Конспект урока по чтению А.Барто Жук


Открытый урок по литературному чтению.
Тема: А. Барто «Жук»
Орг. момент (1 мин)
Кем-то придумано просто и мудро
Утром здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро приветливым лицам!
Минутка чтения (1 мин)
Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я для вас приготовила загадки. Отгадайте их, пожалуйста.
(Слайд 2) Тонко-тонко запищит
И куснёт до боли.
Восвояси улетит,
Как напьётся крови. (Комар)
(Слайд 3) Кто летит, как вертолёт?
Чей стремительный полёт?
Чьи огромные глаза?
Это чудо - ... (Стрекоза)
(Слайд 4) Он живёт в семье большой,
Тащит всех к себе домой:
И личинку, и жука,
Муху или паука.
Нет его в труде шустрей –
Это рыжий … (Муравей)
(Слайд 5) Нам сыграет вечерком,
Сидя под своим листком,
Лишь возьмётся за смычок,
Этот музыкант - … (Сверчок)
-Хорошо! Комар, стрекоза, муравей, сверчок - как можно назвать одним словом всех этих животных? (Насекомые)
-Верно, а кто такие насекомые? (Животные, у которых 6 ног, у некоторых есть крылья)
-Совершенно верно! Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня урок литературного чтения начали именно с разговора о насекомых?
- Действительно, тема нашего урока - знакомство со стихотворением об одном из насекомых.. А вот о ком, вы узнаете, разгадав мою последнюю загадку.
(Слайд 6) Чёрен, а не ворон,Рогат, а не бык,С крыльями, а не птица. (Жук)
- Как догадались, что это жук?
- Каких вы знаете жуков? (Майский жук, жук-плавунец, колорадский жук…)
-Существует большое количество жуков, вот некоторые представители из них.
(Слайд 7) Восточный майский жук
(Слайд 8) Жук-плавунец
(Слайд 9) Жук-олень (или рогач)
(Слайд 10) Колорадский жук
-Ребята, а как разговаривает жук? (Ж-ж-ж-ж-ж)
-Кто догадался, про кого же наше произведение? (про жука)
-Верно! Это произведение про жука. Оно так и называется «Жук». А написала его -- Агния Львовна Барто. Знакомьтесь. (слайд 8). Родилась эта замечательная поэтесса в городе Москве очень давно. Сейчас бы ей было 108 лет. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами со своими стихами, писала произведения для газет. В конце войны Барто пережила большое горе - погиб ее сын. Но она не перестала писать стихи для детей и о детях, которых очень любила, верила в их доброту и душевную чуткость. - Возможно, вы сможете это почувствовать (любовь, доброту, чуткость), если внимательно послушаете ее стихотворение.
-Лягте на парту, закройте глазки, приготовьтесь слушать. Постарайтесь представить героев этого стихотворения.
4) Первичное восприятие произведения и работа над содержанием.
- Чтение стихотворения учителем.
- Просыпайтесь. Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
- А какое настроение оно у вас вызвало? (Сначала радость, потом печаль…)
-Назовите героев этого стихотворения. (Девочка, жук) А почему вы решили, что это девочка? (Нашла)
-Откройте учебники на стр. 102
- А теперь попробуйте прочитать стихотворение самостоятельно.
- А сейчас прочитайте друг другу стихотворение. Один читает, а второй следит внимательно глазками.
-(Спроси 1, 2 пары.)
-Хорошо! А сейчас давайте отдохнем. Встаём.
Физминутка-Понравилось ли вам самим читать это стихотворение? Легко ли было это делать? А соседу по парте понравилось то, как вы ему читали?  
5) Работа со стихотворением (продолжение) над выразительность
- Ребята, чтобы понравилось прочтение самому и окружающим, этому нужно учиться. Поэтому цель нашего урока – научиться выразительному и красивому чтению стихотворения. А что значит научится читать выразительно? (Ответы детей)
-Читать громко, без ошибок не всегда самое главное. Важно учиться читать стихотворение красиво: (Слайд 12) 1. соблюдая логические паузы, 2. правильно выбирая темп чтения, 3. соблюдая нужную интонацию, 4. уметь владеть своим голосом, 5. стараться передавать им настроение и чувства героя.
-Сейчас мы с вами попробуем научиться красоте чтения стихотворения А.Барто.
-Прочитайте первые 4 строки этого стихотворения. (Читают)
-Как вы считаете, как их нужно читать? (Громко-тихо, быстро-медленно, спокойно…)
-Кто готов попробовать это сделать? (Читают)
- Не плохо! Прочитайте следующие 4 строки.
-Как вы считаете, как эти строчки нужно читать? (Радостно, удивленно)
-Чему удивляется девочка?
- Можно ли назвать девочку наблюдательной? (Да)
-Обратите внимание, там есть слова героини. Зачитайте их. (Читают)
-Давайте попробуем прочитать эти 4 строки вместе. Давайте встанем, представим летний день, у нас на ладошке сидит самый настоящий жук, у которого 6 лапок, 2 глаза, трещинка на спинке. Ребята, а кто знает, откуда у жука трещинка на спинке? (Это жук сложил крылышки просто)
-А вот теперь читаем вместе? (Я читаю вместе с детьми)
-Получилось у нас передать удивление героини? (Ответы детей)
-Кто помнит, что произошло в стихотворении дальше? (Жук упал, нос измазал, улетел…)
-А как себя почувствовала девочка? (Грустит…)
-Прочитайте эти последние 4 строки, передавая своим голосом настроения и переживания героини? (Читают)
-Кто готов прочитать вслух? (1,2 ученика)
-Пока мы учились читать стихотворение, к нам на урок прилетели самые настоящие летние, белые облака. Им очень хочется узнать, кто из вас на уроке был самым внимательным. (К доске подхожу, переворачиваю облачка) Облака-то не простые, на них подсказки. А помогут они только тому, кто правильно ими сможет воспользоваться. Кто из вас помнит, как нужно читать первые 4 строчки стихотворения? (Спокойно) Следующие 4 строчки? (Радостно, восхищенно) А последние 4? (Грустно, огорченно)
-Учитывая все это, прочитайте про себя еще раз это стихотворение.
-Кто желает прочитать это стихотворение вслух? (Читают)
Далее слушается выразительное чтение тремя-четырьмя учащимися стихотворения А.Л. Барто «Жук». Дети отмечают ошибки, которые были допущены при выразительном чтении. (На доску вывешиваю солнце, и проанализируем, понравилось ли ему прочтение?)
Работа с рисунком.
- (Слайд 13) Солнышку очень понравилось, как вы научились читать стихотворение А.Барто «Жук» и на память об этом уроке дарит каждому по цветочку. А что это за цветочек? (Ромашка) А почему именно ромашку вам дарит солнышко, как вы думаете?
-А на ваших ромашках можно найти жука? (Нет)
-А как сделать так, чтобы жук нашелся у каждого из вас? (Нарисовать)
(Включается фоном музыка)

7) Самооценка.
Выставка рисунков (если есть время!!!!)
Обратная связь (Стикеры)
-Я доволен своей работой, у меня все получилось – поднимите оранжевую ромашку.
-Я старался, но не все получилось – салатовую ромашку.
-Я не доволен своей работой, у меня мало, что получилось – розовая ромашка.
-Я не могу оценить свою работу – желтая ромашка.
8) Рефлексия. Итог урока
-Ребята, мы ставили перед собой цель научиться красиво читать стихотворение. Как вы думаете, мы достигли соей цели? (Да)
-Понравился вам урок?
-Что вам понравилось на уроке?
-Что вам запомнилось больше всего?
-Ребята, как вы думаете, зачем А.Барто написала для вас это стихотворение? (Внимательное, бережное отношение к животным, наблюдательность…)
Чтение стихотворения хором всеми учащимися. (Если время осталось!!!)
Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть, дорисовать рис.