Конспект урока по информатике на тему Визуализация информации в текстовых документах (7 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
г. Абакана





Конспект урока по информатике в 7 классе по ФГОС «Визуализация информации в текстовых документах»


подготовила
учитель информатики
Зорина Ольга Васильевна








г. Абакан, 2017

Этапы урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1.Организационный этап.
Создание благоприятного климата на уроке.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы рассмотрим с вами новую тему, а в конце урока вы приступите к выполнению практической работы (проверяю готовность к учебному занятию, организую внимание детей.)
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение.

2. Актуализация знаний.
Актуализация опорных знаний и способов действий. Формулирование темы и цели урока.
Повторение пройденного (слайд 1): Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.
Что такое форматирование?
Какие два способа форматирования существуют? Чем они отличаются? Что можно изменять в процессе форматирования символов? А абзацев?
Какая существует ориентация листа бумаги?
Давайте перейдем к новой теме, но сначала рассмотрим данную информацию.
(слайд 2)
Удобна ли она для восприятия? (нет).
Давайте подумаем, как можно преобразовать текстовый документ, для того чтоб он стал более наглядным и простым для восприятия?
В какой форме её удобно будет понимать? (дневник, список, таблица)
(слайд 3,4)
Теперь информация стала более удобной (понятна), мы представили её в виде списка и таблицы, другими словами мы ее визуализировали. Исходя из этого, как можно сформулировать тему нашего урока? (ответы обучающихся)
(слайд 5)
Записываем сегодняшнее число и тему урока «Визуализация информации в текстовых документах».
(слайд 6).
Для начала давайте определим цель нашего урока исходя из темы.
Сегодня мы с вами должны узнать что ?(что такое визуализация), а научиться чему?... (визуализировать информацию в текстовом документе)
Отвечают на вопросы по пройденной теме


















Формулируют тему урока.







Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).


3. Изложение нового материала.

(Слайд 7).
Как вы понимаете, что значит визуализация? (ответ обучающихся)
Действительно, Визуализация – это представление информации в наглядном виде. Давайте запишем это определение.
Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована – организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами). Современные текстовые процессоры предоставляют пользователям широкие возможности визуализации информации в создаваемых документах. Для этого можно использовать самый популярный текстовый процессор Microsoft Word.
(слайд 8).
Первыми мы рассмотрим списки.
Где в повседневной жизни вы сталкиваетесь со списками?
(в учебниках, дневниках, буклетах и т.д.)
Запишите себе подзаголовок – «Списки».
Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. При этом все пункты, рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу.
По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки.
При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически.
Элементы нумерованного списка обозначаются с помощью последовательных чисел, для записи которого могут использоваться арабские и римские цифры. Элементы списка могут быть пронумерованы и буквами – русскими и латинскими.
Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значения порядок следования пунктов. Особенно часто такие списки используют для описания последовательности действий.
Элементы маркированного списка обозначаются с помощью знаков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита, и даже небольшое графическое изображение.
Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нем не важен.
По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки.
Списки в рассмотренных выше примерах имеют одноуровневую структуру.
Чем этот список отличается от двух других, которые мы только что рассмотрели?
Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым.
Назовите примеры многоуровневого списка (оглавление в учебниках и т.д.)
(Слайд 9)
Списки создаются в текстовом процессоре с помощью команды строки меню или кнопок панели форматирования.
(Слайд 10)
Преобразование текста в список. 
(Слайд 11)
Следующий подзаголовок – «Таблицы».
Для описания ряда объектов, обладающими одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы.
Давайте вспомним из чего состоят таблицы? (столбцы и строки)
Создать таблицу можно с помощью соответствующего пункта меню или кнопки на панели инструментов, указав необходимое число столбцов и строк; в некоторых текстовых процессорах таблицу можно «нарисовать». Созданную таблицу можно редактировать, изменяя ширину столбцов и высоту строк, добавляя и удаляя столбцы и строки, объединяя и разбивая ячейки. Вводить информацию в таблицу можно: с помощью клавиатуры, копировать и вставлять заранее подготовленные фрагменты.
Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек.
(слайд 12)
При создании таблицы необходимо соблюдать следующие правила оформления. Их мы уже проходили в прошлом году, поэтому сегодня мы их просто повторим.
Заголовок должен давать представление о содержащейся в ней информации.
Заголовок столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке . если единицы измерения различаются . то они указываются в заголовке соответствующей строки или столбца.
Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них наносят следующие условные обозначения:
? – данные не известны;
Х – данные не возможны;
- данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Что может находиться в таблице?
Все верно в ячейках таблиц могут быть размещены тексты, числа, символы, изображения. Пример такой таблицы Вы видите на экране.
(Слайд 13)
Готовые графические изображения можно редактировать, изменяя их размеры, основные цвета, яркость и контрастность, поворачивая и так далее.
Во многих текстовых процессорах имеется возможность непосредственного создания графических изображений из наборов автофигур. Так же есть возможность создания красочных надписей с использованием встроенных текстовых эффектов.
(Слайд 14)
И последний элемент визуализации информации, это графические изображения.
Современные текстовые процессоры позволяют включать в документы различные графические изображения, созданные пользователем или найденные им в сети Интернет.
Визуализировать числовую информацию, содержащуюся в таблице, можно с помощью диаграмм, средства, создания которых также включены в текстовые процессоры.
Наиболее мощные тестовые процессоры позволяют строить разные виды графических схем, обеспечивающих визуализацию текстовой информации.
Давайте запишем ниже: «Графические объекты: рисунки, схемы, фотографии, диаграммы, графики»
Ваши вопросы, что вам непонятно по данной теме? (отвечаю на вопросы обучающихся)

Слушают внимательно учителя и конспектируют важные моменты.


























































Познавательные:
извлечение необходимой информации из сказанного учителем.
Регулятивные:
планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата
Личностные:
развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения.

4. Первичное закрепление (практическая работа).
Закрепить полученный материал практической работой.
Слайд 15
Теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу, цель которой – научиться строить таблицы, применять к тексту нумерованные и маркированные списки.
Давайте обсудим, что вам необходимо сделать в практической работе.
Вам необходимо прочитать текст, разбить его по смыслу на абзацы. На основании данной информации необходимо создать нумерованный список, создать и заполнить таблицу.
(Приложение 1.)
Рассаживаемся за компьютеры. Выполняем практические задания.
Выполняют практическую работу на компьютерах.
Познавательные:
выбор наиболее эффективных способов выполнения практической работы
Личностные:
формирование умений внедрять таблицы, списки в текст.

5. Итог урока,
Подведение итогов урока, выставление оценок за практ.работу
- Ребята, давайте с вами подведем итог нашего урока. Что для вас было новым на уроке? Для чего используются списки? Приведите примеры
Сравните нумерованные и маркированные списки. Что у них общего? В чем различие?
Какой список называют многоуровневым? Приведите пример такого списка.
Каких правил следует придерживаться при оформлении таблиц?
Какие графические объекты могут быть включены в тестовый документ?
Что еще вы хотели бы узнать по пройденной теме?
- Открываем дневники и записываем домашнее задание: выучить записи, выполнить одну из практических работ (даны три на выбор).
Оцените каждый себя за урок, прокомментируйте свою оценку (выставление оценок).
Спасибо за урок! До свидания!
Подводят итог урока, отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание.
Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:
умение подвести итог, оценить свою работу.

информация о домашнем задании.
информация о домашнем задании.








15