Выступление на тему Организация индивидуальных занятий по подготовке к ГИА по русскому языку


Организация индивидуальных занятий с обучающимися по подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку
Протокол заседания №1
от 21.01.2017 г.
Новая форма итоговой аттестации в 9 и 11 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки обучающихся предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования. Итоговая аттестация с помощью КИМов проверяет, в какой степени выполняются требования, определенные нормативными документами. Задания, предлагаемые обучающимся, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; 
языковую, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.
Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Как же подготовить каждого ребёнка к экзамену и развить его индивидуальные особенности? Решающую роль при подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА играет организация учебного процесса. Подготовка к ГИА проводится мной в нескольких направлениях: непосредственно на уроках русского языка (как элемент урока или занятие целиком); во внеурочной деятельности-проведение элективного курса в 11 классе «Нормы русского литературного языка» и курса по выбору в 9 классе «Культура речи».
Цель данных занятий: целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.
Эта цель реализуется при решении следующих задач:
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса;
- комплексная работа с текстом;
- развитие речи учащихся.
Курс по выбору «Культура речи» в 9 классе направлен на развитие умений и навыков выполнения заданий части С ОГЭ написание сжатого изложения и сочинения-рассуждения. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: определение этапов создания текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».
С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого использую задания разного уровня сложности.
К сожалению, из-за загруженности обучающихся нет возможности проводить индивидуальные занятия, но рамках данных курсов предусмотрена мной индивидуальная форма работы.
В качестве усовершенствованной формы контроля по русскому языку использую индивидуальные маршрутные листы по итогам диагностических работ на каждого учащегося (Приложение 1). Результаты каждой диагностической работы вносятся в индивидуальный лист контроля, который помогает объективно оценить динамику качества знаний отдельно взятого учащегося.
Маршрутный лист отдельного учащегося анализируется, результаты анализа позволяют планировать индивидуальную работу, выбирать форму организации занятости учащегося по коррекции выявленных в работе недостатков (индивидуальные консультации, самостоятельная работа или практикум по решению упражнений повышенной сложности).
«Маршрутные листы результативности» находятся в папках, в которыех также теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки. Информация, собранная в данных папках в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы.Подобная практика позволяет и учителю, и учащемуся анализировать и выявлять результативность подготовки к экзамену на протяжении всего учебного года.
Учащиеся систематически получают на дом тестовые здания, а затем выполняют тесты по темам в классе. Это позволяет увидеть пробелы в знаниях учащихся как в теории, так и в практике и целенаправленно вести работу по их ликвидации. Для этого провожу индивидуальные консультации.
При самоподготовке к экзамену каждый ученик может воспользоваться распечатанными КИМами, а также  Интернет-ресурсами:
fipi. ru –  официальный сайт Федерального института педагогических измерений. На сайте публикуются контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена в формате ГИА, а также демоверсии экзаменационных работ.
statgrad. mioo. ru  – сайт телекоммуникационной системы СтатГрад. На сайте предлагаются тренировочные работы в формате ГИА, предназначенные для дистанционной подготовки учащихся к ГИА.
gia. edu. ru – официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации. На сайте опубликована информация, касающаяся содержания и проведения экзаменов в формате ГИА.
В условиях онлайн-тестирования, результат которого выпускник видит сразу, так как в электронном тренажёре существует система оценивания, учащийся имеет возможность сам видеть свои ошибки и повторить теоретический материал по данной теме. Результаты онлайн-тестирования также заносятся в маршрутный лист обучающегося.
Такая система индивидуальной работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трёх видов компетенции учащихся:
языковой;
лингвистической;
коммуникативной;
Постоянная, разнообразная работа по подготовке к ГИА по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть и психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Я считаю, что предложенный вариант организации подготовки учащихся к итоговой аттестации позволяет достичь конечной цели обучения в школе: сдача самого экзамена по русскому языку, и владение литературным языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях и развития личности человека.