Конспект урока по информатике на тему Визуализация информации в текстовых документах» 7 класс


Конспект урока по информатике в условиях реализации ФГОС
«Визуализация информации в текстовых документах»
Класс:7.
Тип урока: изучение нового материала, первичное закрепление.
Форма урока: фронтальная работа с классом, компьютерный практикум.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Цель урока: научиться использовать операции форматирования при создании текстового документа.
Задачи урока:
Предметные:
- сформировать представление о визуализации информации в текстовых документах;
- познакомить учащихся со списками, с их видами;
- научить составлять маркированные и нумерованные списки;
- познакомить учащихся с таблицами;
- научить применять таблицы в текстовых документах.
Метапредметные:
- формирование приемом логического мышления;
- развитие навыков и умений работать со списками и таблицами;
- развитие интереса к предмету, информационной культуры;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развивать способность анализировать и обобщать, делать выводы, расширение кругозора.
Личностные:
- воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к предмету;
- привить навык индивидуальной работы;
- развитие коммуникативных УУД.
Оборудование: проектор, презентация «Визуализация информации в текстовых документах», ПК, карточки с практической работой, тетрадь, учебник.Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Изложение нового материала.
Первичное закрепление (практическая работа).
Итог урока, рефлексия.
Информация о домашнем задании.
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный этап. Создание благоприятного климата на уроке. Приветствую учащихся, проверяю готовность к учебному занятию, организую внимание детей. Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение.
2. Актуализация знаний. Актуализация опорных знаний и способов действий. Формулирование темы и цели урока. - На прошлых уроках мы с вами познакомились с двумя видами форматирования: стилевое и прямое. На дом я вам задавала учить все то, что касается форматирования. Начнем с того, что вообще такое форматирование? Ответ детей: процесс его оформления. Какие два способа форматирования существуют? Ответ детей: прямое и стилевое. К чему применяют прямое форматирование, его особенность? Ответ детей: применяют к произвольным символьным фрагментам (символы, слова, строки, предложения) и абзацы. К чему применяют стилевое форматирование, его особенность? Ответ детей: применяют к большим текстам. В чем состоит преимущество стилевого форматирования от прямого? Ответ детей: экономит время, обеспечивает единообразие в оформлении и так далее. Какая существует ориентация листа бумаги? Ответ детей: книжная, альбомная. Какие вы молодцы! Видно, что учили.
- Сегодня на уроке мы начинаем новую тему, а вот какую вы мне скажите сами, и в этом вам помогут некоторые изображения, которые вы видите на слайде. И вот каков будет мой наводящий вопрос, какую информацию человек воспринимает лучше? То есть какую информацию нам воспринимать легче? Которая будет что содержать? Ответ: которая содержит списки, диаграммы, картинки. А как называется такая информация, которая содержит списки, картинки, диаграммы, таблицы? Название такой информации получили от слова «глаза». Ответ детей: визуализированная информация. Значит, тема урока какова? Ответ детей: «Визуализация информации в текстовых документах».
- Совершенно верно, открываем свои тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока «Визуализация информации в текстовых документах» (Т, Д). Отвечают на вопросы по домашнему заданию.
Формулируют тему урока.
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
3. Изложение нового материала. Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована – организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами). Современные текстовые процессоры предоставляют пользователям широкие возможности визуализации информации в создаваемых документах. Рассмотрим с вами сначала списки. Запишите себе подзаголовок – «Списки» (Т, Д).
Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. При этом все пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу. По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки.
Элементы нумерованного списка обозначаются с помощью последовательных чисел, для записи которых могут использоваться арабские и римские цифры. Элементы списка могут быть пронумерованы и буквами – русскими или латинскими. Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов. Особенно часто такие списки используют для описания последовательности действий. Нумерованные списки вы регулярно создаете, заполняя в дневнике расписание уроков на каждый день.
При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически.

Рис.1. Пример нумерованного списка
Элементы маркированного списка обозначаются с помощью знаков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита, и даже небольшое графическое изображение. С помощью маркированного списка оформлены ключевые слова в начале каждого параграфа вашего учебника.

Рис.2. Пример маркированного списка
Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нем не важен. Например, в виде маркированного списка можно оформить перечень предметов, изучаемых вами в 7 классе.
По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки. Списки в рассмотренных выше примерах имеют одноуровневую структуру. Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым. Так оглавление вашего учебника информатики является многоуровневым списком. Списки создаются в текстовом процессоре с помощью команды строки меню или кнопок панели форматирования.
Записываем следующий подзаголовок – «Таблицы» (Т, Д).
Для описания ряда объектов, обладающими одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов (граф) и строк. Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписание движения автобусов, самолетов, поездов и так далее.
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима. Таблица может содержать не только символы и текст, но и какие-то графические изображения. Пример на доске.
Создать таблицу можно с помощью соответствующего пункта меню или кнопки на панели инструментов, указав необходимое число столбцов и строк; в некоторых текстовых процессорах таблицу можно «нарисовать». Созданную таблицу можно редактировать, изменяя ширину столбцов и высоту строк, добавляя и удаляя столбцы и строки, объединяя и разбивая ячейки. Вводить информацию в таблицу можно так: с помощью клавиатуры, копировать и вставлять заранее подготовленные фрагменты.
Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек.
Как я уже говорила, таблица может содержать не только текст, но и графическое изображение. Готовые графические изображения можно редактировать, изменяя их размеры, основные цвета, яркость и контрастность, поворачивая и так далее.
Во многих текстовых процессорах имеется возможность непосредственного создания графических изображений из наборов автофигур. Так же есть возможность создания красочных надписей с использованием встроенных текстовых эффектов. Визуализировать числовую информацию, содержащуюся в таблице, можно с помощью диаграмм, средства, создания которых также включены в текстовые процессоры.
Эта вся теория, которая необходима вам для визуализации информации. Ваши вопросы, что вам непонятно? Может что-то еще нужно повторить? Учитель отвечает на вопросы детей.
Теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу, цель которой – научиться строить таблицы, применять к тексту нумерованные и маркированные списки.
Слушают внимательно учителя и конспектируют важные моменты.
Обсуждают таблицу. Познавательные:
извлечение необходимой информации из сказанного учителем.
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата
Личностные:
развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения.
4. Первичное закрепление (практическая работа). Закрепить полученный материал практической работой. - Рассаживаемся за компьютеры, и я вам сейчас раздам листочки с практической работой. Если возникнут вопросы, спрашивайте.
Приложение 1 (практическая работа). Выполняют практическую работу на компьютерах. Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов выполнения практической работы
Личностные:
формирование умений внедрять таблицы, списки в текст.
5. Итог урока, Подведение итогов урока, - Ребята, давайте с вами подведем итог нашего урока. Что для вас было новым на уроке? Возникали ли у вас трудности при выполнении практической работы? Достаточно ли теоретического материала вы услышали на уроке? Каким было вашего настроение до урока и каким стало после окончания урока?
- Открываем дневники и записываем домашнее задание – стр.168-172 учить параграф 4.4. Все, все свободны! До свидания! Подводят итог урока, отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание. Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
умение подвести итог, оценить свою работу.
информация о домашнем задании. информация о домашнем задании.