Конспект урока по литературному чтению Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру. (1 класс)


 Урок №___ Дата:______            Тема: Т. Белозеров «Подснежники». С. Маршак «Апрель». Определение настроения произведений. Сравнение их по настроению, тематике и жанру.
Цели:
– совершенствовать навык чтения целыми словами;– развивать память, внимание, речевые умения;– воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к природе.
Личностные:
- проявлять интерес к новому содержанию занятия;
Метапредметные:
регулятивные:
 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
познавательные:
- находить в тексте ответы на вопросы;
- определять основную мысль текста;
- классифицировать слова в соответствии со значением слова
коммуникативные:
- выполнять правила работы в группе.
Предметные:
- познакомить с произведениями Т.Белозёрова и С.Маршака- совершенствовать навык чтения целыми словами
- формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения
Оборудование: загадки о весне; запись композиции «Времена года» П. И. Чайковского; изображения растений, цветущих весной; энциклопедия о растениях; карточки с играми.                               Ход урокаI. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания.1. Конкурс рисунков «Весна-красна».2. Выразительное чтение стихотворения.III. Постановка цели урока.– Отгадайте загадки – и вы узнаете названия произведений, с которыми мы познакомимся на уроке.                             Бегу я, как по лесенке,                             По камешкам звеня.                             Издалека по песенке                             Узнаете меня.                                                 (Ручей.)                             Четвертый месяц как шагнет,                             Так с треском лопается лед.                                                               (Апрель.)                             Из-под снега вышел друг,                             И весной запахло вдруг.                                                   (Подснежник.)– Сегодня мы продолжим чтение произведений о весне, о весенних изменениях в природе.IV. Изучение нового материала.1. Речевая минутка.– Прочтите стихотворение сначала медленно, затем быстро и четко:                             Крылья – у орла,                             Крылышки – у орлёнка,                             Перья – у перепела,                             Пёрышки – у перепелёнка.                             Прикрывала крыльями                             Орлица орлёнка,                             Перебирала пёрышки                             Перепелица перепелёнку.– Прочтите, составляя слова по таблице:2. Знакомство со стихотворением Т. Белозерова «Подснежники».– Прочтите фамилию автора.– Как называется стихотворение?– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами:                             сне-гу-роч-ка – снегурочка                            про-во-жа-та-я – провожатая                             пе-чаль-на-я – печальная                             пла-ка-ла – плакала                             тро-га-я – трогая                             сне-гу-роч-ки-ны – снегурочкины.– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.– О чем это стихотворение?– Какое настроение оно создает?– С какой интонацией надо его читать?– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?– Нравится  ли  вам  сравнение  подснежников  со  снегурочкиными слезами?– Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.3. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель».Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года» («Апрель»).– Какое настроение передал композитор в музыке?– Что вы представили, слушая эту музыку?Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна.Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растет, ширится… Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе – плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.– Кто автор следующего стихотворения?– Прочтите название стихотворения.– Как вы думаете, о чем это произведение?– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:                             му-ра-вьи – муравьи                             про-би-ра-ет-ся – пробирается                             ва-леж-ник – валежник                             рас-цвёл – расцвёл– Объясните значение слов:Капель– падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.Валежник  –  старые  листья,  сучья,  корни,  которые  долго  лежали на земле.Стужа – мороз, холод.Пробирается – медленно и тяжело идет.– Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передает это стихотворение?– О каких признаках весны вы прочли?– Прочтите слова, которые рифмуются:                             апрель – капель                            лужи – стужи                            ручьи – муравьи                             медведь – петь                             валежник – подснежник.– Каким близким по значению словом можно заменить слово «сквозь»? (Словом «через».)– Прочтите стихотворение выразительно.– У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поется… Попробуйте угадать, о ком?                             Сперва понемножку                             Зеленую выставил ножку,                             Потом потянулся из всех своих маленьких сил,                             И тихо спросил:                             «Я вижу, погода тепла и ясна.                             Скажите, ведь правда, что это весна?»– Что названо «зеленой ножкой»? Ну конечно, это стебель цветка. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нем и рассказывает нам С. Маршак в стихотворении «Апрель».Вот он выглядывает из-под тающего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и яркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.Под эту музыку можно станцевать очень красивый танец. Попробуйте.                              ФизкультминуткаV. Продолжение изучения нового материала.1. Знакомство со стихотворением И. Токмаковой «Ручей».– Прочтите фамилию автора.– Как называется стихотворение?– Прислушайтесь к ритму повторяющихся слов, и вы почувствуете, как звонко и весело звучит ручей.Учитель читает стихотворение «Ручей».– Как звучал ручей?– Какие слова помогают почувствовать, как журчит ручей? Прочтите.– Зачитайте подчеркнутые слова. Как эти слова  помогают представить веселый ручей?– Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Ручей».2. Совершенствование техники чтения.– Какие растения цветут весной?– Что вы знаете об этих растениях?                                     Справочный материал для учителя.Весенний лес залит солнцем. В золотые пуховки оделись ива, ольха, лиловые серёжки свешиваются с тонких ветвей берёз. Почти незаметны цветки орешника, собранные в серёжки. Многие деревья и кустарники цветут до распускания листьев. Подует ветерок, и золотое облачко пыльцы окутает цветущие деревья.А под деревьями распустились весенние цветы – ландыш, мать-и-мачеха. Почему растению дано такое странное прозвище – мать-и-мачеха? Вот почему: нижняя часть его листа покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это – мать. А верхняя, наоборот, жёсткая и холодная – это мачеха.Ландыш является лучшим цветком майского леса. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Но Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. После окончания цветения ландыша на месте цветков появляются крупные красные «ягоды». Считают, что это не ягоды, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.
Маленькому серебристому цветку посвящались легенды, стихи и сказания, а также многие праздники. День 1 Мая называется во Франции днём ландышей. А в некоторых сказках ландыши не что иное, как солнечные зайчики. По ночам гномы часто пользуются цветами как фонариками.– Прочтите отрывок из произведения А. Онегова «Медуница» выразительно целыми словами.                                                                   МЕДУНИЦАВесной я всегда с нетерпением жду, когда появятся и загудят над лесной полянкой первые шмели...Зимуют шмели в тёплых норках, а пригреет весеннее солнце, они проснутся, выберутся из норок и тут же полетят за сладким соком – нектаром – к цветам медуницы.Сладкого, медового на вкус сока-нектара в цветах медуницы много, поэтому и называют её медуницей.А расцветает медуница как раз в то время, когда просыпаются шмели.Услышишь, как неподалёку за деревом гудят шмели, торопись туда – ждёт тебя здесь встреча с красивым весенним цветком – медуницей.Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, третьи – совсем синие.Розовыми цветки бывают, когда только расцветут.Пройдёт немного времени, и из розовых они станут фиолетовыми, а потом и синими.Такое растение, у которого разноцветные цветы, легче заметить в лесу шмелям.Осторожно потрогайте листья медуницы. Они покрыты особыми волосками – оттого и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.– О каких цветах рассказал автор?Сравните  произведения  «Медуница»  А. Онегова  и  «Апрель» С. Маршака.3. Игры Деда Буквоеда.– Прочтите пословицу о весенних месяцах. Ответ:«Март – грозой, апрель – водой, май – травой».– Объясните данную пословицу.                             Игра «Чехарда».                             На большом кругу в саду                             Мы играем в чехарду.                             Тренируйте ум и глаз,                             Разберитесь сами:                             Кто же мы и сколько нас?                             Буквы перед вами!– Выпишите все буквы, прыгая через одну по часовой стрелке. Разверните их в один ряд. Какие слова у вас получились?     VI. Итог урока.– С какими произведениями мы познакомились на уроке?– О чем эти произведения?– Какое из них вам понравилось больше всего?– Почему?– Какие растения цветут весной?