Рабочая программа спецкурса по русскому языку 10 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
2. Учебника для общеобразовательных учреждений (Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной «Русский язык. 10-11 классы», рекомендованному Министерством образования и науки РФ, Москва, «Русское слово», 2010.3. Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2010 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)4. Базисного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
Программа предназначена для изучения русского языка в старших классах на базовом уровне и составлена из расчета 1 час в неделю, всего 34 часа, корректировка не производилась.
Программа 10 – 11 классы охватывает все разделы русского языка. Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным. Полнота и доступность изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие видов заданий и т. д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Стандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Цели и задачи:
– повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- вооружение учащихся нормами литературного языка;
- развитие умения связно излагать свои мысли.
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции обучающегося.

Учебно-тематический план
№ Тема Кол-во часов По программе Корректировка
Введение. 1 Лексика. Фразеология. Лексикография. 5 3. Фонетика. Графика. Орфоэпия. 2 4. Морфемика и словообразование. 2 5. Морфология и словообразование. 5 6. Самостоятельные части речи. 12 7. Служебные части речи. 7 Всего 34 Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
Учащиеся должны знать:
• Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов. • Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи.• Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь.• Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.Учащиеся должны уметь:
• Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста. • Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач. • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. • Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. • Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи.• Извлекать необходимую информацию из различных источников.• Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка. • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для: • Осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа. приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. • Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности. • Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. • Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. • Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
График контроля за уровнем сформированности предметных навыков
Критерии Тема Форма Сроки
Сформированность орфографических навыков Лексика Фразеология Лексикография Словарный диктант октябрь
Практическое применение теоретических знаний Морфология и орфография Комплексный анализ текста ноябрь
Сформированность орфографических навыков Самостоятельные части речи Словарный диктант март
Практическое применение теоретических знаний Служебные части речи Комплексный анализ текста апрель
Календарно-тематическое планирование
№ п/п№ урока Тема урока Теоретические понятия Основные ЗУНыТема 1 Введение – 1 ч.
1 Р.Р. 1. Слово о русском языке. Стили русского языка Нормы литературного языка Основная функция языка в современном мире,
основные функциональные стили русского языка
Тема 2 Лексика. Фразеология. Лексикография – 5 ч.
1 Лексика. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов.
§ 1-2 Основные термины раздела «лексика»
Лексическое значение
Полисемия Основные понятия лексики,
работа с толковым словарем.
2 Р.Р. 2 Обучение характеристике изобразительно-выразительных средств языка художественной литературы. § 3 Тропы Основные лексические изобразительно- выразительные
средства и их черты.
3 Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. § 4-7 Омоформы. Омофоны. Омографы. Паронимы Различать омографы, омофоны и омоформы.
Употреблять паронимы в речи.
4 Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления.
§ 8-10 План-конспект. Исконно-русская лексика
Заимствованная лексика
Общеупотребительные диалекты
Профессионализмы Происхождение лексики русского языка.
Умение различать пласты лексики.
5 Фразеология. Лексикография. § 11-12
Основные термины: фразеологический оборот, фразеология Определение фразеологического оборота,
значение устойчивых оборотов речи.
Умение пользоваться словарями
Тема 3 Фонетика. Графика. Орфоэпия – 2 ч.
1 Звуки и буквы. § 13 Транскрипция. Артикуляция. Редукция
Классификация. Фонетический разбор Основные характеристики гласных и согласных звуков,
соотношение графического написания
и фонетической транскрипции.
2 Орфоэпия. § 14
Словарный диктант Нормы произношения гласных и согласных звуков Соблюдение орфоэпических норм
в обыденной речи.
Тема 4 Морфемика и словообразование – 2 ч.
1 Р.Р. 3 Обучение рассуждению на лингвистическую тему. Состав слова § 15 Морфема Нахождение значимых частей слова,
умение выполнять морфемный разбор слова.
Рассуждение в научном стиле
2 Словообразование. Формообразование.
§ 16-17 Словообразование. Формообразование
Основные способы словообразования Способы образования слов,
порядок словообразовательного разбора.
Тема 5 Морфология и Орфография - 5 ч.
1 Принципы русской орфографии. § 18 Морфологический принцип. Фонетическое написание
Традиционное написание Осознанное написание слов.
2 Употребление гласных после шипящих и Ц. Буквы Э, Е, Ё и сочетание ЙО. § 21-23
Комплексный анализ текста Орфограмма Распознавание морфемы в словах,
умение правильно писать гласные после шипящих и Ц.
3 Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных.
§ 24-26 Звонкие и глухие, непроизносимые согласные
Двойные согласные Умение находить и правильно писать
звонкие и глухие согласные, непроизносимые
и двойные.
4 Правописание гласных и согласных в приставках. § 27-29 Орфограмма Правильно писать приставки в словах.
5 Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса.
§ 30-32 Функции Ъ и Ь
Строчные и прописные буквы Умение определять Ъ и Ь и в соответствии
с правилом писать слова.
Тема 6 Части речи - 12 ч.
1 Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний.
§ 33-34 Лексико-грамматические разряды
Род. Число. Склонение. Падеж Морфологический разбор имен существительных.
2 Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. § 35-36 Орфограмма Правильное написание суффиксов имен существительных.
3 Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных. § 37-38 Лексико-грамматические разряды имен прилагательных Морфологический разбор имен прилагательных,
правильное написание окончаний имен прилагательных.
4 Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных. § 39-41 Орфограмма Мотивирование своего выбора при написании
Н и НН в именах прилагательных.
5 Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных. § 42-44 Лексико-грамматические разряды числительных
Правильное написание числительных
6 Р.Р.4 Обучение конспектированию текста научного стиля. Употребление имен числительных в речи. § 35 Конспект Особенности употребления в речи числительных ОДИН, ОБЕ, ОБА, ПОЛТОРА, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ. Собирательные числительные.
7 Местоимение как часть речи. Правописание местоимений. § 46-47 Лексико-грамматические разряды местоимений Особенности изменения местоимений, умение выполнять морфологический разбор.
8 Глагол как часть речи. Правописание глаголов. § 48-49 Инфинитив . Категория вида.
Переходность, непереходность. Залог
Возвратные глаголы. Категория наклонения
Категория времени. Спряжение
Две основы глагола Знание грамматических категорий глагола. Выполнение морфологического разбора. Правописание глаголов.
9 Причастие как глагольная форма. Правописание причастий. § 50-52
Словарный диктант Причастия действительные и страдательные
Адъективация Знание определения причастия, разрядов по значению, признаки глагола и прилагательного, образование причастий, правописание причастий.
10 Деепричастие как глагольная форма. § 53 Совмещение признаков глагола и наречия Знание определения, разрядов, признаков глагола и наречия, способов образования.
11 Наречие как часть речи. Правописание наречий. § 54-55 Разряды наречий
Степени сравнения Определение разрядов, образование степени сравнения.
12 Слова категории состояния. § 56 Состояние человека, окружающей среды, оценка действительности Умение находить слова категории состояния.
Тема 7 Служебные части речи - 7 ч.
1 Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. § 57-58 Простые и сложные
Производные и непроизводные Умение отличать предлоги от других частей речи.
2 Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов.
§ 59-60 Классификация союзов Умение различать союзы и союзные слова, правильно писать союзы.
3 Частицы как служебная часть речи. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. § 61-63
Комплексный анализ текста Разряды частиц Определение значений частиц, правописание частиц.
4 Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. § 64
Комплексный анализ текста Орфограмма Умение находить орфограмму.
5 Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Эмоциональность. Экспрессивность
Интонация Умение находить междометия в тексте.
6 Комплексная контрольная работа, аналогичная контрольно-измерительным материалам ЕГЭ Закрытые задания, открытые задания Умение логически рассуждать, проверять себя
7 Р.Р. 5 Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Обучение комплексному анализу текста Умение связно и аргументированно анализировать текст
Литература:
Основная литература:
1. Гольцова Н.Г. Программа к учебнику «Русский язык 10 – 11 классы». Авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина, 6 издание. М.: Русское слово, 2010
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010
Дополнительная литература:
1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя.
М.: Русское слово, 2007
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. Русский язык в таблицах 10 -11 классы. М.: Русское слово, 2007