примерная рабочая программа по географии 6 класс


 Пояснительная записка
         Рабочая программа  учебного курса  «Физическая география»  для 6го класса составлена на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочие программы. География М., «Дрофа», 2013 г.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.
        «Начальный курс географии»  - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. 0,5 часа вводится на изучение курса «География родного края».
        Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти тельного и животного мира), о человеке и окружающей его
среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
        При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
        Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но так же комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
 сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
        Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.
        Цели и задачи курса
             Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
                Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические  задачи:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
развивать познавательный интерес учащихся 6 класса к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
        А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
        Рабочая программа разработана к УМК:
Базовый учебник   Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2012.
Методическое пособие для ученика Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2010.
География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.
Уровень и направленность рабочей программы:
Основная общеобразовательная программа, базовый уровень
        Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
        Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие  содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
        Принцип системности в изучении начального курса  географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.
        Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.
        Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствами включения географических знаний и  умений в личностный опыт ученика.
        Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом курса своего края.
        Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (метапредметные) связи.
        Для начального курса географии характерны следующие метапредметные связи:  
Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература.
План местности – картография, биология, математика, астрономия.
Географическая карта – картография, история, математика. 
Литосфера – геология, химия, физика.
Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература
Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература.
Биосфера – биология, зоология, экология.
Население Земли – демография, история.
        Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения:  учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы организации работы учащихся:
- индивидуальная; - коллективная;  - фронтальная;  - парная;  -групповая
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Виды деятельности учащихся:
Устные сообщения; Обсуждения; Мини – сочинения; Работа с источниками;
Доклады; Защита презентаций; Рефлексия
Специфика предмета:
        Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, коррекции знаний, обобщении и проверке знаний.
        Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов. При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и  характеристик.
        Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических  работ.
        Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента и 0,5 ч из регионального (национально-регионального) компонента, а так же 0,5 часа отводится на изучение курса «География родного края».
Структура курса
В структурном соотношении курс состоит из шести разделов: «Введение», «Изображения земной поверхности», «Оболочки Земли», «Население Земли», «Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу», «География родного края» а так же 0,5 часа отводится на изучение курса «География родного края». Курс «География родного края» может вестись как отдельным курсом (после изучения базового), так и включением тем при изучении разделов базового курса. Данная программа рассчитана на изучение «Географии родного края» при изучении разделов базового курса.
Учебно-тематический план (70 часов)

раздела Наименование разделов Всего часов Региональный компонент Практические работы
1. Введение. 2 - 1
2. Изображения земной поверхности. 11 1 3(1)
3. Оболочки Земли. 50   15 12(4)
4. Население Земли 4 1 1
5. Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу. 3 - --
6. География родного края 5
ИТОГО 70 17 22
В программу внесены следующие изменения:

п/пНазвание раздела Кол-во часов по программе Кол-во часов по рабочей программе Причины изменения
1  Изображения земной поверхности. 14  11 в связи с введением нового курса «География родного края»
2   Оболочки Земли 46  50 3 География родного края - 17 Курс «География родного края» может вестись как отдельным курсом (после изучения базового), так и включением тем при изучении разделов базового курса
        Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ключевые компетенции
освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
1.        Называть и/или показывать:
существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
форму и размеры Земли (длина окружности);
на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
части Мирового океана;
среднюю соленость вод океана;
воды суши подземные и поверхностные;
речную систему, речной бассейн;
компоненты ПТК;
правила поведения в природе;
причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
главную причину образования ветра;
главную причину образования облаков, осадков;
пояса освещенности Земли;
географические координаты своей местности.
2.        Приводить примеры:
характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
связей между элементами погоды;
изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
меры по охране природы в своей местности;
горных пород и минералов, их использования человеком;
влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
взаимосвязей: река — рельеф;
искусственных водоемов;
из истории географических исследований и открытий.
3.        Определять:
атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
абсолютные и относительные высоты;
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
по карте географическое положение объектов;
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
фенологические сроки начала времен года.
4.        Описывать:
—        географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5.        Объяснять:
—        особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
Категория ОУУН Учебно-организационные умения и навыки Работать в соответствии с поставленной учебной задачей.
Работать в соответствии с предложенным планом.
Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Учебно-логические умения и навыки Выделять главное, существенные признаки понятий.
Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям.
Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Классифицировать информацию  по заданным признакам.
Учебно-информационные умения и навыки Поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях.
Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам.
Качественно и количественно описывать объект.
Учебно-коммуникативные умения и навыки Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации.
Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
 по «Физической  географии» (начальный курс) в 6 классе
на 2012-2013 учебный год
(70ч., 2 часа в неделю)
№ п/пНаименование тем и разделов Кол-во часов Дата
I. Введение. (2ч.)
1.1 Что такое география? 2.2 История географических открытий. Практическая работа: «Составление картосхемы «Имена путешественников на карте мира». II. План местности. Географическая карта. (11ч.)
3.1 Топографический план и условные знаки. 4.2 Масштаб и его виды. Ориентирование по плану и на местности. 5.3 Основные виды съёмки местности. Практическая работа: «Ориентирование на местности с помощью плана, компаса, местных признаков». 6.4 Изображение на плане неровностей земной поверхности 7.5 Составление простейших планов местности. Практическая работа: «Составление плана школьного двора». 8.6 Форма и размеры Земли. Географическая карта. 9.7 Географическая широта. Географическая долгота. 10.8 Географические координаты. Практическая работа: «Определение расстояний, направлений и географических координат». 11.9 Изображение на физических картах высот и глубин. 12.10 Физико-географическое положение Брянской области. Практическая работа: «Нанесение границ и соседних территорий» 13.11 Контроль и коррекция знаний по темам «План местности», «Географическая карта». III. Литосфера. (11ч.)
14.1 Внутреннее строение Земли. 15.2 Породы, слагающие земную кору. Практическая работа: «Определение свойств минералов и горных пород». 16.3 Движения земной коры. 17.4 Особенности геологического строения земной коры своего края. 18.5 Полезные ископаемые Брянской области. Практическая работа: «Нанесение на к/к месторождений полезных ископаемых». 19.6 Вулканы. Горячие источники, гейзеры. 20.7 Горы. Практическая работа: «Определение по карте Г.П. и высоты гор, географических координат и высоты отдельных вершин». 21.8 Равнины суши. Практическая работа: Определение по карте Г.П. и высоты равнин». 22.9 Разнообразие рельефа своего края. Практическая работа: «Нанесение на к/к основных форм рельефа». 23.10 Рельеф дна Мирового океана. 24.11 Контроль и коррекция знаний по теме «Литосфера». IV. Гидросфера. (13ч.)
25.1 Водная оболочка Земли. 26.2 Мировой океан и его части. Практическая работа: «Определение по карте географического положения и глубин морей, географического положения проливов и островов». 27.3 Свойства океанической воды. 28.4 Волны в океане. Течения. 29.5 Подземные воды. 30.6 Болота и подземные воды своего края. 31.7 Реки 32.8 Реки Брянской области. Практическая работа: «Нанесение на к/к рек и озёр».». 33.9 Озёра. Практическая работа: «Определение по карте географического положения рек и озёр». 34.10 Ледники 35.11 Искусственные водоёмы. Загрязнение гидросферы. 36.12 Озёра и искусственные водоёмы Брянской области. 37.13 Контроль и коррекция знаний по теме «Гидросфера». V. Атмосфера. (13ч.)
38.1 Воздушная оболочка Земли: её строение, значение, изучение. 39.2 Температура воздуха. Годовой ход температуры. Практическая работа: «Составление графика хода температур». 40.3 Атмосферное давление. Ветер. Практическая работа: «Составление «Розы ветров». 41.4 Водяной пар в атмосфере. Облака. Практическая работа: «Построение диаграммы облачности». 42.5 Атмосферные осадки. Практическая работа: «Построение диаграммы осадков». 43.6 Погода. Типы погоды. Практическая работа: «Построение диаграммы типов погод». 44.7 Особенности погоды своего края. 45.8 Практическая работа: «Наблюдение за погодой и обработка данных». 46.9 Сезоны года на территории Брянской области. Практическая работа: «Построение диаграммы типов погод». 47.10 Климат. 48.11 Особенности климата своей местности. 49.12 Распределение солнечного света и тепла на Земле. 50.13 Контроль и коррекция знаний по теме «Атмосфера». VІ. Биосфера (6ч.)
51.1 Разнообразие и распространение организмов на Земле. 52.2 Природные зоны Земли. 53.3 Растительный мир Брянской области. 54.4 Животный мир Брянской области. 55.5 Жизнь в Мировом океане. 56.6 Воздействие организмов на земные оболочки. VІІ. Взаимосвязи компонентов природы. (7ч.)
57.1 Природный комплекс. 58.2 Почвы Брянской области. 59.3 Практическая работа: « Составление описания природного комплекса на местности». 60.4 Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области. 61.5 Охраняемые природные территории и объекты Брянской области. 62.6 Современная экологическая обстановка в Брянской области. 63.7 Контроль и коррекция знаний по темам «Биосфера» и «Взаимосвязи компонентов природы» VIII. Население Земли. (4ч.)
64.1 Население мира. 65.2 Население Брянской области. 66.3 Государства на карте мира. Практическая работа: «Определение ГП государств, нанесение на к/к границ, определение координат столицы». 67.4 Городские и сельские населённые пункты. IХ. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. (2ч.)
68.1 Стихийные природные явления. 69.2 Контроль и коррекция знаний по темам «Население Земли» и «Влияние природы на жизнь и здоровье человека». 70 Итоговый урок по курсу «Физическая география». Литература
1.Т.П. Герасимова,  Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2010.
2. Л.М.Ахромеев, И.В.Шарапаев, В.Т.Демихов, Ю.Г.Данилов. «География родного края». – Брянск: Курсив, 2012.
3. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
4. Р.Х. Хабибулен. Раздаточные материалы по географии. 6-7 классы. – М.: Дрофа, 2003.
5. Л.М.Ахромеев. География Брянской области. Брянск, 1995.
6.П.Г. Шевченков. Гидрологический справочник. Брянск, 2003.
7. П.Г. Шевченков.Атмосфера. Погода. Климат. Словарь-справочник. Брянск, 2003.
8.Н.В. Болотникова. Интегрированные уроки в школе. География 6-10 класс. Волгоград: Учитель,2007.
9. В.Г. Черкова. География в таблицах и схемах. Санкт- Питербург,2010.
Перечень обязательной географической номенклатуры:
6 класс
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.