Описание факультативного курса Словари как средство познания мира


Словари как средство познания мира Факультативный курс для X - XI классов гуманитарного профиля(Составитель Е.Н.Тихонова) Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2004г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВИНСКАЯ ШКОЛА»БОГОРОДСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН Как ни коротки слова, всё же они требуют самого серьёзного размышления. (Пифагор Самосский) Основные цели курса: - знакомство учащихся с системой лингвистических словарей, со словарями различных типов, с лексикографической теорией и практикой составления словарей; - формирование у учащихся представления о системном характере языка, его иерархическом строении; - обогащение и расширение знаний учащихся об отдельных аспектах языковой системы; подготовка к ЕГЭ по русскому языку; повышение культуры речи. Практическая цель факультатива - научить грамотно пользоваться словарями, извлекать из них нужную информацию. Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по русскому языку Код контролируемого элемента Элементы содержания , проверяемые заданиями КИМ 1. Фонетика, орфоэпия 2. Лексика и фразеология 3. Морфемика и словообразование 4. Грамматика. Морфология 5. Языковые нормы 6. Выразительность русской речи Структура заданий, предлагаемых для выполнения, в тестах ЕГЭ по русскому языку (11 класс): В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? (А1). В каком предложении вместо слова «…» нужно употребить «…»? (А2).Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова (А3).Укажите правильную морфологическую характеристику слова «…» из предложения текста (А10).Укажите значение слова «…» в предложении (А11).Укажите предложение, в котором используется фразеологизм (А30).Укажите способ образования слова «…» (В1).Из предложений… выпишите все (прилагательные) (В2).Определите средство выразительности (В8). Требования стандартов основного общего образования по русскому языку: Выпускник должен знать/пониматьосновные единицы языка и их признаки.опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Основное содержание факультативного курса «Словари как средство познания мира» составляет изучение различных типов больших и малых лингвистических словарей, каждый из которых охватывает определённый фрагмент языковой системы. Рассмотрение каждого типа словарей, их особенностей должно осуществляться в неразрывной связи с анализом языковых явлений, нашедших отражение в материалах словарей. Методическое обеспечение факультативного курса«Словари как средство познания мира» В фонде школьной библиотеки 15 видов различных словарей Общее количество словарей – 115 шт. Последовательность рассмотрения различных типов словарей Cловари, объектом изучения которых являются лексика и фразеология Cловари, объектом которых является грамматика – морфология и синтаксис Cловари, объектом которых является словообразование и морфемика; Cловари, объектом которых является орфоэпия; Cловари, содержащие многоаспектную информацию о слове. Орфографические словари Словари как средство познания мира Факультативный курс для X - XI классов гуманитарного профиля(Составитель Е.Н.Тихонова) Программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2004г.