Как найти в слове приставку? (3 класс)

Тема урока: Как найти в слове приставку?
Цель: Формирование представления о приставке как значимой части основы слова.
Задачи: 1. Развивать умение образовывать однокоренные слова с помощью приставки. 2. Формировать представления о возможном строении основы слова. 3. Тренировать умение разбирать слова по составу.
Ход урока
I. Организационный момент
I I. Проверка домашнего задания (упражнение № 152 с.83). - Прочитайте первую группу слов. - Прочитайте вторую группу слов - По какому признаку вы разделили слова? (Формы одного и того же слова и однокоренные слова.)
III. Чистописание.
зуз узз зуу зуз узз зуу зима зимушка зимний корзина
Учитель: Какие элементы букв повторили? - Какое слово лишнее? Почему? - Выделите корень в словах. - С помощью, каких частей образованы однокоренные слова?
IV. Постановка проблемы и ее решение.
Учитель: Сегодня нам предстоит выяснить с помощью, какой еще части могут образовываться однокоренные слова.
На доске: Я живу в новом районе Москвы. Рядом с нами недавно открыли станцию метро. Вот вход. Вот выход. Внизу есть подземный переход.
Учитель: Найдите в тексте и выпишите слова с корнем - ход. - Покажите с помощью схемы, из скольких частей состоит основа каждого из этих слов. - Подумайте и попробуйте рассказать, как от корня – ход образованы однокоренные слова вход, выход, переход. - Сравните смысловое значение этих однокоренных слов. Имеют ли они одно и то же значение или каждое из них имеет свое самостоятельное значение? - В каждом слове выделите ту часть основы, которая дает слову свое самостоятельное значение? Где находится эта часть основы: перед корнем или после корня?
Учитель: Кто может самостоятельно назвать эту часть слова? (Приставка) - Правильно приставка.
Учитель: Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
Учитель: Проверим себя по учебнику с.84
Вывод: Часть основы, которая стоит перед корнем, называется приставкой.
Учитель: Работаем по учебнику. Упражнение №153 с.84 -Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова. Сравните их.
- Чем похожи эти слова? (Корнем)
- Сравните их лексическое значение. Что можно сказать? (Лексическое значение слов разное)
- Выполните письменное задание к упражнению.
Учитель: Кто может сделать вывод: Где в основе слова находится приставка?
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая – Приставка,
А злит она его одним –
Стоит всегда лишь перед ним.

V. Физкультминутка.
На доске записаны слова: Делать, сделать, написать, писать, подписать, вез, отвез, вывез, привез, занес, нес, перенес, вынес.
Учитель: Если я называю слова, в которых есть приставка, вы поворачиваетесь, друг к другу лицом и обмениваетесь хлопками. Если в словах приставки нет, вы приседаете.
VI. Закрепление изученного.
1. Работа по учебнику.
Учитель: Работаем по учебнику. Упражнение №155,с.85
- Прочитайте загадку. Отгадайте.
- Как найти приставку в слове? (Подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Прочитайте сведения о языке на с.86.
Самостоятельное выполнение упражнения 156, с.86.
2. Работа над загадками
Учитель: Отгадайте загадки. Запишите отгадки .Выделите в словах приставки
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его - серёжки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я - ( подосиновик)
.
VII. Итог урока.
Учитель: Из скольких частей может состоять основа слова? - Какая часть должна обязательно входить в основу? - При помощи, какой части слова можно образовывать родственные слова?
VIII. Творческое задание.
Учитель: Замените приставку в слове так, чтобы значение нового слова стало противоположным по смыслу. Выделите приставки. Вышел - (зашел), восход - (заход), открыть - (закрыть), прибежал - (убежал), прибыть - (убыть), отчалить - (причалить).
IX. Домашнее задание. Написать 10 слов с приставками. С двумя словами составить предложения и записать.



15