примерная рабочая программа по географии 7 класс



Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочие программы. География. М.: «Дрофа» (VI-XIX классы),2013 г
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности
увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты.
Цели и задачи курса:
Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
на основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект,
включающий:
Базовый учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2011 г.
Методическое пособие для ученика География материков и океанов, 7 класс. кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
Программа содержит новые направления географического образования:
комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.
В структурном соотношении курс состоит из введения и пяти разделов: «Как открывали мир», «Географическая карта – величайшее творение человечества», «Земля – уникальная планета», «Материки и океаны», «Земля – наш дом». На страноведение отводится 35% учебного времени.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.

Учебно-тематический план:

п./п. Наименование разделов Всего часов Практические работы
Введение. 1 1
Как открывали мир. 1 -
Географическая карта – величайшее творение человечества 1 1
Земля – уникальная планета. 13 4
Материки и океаны. 49 17
Земля – наш дом. 3 1
ИТОГО 68 +2 (резерв) 23

п/п Название раздела Кол-во часов по прог-рамме Кол-во часов по рабочей программе
1 Введение 2 1
2 Как открывали мир. 1
3 Географическая карта – величайшее творение человечества 1 1
4 Земля – уникальная планета. 9 13
5 Земля – планета людей 3 1
6 Материки и океаны. 50 49
7 Географическая оболочка – наш дом 2 3
В программу внесены изменения в связи с особенностями класса.
* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
При выполнении практических  работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся  по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами.  Учащиеся должны овладеть  умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями.
Содержание программы
70 ч (2 ч/н)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.
Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).
Раздел I Как открывали мир (1 ч)
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Раздел II Географическая карта — величайшее творение человечества (1 ч)
Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа. Характеристика карты атласа, решение расчетных задач.
Раздел III Земля — уникальная планета (13 ч)
Место Земли в Солнечной системе, ее возраст, гипотезы происхождения.
Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.
Практическая работа. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Практическая работа. Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.

Тема 4. БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.
Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.
Раздел IV Материки и океаны (49 ч)
Тема 1. ОКЕАНЫ
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

Тема 2. АФРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 3. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Практические работы. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
Тема 4. Антарктида
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.
Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)
Тема 7. ЕВРАЗИЯ
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 2. Определение типов климата по климатограммам. 3. Составление характеристики одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.
Раздел V. Земля — наш дом (3 ч)
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Практическая работа. Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК.
Планируемые результаты обучения
Владеть компетенциями:
коммуникативной,
учебно-познавательной,
рефлексивной,
личностного саморазвития,
ценностно-ориентационной,
смыслопоисковой.
Оценивать и прогнозировать:
по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
Объяснять:
особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
особенности расового и этнического состава населения;
различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.
Описывать:
основные источники географической информации;
географическое положение объектов (по карте);
существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.
Определять (измерять):
географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.
Называть и (или) показывать:
важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;
крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;
основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
проведения наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями;
принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий;
понимания географической специфики регионов и стран мира.
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Категория ОУУН 7 класс
Учебно-организационные умения и навыки Ставить учебную задачу под руководством  учителя
 
Планировать свою деятельность под руководством учителя.
 
Оценивать работу одноклассников.
Учебно-логические умения и навыки
Выявлять причинно-следственные связи
Решать учебные проблемные задачи.
Определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов.
Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.
Учебно-информационные умения и навыки Классификация и организация информации;
Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;
Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Примеры Составить план по тексту учебника и к каждому пункту плана составить тезис.
Составить логическую  причинно-следственную цепочку  по текст  учебника.
Учебно-коммуникативные умения и навыки Выслушивать и объективно оценивать другого;
Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Перечень практических работ.
Обучение простейшим приемам работы с географической информацией. Правила оформления к/к, к/к: материки, океаны, части света.
Характеристика карты атласа, решение расчетных задач.
Определение последовательности изменения взаиморасположения материков и океанов на поверхности литосферы.
Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик.
Анализ схем круговоротов веществ и энергии. (устно)
Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений
Определение геогр. координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и км. Обучение определению ГП материка.к/к – объекты береговой линии.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Определение причин разнообразия природных зон материка (устно)
Описание ПУ, населения и хоз. жизни одной из африканских стран.
Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
Определение черт сходства и различий ГП Африки и Ю.А.
Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).
Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А.
Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий. (устно)
Комплексная характеристика одной из стран (Канада)
Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа.
Определение типов климата по климатограммам.
Составление характеристики одной из рек Евразии по плану
Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.
Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам.
Составление описания одной из стран Евразии.
Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по «Физической географии материков и океанов»» в 7 классе
на 2012-2013 учебный год
(70 ч, 2 ч/н)

урока Тема Кол-во часов Дата проведения урока
Введение (1 урок)
1 Что изучает курс «География материков и океанов?» №1.Обучение простейшим приемам работы с географической информацией. Правила оформления к/к, к/к: материки, океаны, части света 1 Раздел 1. Как открывали мир (1 урок)
2 Открытие и изучение Земли. 1 Раздел 2. Географическая карта – величайшее творение человечества (1 урок)
3 Географическая карта –
особый источник знаний. №2: Характеристика карты атласа, решение расчетных задач. 1 Раздел 3. Земля – уникальная планета. (13 уроков)
Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ - 4 урока
4 История Земли как планеты.
Плиты №3: Определение последовательности изменения взаиморасположения материков и океанов на поверхности литосферы. 1 5 Геологическое время. Формирование лика Земли. 1 6 Развитие рельефа. Полезные ископаемые. 1 7 Тематический контроль знаний: Литосфера 1 Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ – 4 урока
8 Роль атмосферы в жизни Земли.
Распределение атм. давления на Земле. 1 9 Распределение температуры и осадков на Земле. 1 10 Воздушные массы и постоянные ветра. 1 11 Климатические пояса и области Земли. №4: Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик. 1 Тема 3. МИРОВОЙ ОКЕАН - главная часть гидросферы – 3 урока
12 Мировой океан.
Воды и их свойства. 1 13 Течения в океане. 1 14 Океан как среда жизни. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. 1 Тема 4. Биосфера. Географическая оболочка - 1 урок
15 Строение и свойство геогр. оболочки.
Природные комплексы и природная зональность. №5. Анализ схем круговоротов веществ и энергии. (устно) 1 Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ - 1 урок
16 Освоение Земли человеком.
Страны и религии мира. №6: Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений 1 Раздел 2. Материки и океаны (49 уроков)
Тема 1. АФРИКА – 10 уроков
17 ФГП. История исследования Африки. №7: Определение геогр. координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и км. Обучение определению ГП материка.к/к – объекты береговой линии. 1 18 Рельеф и полезные ископаемые Африки. №8.Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 1 19 Климат Африки. 1 20 Внутренние воды Африки. 1 21 ПЗ: Влажные экваториальные леса. Саванны и редколесья Африки. 1 22 Тропические пустыни.
Проблемы охраны природы Африки. №9. Определение причин разнообразия природных зон материка (устно) 1 23 Население и политическая карта. 1 24 Страны С. и Ц. Африки: Алжир, Нигерия. №10: Описание ПУ, населения и хоз. жизни одной из африканских стран. 1 25 Страны В. и Ю. Африки: Эфиопия, ЮАР. 1 26 Обобщение: Африка. 1 Тема 2. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ – 5 уроков
27 ФГП. История открытия и исследования Австралии. №11. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. 1 28 Рельеф и полезные ископаемые Австралии. 1 29 Климат.
Внутренние воды Австралии. 1 30 Органический мир Австралии. Население.
Австралийский Союз. 1 31 Океания. 1 Тема 3. ОКЕАНЫ – 5 уроков
32 Северный Ледовитый океан. 1 33 Индийский океан. 1 34 Атлантический океан – самый обжитой и освоенный. 1 35 Тихий океан – уникальный географический объект Земли. 1 36 Тематический контроль знаний: Океаны 1 Тема 4. АНТАРКТИДА – 4 урока
37 ФГП. Открытие и исследование Антарктиды. Антарктика. 1 38 Рельеф Антарктиды. 1 39 Климат. Органический мир Антарктиды. 1 40 Обобщение: Антарктида. 1 Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА – 8 уроков
41 ФГП. Из истории открытия и исследования Южной Америки. №12: Определение черт сходства и различий ГП Африки и Ю.А. 1 42 Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. 1 43 Климат Южной Америки. 1 44 Внутренние воды Южной Америки№13. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся).. 1 45 Природные зоны Южной Америки. № 14: Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А. 1 46 Высотная поясность в Андах.
Изменение природы человеком. №15. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий. (устно) 1 47 Население и политическая карта Южной Америки. 1 48 Страны Востока: Бразилия.
Страны Анд: Перу. 1 Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА – 7 уроков
49 ФГП. Из истории открытия и исследования Северной Америки. 1 50 Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. 1 51 Климат Северной Америки. 1 52 Внутренние воды Северной Америки. 1 53 Природные зоны. Охрана природы Северной Америки. 1 54 Население и политическая карта Северной Америки. 1 55 Канада. США. №16: Комплексная характеристика одной из стран (Канада) 1 Тема 7. ЕВРАЗИЯ – 10 уроков
56 ФГП, Из истории открытия и исследования Евразии. 1 57 Рельеф и полезные ископаемые Евразии. №17: Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 1 58 Климатические особенности Евразии. №18: Определение типов климата по климатограммам. 1 59 Внутренние воды Евразии. № 19: Составление характеристики одной из рек Евразии по плану. 1 60 Природные зоны Евразии. № 20: Сравнение ПЗ по 40-й параллели в Евр. и С.А. 1 61 Население и политическая карта Евразии. 1 62-63 Страны Европы. № 21: Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2 64-65 Страны Азии. № 22: Составление описания одной из стран Евразии 2 Раздел 5. Земля - наш дом (3 урока)
66 Закономерности развития ГО. 1 67 Изменение природы хозяйственной деятельностью человека. №23: Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК. 1 68 Обобщение: Роль географии в рациональном использовании природы 1 69-70 Резерв времени 2 Литература
1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География: Наш дом – Земля (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. – М.: Дрофа, 2011 г.
2. География материков и океанов, 7 класс. кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.
3. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008.
4. Р.Х. Хабибулен. Раздаточные материалы по географии. 6-7 классы. – М.: Дрофа, 2003.
5. Л.М.Ахромеев. География Брянской области. Брянск, 1995.
6.П.Г. Шевченков. Гидрологический справочник. Брянск, 2003.
7. П.Г. Шевченков.Атмосфера. Погода. Климат. Словарь-справочник. Брянск, 2003.
8.Н.В. Болотникова. Интегрированные уроки в школе. География 6-10 класс. Волгоград: Учитель,2007.
9. В.Г. Черкова. География в таблицах и схемах. Санкт- Питербург,2010.