Диагностические задания по ОО Социально-коммуникативное развитие 2 младшая группа


Диагностические задания по ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Что изучается (оценивается)? Содержание диагностического задания Критерий оценки
Дошкольник входит в мир социальных отношений
Эмоции
1.1. Понимание и различение ярко выраженных эмоциональных состояний, их проявление в мимике, жестах, в интонации голоса (сентябрь)
«Ссоримся - миримся»
Инструкция: рассмотреть рисунок и обвести синим карандашом лица героев. которые ссорятся, а красным, которые мирятся. Покажи эмоции нарисованные на схеме – произнеси слово «Здравствуйте» в соответствии со схемами. Сформировано: Ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстников на рисунке; умеет передавать в мимике, жестах и интонации –радость, веселье, грусть и гнев.
Не сформировано:
Ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний сверстника или определяет неверно, при произнесении фразы не может передать различные эмоциональные состояния
(май)
«Отражение чувств»
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях
Инструкция: Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки и дорисовать довольные или недовольные лица взрослых поступками детей, объяснить свой выбор. Сформировано: ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину.
Не сформировано: ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину.
Взаимоотношения и сотрудничество
1.2.1. Представления о правилах согласованных действий и взаимоотношений. Освоение умений вступать в общение, совместную деятельность со сверстниками в подгрупповой игре, продуктивной деятельности: элементарно согласовывать замысел, вести диалог, использовать приемы справедливого распределения ролей и материалов (считалки, жребий), проявлять внимание к действиям партнеров, пояснять для других свои намерения и действия. (сентябрь, май)
- наблюдение за ребенком в игровой и учебной деятельности и со сверстниками (доброжелателен, дружелюбен, умеет договариваться, помогает товарищу, слушает его ответ, доброжелательно исправляет ошибку).
Не сформировано - часто ссориться, грубит, отнимает игрушки в процессе общения, с детьми здоровается, прощается при напоминании педагога; использует вежливые слова при напоминании взрослого,
Сформировано - доброжелательно относится к сверстникам, играет не ссорясь, помогает другому ребенку; здоровается, прощается с детьми и со взрослыми; употребляет слова «спасибо и пожалуйста».
1.3. Правила культуры поведения, общение со взрослыми и сверстниками
1.3. Освоение правил и форм проявления вежливости, уважения к старшим: здороваться, прощаться, обращаться к взрослым на «вы», к воспитателю по имени-отчеству, благодарить. (сентябрь, май)
Индивидуальная беседа с ребенком:
Какие слова произносят при встрече? (здравствуй, доброе утро)
— Что ты скажешь, если нечаянно кого-то толкнёшь?
(Извини, прости)
— Кому должны уступать место в транспорте? (Пожилым, больным, с маленькими детьми)
— Как ты должен обращаться ко взрослому человеку?
(По имени отчеству, на Вы)
—Не сформировано - ребенок с помощью педагогической поддержки обращается по имени отчеству, с напоминанием говорит вежливые слова
Сформировано - ребенок без напоминания обращается ко взрослых по имени отчеству, всегда вежлив и благодарит за помощь.
1.3.2
Освоение правил и форм вежливого и доброжелательного отношения к сверстникам в детском саду: обращаться по именам, избегать грубого тона, быть приветливым, дружелюбным, уважать игровое пространство другого ребенка, делиться игрушками, быть неравнодушным к состоянию и проблемам сверстников в группе. Индивидуальная беседа с ребенком:
Как ты попросишь у друга игрушку?
(Дай, пожалуйста, поиграть)
- Что ты скажешь, когда тебя угостили конфетой? – (Спасибо, благодарю)
— Вы с другом нечаянно столкнулись. Ему больно. Что ты сделаешь (Пожалею, поглажу, позову взрослого)
— У тебя одно яблоко, а друг просит угостить его, что ты сделаешь? (Поделюсь)
Не сформировано - ребенок конфликтует со сверстниками, из конфликта выходит только с помощью взрослого, с напоминанием говорит вежливые слова
Сформировано - ребенок редко конфликтует со сверстниками, из конфликта выходит позитивно и самостоятельно, всегда вежлив и благодарит за помощь.
1.4. Семья
1.4. Представление о семейных делах, событиях жизни. Участие в ситуациях «добрых дел», направленных на членов семьи. (сентябрь)
Упражнение «Расскажи о себе и своей семье»
Цель: выявить уровень развития умения называть свое имя, фамилию, дату рождения, адрес, номер телефона, место работы родителей, ближайших родственников, имена и фамилии воспитателей. Не сформировано - ребенок рассказывает о себе и своей семье, о своих традициях и правилах поведения в семье с помощью взрослого;
Сформировано - ребенок самостоятельно рассказывает о себе и своей семье; любознателен, проявляет стремление узнавать о своих семейных традициях и правилах поведения в семье
(май)
Индивидуальная беседа с ребенком по вопросам:
- рассказать о членах семьи
- какие в семье традиции и праздники
- какие правила поведения ты соблюдаешь в семье
- какие добрые дела ты совершаешь по отношению к членам семьи. 2. Развиваем ценности отношения к труду
2.1. Труд взрослых и рукотворный мир
2.1. Обогащение представлений детей о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в дошкольной организации; о труде взрослых в ближайшем окружении (профессии: продавец, шофер, врач и др.). (сентябрь)
Индивидуальная беседа:
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением няни, повара, дворника, врача. Вопросы:
-Кем работают эти люди?
-Как ты догадался?
-Кем работает (имя, отчество няни, повара)?
-Что делает няня (повар) в детском саду?
-Зачем нужна няня (повар, дворник) в детском саду? Предложить рассказать о любом трудовом процессе няни или повара: «Расскажи, как няня моет посуду (как повар жарит блины)» Не сформировано - ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком
Сформировано - ребенок различает профессии по существенным признакам, верно обосновывая свои суждения
(май)
Материал: иллюстрации, изображающие профессии (повар, врач, учитель, пожарный, швея, строитель,парикмахер,продавец, дворник, плотник). Картинки с предметами – помощниками к предлагаемым профессиям и предметов, не относящихся к данным профессиям.
Инструкция: Перед ребенком кладут иллюстрации с изображением представителей профессий и картинки с различными предметами. Ребенку предлагается следующая ситуация: «Выбери, в кого бы ты хотел поиграть. Отбери картинки с изображением того, что тебе потребуется для этой игры, и объясни, для чего это нужно» Сформировано: ребенок самостоятельно, без помощи выбрал и обосновал отбора картинок, относящихся к выбранной профессии.
Не сформировано: ребенок даже при помощи педагогической поддержки затрудняется в отборе и обосновании картинок
2.1.2. Формирование представлений о структуре трудового процесса, взаимосвязи его компонентов на примере конкретных процессов труда. Понимание направленности трудовых процессов на результат. Расширение представлений о предметном мире как результате трудовой деятельности взрослых. Развитие интереса к предметам бытовой техники. (сентябрь)
Упражнение «Закончи фразу»
Материал: предметные картинки бытовой техники.
Инструкция:
Закончите предложение с помощью картинок:
Я чищу ковёр... (пылесосом). Я стираю бельё в... Я слушаю новости по...
Я глажу бельё... Я смотрю фильм по... Я ищу новую информацию в...
Я взбиваю сливки с помощью... Я храню продукты в... Я шью платье на...
Я разговариваю с другом по... Я делаю снимок нашей семьи... Сформировано: ребенок самостоятельно, без помощи выбрал и обосновал отбора картинок, относящихся к бытовой технике
Не сформировано: ребенок даже при помощи педагогической поддержки затрудняется в отборе и обосновании картинок.
(май)
Упражнение «Отгадай загадку»
Материал: предметные картинки бытовой техники.
Инструкция:
Воспитатель загадывает загадку, ребенок отгадывает ее и находит соответствующую картинку. Сформировано: ребенок самостоятельно, без помощи отгадал загадку и выбрал картинку.
Не сформировано: ребенок даже при помощи педагогической поддержки затрудняется в отгадывании загадок и выборе картинок.
2.2. Самообслуживание и детский труд
2.2.1. Отчетливое представление о процессах самообслуживания, правилах и способах их выполнения.
(сентябрь)
- Владеет навыками личной гигиены (вымыть руки, лицо, почистить зубы, причесаться)
- Наблюдение за ребенком во время приема пищи и пользование столовыми приборами, а также следит за внешним видом. Не сформировано – не знаком или имеет скромные представления о правилах личной гигиены, испытывает затруднения выполнения процессов питания, элементарного ухода за своим внешним видом, ждет помощи взрослых.
Сформировано – ребенок знает правила личной гигиены, умеет пользоваться столовыми приборами при приеме пищи, обслуживает себя и следит за внешним видом
(май)
Упражнение «Правила принцессы Гигиены»
Материал: иллюстрация.
Инструкция: рассмотри картинку и назови правила гигиены.
2.2.2. Развитие самостоятельности в выполнении процессов самообслуживания и отдельных процессов хозяйственно-бытового труда. (сентябрь, май)
- наблюдение за ребенком принимает активное участие в дежурствах, оказывает хоз. помощь родителям и воспитателям Не сформировано – не принимает участие в дежурствах и не оказывает помощь взрослым
Сформировано – ребенок активно участвует в дежурствах без педагогической поддержки и оказывает хоз. помощь взрослым
3. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
3.1. Ознакомление с возможными опасностями в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; с правилами поведения: как позвать взрослого на помощь. (сентябрь-май)
Упражнение «Моя безопасность»
Материал: иллюстрации, маркер, игровизор.
Инструкция: рассмотри рисунок – расскажи об опасности, соедини маркером – опасную ситуацию, к кому надо обратится за помощью, номер службы и транспорт.
2.. Упражнение «Природа и безопасность»
Материал: иллюстрации, маркер зеленый и красный, игровизор.
Инструкция:
Обведи зеленым объекты под которыми, можно укрыться во время грозы, а красным – под которыми нельзя укрыться.
Обведи зеленым лекарственные растения, а красным ядовитые.
Не сформировано - у ребенка не проявляется интерес к освоению правил безопасного поведения; ребенок сам становится источником возникновения опасных ситуаций; несмотря на предупреждение взрослого, не проявляет осторожность при контактах с потенциально опасными предметами;
Сформировано - ребенок с интересом познает правила безопасного поведения на улице, в транспорте, правила дорожного движения, старается узнать как можно больше об опасных и безопасных ситуациях, в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения; умеет в угрожающих жизни и здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого
3.2
Освоение способов безопасного обращения с предметами (ножницы, стеклянные, колющие, режущие предметы). Правила спокойной игры (Сентябрь)
Упражнение «Найди опасность»
Материал: иллюстрации, маркер, игровизор.
Инструкция: Рассмотри иллюстрацию и обведи маркером опасные предметы.

(Май)
Материал: иллюстрации, маркер, игровизор.
Инструкция:
Нарисуй знаки в кружке рядом с предметами, объясни правила использования предметами Не сформировано – ребенок самостоятельно не может выполнить задание, не видеть фактор опасности, не может объяснить правил безопасного поведения.
Сформировано - ребенок самостоятельно может выполнить задание, определяет фактор опасности, может объяснить правила безопасного поведения
3.3. Знакомство со светофором, знание о значении его сигналов и правилах перехода улицы только на зеленый сигнал. (сентябрь)
1Практическая ситуация «Улица города».
Цель: определить уровень знания устройства улицы. Материал: макет улицы, мелкие игрушки (машины, куклы). Воспитатель демонстрирует ребенку макет улицы.
Задания: - Расставь машины на дороге.
-Расставь пешеходов на тротуаре.
-Переведи одного человечка-куклу через дорогу.Вопросы:
-Что это?
-Где должны ходить пешеходы? ездить машины?
-Где нужно переходить проезжую часть улицы?
-Почему пешеходный переход называют «зебра»?
(май)
Упражнение «Школа светофора»
Материал: иллюстрации, маркер, игровизор.
Инструкция:
Рассмотри картинку – дорисуй «зебру». нужный сигнал светофора, обведи знак пешеходного перехода. Не сформировано - у ребенка не проявляется интерес к освоению правил безопасного поведения; ребенок сам становится источником возникновения опасных ситуаций; несмотря на предупреждение взрослого, не проявляет осторожность при контактах с потенциально опасными предметами;
Сформировано - ребенок с интересом познает правила безопасного поведения на улице, в транспорте, правила дорожного движения, старается узнать как можно больше об опасных и безопасных ситуациях, в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения; умеет в угрожающих жизни и здоровью ситуациях позвать на помощь взрослого