РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ и внеурочной деятельности «Юный журналист» В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


МБОУ Новоспасская средняя общеобразовательная школа № 1.
-556260206375РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ
и внеурочной деятельности
«Юный журналист»
В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
0РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ
и внеурочной деятельности
«Юный журналист»
В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Автор Табакова Л.П.
учитель русского языка и литературы
высшей категории

-3848105143500
2013-2014 уч. год
Содержание
Введение. Воспитание личности как одна из важных задач школьного образования.
Глава первая. Требования ФГОС второго поколения
– требования времени
Отличительные особенности ФГОС.
Внеурочная деятельность как одна из составляющих ФГОС.
Глава вторая. Из опыта работы по созданию газеты «Школьный
вестник».
История создания газеты «Школьный вестник».
Основные этапы создания школьной газеты.
Факультативное занятие, кружок, внеурочная деятельность как средство реализации ФГОС.
Результаты и выводы.
Литература.
Приложения.


Вступление. Воспитание личности как одна из важных задач школьного образования.
Современная школа призвана воспитывать личность, творческую, активную, способную адаптироваться в социальной среде. Вся система образования и воспитания в школе направлена в большей степени на выявление и развитие способностей детей. Наши ученики играют в КВН и «Что? Где? Когда?», создают школьное телевидение и выпускают школьные газеты, участвуют в акциях «Я гражданин России» и реализуют собственные проекты. Наверное, нет такой школы, где бы ни существовала своя школьная республика с Президентом во главе и различными министерствами. Уже никого не удивишь детскими объединениями. Не только пионерская организация, но и СМИДовцы, тимуровцы и другие детские организации существуют не на бумаге, а в режиме реальных дел.
Одна из форм становления личности, приобщения детей к взрослой жизни, развития творческого потенциала – участие в школьных СМИ. Это не просто увлекательное занятие для группы из 15-20 человек. Это дело захватывает всю школу от начальных классов до старшеклассников, потому что каждый хочет быть сопричастным. Это способствует воспитанию патриотизма, вызывает чувство гордости, вырабатывает активную жизненную позицию. Таким образом, наличие школьной газеты способствует и развитию самоуправления в школе, и является важной составляющей воспитательной работы. Ребята рады видеть свои работы: заметки, стихи, корреспонденции – на страницах газеты. Они с гордостью несут домой школьную газету, на страницах которой рассказывается об их успехах, достижениях, упоминается их фамилия. Всё чаще номера газет вкладываются в портфолио как доказательство достижений. Родители с удовольствием приобретают школьную газету на родительских собраниях. А учителя, классные руководители спешат рассказать о внеклассных мероприятиях, предлагают темы для очередного номера. На страницах школьной газеты идёт разговор о том, что интересно, что волнует школьников и учителей. И это объединяет их, развивает сотрудничество.
И конечно, работа в школьной газете способствует выявлению и развитию одарённых детей, которые не только гордость школы, но и будущее нашей страны. Именно на страницах школьной газеты происходит первая проба пера, печатаются стихотворения ребят и рассказы, лучшие сочинения и эссе – рассуждения на важные жизненные темы. Это своего рода трамплин, старт для дальнейшего развития таланта.
Глава первая. Требования ФГОС второго поколения – требования времени.
1.Отличительные особенности ФГОС.
В связи с внедрением в жизнь ФГОС второго поколения на первый план в школьном образовании выходит активность и ведущая деятельность самих учащихся в процессе обучения. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход: развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных способов деятельности. Суть его в том, что ученики на уроке – не слушатели, призванные усвоить определённый набор знаний по каждому предмету. Они активные участники учебного процесса на каждом его этапе: от мотивации до рефлексии. Не знания, умения и навыки, а деятельность ученика и учителя планирует теперь учитель-предметник, составляя рабочую программу, тематическое планирование и поурочные конспекты.
Сколько прекрасных высказываний есть на эту тему: « Научить нельзя – можно научиться». Анатоль Франс говорил: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Интересно сравнение урока с огородной грядкой В.Я.Синенко: «…Стоит перестать за ней ухаживать, как она очень быстро зарастёт сорняком, и хорошего урожая уже не получишь».
Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих ученическую активность, деятельность в освоении навыков, которые потом пригодятся им в жизни. Ученик из позиции объекта, на который направлено воздействие учителя с помощью разных приёмов, средств, даже самых передовых – компьютерных и мультимедийных – переходит в другое качество. Он становится субъектом образовательного процесса. Есть такое определение: «Субъект – это личность в деятельности». А позиция субъекта состоит из 3 аспектов:
- Личностно-смысловая. То, что мы называем мотивацией. Ученики сами определяют цель и ставят себе задачи на уроке, отвечая на вопросы: что? Как? Зачем? им нужно в теме, обозначенной в программе и учителем на уроке.
- Когнитивная. То есть познавательная. Приоритетной становится самостоятельная работа учащихся в парах, группах. Ребята сами добывают знания из разных источников. Учитель при этом должен уметь поставить проблемную задачу, создать трудность, которую ученики преодолеют в совместной, групповой работе, распределяя обязанности и учась слышать других и работать в группе.
- Регуляторная. Привычной стала и саморегуляционная деятельность учеников на уроке: самоанализ, самоконтроль, самооценивание.
Целостный образовательный процесс объединяет систему учебных предметов, метапредметную деятельность - всю систему урочной и внеурочной, а также воспитательной деятельности в школе. Все эти составляющие целостного учебного процесса направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД), которые призваны обеспечить общекультурное, ценностно-личностное, познавательное развитие ребёнка. Мы стремимся развивать в учащихся осознанность, разумность, критичность, самостоятельность, готовность применять освоенные УУД в различных областях предметных наук и в жизненной практике.
Системно-деятельностный подход в обучении основан на формировании у учащихся умений выделять в изучаемом материале те существенные свойства и отношения, которые будут опорой для дальнейшего обучения и пригодятся в последующих этапах изучения наук и областей знаний.
В предметной области «Филология» требования Стандарта, например:
Знание содержаний произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка;
- представлений о системе стилей языка художественной литературы;
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основой и второстепенной информации;
- умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- навыками анализа художественных произведений… в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
И они, эти требования, реализуются не только на уроках русского языка, литературы, иностранных языков, но и на занятиях внеурочной деятельностью в этой же области «Филология».
Внеурочная деятельность как одна из составляющих ФГОС.
Большую роль в реализации ФГОС второго поколения играет внеурочная деятельность учащихся по разным направлениям: духовно-нравственное, физкультурно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Помимо уроков ученики имеют возможность выбрать занятие по душе, объединяться в группы по интересам. Можно сравнить внеурочную деятельность с существовавшими раньше факультативными занятиями и кружками. Но следует помнить, что большую роль играет теперь деятельность. Результат этой деятельности должен быть очевидным, осязаемым. Это творческие работы, проекты, презентации. Выращенное растение, готовые изделия, номера школьных газет, призовые места в конкурсах и соревнованиях, выступления на школьной сцене и участие в благотворительном концерте – это всё результаты и достижения учащихся по итогам внеурочной деятельности. Стало привычным слово «портфолио» - «портфель», папка достижений ученика. Это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения учеников образовательной области, а также самоанализ учеником своих текущих достижений. Каждый год он пополняется и ведёт к успеху. Портфолио позволяет собирать материалы, фиксирующие достижения учащихся за весь период обучения или за какой-то его этап: начальное обучение или до 9 класса. Цель такого накопления – фиксация и мониторинг индивидуальных достижений. Эта цель личностно-ориентирована на прогресс каждого ученика. В портфолио могут входить не только грамоты и дипломы, сертификаты, свидетельствующие об участии в конкурсах на разных уровнях. Это и читательские дневники, и презентации, и фотографии, творческие работы. В том числе и публикации в школьной газете: стихи, заметки, репортажи. Они свидетельствуют о творческом развитии учащихся. Но это могут быть и публикации, в которых упоминается имя ученика в связи с его участием в школьной жизни, статьи и заметки о нём. Планируется учёт портфолио при поступлении в высшие учебные заведения после окончания школы.
И в этой системе внеурочной деятельности свою «нишу» занимает деятельность по созданию школьной газеты или, как говорят, школьные СМИ - средства массовой информации.
Кружки «Мы делаем газету», «Юный журналист» и школьная газета – это реальная деятельность, имеющая реальный результат, который можно держать в руках, выложить на школьный сайт, прочитать, оценить и испытывать радость от своего участия в его создании.
К какому направлению отнести эту форму внеурочной деятельности? Общекультурное направление? Да. Ребята учатся красиво и правильно, образно излагать свои мысли на бумаге. Социальное? Да. Корреспонденты должны общаться с героями своих статей, уметь брать интервью, располагать собеседника к разговору. Духовно-нравственное? И тоже – да. На страницах газеты мы поднимаем нравственные вопросы, говорим о духовном богатстве. Печатаются конкурсные работы на духовно-нравственную тему, которых стало больше в последнее время, рассуждаем о доброте и рассказываем о добрых делах. Общеинтеллектуальное направление? Газета способствует и интеллектуальному развитию. Головоломки, ребусы, математические задачки, созданные самими ребятами, тоже печатаются на страницах нашей школьной газеты.
ФГОС нового поколения выдвигает требования по формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий – УУД, направленных на создание учениками целостной картины мира и системное развитие личности ученика. Предметные, метапредметные, личностные результаты, на которые нацелена внеурочная деятельность по теме «Юный журналист», тесно связаны с результатами освоения основной образовательной программы, изучения предмета «Русский язык» и опираются на них.
Личностные:
1) Личностными результатами освоения программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объем словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Метапредметными  результатами  освоения выпускниками программы по русскому языку являются
владение всеми видами речевой деятельности;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, в том числе и с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности , последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими  сообщениями, докладом;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы, иностранного языка и других)
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными  результатами  освоения выпускниками программы по русскому языку являются:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли русского языка в жизни человека и общества;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования а также роли русского языка в процессе самообразования;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи; текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения: анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственно речевой практике;
осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Конечно, при планировании работы школьной газеты и занятий внеурочной деятельности, следует ориентироваться на результаты изучения предмета «Литература», например…
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, способности к самообразованию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, языкам, религии, традициям, ценностям народов России и мира. Способности вести диалог и достигать взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе разных видов деятельности;
формирование основ экологической культуры;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.
Важное место среди других УУД, осуществляемых в процессе создания школьной газеты и во внеурочной деятельности, занимают коммуникативные УУД. Они обеспечивают социальную компетентность обучающихся и учёт ими позиции других людей в их общей деятельности - партнёров, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Глава вторая. Из опыта работы по созданию газеты «Школьный вестник».
История создания газеты «Школьный вестник».
В нашей школе с 2006 года, то есть уже восьмой год, издаётся своя газета «Школьный вестник» Инициаторами стали сами ученики. Девятиклассники, побывав в городе Ульяновске на форуме «Диалог цивилизаций», познакомились с другими старшеклассниками из разных школ и привезли эту идею. Конечно, были определённые предпосылки.
Во-первых, эти дети с первого класса обучались по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Эта программа как раз нацелена на развитие творческих способностей детей. Они учатся с первого класса правильно формулировать высказывание, выражать свою точку зрения и аргументированно отстаивать её, вступать в диалог. Эти дети раскрепощены и способны давать множество вариантов ответов на поставленный вопрос.
Во-вторых, ребята в 6 классе уже выпускали свою рукописную классную газету, в которой помещали результаты своего творчества: стихи и рисунки, заметки.
В-третьих, среди этих детей уже были юные корреспонденты, чьи рассказы и стихи печатались в детском журнале «Антошка».
Всё это и стало основанием для создания уже не классной, а школьной газеты. К тому же классным руководителем у них была я – Табакова Людмила Петровна, учитель русского языка и литературы, которая и сама «печаталась» в районной газете «Сельская правда».
За семь лет существования газеты сменилось три поколения редколлегии. Основу составляют учащиеся с 8 по 11 класс. Уходят из школы старшеклассники, им на смену подрастают другие, кто включается в работу постепенно с 5 класса. Опираюсь в основном на классы, в которых преподаю русский язык и литературу, но не только из них состоит редколлегия газеты. Ученики приходят сами, записываются в кружок, или в процессе корреспондентской работы выявляются «звёздочки», способные и заинтересованные. За 7 лет выпущено 60 номеров газеты, по 8-9 в течение учебного года. Периодичность выпуска – 1 раз месяц. Тираж школьной газеты – от 40 до 50 экземпляров, не такой большой для школы, в которой обучается больше 600 учащихся и работает 40 с лишним педагогов. Обязательно выделяются номера для школьной библиотеки, школьного музея, в кабинет завуча по воспитательной работе и директора школы, организаторов. Газета выставляется на школьный сайт и предлагается родителям на родительском собрании.
Основные этапы создания школьной газеты.
Процесс создания газеты можно поделить на этапы
1 этап – инициатива, заинтересованность самих ребят. Их желание и стремление заняться этой деятельностью. Конечно, многое зависит от руководителя, который может подать идею, сагитировать, увлечь тем, что сам делает с удовольствием, в чём сам мастер. Но всё же гораздо больше я ценю инициативу «снизу». Этих ребят не надо было уговаривать и подгонять. Они сами готовы были сидеть до вечера и в каникулярные дни, набирать статьи и подбирать иллюстрации, по нескольку раз переделывая материал, «подгоняя» его в рамки печатного листа, отбирая наиболее точные слова и образные выражения. Они искали интересные темы и интересных людей для интервью. Где бы они ни были: на экскурсии или в походах, на отдыхе или на школьном, районном или областном мероприятии – они обо всём стремились рассказать на страницах газеты.
2 этап – изучение рубрик и сравнение других газет: школьных, районных, областных. С целью определения «лица» своей газеты, как говорится, выявление своего формата. Были дискуссии, споры по названию, в выборе страниц, тем, рубрик. В процессе работы сформировались и стали постоянными рубрики:
«Крупным планом» - портрет учителя или ученика, прославляющего школу, победителя конкурса «Ученик года», «Учитель года» и т.д.
«Школьные вести» - корреспонденции из классов, заметки и фоторепортажи;
«Спортивная страница» стала сразу очень популярной;
«Новости короткой строкой» - название говорит само за себя. Кроме того, на этой странице называются имена победителей олимпиад, конкурсов, соревнований;
«Актуальное интервью» с интересным человеком или группой ребят»;
«Наше творчество» - стихи, рассказы и даже романы наших учеников;
«Занимательная страничка» и некоторые другие.
3 этап – распределение обязанностей.
Выяснилось, что газете нужны не только корреспонденты, пишущие заметки, в которых освещаются различные стороны школьной жизни. Увлечённые фотографией стали фотокорреспондентами. В газете появилась рубрика «Фоторепортажи». Нашлось занятие тем, кто любознателен. Ребусы, загадки, детские анекдоты, смешные случаи на уроках помещаются на «Занимательной странице». Верстальщики – это те, кто размещает весь собранный материал на страницах газеты так, чтобы было компактно и эстетично, подбирают шрифт и цветовую гамму. Одного ответственного редактора оказалось мало, у нас появилось 2 сменных ответственных за номер редактора. В их обязанности входит отбор материала, редактирование и выпуск сигнального экземпляра. Ответственная работа у тех, кто занят копированием – размножением газеты. Они работают на принтере. А кроме этих специальностей, в газете сотрудничает множество корреспондентов из каждого класса, готовых рассказать об интересных событиях в своём классе: экскурсии, походе, классном часе, встрече с интересными людьми, об однокласснике – победителе конкурса или спортсмене.
А дальше идёт каждодневная работа – поиск тем, создание статей, отбор материала. Сначала редколлегия собиралась 2 раза в месяц: перед выпуском для создания номера и после выпуска для анализа и нового задания. Казалось бы, выпущен очередной номер, можно передохнуть на 2-3 недели. Нет, не выходит. Школьная жизнь насыщена событиями, мероприятиями, важно вовремя осветить их, пока не потерялось ощущение новизны и актуальности. Поэтому, создание номера – процесс почти беспрерывный. А есть ещё творческие конкурсы, конкурсы стихов, сочинений на разные темы, которые тоже печатаются в газете. У нас есть свои постоянные корреспонденты почти из каждого класса. Они сами приносят свои творческие работы и заметки об интересных событиях в жизни класса, поездках и экскурсиях. Какое-то время была трудность в привлечении начальных классов. Они ещё малы для сотрудничества в газете. И жизнь младших школьников поэтому была слабо освещена. Подключились учителя начальных классов, стали представлять материал. А потом оказалось, что среди учащихся начальных классов есть смелые и талантливые ребята, сочиняющие коротенькие стихи, песни. Мы стали использовать их рисунки и рассказывать о победителях конкурса чтецов, которых немало в начальных классах. Так что и эта группа оказалась вовлечена в деятельность школьной газеты. Тем более, что младшие школьники с большим удовольствием её приобретают, если в ней есть рассказ или упоминание о них.
Обязательный этап в этой деятельности – рефлексия и самооценивание.
Мы должны формировать у учащихся умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои возможности и достижения, это способствует развитию мышления и творчества. После каждого выпуска газеты мы проводим анализ номера и материалов. Ребята высказывают свою точку зрения на материал и заметки своих «коллег» и свои собственные. В этом году мы стали использовать рекомендации Л. Н. Курошиной из её статьи «Особенности оценивания образовательных достижений школьников по русскому языку и литературе в условиях введения ФГОС» в сборнике УИПКПРО «Оценивание образовательных результатов в условиях введения Федерального государственного стандарта основного общего образования». Например, оценивая и взвешивая свои навыки с помощью самонаблюдения и взаимодействия с другими, использует конструкции типа: «Оглядываясь назад, я понимаю, что мог бы сделать лучше…», «Написание заметки (статьи) было интересным опытом, и я подумал…», «Мне лучше удалось бы взять интервью, если бы …», «Тебе лучше удалось взять интервью, чем написать репортаж, потому что…», «Во время фоторепортажа я понял, что…». И действительно, этот приём позволяет приучить детей вчитываться, всматриваться в то, что они пишут и говорят не только на уроке, чувствовать и анализировать свои эмоции, достижения и ошибки.
Следующим этапом в работе школьной газете я считаю вовлечение в её работу родителей, родительского комитета и выведение газеты на районный уровень. У нас есть связь с районной газетой. Каждая новая школьная редколлегия ходит на экскурсию в редакцию газеты «Сельская правда» и на местное телевидение «Сфера-ТВ». Мы приглашаем на открытые занятия кружка главного редактора и журналистов. Хотелось бы пообщаться с редколлегией газеты школы № 2 и газеты Центра Детского Творчества. Такие встречи были запланированы в этом учебном году.
Факультативное занятие, кружок, внеурочная деятельность как средство реализации ФГОС.
Раз есть газета, нужно учить её делать. Необходим факультатив или кружок, на занятиях которого ребята знакомятся с основами журналистики. За основу была взята Программа «Основы журналистики», которую разработала В.А.Замбржицкая, руководитель студии «Юный журналист» Московского городского дворца детского творчества, опубликованная в журнале «Русский язык» (приложение к «1сентября») №2, 2007. Была разработана программа кружка «Юный журналист», рассчитанная на 2 года (8-9 или 10-11 класс). В программу кружка «Юный журналист» входят такие темы:
«Из истории русской журналистики»;
«Требования к профессии»;
«Жанры журналистики»;
«Особенности публицистического стиля речи».
Занятия теоретические дополняются практическими занятиями. Ребята учатся писать заметки, проблемные статьи, эссе, рецензии на книги и фильмы, спектакли, вести репортаж, создавать портреты и путевые заметки, брать интервью. Лучшие работы печатаются в газете, отправляются на конкурсы. Печатали мы лучшие сочинения школьного конкурса «Моя родная школа», среди них – работа Чугуновой Ирины, активного члена редколлегии. Областная акция «Начни с себя» номинация «Журналистика»; конкурс сочинений «Моя семья и наша Победа»: «Скажи жизни «Да»»; Давыдовские чтения; рождественский конкурс сказок, конкурс «Спешите делать добро», областная акция «Письмо ветерану». Кроме того, мы совершаем экскурсии на местное телевидение, в редакцию местной газеты и в типографию, устраиваем встречи с интересными людьми.
Ребята с удовольствием участвуют в конкурсе школьных СМИ. В 2009 году ученики и наша газета, участвуя в областном конкурсе «Пресс-стар», победили во втором этапе и были награждены дипломом и ценными подарками. Не каждый год, но примерно через год делегаты от газеты выезжают в Ульяновск или Димитровград на учёбу и общение с другими школьными СМИ. Такая поездка состоялась в 2012 году, фестиваль школьных СМИ проходил с 7 по 11 мая на базе лагеря «Юность» в Димитровграде. В феврале 2013 года делегация юных корреспондентов выезжала в город Ульяновск на областной слёт и учёбу, которая проводилась Молодёжным инициативным центром.
И хотя пока никто из членов редколлегии не выбрал профессию журналиста, это не является целью нашей работы. Ученики почувствовали свою силу пера, с удовольствием участвуют в различных конкурсах и становятся их дипломантами. Их успехи в районных и областных олимпиадах по русскому языку и литературе, их желание творить, сочинять – вот что радует и ребят, и меня как руководителя кружка и главного редактора газеты «Школьный вестник».
В 2012 году МБОУ Новоспасская СОШ №1 стала пилотной в освоении ФГОС второго поколения, что подразумевает, в частности, внеурочную деятельность учащихся. Один из видов этой деятельности, руководимый мною, «Юный журналист». Таким образом, в этом году кружок «помолодел», появилась возможность обучать и приобщать к этой интересной работе не только старшеклассников, а учащихся 5-ых классов. Каждый год проходят открытые занятия, материал которых входит в практическую часть данной работы.
Аннотация.
Наша школьная газета называется «Школьный вестник». Выходит она с октября 2006 года с регулярностью 1 раз в месяц. На сегодняшний день вышло 63 номера газеты. Тираж газеты от 45-50 до 100 экземпляров в зависимости от разных причин. Газета выпускается на трёх листах. В ней есть такие рубрики: «Школьные новости», «Актуальное интервью», «Крупным планом», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Спортивная страница», «Наше творчество», «Занимательная страница». Газета является печатным органом школьной республики «Шанс» и издаётся Министерством печати и Информации. У нас есть свой Министр печати, ответственный редактор. Советником и главным редактором газеты является учитель русского языка и литературы Табакова Людмила Петровна. В редакции газеты 15 человек – учеников 8-10 классов. В этом учебном году к ним присоединились 16 пятиклассников, которые во внеурочной деятельности изучают, как делать газету и вносят посильный вклад в её создание. Среди нас есть корреспонденты, фотокорреспонденты, верстальщики, распространители. Мы ставим перед собой следующие задачи:
Освещать в газете жизнь школы, поднимать важные проблемы школьной жизни, приглашая к сотрудничеству широкие слои учащихся.
Организовывать встречу редакции газеты с интересными людьми, с редактором и сотрудниками местной газеты «Сельская правда», проводить встречи и круглый стол по школьным проблемам и проблемам школьных СМИ с редакциями других школьных СМИ.
Брать интервью у взрослых людей, которые интересны для школьников и от которых зависит жизнь школы, у родителей.
Активизировать работу в газете за чистоту языка. Ввести рубрику: «Говори правильно», провести соц. опрос и викторину.
Подготовить смену редакции из учащихся 9х, 7х классов, обучать их сбору информации и созданию газеты.
Участвовать в конкурсах и фестивалях школьных СМИ.
III. Результаты и выводы.
Основной критерий оценки любой деятельности – результативность. Результативностью организации внеурочной деятельности «Юный журналист» и школьной газеты является сама газета (все её 63 выпуска) и уважительное и доверительное отношение к ней со стороны учеников, учителей и родителей. А также участие в конкурсах: очных и дистанционных, положительное отношение к предмету деятельности, в том числе осознанное изучение русского языка и литературы, что влияет на успеваемость по этим предметам.
Например, в 2009-2010 учебном году в областной заочной викторине «Культурное наследие Симбирского-Ульяновского края» в номинации «Литературное творчество» ученица 10 класса Зубкова Дарья заняла 1 место, в районном конкурсе сочинений о маме ко Дню Матери в 2009-2010 учебном году сочинение ученицы 8 класса Тарасовой Юлии заняло 1 место.
В 2010-2011 учебном году в региональном конкурсе сочинений «Почему я не уеду из Ульяновской области» ученица 11 класса Анспер Юлия заняла 3 место. За конкурсное сочинение-исследование «Морская слава России: моряки на службе Отечеству» дипломами были награждены ученицы 7 класса Ершова Яна и Неутолимова Анастасия.
В 2010-2011 учебном году к Всемирному дню борьбы со СПИДом в областном конкурсе «Арт-удар» «Красный тюльпан надежды» в стихотворение Сурниной Марианны, члена редколлегии газеты «Школьный вестник» заняло 2 место.
В 2011-2012 учебном году в районном конкурсе рождественских сказок, организованных Новоспасским Спасо-Преображенским кафедральным собором, сказка Грачёвой Марии заняла 1 место, а сказка Ямоловой Марии 3 место. В школьном конкурсе «Читая классику» Симакова Оксана заняла 1 место.
Ежегодно члены редколлегии школьной газеты занимают призовые места в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе.
учебный год русский язык литература
2010-2011 Чугунова Ирина 9кл.-2
Зубкова Дарья 11кл.-1
Гугунова Наталья 11 кл.-3 2011-2012 Каляева Юлия 8кл.-2 Смирнов Никита 8кл.-3
2012-2013 Смирнов Никита 9кл.-2
2013-2014 Петренко Екатерина 10кл.-1
Каляева Юлия 10кл.- 3 Каляев Андрей 1 местоЛИТЕРАТУРА
Закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.,2012
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011
Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977
Кин Джон Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
Ковалёва Л.Е. Факультативные занятия по литературе в школе. М.: Просвещение, 1974
Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». Пособие для учителей. Сост. Ладыженская Т.А. и др. М.: Просвещение, 1974
Основина В.А. Создание в ОУ системы мониторинга и качества образования в условиях введения государственных стандартов общего образования нового поколения. Ульяновск, ИПК ПРО, 2013
Оценивание образовательных результатов в условиях введения Федерального государственного стандарта основного общего образования. Методические рекомендации. Под общей редакцией Т.Ф.Есенковой, В.В.Зарубиной. Ульяновск УИПКПРО, 2013
Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2008
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010
Преображенский Е.П. Кружок русского языка в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1966
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.,1974.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М-во образования и науки РФ. – М.:Просвещение,2011
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. Асмолова А.Г. – М.: Просвещение, 2011
Эстетика и современность. Книга для учителя. Под ред. Можнягуна С.Е. М.: Просвещение,1978.
Приложение.
Конспекты открытых занятий кружка «Юный журналист»;
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «Юный журналист»;
Творческие конкурсные работы членов редколлегии газеты;
Фотографии;
Отдельные номера газеты «Школьный вестник».