Доклад на тему Роль вокального ансамбля


ДОКЛАД
На тему:
«Роль детского вокального ансамбля в формировании
основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности
в условиях сельского Дома детского творчества»Автор Рогова Н.Н.
МБОУ ДО «ДДТ с.Золотое»
Красноармейского района, Саратовской области.
Роль детского вокального ансамбля в формировании
основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности
в условиях сельского Дома детского творчества.
Внутреннее содержание каждого человека определяет его деятельность, окружение и мир, который он создаёт вокруг себя. Человека же определяет и характеризует, в-первую очередь, его культура, которая является отражением его внутреннего мира – духовности, нравственности, образованности, кругозора. Образ жизни человека, его поступки зависят от внутреннего мира и личной культуры человека.
Одним из средств воспитания и повышения культуры детей является система дополнительного образования – школы искусств, Дома детского творчества и развивающие Центры для детей. Все виды детских учреждений дополнительного образования, независимо от их профиля, способствуют развитию у детей способностей к самопознанию и самоопределению. Направление работы этих учреждений позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в развитии детей. Своевременное выявление способностей влияет на становление личности ребенка и формирование его культуры.
Сегодня многие родители осознают значимость раннего развития и творческого воспитания своих детей. Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, развить в ребёнке его творческий потенциал. Занятия вокальным искусством способствуют формированию певческой и музыкальной культуры детей, выступают как действенное средство эстетического воспитания. Они развивают творческое воображение, а так же вокальные умения и навыки, волевые свойства и качества личности ребенка, его индивидуальности.
Являясь педагогом дополнительного образования в Доме детского творчества, считаю, что первоочередной задачей руководителя кружка является: пробудить и поддержать интерес, увлечь ребенка данным видом искусства. Важно подойти к занятиям творчески, показать красоту и многогранность вокального искусства, в то же время ребенок должен понимать, что свое мастерство он должен оттачивать, а значит трудиться. Необходимо приобщить детей к пению, научить их петь красиво, выразительно, правильно,
чтобы пение доставляло удовольствие и становилось духовной потребностью. Не секрет, что сегодняшнее музыкальное образование в школе ориентировано, по большей мере, на подачу общей информации о композиторах, их творениях с помощью презентаций, просмотров слайдов и подготовкой докладов. Урок музыки, зачастую, проводит учитель, не имеющий музыкального образования. А значит, знакомство с вокальными произведениями, пение хором (а в xx веке у детей была возможность петь в большом школьном хоре – на это было ориентировано школьное образование), звучание живого звука фортепиано на уроках музыки отсутствует. Еще во второй половине 19 века Р.В. Смоленский (палеограф-историк, филолог, юрист, композитор, школьный учитель и организатор музыкального образования в России) отмечал, что хоровое пение является одним из критериев воспитания школьников. Ученый-педагог предложил концепцию музыкального образования в России, где особо выделил хоровое пение, сам систематизировал и методически выстроил правила обучения хоровому пению школьников.
Возрождение традиции хорового пения – для нас, педагогов, имеющих образование, – задача первостепенной важности!
Выбор репертуара – один из самых серьезных вопросов воспитания культуры детей и в целом работы с хором. Составляя репертуар коллектива, необходимо учитывать различные факторы: возраст исполнителей и их вокальные данные; художественную ценность, жанровое разнообразие и яркость музыки; техническую доступность. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, но в то же время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному и эстетическому воспитанию, формирует их вкусы и взгляды, укрепляет чувство любви к своей Родине и народу.
Формированию основ культуры ребенка способствует правильно организованная культурно-досуговая деятельность. Наш творческий коллектив принимает самое активное участие во всех творческих мероприятиях, проводимых в селе и в районном городе Красноармейске. Мы участвуем в районных смотрах – конкурсах и фестивалях, в праздновании Дня города Красноармейска. Участвовали в Хоровых ассамблеях «Золотые огни Саратова». В рамках села принимаем участие в социально значимых мероприятиях, таких как: праздничные программы ко Дню матери, 9 мая, День пожилого человека, День защиты детей, различные конференции, сходы граждан и т.п. Особой популярностью в селе пользуются «Рождественские встречи». Этот праздник мы готовим своими силами: сценарий, тематические песни исполняются a'cappella, костюмы. Звучат знакомые и мало знакомые произведения духовной поэзии в исполнении учащихся и педагогов. И по традиции, в заключение вечера, дети, занимающиеся в школе искусств, играют классические произведения на различных инструментах: фортепиано, баян, домра, саксофон, виолончель, что вызывает большой восторг у гостей нашего вечера! В рамках проекта «Здоровье семьи – здоровье нации» мы принимаем участие в праздновании Дня Святой Троицы. Для всего коллектива пошиты русские национальные костюмы (к их изготовлению были приобщены и родители). Для младшего коллектива разрабатывается песенный репертуар с содержанием русско-народных песен, потешек, закличек, с игрой на народных инструментах, с элементами русско-народных танцевальных движений. Все это приобщает детей к Православной культуре, способствует духовно-нравственному воспитанию. Каждый год накануне Дня Победы, в Музее боевой славы ДДТ проходят встречи с ветеранами и тружениками тыла. Дети вокального коллектива готовят праздничную программу, читают стихи. А затем, за чаепитием слушают рассказы - воспоминания ветеранов, и поют с ними вместе песни Войны. Эти встречи способствуют патриотическому воспитанию детей.
Надеюсь, что мы на правильном пути в воспитании наших детей! Ведь нашему современному обществу необходима личность, умеющая ценить общечеловеческие ценности, имеющая понятия о нравственности, обладающая творческим потенциалом и высокой культурой!