Программа внеурочной работы Юный журналист


Номинация: Литература и искусство.
Тема: Программа «Юный журналист» в начальной школе.
Паспорт программы
Наименование программы Кружок « Юный журналист»
Цель Научить учащихся свободно владеть речью, красиво и грамотно излагать мысль на письме и устно, уметь формулировать своё отношение к происходящим событиям.
Задачи 1.Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности;
2. Прививать навыки осуществления творческой работы в группе.
3. Научить навыкам делового общения: умение вести конструктивный диалог, публично выступать.
4. Научить ясно излагать свои мысли.
5. Познакомить учащихся с работой журналиста.
Актуальность Большинство детей пришли со слабой подготовкой к школе. Многие последний год не посещали детский сад.
Занятость родителей не позволяет уделять должное внимание ребёнку. Часто ответы на вопросы дети находят у сверстников на улице или слышат с экранов телевизора.
3) Робость или небольшой словарный запас и боязнь самих детей высказать своё мнение, отношение к происходящему или уже свершившемуся событию.
4) Словарный запас некоторых родителей недостаточно велик. С детьми разговаривают командным тоном или сюсюкают. И то, и другое ведёт к тому, что в устной речи учеников сочетаются речевые штампы и диалектизмы. Это же встречается в сочинениях и изложениях учеников.
Работа по данной программе поможет Развить у ребенка творческую познавательную активность, интерес к родному языку и журналистскому творчеству.
ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный журналист»
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
«Словом можно убить - и оживить,
ранить - и излечить,
посеять смятение и безнадежность
– и одухотворить»
В.А.Сухомлинский.
Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово. Возможностей у ребят научиться грамотно выражать свои мысли, излагать свои идеи, выражать чувства явно недостаточно.
А между тем возрастные особенности детей позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативной компетентности. Данный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Ведь уже даже первоклассник многого достиг в понимании своего места среди людей. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях, познает мир через взаимодействие со сверстниками, изучение природной среды, проявляет себя в этом мире, способен сделать нечто доброе, полезное. Приобретенные коммуникативные способности оказывают неоценимую услугу ребенку при разрешении проблемных ситуаций с педагогами и сверстниками .
Стремление детей к литературному творчеству так же велико, как и стремление их петь, танцевать, играть на сцене, рисовать. Поэтому педагоги ищут и находят разнообразные пути удовлетворения этих стремлений, выявляя и развивая у школьников способности к творчеству, в частности, к литературному творчеству, одному из важнейших путей развития литературного вкуса и литературно-творческих способностей учащихся.
Кружок «Юный журналист» может помочь учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.
Работа по программе дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Основные цели и задачи программы
Цель программы:
Научить учащихся свободно владеть речью, красиво и грамотно излагать мысль на письме и устно, уметь формулировать своё отношение к происходящим событиям.
Задачи:
1.Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие способности;
2. Прививать навыки осуществления творческой работы в группе.
3. Научить навыкам делового общения: умение вести конструктивный диалог, публично выступать.
4. Научить ясно излагать свои мысли.
5. Познакомить учащихся с работой журналиста.
В работе кружка «Юный журналист» используются различные формы деятельности учащихся:
- тренинги «Берем интервью»;
- конкурсы художников – оформителей;
- иллюстрации литературных произведений;
- пресс-конференции;
- творческие проекты;
- круглые столы;
Программа кружка рассчитана на 1-4 классы начальной школы, однако программа первого класса является пропедевтической в силу возрастных особенностей детей.
Тематическое планирование.
1 класс
Пропедевтический курс
Речь и общение
Темы занятий
Сроки
1 Знакомство с работой кружка. Удивительный мир слов. 2 Удивительный мир слов. Цветные стихи. 3 Игра «Узнавание» и «Цепочки слов» 4 Добавление. Игровые упражнения « Пропущенные слова», «Синонимические ряды», « Иносказание» 5 Замещение. Игровые упражнения « Диафильм», « Что в чем» 6 Замещение. Игровые упражнения « Диафильм», « Что от чего» Классификация. 7 Классификация. Игровые упражнения « На что похоже?», 8 Классификация. Игровые упражнения « Угадай-ка» 9 Классификация. Игровые упражнения «Образ. Буквы и цифры» 10 Классификация. Игровые упражнения « Волшебные картинки» 11 Классификация. Игровые упражнения « Дорисуй», 12 Аргументация. Чудесные детские метафоры. Объединение. 13 Сравнение. Игровые упражнения « Летает - не летает», «Общее и особенное» 14 Объединение. Игровые упражнения « Что общего?», «Ресурсный анализ» 15 Объединение. Игровые упражнения « Добавление», «Рисунки по кругу» 16 Объединение. Игровые упражнения « Я хочу нарисовать», «Чудесные превращения» 17 Объединение. Игровые упражнения « Новые игрушки», «Изобретатели» 18 Кто откуда? Игровые упражнения « Воспроизведение», «Слияние» Оживление. 19 Оживление. Сказка о меле. 20 Оживление. Сказка о……» 21 Рассказы по картинкам. Игровые упражнения « Веселые картинки», «Рассказы-каламбуры» 22 Рассказы по картинкам. Игровые упражнения « Настроение», «Эмпатийное рассказывание» 23 Цветные рассказы. 24 Какой-когда. Игровые упражнения « Увеличение-уменьшение», «Ускорение-замедление» 25 Какой-когда. Игровые упражнения « Динамизация-статистика», «Квантование- непрерывность» Небылицы. 26 Небылицы. Игровые упражнения « Ошибки», «Так бывает или нет» 27 Небылицы. Игровые упражнения « Странные рассказы», «Вопросы и ответы» 28 Небылицы. Игровые упражнения « Снежный ком», «Любопытный» 29 Нелепицы, небылицы, перевертыши. 30 Всё наоборот. Игровые упражнения « Антонимы в стихах», «Небоскреб» 31 История, рассказанная с окончания. 32 Игра « Отрицание», «Объединение» 33 Игровые упражнения «хорошо-плохо», «Маятник» 34 Игра « Чужое слово» 35 Веселые рифмы. 36 Бесконечное предложение. 37 Игра « Скрещивание» 38 Объяснялки. 39 Книжки-малышки. 40 Ассоциативные ряды. 41 Пиктограммы. 42 Спрятанные слова. 43 Имитации. Игра « Подарки», Интервью 44 Интервью. Развиваем умение задавать вопросы. 45 Интервью. Будь внимателен. 46 Интервью. Игра « Странное происшествие» 47 Интервью. Практическое занятие. 48 Рассказ от первого лица. Телевизор и мы. 49 Телевизор и мы. 50 Зрители или актеры? 51 Профессия- ведущий. 52 Профессия – репортер. 53 Моделирование сюжета. 54 Выпуск телепередачи.( для одноклассников) 55 Шарады. Разгадывание и составление собственных. 56 Ребусы. Разгадывание и составление собственных. 2 класс
1 Расскажи мне о себе. 2 Кто такой юный журналист? Ваши ровесники в журналах и газетах 3 Ваши ровесники в журналах и газетах. Журнал «Веселые картинки» 4 Ваши ровесники в журналах и газетах. Журнал «Колобок» 5 Ваши ровесники в журналах и газетах. Журнал «Свирелька» 6 Ваши ровесники в журналах и газетах. Журнал «Свирель» 7 Ваши ровесники в журналах и газетах. Журнал «Тошка и компания» 8 Ваши ровесники в журналах и газетах. Журнал «GEOленок» 9 Ваши ровесники в журналах и газетах. Журнал «Муравейник» 10 Впечатление о журналах, их оценки. 11 Какие рубрики больше всего понравились в журналах и почему? Разработка собственных рубрик. 12 Разработка собственных рубрик. 13 Работа над рубриками нашего журнала. 14 Работа над рубриками нашего журнала. 15 Работа над рубриками нашего журнала. 16 Работа над рубриками нашего журнала. Анализ рисунков и фотоматериалов 17 Художник, фотограф и газета. 18 Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы. 19 Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы. 20 Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы. 21 Оформляем наш журнал. 22 Художественное оформление журнала. 23 Наш вернисаж. 24 « Выпуск» нашего номера. 25 Презентация нашего журнала. Родной край. 26 Родной край. Экскурсия в парк. 27 Родной край. Экскурсия в краеведческий музей. 28 Родной край. Зарисовки. Этюды о природе. 29 Этюды о цветах. 30 Этюды о ветре. 31 Этюды об осеннем солнышке. 32 Художественное оформление наших этюдов. 33 Художественное оформление наших этюдов. 34 Подготовка работ к выставке. 35 Наш вернисаж. 36 Наш вернисаж. 37 Детская пресса. Работа совместно со школьной библиотекой. 38 Детская пресса. Работа совместно со школьной библиотекой. 39 Отзыв о том, что больше всего понравилось и почему? 40 Как верстается газета? Встреча с юными журналистами 5-7 классов. 41 Впечатления оценки. Встречи с творческими людьми 42 Подготовка к встрече с детским писателем. 43 Изучение биографии детского писателя. 44 Изучение произведений писателя. 45 Изучение произведений писателя. 46 Изучение произведений писателя. 47 Готовимся к встрече. Разработка беседы, составление вопросов. 48 Конкурс на самый актуальный вопрос. 49 Встреча с детским писателем. Берем интервью. 50 Впечатления, оценки проведенного мероприятия. 51 Заметка о встрече в школьную газету. Слово… 52 Слово- главный помощник журналиста. 53 Что значит данное выражение, фразеологизм, фраза. 54 Что значит данное выражение, фразеологизм, фраза. 55 Подведение итогов работы за год. 56 Наш вернисаж. Выставка работ. 3 класс
1 Расскажи мне о том, как провел лето. 2 Кто такой юный журналист? Ваши ровесники в детской прессе. 3 Ваши ровесники в детской прессе. Отзывы. 4 Художник, фотограф и газета.
Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы. 5 Художник, фотограф и газета.
Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы. Родной край. 6 Повторение. Что такое этюд? 7 Родной край. Этюды или зарисовки о земле, дороге, ветре. Экскурсия на бульвар. 8 Родной край. Этюды или зарисовки о небе, солнце, последнем осеннем цветке. Экскурсия в парк. 9 Художественное оформление зарисовок. 10 Художественное оформление зарисовок. 11 Выставка наших работ. 12 Анализ работ с выставки. 13 Поездка в краеведческий музей. 14 Впечатления от поездки. Встречи с творческими людьми. 15 Подготовка к встрече с Лилией Горбуновой.(газета « Ступени» 16 Встреча с Лилией Горбуновой. 17 Отзывы о встрече. Заметка в нашу газету « Без 15 восемь» 18 Анализирование написанной заметки. Зарисовки. 19 Домашние питомцы. Зарисовки. 20 Домашние питомцы. Зарисовки. 21 Художественное оформление зарисовок. 22 Художественное оформление зарисовок. 23 Выставка наших работ. 24 Анализ работ с выставки. Встречи с творческими людьми. 25 Подготовка к встрече с поэтессой А. Буймовой. 26 Изучение биографии поэтессы. 27 Изучение произведений. 28 Готовимся к интервью с поэтессой.
Разработка вопросов. 29 Встреча с А. Буймовой. Интервью. 30 Заметка в школьную газету о встрече. Наши фото. 31 Анализ встречи и заметки. 32 Детская пресса. Работа совместно со школьной библиотекой. Отзыв о том, что больше всего понравилось и почему? Отзыв. 33 Что такое отзыв. 34 Мой любимый детский журнал. Отзыв. 35 Моя любимая детская книга.Отзыв. 36 Мой любимый фильм. Отзыв. 37 Оформляем отзывы. 38 Анализ работ. Экскурсии 39 Экскурсия на радио. 40 Составление заметки в школьную газету. 41 Экскурсии на местные телеканалы. 42 Экскурсии на местные телеканалы. 43 Экскурсии на местные телеканалы. 44 Впечатления от экскурсий. 45 Готовим фотоматериалы. 46 Заметка в газету об экскурсиях Слово … 47 Слова-синонимы. 48 Слова-антонимы. 49 Омонимы.
50 Анаграммы. 51 Пиктограммы. 52 Шарады. 53 Подбор материала в газету для рубрики «Мозговой штурм». 54 Подбор материала в газету для рубрики «Мозговой штурм». 55 Иллюстрации для рубрики. 56 Выставка работ. 4 класс
1 Расскажи мне о том, как провел лето. 2 Кто такой юный журналист? Ваши ровесники в детской прессе. 3 Ваши ровесники в детской прессе. Отзывы. 4 Художник, фотограф и газета.
Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы. 5 Художник, фотограф и газета.
Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы. Родной край. 6 Повторение. Что такое этюд? 7 Родной край. Экскурсия на бульвар. 8 Родной край. Экскурсия в парк. 9 Художественное оформление зарисовок. 10 Художественное оформление зарисовок. 11 Выставка наших работ. 12 Анализ работ с выставки. 13 Поездка в краеведческий музей. 14 Впечатления от поездки. Встречи с творческими людьми. 15 Подготовка к встрече с Лилией Горбуновой.(газета « Ступени» 16 Встреча с Лилией Горбуновой. 17 Отзывы о встрече. Заметка в нашу газету « Без 15 восемь» 18 Анализ написанной заметки. Зарисовки. 19 Птицы нашего края. Зарисовки. 20 Животные нашего края. Зарисовки. 21 Художественное оформление зарисовок. 22 Художественное оформление зарисовок. 23 Выставка наших работ. 24 Анализ работ с выставки. В мире прекрасного… 25 Я люблю театр. Посещение спектакля. 26 Отзыв о просмотренном спектакле. 27 Заметка в школьную газету. 28 Анализ заметки. 29 Художественное оформление заметки. 30 Я люблю цирк. Посещение представления. 31 Отзыв о просмотренном представлении. 32 Заметка в школьную газету. Анализ заметки. 33 Художественное оформление заметки. 34 Я люблю живопись. Посещение музея искусств. 35 Отзыв .36 Заметка в школьную газету. 37 Анализ заметки. 38 Художественное оформление заметки. Хотя, конечно, мы в поэзии……. 39 Что такое стихотворение? 40 Ритм и рифма. 41 Сочиняем стихи .42 Сочиняем стихи .43 Анализируем наши произведения. 44 Художественное оформление собственных стихотворений. 45 Подбор стихотворений в газету. 46 Вечер поэзии. Где и как собрать новости. 47 Заметка. 48 Композиция новостной заметки. 49 Как собрать ленту новостей одного школьного дня. 50 Собираем школьные новости. 51 Оформляем ленту новостей. 52 Что такое газетная утка? Учимся писать эссе. 53 Что такое эссе? 54 Моё самое, самое…..Эссе. 55 Этот взрослый, взрослый мир. Эссе. 56 Творческий отчет работы кружка.