РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В МАОУ ДОД «ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР № 9» В РАМКАХ ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «КАМСКИЕ ВИРАЖИ» для несовершеннолетних детей группы «риска», состоящих на учете ВШУ ПДН УВД г. Набережные Челны

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В МАОУ ДОД «ДЕТСКИЙ МОРСКОЙ ЦЕНТР № 9»
В РАМКАХ ГОРОДСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ «КАМСКИЕ ВИРАЖИ»
для несовершеннолетних детей группы «риска»,
состоящих на учете ВШУ ПДН УВД г. Набережные Челны


Яковлева Елена Николаевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, 1 кв.категория маоу дод «детский морской центр № 9»

Введение
Данная методическая разработка нацелена на совершенствование совместной деятельности ОДН управления МВД России по городу Набережные Челны и образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, с привлечением отрядов ОППН, с целью стимулирования интереса несовершеннолетних состоящих на ВШУ в учебных заведениях и отделах полиции города Набережные Челны к морскому и военному делу, патриотического воспитания, занятости данной категории несовершеннолетних во внеурочное время, профессионального ориентирования, а также профилактики правонарушений и преступлений среди подростков.

Программа рассчитана для детей 13-16 летнего возраста группы «риска». Социализация, проводимая посредством военно-патриотического воспитания данной категории подростков должна проводиться системно и всесторонне, с учетом возрастных, психологических и личностных особенностей подростков, логически вытекать из их потребностей и интересов. Подростковый возраст характеризуется частой сменой настроения, желанием попробовать свои силы в ранее неизведанной области знаний, доказать что он уже взрослый, заслужить уважение в глазах окружающих. «Трудные» дети, как правило, в силу различных обстоятельств (материальные трудности, неадекватное поведение ребенка, учреждение дополнительного образования расположено далеко от дома) не могут заниматься в объединениях дополнительного образования, и не знают, куда приложить свою энергию.
Подросток живет с потребностью признания своих способностей, жаждет общения, в ожидании новых взрослых ощущений. Эти устремления и определяют действия подростка. В учебной деятельности удовлетворяются не все подростковые потребности, особенно у тех подростков, кто не достигает успехов в учебе. Такие подростки ищут «отдушину», а свободное время ребята проводят на улице, в дворовых компаниях, в различных неформальных молодежных объединениях. Там действуют свои правила, существуют свои понятия, своя мораль. Эта мораль не всегда одобряется обществом и государством. У трудных детей в течение учебного года накапливаются отрицательные эмоции, которые требуют выхода, разрядки и, как результат – в период каникул резко увеличивается подростковая преступность.

Актуальность, цель и задачи
На базе МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9» была разработана городская программа «Камские виражи» для несовершеннолетних детей группы «риска», вызывающих своим поведением тревогу инспекторов ПДН УВД и педагогов школ.
Данная программа разработана с учетом:
Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Постановления КМ от 10 ноября 2010 г. № 890 «О комплексной программе по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы»;
Постановления КМ от 17 марта 2011 г. №204 «Об утверждении долгосрочной целевой программы "Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан на 2011 - 2013 годы"
образовательных программ по учебным дисциплинам «Шлюпочное дело», «Пулевая стрельба», «Пеший и водный туризм» и другие.
Какие основные проблемы решит предложенная программа?
Обеспечение занятости несовершеннолетних и организация отдыха в каникулы, а также летнего отдыха. Вовлечение в активные занятия теоретического характера направленные на стимулирование интереса к морскому и военному делу, истории Российского флота через игровую деятельность (интеллектуальные игры, развлекательно-познавательные программы, викторины с презентацией учебного материала, конкурсы рисунков, физические упражнения на свежем воздухе, изучение основ морского дела, организация походов, управление шлюпкой на веслах и под парусом и т.д.)
Почему это важно?
Насущная потребность в такой программе в городе Набережные Челны существовала уже не первый год. Количество подростков с девиантным поведением в нашем городе снижается крайне медленно, несмотря на все прилагаемые усилия школы и полиции. Дополнительное образование для детей группы «риска» сегодня выдвинуло ряд значимых и качественно новых задач по корректировке плановой системной работы с детьми группы «риска».
Цель:
Создание условий для ресоциализации (это аспект укрепления связей путем устранения общественной дезадаптации или повторная социализация) несовершеннолетних, состоящих на ВШУ в учебных заведениях города, ОДН отделов полиции, путем ознакомления с морским и военным делом и овладение практических навыков, стимулирование интереса к морскому делу, увлечение романтикой морских и речных профессий.
Задачи:
обеспечение занятости несовершеннолетних в каникулярный период и организация летнего отдыха,
обеспечение несовершеннолетних состоящих на профилактических учетах занятостью в патриотических клубах, кружках и секциях;
повышение уровня духовно-нравственной культуры несовершеннолетних;
профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
формирование у подростков установки здорового образа жизни.

Условия осуществления данной программы (предварительная подготовка)
Для вовлечения в программу, так называемых «трудных» детей, необходима совместная работа педагогов дополнительного образования и сотрудников полиции: инспектора по делам несовершеннолетних совместно с учителями школ города комплектуют команды ребят, сопровождают их к месту организации программы, контролируют поведение детей на занятиях, и после окончания мероприятий провожают детей домой. Сотрудниками МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9» проводится подготовка инвентаря, шлюпочного оборудования, береговой территории к занятиям. Педагоги проводят теоретические занятия, инструктора занимаются плавательской практикой, педагог-организатор проводит воспитательные и развлекательные мероприятия. Совместными усилиями сотрудников полиции и сотрудниками МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9» готовятся подарки, призы и дипломы и грамоты к завершению программы.
Данные мероприятия направлены на:
повышение интересов несовершеннолетних к изучению основ морского дела, организации туристических походов;
совершенствование инфраструктуры патриотического воспитания общественными объединениями и организациями, патриотической направленности, учреждениями системы образования, средствами массовой информации;
осуществление деятельности по формированию у детей и молодежи гражданской идентичности, патриотического, морально-нравственного и толерантного мировоззрения, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите Отечества;
военно-профессиональное ориентирование молодежи, ее подготовка к военной службе;
совершенствование направлений и форм работы по патриотическому воспитанию молодежи;
раннее профессиональное ориентирование молодежи;
умение работать в команде;
формирование ответственного поведения.

Перечень оборудования и материала:
санитарно-гигиенические средства (биотуалет, мыло, салфетки)
канцелярские товары (ватман, краски, карандаши, дипломы)
спортивный инвентарь (мячи, палатки, спальные мешки, АК винтовки, заряды для пневматической винтовки)
шлюпки и шлюпочное оснащение
стационарный флагшток;
компьютер, мультимедийный проектор;
музыкальный центр, усилитель, микрофоны, СD, СD-RW.

Реализация программы.
Программа рассчитана для детей 13-16 лет, реализуется в четыре этапа в каникулярное время в течение учебного года:
1 этап – осенние каникулы;
2 этап – зимние каникулы;
3 этап – весенние каникулы;
4 этап – летние каникулы, заключительный этап.

В первые три этапа программы теоретические занятия чередуются с военно-спортивными играми. В конце каждого дня называется экипаж-победитель, получивший наибольшее количество баллов, которые суммируются в конце этапа.
В конце каждого этапа, по итогам каждого дня, суммарно определяется победивший экипаж. В конце четвертого заключительного этапа подводится итог по сумме набранных очков за все предыдущие этапы и определяется наилучший экипаж. Экипажу-победителю предоставляется возможность участия в двухдневном шлюпочном походе.
В течение всего четвертого этапа подростки занимаются на водной акватории детского морского центра. Проводятся практические занятия по изучению устройства шлюпки, управлению шлюпкой на веслах и под парусом. Подростки учатся вязать морские узлы, участвуют в военно-спортивных соревнованиях, шлюпочных гонках и однодневных походах.
В первый день летнего лагеря ребят знакомят с правилами поведения на берегу, какие задания им предстоит выполнять, в каждом экипаже назначается капитан и старпом (старший помощник капитана) экипажа.
На берегу провозглашается образование Морской Республики (регион 90, который находится на речных и морских берегах). Все экипажи составляют эскадру. Приказом «президента морской республики» (начальника лагеря) назначается командующий эскадры. Эскадра охраняет водные рубежи республики. Все экипажи подчиняются командующему. Ребята в игровой форме знакомятся со структурой государства Российской Федерации и регламентом подчиненности (командующий подчиняется президенту). Педагоги вместе с ребятами рассмотрят вопросы, зачем государству нужна армия и флот, дети узнают занимательные факты истории развития флота и армии России. Познакомятся с наиболее известными флотоводцами и военноначальниками, их биографиями и достижениями, составляющих славу и гордость Отечественной Истории. Изучают историю традиций почитания и уважения государственных атрибутов (флага России, Андреевского флага, гимна страны).
На первом построении командирам вручают заранее подготовленные пакеты-задания. В содержание задания для каждого экипажа входят: придумать название своему кораблю и девиз экипажа. В пакете-задании дается информационный исторический материал, по которому экипажу нужно подготовить краткое сообщение для других команд. После того, как все экипажи подготовят информацию по заданной теме, они выступают перед строем личного состава лагеря. При выполнении задания всеми командами, проводится интеллектуальная игра на лучшее знание морских традиций и истории Российского флота.
Закрытие профильного лагеря «Камские виражи» традиционно проводится в актовом зале кадетской школы № 82, с участием представителей УВД по городу Набережные Челны, администрации детского морского центра и кадетской школы, участников проекта, их родителей в торжественной обстановке. Всем ребятам вручаются дипломы о прохождении обучения по морскому и спортивному направлению, памятные подарки, победителям соревнований – грамоты, дипломы, медали, подарки.

Инновацнонность программы.
Инновацнонность программы заключается в том, что осуществляется целостная комплексная занятость данной категории детей в течение всего каникулярного времени при совместной работе участковых инспекторов полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних и представителей местных исполнительных органов в проведении городской социально-педагогической программы «Камские виражи» для несовершеннолетних группы «риска». В результате дети обеспечены полезной деятельностью, содержащей и образовательную составляющую. Общение подростков с офицерами, педагогами морского направления дает мощный толчок патриотическому самосознанию подростков, и нейтрализует негативное влияние «улицы». Кроме того, программа подготавливает юношей к службе в армии, ненавязчиво ориентирует на выбор будущей профессии.
Так же на протяжении всего учебного года идет целенаправленная работа с отделением социальной помощи семье и детям «Доверие»: социальные педагоги, педагоги-психологи проводят семейные консультации, тематические семинары, тренинги.

Календарно-тематический план-график мероприятий

1 этап
Дни
Содержание деятельности
Количество часов



Теория
Практика
Всего

День 1-ый
Поднятие флага. Инструктаж по технике безопасности.
Получение пакетов-заданий. Выборы командира и боцмана. Определение названия корабля и девиза экипажа.
Государственные и морские атрибуты и традиции.
Интеллектуальная игра на знание морских традиций и атрибутов.
Подведение итогов и объявление плана работы на следующий день.
Спуск флага.
2
1
3





День2-ой
Поднятие флага. Военно-спортивная полоса препятствий.
Классификация морских шлюпок и их назначение. Типы гребных и парусных шлюпок. Беседа об экстремальных ситуациях. Применение морских узлов. Виды морских узлов. Практическое занятие: Вязание узлов. Подведение итогов и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3






День3-й
Поднятие флага.
Изучение устройства автомата Калашникова. Разборка и сборка автомата Калашникова на время.
Рыбалка (юмористическая игра). Конкурс на лучшее знание морских терминов «Морской бой». Подведение итогов и награждение победителей. Спуск флага.

3
3







ИТОГО
3
6
9


2 этап
Дни
Содержание деятельности
Количество часов



Теория
Практика
Всего

День1-ый
Поднятие флага. Инструктаж по технике безопасности
Получение пакетов-заданий. Игра с элементами спортивного многоборья. Рассказ о легендарных флотоводцах.
Знакомство с семафорной азбукой. Изучение передачи букв с помощью семафорной азбуки.
Подведение итогов и объявление плана работы на следующий день.
Спуск флага.
1
2
3





День2-ой
Поднятие флага. Инструктаж по технике безопасности.
Ознакомление с основами техники стрельбы из пневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовки. Подведение итогов и объявление плана работы на следующий день.
Спуск флага.

3
3






День3-й
Поднятие флага. История морской формы. Смотр выполненных заданий полученных по пакетам. Игра: Взятие снежной крепости.
Подведение итогов и награждение победителей. Спуск флага.
1
2
3




ИТОГО
2
7
9


3 этап
Дни
Содержание деятельности
Количество часов



Теория
Практика
Всего

День1-ый
Поднятие флага. Инструктаж по технике безопасности. Получение пакетов-заданий. История военно-морского флота России.
Мастер-класс по дзюдо (приемы защиты от нападения).
Практическое занятие: изучение передачи букв с помощью семафорной азбуки. Подведение итогов и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3





День2-ой
Поднятие флага. Инструктаж по технике безопасности.
Викторина на лучшее знание истории морского флота.
Игра «Остаться в живых» (школа выживания).
Подведение итогов и объявление плана работы на следующий день.
Спуск флага.

3
3





День3-й
Поднятие флага. Морская шлюпка. Повторение команд по управлению шлюпкой. Туристические премудрости, игровые моменты. Практическое занятие: преодоление полосы препятствий.
Подведение итогов и объявление плана работы на следующий день.
Спуск флага.
1
2
3





День4-ый
Поднятие флага. Морские суеверия. Случаи из жизни моряков.
Оказание первой помощи на воде, в лесу подручными средствами.
Практическое занятие по оказанию первой помощи.
Подведение итогов и объявление плана работы на следующий день.
Спуск флага.
1
2
3

День5-ый
Поднятие флага. Военно-спортивная игра «Зарница».
Подведение итогов игры. Смотр выполненных заданий.
Подведение итогов третьего этапа и награждение победителей.
Спуск флага.

3
3


ИТОГО
3
12
15


4 этап
ни
Содержание деятельности
Количество часов



Теория
Практика
Всего

День1-ый
Поднятие флага. Вручение пакетов-заданий.
Инструктаж по технике безопасности. Практическое занятие по устройству шлюпки; правила распределения гребцов. Команды при посадке и выгрузке из шлюпки. Беседа: Тельняшка морская душа.
Праздник посвящения в морские котики. Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3



День2-ой
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой на веслах. Порядок выхода из шлюпки. Правила посадки – шлюпка носом к берегу, кормой к берегу. Беседа: Государственные символы России – флаг, гимн. Просмотр тематического кинофильма.
Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3






День3-й
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой на веслах. Обязанности гребцов. Техника гребли.
Беседа об истории возникновения Российского флота.
Изучение туристических премудростей: организация бивуака в полевых условиях, выбор места привалов и ночлегов.
Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3






День4-ый
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой под парусом. Место старшины в шлюпке. Рулевое управление.
Театрализованное представление «Там чудеса, там леший бродит».
Экскурсия в художественную галерею города.
Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.

3
3

День5-ый
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой под парусом. Отработка практических навыков. Беседа: Морские обычаи и суеверия. Комический футбол, Веселый Роджер против Котиков.
Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3



День6-ой
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой под парусом. Отработка практических навыков. Смотр выполненных заданий. Изучение алфавита флажного семафора. Основные задачи семафорной азбуки. Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3

День7-ой
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой на веслах. Отработка практических навыков. Беседа: Морские рубежи России. Пираты. Праздник Нептуна. Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3

День8-ой
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой на веслах. Отработка практических навыков. Беседа: Морские термины. Современный флот. Техника стрельбы из пневматической винтовки. Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3

День9-ый
Поднятие флага. «Морская регата» (промежуточное соревнование)
Роль и значение передачи сигнала. Организация передачи и приема сигнала. Алфавит флажного семафора. Экскурсия «Я гражданин Челнов» в музей города. Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3

День10-ый
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой под парусом. Отработка практических навыков. Школа выживания на воде, в лесу. Игра «остаться в живых». Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3

День11-ый
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой на веслах. Отработка практических навыков. Выработка умения установки палатки. Разжигание костров в любых погодных условиях. Посещение театрального представления.
Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.

3
3

День12-ый
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой на веслах. Отработка практических навыков. Обеспечение безопасности в походе. Оказание первой помощи на воде, в лесу подручными средствами. Практическое занятие: разборка-сборка автомата Калашникова, отработка навыков. Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3

День13-ый
Поднятие флага. Практическое занятие: управление шлюпкой на веслах. Отработка практических навыков. Беседа: Военно-морской флот в годы Великой Отечественной воины. Изучение алфавита семафорной азбуки. Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3

День14-ый
Поднятие флага. Шлюпочная гонка. Беседа: Военно-морской флот на страже Родины в мирное время. Морская уха (соревнование).
Подведение итогов за день и объявление плана работы на следующий день. Спуск флага.
1
2
3

День15-ый
Поднятие флага. Подведение итогов программы. Награждение.
Закрытие лагеря. Спуск флага. Концертная программа.

3
3


ИТОГО
11
34
45


Принципы реализации Программы:
учет возрастных особенностей
доступность и последовательность
наглядность и информационная насыщенность
принцип эмоциональности
принцип активности

Планируемые результаты программы
Результатами программы являются очень разноплановые показатели:
снижение преступности среди несовершеннолетних,
формирование морально-волевых качеств личности,
овладение новыми знаниями умениями и навыками,
обеспечение несовершеннолетних состоящих на профилактических учетах занятостью в патриотических клубах, кружках и секциях;
повышение уровня духовно-нравственной культуры несовершеннолетних;
профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Критериями оценки эффективности программы является положительная динамика сравнения показателей результатов от первого этапа к четвертому этапу по следующим показателям:
снижение рецидива правонарушений и преступлений конкретно среди участников программы,
снижение общей детской преступности по месту их проживания, как в период непосредственного участия подростков, так и в учебное время (пролонгированное действие программы);
рост количества подростков занимающихся в объединениях дополнительного образования.
В процессе каникулярной программы подростки проходят хорошую школу военно-патриотического воспитания, вырабатывая высокие морально-волевые качества. Участие в программе в четырех этапах у подростка могут быть сформированы такие качества личности как:
создание позитивного общественного и личностного отношения к службе в армии и на флоте к защите Отечества в целом
формирование у подростков устойчивой мотивации к занятиям военно-прикладными видами спорта
умение позитивного общения с ровесниками и взрослыми, умение работать в команде
повышение стрессоустойчивости
занятость, досуг и оздоровление школьников во время каникул
повышение самооценки подростков и их самореализация
снижение уровня преступности и рецидива среди подростков
приобретение необходимого опыта позитивной социализации в современном обществе

Диагностика
наблюдаемое поведение детей (дети просят почаще проводить такие занятия, приносят дополнительный материал, играют в предложенные педагогом игры – такие наблюдения свидетельствуют о повышении мотивации);
продукты творческой деятельности детей (творческие работы, письма солдатам, выведенные детьми правила, придуманные ими задачи и т.п.);
результаты выполнения специальных заданий и т.п.
Формы контроля: подведение итогов программы проходит в форме итоговых спортивных и интеллектуальных игр, тематических праздников и соревнований – «шлюпочной гонки», военно-спортивной эстафеты.

Источники финансирования: МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9» и ОДН управления МВД России по г. Набережные Челны.

Выводы:
Разработчики уверены, что городская социально-педагогическая военно-патриотическая программа «Камские виражи», крайне необходима трудным подросткам, их родителям, и в целом жителям города Набережные Челны.
Говоря о патриотизме, слова офицеров, ветеранов, посвятивших свою жизнь служению Отчизны, вызывают большего доверия, чем слова людей просто декларирующих свои убеждения. Такие педагоги, являясь профессионалами своего дела, проводя занятия с трудными подростками, добиваются более ощутимых результатов в военно-патриотическом воспитании, которое и было положено в основу городской социально-педагогической программы «Камские виражи». Подростки сами тянутся к педагогам-мужчинам, имеющим за плечами долгие годы службы по военным специальностям.

Библиографический список и ссылки
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / Социально-политический журнал. – 1995.- №2.- стр.16-19
Коровяковская Е.П., Юдина О.Н. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр /Вопросы психологии. 1980 № 1 с.112-115
Курс подготовки старшин шлюпок. Копп М.М. - М.: ДОСААФ, 1988.
Кочетов А.И. Работа с трудными детьми: Книга для учителя. /М. Просвещение, 1986.-160с./
Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально-дезориентированной молодежи /Социс.-1998.-№ 12.-с.94/
Морская практика для матроса. Алексеюк В.В., Литвиненко А.И., Цурбан А.И. - М.: Транспорт, 2002.
Практическая психология образования./Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.-М.: ТЦ «Сфера»,1997.- 528 с.
Пулевая спортивная стрельба. Юрьев А.А. – М.: ФиС, 2001.
Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков школьниками. Казань: Татарское Республиканское издательство «Хэтэр», 2002.-134 с.
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков /Под ред. И. Соковни.- М.: Просвещение. 1997.-231 с.
Преодолей себя! Алексеев А.В.- М.: ФиС, 2003.
Психология в пулевой стрельбе. Вайештейн Л.М. - М.: ДОСААФ, 1981.
Судовые спасательные средства. Жуков Е.И. - М.: Транспорт, 1999.
Справочник по судовым устройствам. Т.2.- Судостроение, 1995.
Стрельба из пневматической винтовки. Дворкин А.Д. - М.: ДОСААФ, 1986.
Стрелок и тренер. Вайнштейн Л.М. – М.: ДОСААФ, 1981.
Учиться морскому делу. Багрянцев Б.И., Решетов П.И. - М.: Транспорт, 2001.
Учебное пособие для матроса и боцмана. Дамаскин А.М., Крысак М.С. - М.: Транспорт, 2002.
Учебник судоводителя любителя. Карпов Б.И., Слепенков П.П., Земляновский Д.К. – М.: Транспорт, 2000.

Литература, рекомендованная для детей

Курс подготовки старшин шлюпок. Копп М.М. - М.: ДОСААФ, 1988.
Морская практика для матроса. Алексеюк В.В., Литвиненко А.И., Цурбан А.И. - М.: Транспорт, 2002.
Пулевая спортивная стрельба. Юрьев А.А. – М.: ФиС, 2001.
Преодолей себя! Алексеев А.В.- М.: ФиС, 2003.
Психология в пулевой стрельбе. Вайештейн Л.М. - М.: ДОСААФ, 1981.
Судовые спасательные средства. Жуков Е.И. - М.: Транспорт, 1999.
Справочник по судовым устройствам. Т.2.- Судостроение, 1995.
Стрельба из пневматической винтовки. Дворкин А.Д. - М.: ДОСААФ, 1986.
Учиться морскому делу. Багрянцев Б.И., Решетов П.И. - М.: Транспорт, 2001.
Учебное пособие для матроса и боцмана. Дамаскин А.М., Крысак М.С. - М.: Транспорт, 2002.

Заголовок 115