Интегрированное занятие по развитию речи на тему Добрыми делами славен человек (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36»













ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
по развитию речи в средней группе

ТЕМА: Добрыми делами славен человек!


Разработала: Аксютова Светлана Николаевна
воспитатель высшей
квалификационной категории





















г. Славгород


Тема: Добрыми делами славен человек. / развитие речи + аппликация/
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, музыка, чтение
художественной литературы,

Цель: Создание условия для формирования у детей доброжелательного, чуткого
отношения к окружающим людям.

Задачи: - Раскрыть детям смысл понятий: «добро», «доброта», «добрый»; побуждать
совершать только хорошие поступки; бороться со злом и лживостью.
- Развивать художественно – творческие способности, создавая образ
фонарика путём вырезывания формы, сложенной вдвое, эстетический вкус.
- Воспитывать гуманные отношения к близким, сверстникам, чувство
эмпатии и благородства.

Словарная работа: добро, доброта, поступок.

Предварительная работа: Чтение художественных произведений о добрых людях,
поступках, делах: В.Осеева «Честное слово», «Три товарища»; Е.Благинина «Вот
какая мама», «Бабушкины руки»; Л.Толстой «Косточка», «Котята» и т.д.
Игры и игровые упражнения: «Всё прекрасное», «Выбери друга», «Красивые руки»,
«Цветок доброты», «Что хорошо , что плохо», «Оцени поступок».
Рассматривание альбома «Добрые люди»

НОД.
Детей встречает Хранительница Добра. (воспитатель группы)
Хранительница: Здравствуйте, ребята. Я , Хранительница Добра и рада, что вы
пожаловали ко мне в гости. Чего только в моём замке нет, но
больше всего книг. А как вы думаете о чём в них рассказывается?
/ о добрых поступках, делах /
- Ребята, что значит «делать добро»? /помогать в трудную минуту,
доставлять радость, заботиться о ближнем/
- А добрый человек он какой? /щедрый, внимательный, вежливый,
хороший, аккуратный, доброжелательный/
- Назовите мне добрых людей, которых вы знаете.
- Скажите, друзья мои, просто ли быть добрым?


Ребёнок 1 Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета

Ребёнок 2 Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть
И завертится Земля быстрей
Если будем мы с тобой добрей.



Ребёнок 3 Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Ребёнок 4
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет
Если доброта как солнце светит
Радуются взрослые и дети
Дети
Но чтобы радость людям дарить
Нужно добрым и вежливым быть.

Хранительница: Я хочу вам рассказать об одном человеке. /Л.Толстой «Старик и
яблоки» - рассказ/

« Старик сажал яблони. Ему сказали: - Зачем тебе эти яблони?
долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.
Старик сказал:
- Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут.»

- Каким был старик? /добрым, трудолюбивым/
- Почему вы так решили? /потому что он заботился о людях/

«Доброта – она превыше всех благ. Это отзывчивость, душевное
расположение к людям, стремление делать доброе.»
- Ведь не даром говорят: «Доброе сердце о чужой беде болит.»
- Дети, что человек с добрым сердцем может сделать:
1. Для голодных людей? /накормить, приютить/
2.Для птички, у которой сломано крыло? /принести домой,
вылечить и отпустить на волю/
3. Для маленького животного, оставшегося в лесу без мамы?
/ забрать из леса домой или найти ему приют/
4. Для старушки, которая несёт тяжёлую сумку? /помочь/

Хранительница: Сейчас я проверю, можно ли вас считать добрыми детьми.

Игровое упражнение «Сделай шаг.»
/ Дети становятся в одну шеренгу. Воспитатель называет поступок,
если он хороший – делают шаг вперёд, если нет – стоят на месте/
-Убираю за собой игрушки.
-Дразню собак и кошек.
-Здороваюсь со взрослыми и детьми.
-Поливаю цветы в группе.
-Отбираю игрушки у малышей.
-Уступаю в автобусе место пожилому человеку.
- Очень часто обманываю взрослых.
- Помогаю товарищу.
- Небрежно листаю книгу и отрываю страницы.
- Оставляю беспорядок в группе и ухожу домой.
- Помогаю маме по дому.

Хранительница: - Какие вы молодцы! Я вижу , что все вы добрые хорошие ребята.
/каждому ребёнку раздаётся солнышко/
А сейчас послушайте такую историю.

История про ромашку. /инсценировка детьми/
Хранительница: Ясным солнечным утром маленькая девочка вышла поиграть на
зелёной полянке. Вдруг слышит: кто-то плачет. Из под камня
доносится плач.

Девочка -Кто там плачет под камнем?

Ромашка /ребёнок/ - Это я, Ромашка. –Освободи меня, девочка, давит меня камень.

Хранительница Откинула девочка камень и увидела нежный и бледный стебелёк
ромашки.
Ромашка - Спасибо тебе девочка. Ты освободила меня из – под каменного
гнёта.

Хранительница - Вам понравилась девочка? Почему? /она помогла цветку/

- Как вежливо обращаются друг к другу добрые люди? /доброе
утро, добрый день, будьте добры, пожалуйста/
«Будьте добры» - просьба
«Доброго вам здоровья» - пожелание благополучия
« В добрый час» - пожелание удачи
« В добрый путь» - пожелание успеха.

Хранительница Дети, в каждом из нас живёт солнышко. Это солнышко – доброта.
у вас в руках тоже есть солнышко. У меня в замке добрый
волшебник оставил свою волшебную шляпу.
Сейчас мы с вами тоже будем волшебниками. Будем творить
добро.

Игра «Волшебник»
/Дети кладут солнышко в шляпу и загадывают что – то доброе для людей - родных,
близких, сверстников, взрослых, малышей/

Стук в дверь.
Посылка с загадкой /на снежинке про деда Мороза и аудиокассета/
Загадка «У избы побывал – всё окно разрисовал,
У реки погостил – во всю реку мост мостил»

Хранительница Дед Мороз он какой? /добрый, хороший/
Слушание звукового письма. /аудиозапись/

«Здравствуйте, дорогие ребята!
Запряг я в сани вороных коней
И мчусь с Далёкого Севера к вам скорей.
Везу для вас подарков воз
До скорой встречи! Дед Мороз.»

Хранительница - Дед Мороз для нас подарки везёт. Нужно и ему сделать подарок.

Продуктивная деятельность.
Изготовление фонариков на ёлку из цветной бумаги. /аппликация/
/лист цветной бумаги 10 x12см –яркие цвета, полоска 12x 1,5см /такого же цвета/
Вырезывание. 1 Складывание бумаги пополам.
2.Резание на полоски, не доходя до края.
3. Склеивание краёв полоски.
4 Приклеивание полоски сверху.
Хранительница - Дед Мороз приедет и своим волшебным посохом зажжёт эти
чудесные фонарики.
Вот какое доброе дело мы с вами совершили. Давайте об этом
споём песенку.
Доброта.
В мире добрыми делами занята
Ходит бродит по квартире доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер, ночь добра
Было доброе вчера, было доброе вчера.
И откуда спросишь ты
В мире столько доброты,
Что от этой доброты, что от этой доброты
Приживаются цветы
Рыбки, ёжики, птенцы
И тебе ответим мы
Трудно жить без доброты.

Хранительница - Ребята, о чем мы сегодня говорили? ( о доброте и добрых
людях).
Какие добрые поступки можно совершить?
Я очень рада, что передо мной стоят тоже добрые дети.
/читает стихотворение/
Чтобы души не стали пусты
Охраняются звери, охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Охранять от опасности нужно
Защищать у людей на виду
Чистоту, бескорыстие, дружбу
И доверие и доброту.



Приложение.
Анализируя опыт работы с детьми по приобщению к нравственным ценностям, мы убедились в наличии достаточно высоких потенциальных возможностей детей, позволяющих им понять и принять нравственные нормы.
Практика показала: на успешность в социально – нравственном воспитании влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Разрабатывая данное занятие «Добрыми делами славен человек», я основывалась
на принципе личностно – ориентированной дидактики – это синтез интеллекта, эмоций и действий.
В этой связи в приобщении дошкольников к общечеловеческим ценностям представляется возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром социально – практическим путём, через игру, общение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Предложенное вашему вниманию интегрированное занятие позволяет сочетать несколько видов деятельности (словесную, игровую, продуктивную).
Содержание занятия учитывает психолого – возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста:
- сочетание эмоционально значимого для ребёнка с познавательным содержанием;
- подача нового материала с опорой на имеющиеся у детей знания и социальный опыт;
- сотрудничество со сверстниками и взрослым – партнёром в игре, игровой ситуации, в продуктивной деятельности.
Важным моментом, влияющим на активность детей является интерес к деятельности, наличие мотивации.
В данном случае – это создание мотивации общения со сверстниками и взрослым на основе интереса к предстоящей деятельности через познание нового, игровую ситуацию, практическую и продуктивную деятельность.
Чтобы вызвать у детей интерес, стимулировать принятие поставленной задачи, я использовала разнообразные методические приёмы:
- сюжетное построение занятия, приход сказочного персонажа Хранительницы добра
- использование художественного слова / пословица, стихи, рассказы/, музыкальных фрагментов, инсценировки, звуковое письмо
- игровое упражнение «Сделай шаг», словесная игра «Волшебник»
- элементы психогимнастики
- показ способа вырезывания из бумаги, складывая пополам.
Проведённому занятию предшествовала определённая предварительная работа:
- чтение детям сказок, стихов, рассказов нравственного содержания
- беседы о таких нравственных понятиях, как щедрость, жадность, злость, доброта
- заучивание пословиц, поговорок о добре, дружбе
- разыгрывание игровых обучающих ситуаций на развитие способности понимать другого человека, сострадать, сочувствовать
- отражение собственных впечатлений в изобразительной деятельности.
15