Доклад по теме Использование ИКТ при подготовке обучающихся к ГИА по биологии

Использование информационно-коммуникативных технологий при подготовке обучающихся к ЕГЭ по биологии
Селиванова Людмила Александровна,
учитель биологии МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»
Современное образование развивается очень стремительно: широкий спектр учебных программ, модернизация содержания, внедрение новых педагогических технологий, информатизация и компьютеризация, создание профильных классов и т.д. Все это заставляет задуматься над проблемой оптимального сочетания всех инноваций. Возникает проблема выбора необходимых технологий, методов работы, позволяющих по-новому организовать учебную деятельность.
Сейчас стало обычным явлением проведение уроков, внеклассных мероприятий, конференций, семинаров с использованием интерактивных досок, мультимедийных проекторов, цифровых лабораторий и др. техники. Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь.
Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.
В своей работе я применяю ИКТ в различных направлениях: при проведении уроков, при организации проектной деятельности учащихся, при подготовке к внеклассным мероприятиям, при подготовке учащихся к олимпиадам и к ЕГЭ. На системе применения ИКТ при подготовке выпускников к ЕГЭ по биологии хотелось бы остановиться более подробно.
С 2009 года ЕГЭ по биологии стал обязательным инструментом, с помощью которого можно объективно оценить знания учащихся. ЕГЭ дает выпускникам возможность поступить в ВУЗ без дополнительных вступительных экзаменов. Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?
Подготовка учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ЕГЭ является важной составляющей работы учителя. Она может осуществляться как в рамках школьного урока, так и во внеурочной деятельности (через элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия и консультации), а также через дистанционное обучение.
Основной этап подготовки к итоговой аттестации – это формирование предметной компетенции. Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры. Важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой. В этом аспекте все большее значение приобретают ИКТ технологии, обладающие развивающим потенциалом. Задача учителя – подобрать нужные ресурсы и сориентировать в них обучающихся. Использую УМК Пономаревой И.Н.
В нашей школе созданы все условия для использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Имеется два компьютерных класса с интерактивными досками, мультимедийный проектор, компьютер в кабинете биологии. Все компьютеры подключены к сети ИНТЕРНЕТ.
Уроки провожу в двух формах: либо в компьютерном классе, либо в своем кабинете. В своей работе использую медиатеку (25 дисков). Среди которых, можно выделить учебные электронные пособия «Кирилл и Мефодий».
Содержание используемых дисков полностью соответствует Государственному Стандарту образования.
Эти программы можно использовать в комплекте с любым печатным учебником. В серии электронных пособий реализованы те возможности, которые отсутствуют в печатном учебнике, это тысячи ярких иллюстраций, фотографии,  модели биологических объектов в системе-3D, видеосюжеты. Подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии проводится мною системно, начиная со среднего звена. Уже с шестого класса применяю тестовый контроль ЗУН. Для создания тестов использую «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6-9 класс» Москва. «ВАКО» 2014 г. Структура КИМов аналогична структуре тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С), что позволяет постепенно подготовить учащихся к работе с подобными материалами. Все задания соответствуют требованиям школьной программы и возрастным особенностям обучающихся. Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой И.Н. Пономаревой.
Предложенный материал можно использовать на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, закреплении материала, контроле и оценке знаний. Тематические тесты содержат 7 вопросов: уровень А (базовый) - 4 вопроса один верный ответ из четырех; уровень В – более сложный (2 вопроса – в виде краткого ответа), уровень С – повышенной сложности – 1 вопрос с развернутым ответом. Время выполнения 7-15 минут. Использую пособия «ЕГЭ шаг за шагом».
Обобщающие контрольные работы, итоговые контрольные работы провожу в форме ЕГЭ. («Тематические и итоговые контрольные работы 6-9 классы. Биология. Дидактические материалы. М. Вентана-Граф. Калинова Г.С., А.Н. Мягкова и др. 2013 г. «Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. Биология 10 класс. Сост .Пименов А.В. Ярославль. Академия развития, с 2013 г.).
Электронные таблицы пришли на смену бумажным. С их помощью легче изучать материала. Более наглядным становится объяснение.
Ещё одним из вариантов использования ИКТ в учебном процессе и при подготовке к ЕГЭ является применение мультимедийных презентаций, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, с исчерпывающей информацией в строгой последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Применение новых информационных технологий в частности ЦОРов является одним из важных аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, они позволяют разнообразить урок, сэкономить время, сделать урок запоминающимся.  
Подключение школ к сети Интернет существенно расширило возможности образовательного процесса. Получая из сети Интернет учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
целенаправленно находить информацию в Интернет и систематизировать ее по заданным признакам;
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении, устанавливать ассоциативные и целесообразные связи между информационными сообщениями;
четко формулировать то, что узнали из мультимедийного информационного источника, визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему и наоборот;
отличать корректную аргументацию от некорректной, находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу
Подготовка учащихся к ЕГЭ требует изменения подходов к планированию уроков в старших классах: больше времени отводится на проведение уроков практикумов, где непосредственно разбираются задания ЕГЭ. Практически каждый урок начинается с тестовой разминки, где включаются задания части «А» или с устного терминологического диктанта.
Задания части «С» задаю на дом. Каждый ученик получает свой вариант, а на уроке озвучиваются ответы всех учащихся и производится разбор. Эффект этого вида работы заключается в том, что за относительно короткое время удается разобрать достаточно большое количество заданий, происходит обмен информацией между учащимися, в работу вовлечены практически все учащиеся класса.
Современные уроки биологии – он-лайн уроки. Сайт «Уроки биологии – онлайн» http://biology-online.ru/
Я работаю в общеобразовательных и профильных классах. Изучение биологии в нашей школе идет как на базовом, так и на профильном уровне. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ я использую возможности внеурочной деятельности (неаудиторная занятость – кружковая работа, индивидуально-групповые консультации).
Мной была разработана программа курса “Биология: подготовка к ЕГЭ»”. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю в 11 классе) и позволяет повторить все разделы биологии.
Тематическое планирование курса приведено ниже.
Тема 1. Учение о клетке (общая цитология) (4 часа)
Тема 2. Размножение и онтогенез (2 часа)
Тема 3. Генетика и селекция (4 часа)
Тема 4. Возникновение и развитие жизни на Земле. Теория эволюции (4 часа)
Тема 5. Организм и среда (2 часа)
Тема 6. Протисты. Грибы. Растения (4 часа)
Тема 7. Животные (6 часов)
Тема 8. Анатомия и физиология человека (6 часов)
Учебно-тематическое планирование занятий составлено в соответствии с содержанием программы и кодификатором элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена. В плане для каждого занятия указаны цифровые образовательные ресурсы, необходимые для его проведения.
Подготовку к итоговой аттестации начинаю с постановки целей, формулирования задач, планирования работы. Рассматриваю возможности образовательной среды, которая обладает всеми необходимыми элементами для организации учебной деятельности. В моей копилке имеется каталог сайтов для подготовки к экзамену. ЕГЭ каталог (печатные издания для подготовки к ЕГЭ, учебники, диски и др.), Всем кто учится – alleng.ru .
Разбираем основные виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах.
1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями
4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов
5. Задания со свободным ответом. Найдите ошибки в приведенном тексте.
Знакомимся с кодификатором (распечатываем каждому).
Знакомимся с особенностями ЕГЭ (консультация).
Особое внимание при подготовке к ЕГЭ уделяю изучению процедуры экзамена, структуры экзаменационной работы и порядка заполнения бланков ответов. Для этого использую официальный портал Единого государственного экзамена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На сайте ФИПИ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] обучающиеся знакомятся с демонстрационной версией ЕГЭ текущего года.
Демоверсии прошлых лет использую как тренировочные варианты.
Открытый сегмент федеральной базы тестовых заданий позволяет проверить знания по отдельным темам и по всему курсу, выявить пробелы в знаниях.
Для подготовки к ЕГЭ использую мультимедиа учебники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Биология. Электронный учебник.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Открытая биология.Физикон 2.6.
Мультимедиа учебник – это комплексная программа, сочетающая в себе: учебные, демонстрационные, анимационные, справочные, контролирующие программы. Занятия по данным программам способствуют систематизации материала.
Для подготовки к занятиям, для изучения отдельных тем, обобщения материала, углубления знаний по отдельным вопросам биологии, использую сайты: sbio/info –первое биосообщество
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -электронная версия газеты «Биология»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Электронное приложение газеты 1 сентября
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
На сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов можно найти различные модули ОМС: информационные, практические, контрольные.
Занятия начинаем с просмотра презентаций, составляем конспект, закрепляем знания - тематические тесты.
На заключительном этапе подготовки к итоговой аттестации, важным и значимым становятся тренировочные упражнения. Большое внимание уделяю решению тестовых заданий. Для этого использую репетиторы ЕГЭ на компакт-дисках (100 баллов), тестовые системы Local или MyTest. Также использую сайты Интернет, например, http://www.examen.ru/ege- – сайт Экзамен.
Abiturcenter – где можно пройти тесты on-line,
Все для поступающих – edunews (показывают правильные ответы).
Легко в учении – easyschool (можно выбирать уровень сложности)
Сдать экзамен просто 4егэ на яндексе.
Для проведения тренировочных и диагностических работ использую эадания Московского института открытого образования.
В связи с процессом вовлечения новых информационных технологий ресурсов в процесс обучения все большую популярность приобретают различные формы и элементы дистанционного образования. Так одной из наиболее распространенных в настоящий момент систем, позволяющих разрабатывать собственные электронно-образовательные ресурсы, контрольные и тестовые работы и даже образовательные курсы, является система Moodle.
Эта система ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, она подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также для очного обучения.
Преимущества системы:
Учитель имеет возможность прямо в системе создавать тесты в различных форматах (либо с выбором единственного ответа, либо с выбором нескольких ответов, либо на соответствие и т.д.).
Помимо тестов имеется возможность размещать лекции, ссылки на полезные web-страницы, различные виды ЭОР.
Учитель имеет возможность контролировать действия учеников, писать комментарии.
Облегчается работа учителя по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения.
Каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю.
Ученики имеют возможность общаться между собой внутри системы.
В системе есть возможность вести электронный журнал, что позволяет отслеживать успеваемость, качество подготовки к ЕГЭ.
Новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса на уроке и во внеурочной деятельности дает возможность решать проблему снижения мотивации к изучению биологии, освоения стандарта на хорошем и высоком уровне при уменьшении количества часов в старшей школе, позволяет подготовить обучающихся к сдаче экзамена по биологии в форме ЕГЭ.













Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315