монологического высказывания с элементом диалога (продолжение) Выразительность и точность речиВысказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций.2Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли, или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций1Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций0Взаимодействие с собеседникомВзаимодействие с собеседником достигнуто: экзаменуемый проявил умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу, владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен.2Взаимодействие с собеседником достигнуто, но экзаменуемый не всегда проявлял умение задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 2 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), был вежлив и корректен.1Взаимодействие с собеседником не достигнуто, экзаменуемый не проявил умения задавать вопросы, слушать и понимать собеседника, вести и поддерживать беседу (совершил более 4 коммуникативных ошибок), не всегда владел невербальными способами общения (мимика, жесты), или был невежлив и некорректен.0Максимальное количество баллов за всё задание -10*Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла. Условный диалог. (Интервью)  Задание 2. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.  1. Есть ли у Вас в школе форма?2. Чем удобна школьная форма?3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму?4. Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели видеть учеников в своей школе. Критерии оценивания условного диалога Решение коммуникативной задачи (1 баллом оценивается ответ на каждый вопрос) Критерии оценивания условного диалога Ответ на вопросКоммуникативная задача решена: дан полный ответ на поставленный вопрос, мысли излагаются логично, последовательно, речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции.1*5Коммуникативная задача не решена: ответ на вопрос не дан или дан односложный ответ (слово, словосочетание); или мысли излагаются нелогично, непоследовательно;или речь отличается бедностью и неточностью словаря, используются однообразные синтаксические конструкции.0Максимальное количество баллов за всё задание - 5  Монологическое высказывание Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.1. Опишите фотографию.   2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего.Не забудьте рассказать когда проходил праздник;чему был посвящён;кто принимал участие;что понравилось больше всего.  Критерии оценивания монологического высказывания Описание фотографии 2 балла Повествование о личном жизненном опыте 2 балла Смысловая цельность 2 балла Выразительность и точность речи 2 балла Критерии оценивания монологического высказывания Описание фотографииЭкзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию. Фактические ошибки отсутствуют.2Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – описал фотографию, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют.1Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел описать фотографию, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи.0Повествование о личном жизненном опытеЭкзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте. Фактические ошибки отсутствуют.2Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей – рассказал о своём личном жизненном опыте, но тема раскрыта не в полном объёме. Фактические ошибки отсутствуют.1Экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей – не сумел рассказал о своём личном жизненном опыте, или допустил фактические ошибки, в том числе в выборе типа речи. 0 Критерии (продолжение) Смысловая цельностьВысказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.2Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но присутствуют логические ошибки (не более 2).1Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (более 2). Коммуникативный замысел понимается с трудом.0Выразительность и точность речиВысказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью выражения мысли, разнообразием грамматических конструкций.2Высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря, разнообразием грамматических конструкций, но есть нарушения точности выражения мысли, или /и высказывание экзаменуемого характеризуется богатством словаря и точностью словоупотребления, но прослеживается однообразие грамматических конструкций1Высказывание экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматических конструкций0Максимальное количество баллов за всё задание - 8 *Примечание. Если экзаменуемый не справился с коммуникативной задачей, т.е. получил 0 баллов по критериям «Описание фотографии» и «Повествование о личном жизненном опыте», то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным. Если экзаменуемый получил 0 баллов по одному из критериев «Описание фотографии» или «Повествование о личном жизненном опыте», то по остальным критериям «Смысловая цельность» и «Выразительность речи» максимальный балл уменьшается до 1 балла.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Татьяна Николаевна Малышева, заместитель председателя ФПКР КИМ для проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку ФГБНУ «ФИПИ»