Программа элективного курса Наши духовные ценности 11 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
МКОУ СОШ № 17
Протокол №__________ Кочергина И.Г._________
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МКОУ СОШ № 17
Кочергина И.Г.
____________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ СОШ № 17
______________ Цаберт И.ППриказ № ___________
Авторская адаптационная программа элективного курса
«Наши духовные ценности»
(приказ № _______________)
для учащихся 11 класса
Автор разработки:
Валекжанина Раиса Григорьевна,
Учитель истории, МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты
2014 г
Тайшетский район, р.п. Юрты
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Наши духовные ценности» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.
Элективный курс «Наши духовные ценности» имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства и литературы.
В основу элективного курса «Наши духовные ценности» положена история культуры и искусства России до начала XXI в.
Цель элективного курса: формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.
Задачи элективного курса:
Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры.
На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.
Основные функции элективного курса:
1.Выступает в роли «надстройки», дополнения содержания культурологического курса.
Развивает содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне.
Элективный курс направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека.
Актуальность элективного курса «Наши духовные ценности» определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образовании и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.Русская художественная культура- часть, мировой художественной культуры. В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы художественной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки.
Предназначение программы. Материал элективного курса рассчитан на учащихся 11-х классов. Программа элективного курса может быть использована:
а)в общеобразовательных школах;
б)в образовательных учреждениях с углубленным изучением культурологических дисциплин;
в)в общеобразовательных школах как составная часть курса «Мировая художественная культура»;
г)как школьный компонент учебного плана в виде предмета по выбору в поддержку предметов гуманитарного профиля.
Содержание элективного курса разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура», касающейся изучения истории художественной культуры России, произведений искусства великих русских мастеров.
Обзор содержания программы
Элективный курс «Наши духовные ценности» обобщает ключевые межпредметные знания, полученные учащимися ранее при изучении предметов гуманитарного цикла (литературы, истории). Вместе с тем содержание данного курса не повторяет другие гуманитарные дисциплины, имеет ярко выраженную специфику и новизну, обусловленные интегративным основанием самого предмета.
Элективный курс охватывает достаточно широкий круг проблем, но он не направлен на освоение всей суммы знаний по истории русского искусства. Беседы о русской культуре предполагают широкое знакомство с шедеврами древнерусского зодчества, иконописью, музыкальным и театральным искусством, творчеством художников-передвижников, книжным делом, русским народным декоративно-прикладным искусством и т.д.
В основу программы элективного курса «Наши духовные ценности» положены два принципа -историзма и тематизма. Принцип историзма позволяет выявить истоки и наиболее значимые этапы развития отечественных культурных традиций, показать эволюцию художественных «стилей эпохи» и выделить на этом пути наиболее значимые духовно-нравственные основы, запечатленные в шедеврах искусства. Принцип тематизма концентрирует внимание учащихся на «знаковых» характеристиках художественной культуры определенного исторического периода, облегчает понимание особенностей творчества великих русских мастеров, закрепляет представление об общности закономерностей развития разных видов искусства в культуре России.
В программе представлены три раздела, охватывающих материал развития русской художественной культуры до начала XXI в.
Новизна программы. Эвристическая направленность на формирование художественной культуры учащихся как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.
Методы преподавания элективного курса «Наши духовные ценности» определяются:
спецификой интегративного содержания данной дисциплины, что предполагает целостный подход к освоению художественных явлений и текстов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с проблемами духовно-нравственной оценки культуры той или иной эпохи;
приоритетной ролью творческих методов обучения, позволяющих включать школьников в активную деятельность, связанную с анализом и оценкой произведений искусства прошлого и настоящего.
Структура программы. Программа состоит из трёх разделов. В каждом разделе выделяется несколько этапов:
Определение особенности культурного развития отдельного исторического периода;
Определение круга исторических понятий;
Составление таблиц по разным направлениям культуры;
Подготовка иллюстративных рядов- изображение архитектурных строений, скульптурных композиций, произведений живописи.
Выполнение тестовых заданий.
Первый раздел раскрывает особенности развития традиционных духовно-нравственных проблем и нововведении в культуре России XVIII века.
Второй раздел посвящен русской художественной культуре XIX- начала XX века – Золотой век русской культуры. Особое внимание в разделе уделено рассмотрению влияния литературы на другие виды искусства, в особенности на становление русской классической музыки.
Третий раздел посвящён культуре СССР и России XX- начала XXI века. Учащиеся знакомятся:
- с культурой СССР в 20-30- е годы,
- с культурой СССР в годы Великой Отечественной войны,
- наукой, литературой, скульптурой, живописью и музыкой этого периода.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Раздел I. Культура Росси в XVII веке.
Живопись. (Симон Ушаков). Быт и обычаи различных сословий: царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы.
Раздел II. Культура Росси в XVIII веке.
Нововведение в культуре. Просвещение и научные знания. Расширение сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Становление отечественной науки (М.В. Ломоносов). Развитие техники (А. Нартов). Исследовательские экспедиции(В. Беринг, С.А. Крашенинников). Историческая наука (В.Н. Татищев, М.М. Щербатов). Русские изобретатели (И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Литература: основные направления, жанры, писатели(В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, Г.Д. Державин, Д.И. Фонвизин). Развитие архитектуры, живописи (Д. Трезини, В.В. Растрелли, И.Н. Никитин), скульптуры, музыки (стили и течения, художники и их произведения, театр (Ф.Г. Волков). Культура и быт народов Российской империи.
Раздел III. Культура Росси XIX- начала XX века. («Золотой век» русской культуры)
Развитие науки и техники (Н.И. Лобачевский, Н.И. Пирогов, Н.Н. Зинин, Б.С. Якоби и др.). Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной науки и западные влияния. Основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Золотой век русской литературы: писатели и их произведения (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. гоголь и др.). Становление национальной музыкальной школы (М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский). Театр. Живопись: стили (классицизм, романтизм, реализм). Жанры, художники (К.П. Брюллов, О.А. Кипренский, В.А. Тропинин и др.). Архитектура: стили (русский ампир, классицизм), зодчие и их произведения. Вклад российской культуры в мировую культуру.
Раздел IV. Культура CCCР и России XX- начала XXI века.
Тема 1. Культура CCCР в 1920-1930 годы.
«Культурная революция»: задачи и направления. Ликвидация нелегальности, создание системы народного образования. Развитие советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Власть и интеллигенция. Идеологический контроль над духовной жизнью общества. Политика власти в отношении религии и церкви. Русская культура в эмиграции.
Тема 2. Культура CCCР в годы Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа, произведениях искусства.
Тема 3. Культура CCCР и России с 50-х годов XX - начала XXI века.
Идеология и культура в послевоенный период. Советская культура в конце 1950-х- 1960-е годы. Научно- техническая революция в СССР, открытия в науке и технике (М.В. Келдыш, И.В. Курчатов, А.Д. Сахаров и др.). Успехи советской космонавтики (С.П. Королёв, Ю.А. Гагарин). Новые тенденции в художественной жизни страны. «Оттепель» в литературе, молодые поэты 1960-х гг. Театр, его общественное звучание. Власть и творческая интеллигенция. Советская культура в середине 1960- середине 1980-х гг. Развитие среднего и высшего образования. Усиление идеологического контроля в различных сферах культуры. Инакомыслие, диссиденты. Достижения и противоречия художественной культуры. Повседневная жизнь людей. Изменения в культуре и общественном сознании в годы перестройки. Возрастание роли средств массовой информации. Культура и духовная жизнь в начале XXI века. Распространение информационных технологий в различных сферах жизни общества. Многообразие стилей художественной культуры. Российская культура в международном контексте.
Структура курса.
№ Раздел. Тема Кол-во часов
Раздел I. Культура Росси в XVII веке. 6
Раздел II. Культура России в XVIII веке 8
Раздел III. Культура XIX- начало XX века. «Золотой век» 11
Раздел IV. Культура СССР и России XX – начала XXI века. 10
Тема 4.1. Культура СССР в 20-30-е годы. 4
Тема 4.2. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны 2
Тема 4.3 Культура 50-х-60-х, 80-х, 90-х и начала XXI века 4
Итого: 35 часов
п/пРаздел
программы
Тема Кол-во часов Тема урока Форма занятий Дата
План Факт
Раздел I. Культура Росси в XVII веке (6 часов).
1-2 2 Живопись.
Школа Симона Ушакова. «Спас Нерукотворный», «Благовещение», «Насаждение древа Государства Российского»
Ярославско- Костромская школа. Фёдор Зубов и Гурий Никитин.
Строгановская школа. Икона Иоанна Предтечи.
Парусная живопись. Портреты Скопина Шуйского, Михаила Романова, Алексея Михайловича, царевны Софьи. Лекционный материал, демонстрация учебно- наглядных пособий. 3-4 2 Архитектура.
«Дивное узорочье», Теремной дворец царя Алексея михайловича в Кремле, церковь Рождества Богородицы в Путинках.
«Деревянное зодчество». Дворец Алексея Михайловича в Коломенском (Семён Петров и Иван Михайлов)- 8-е чудо света.
«Нарышкинское барокко». Церковь Покрова в Филях, палаты Шуйских, Романовых в Зарядье; церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде.
Развитие каминного зодчества в частном строительстве. Палаты Аверкия Кириллова, дворец В. Голицына в Охотном ряду, Поганкины палаты в Пскове. Демонстрация иллюстративного материала 5 1 Театр. Быт. 1672г.-придворный театр. Театр Скоморохов и Петрушки. 6 1 Проверочные задания. ПИШ № 8, 2013г. с.52-54 Раздел II. Культура России в XVIII веке (8 часов)
7 1 А) Становление светской школы. Сословная школа: дворяне, духовенство, разночинцы, податное поселение, всесословное учебное заведение. Московский университет.
Б) Наука и техника. География. Общественные науки. Изобретатели. Иностранные специалисты Лекция- рассказ учителя и демонстрация учебно- наглядных пособий. 8-9 2 Литература.
Учебная литература. «Арифметика» Магницкого. «Грамматика» СмотрицкогоПериодическая печать. «Ведомости Московские», «Санкт-Петербургские ведомости»
Публицистика. Г.Д. Державин «Ода к Фелице», «Ода Вольность», А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Сатира. Н.И. Новиков- журналы «Трутень», «Живописец», «Пустомеля»; Д.И. Фонвизин «Недоросль» и др.
Переводная литература. Гомер «Иллиада», Вергилий «Энеида», книги Тацита, Цицерона, Плутарха. Лекция, демонстрация учебно- наглядных пособий.
Сообщения учащихся 10-11 2 Архитектура.
Москва
Иван Зарудный и др. Меншикова башня, Арсенал в Кремле, Лефортовский дворец.
Д.В. Ухтомский. Кузнецкий мост через Неглинную, Красные ворота, колокольня в Сергиевом монастыре.
В.И. Баженов. Дом Пашкова в Москве, Дом Юшкова, проект Михайловского замка, Каменностровский дворец и Арсенал
Казаков М.Ф.. Здания Сената в Кремле, здание Галицинской больницы, петровский дворец
П.И. Аргунов, Г.Е. Дикушин,А.Ф. Миронов- Шереметьевский дворец в Останкино. Деревянное зодчество
Развитие усадебных комплексов. Архангельское, Кусково, Останкино, Измайлово.
Санкт- Петербург.
Д. Трезини. Летний дворец Петра I, собор Петропавловской крепости
Б.Б. Растрелли. Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы в Царской селе и Петергофе.
Е.И. Старов. Таврический дворец, Троицкий собор Александро- Невской лавры.
Д. Кваренги. Английский дворец в Петергофе, Эрмитажный театр, здание Академии наук. Демонстрации учебно- наглядных пособий.
Презентации 12 1 Скульптура. Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин, Э.М. Фальконе, М.И. Козловский.
Театр. Первый профессиональный театр в Ярославле. Московский театр Шереметьевых в Останкине 13 1 Живопись. Портрет. Пейзаж. Графика. Крестьянская тема. Исторические и мифологические сюжеты. Мозаика. Презентация 14 1 Проверочные задания. ПИШ № 9, 2013г., с.64-65 Раздел III. Культура XIX- начало XX века (11 часов)
15 1 Просвещение и наука. Достижения в естествознании, математике, физике, астрономии, химии, медицине, географии, истории, языкознании.Лекция- рассказ учителя и демонстрация учебно- наглядных пособий. 16-17 2 Литература.
Сентиментализм. Поздний Г.Р. Державин; зрелый Н.М. Карамзин («Бедная Лиза»)
Романтизм. К. Ф. Рылеев, А.А. Бестужев, Марлинский ранний А.С. Пушкин ранний, М.Н. Загоскин, В.А. Жуковский.
Реализм. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, А.С. Грибоедов.
Литературная критика.
В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Н.А. Добролюбов.
5) Периферическая печать. Московские и Санкт- петербургские «Ведомости», «Северная пчела» «Литературная газета», Журналы «Вестник Европы», «Сын Отечества», «Телескоп», «Современник», «Москвитенет» Сообщения, доклады 18-19 2 Архитектура.
Петербург- ампир.
Ж.Ф. тома де Томон. Здание Биржи и Ростральные колонны.
А.Д. Захаров. Здание Адмиралтейства.
А.Н. Воронихин. Казанский собор.
К.И. Росси. Ансамбль Дворцовой площади (здание Главного штаба), здание Сената и Синода, александрийский театр, Михайловский дворец.
А.А. Монферан. Исаакиевский собор, Александровская колонна на Дворцовой площади.
Москва- ампир.
О.И. Бове. Ансамбль Театральной площади со зданиями Большого и Малого театров, манеж, Триумфальные ворота.
Д.И. Жилярди. Здание Московского университете.
Москва- русско-византийский стиль.
К.А. Тон. Большой Кремлевский дворец, здание Оружейной палаты, проект храма Христа Спасителя, здание вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге. Лекция с элементами аналитической беседы. Презентации. 20 1 Скульптура.
Б.И. орловский. Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли в Санкт- Петербурге.
П.К. Клодт- памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Петербурге, скульптурная группа «Укротители коней» на Аничковом мосту в Петербурге.
Ф.П. Толстой. Барельефы и медали, посвящённые Отечественной войне 1812 года.
И.П. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому. Лекция с элементами аналитической беседы. Презентации. 21-22 2 Живопись
Историко-мифологический жанр. К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»; А.А. Иванов «Явление Христа народу»
Портрет. О.А. Кипренский- портреты В. Жуковского и А. Пушкина; В А. Тропицин - портрет А. Пушкина, К. Тона, «Кружевница», «Гитарист», «Золотошвейка»
Бытовой жанр. П.А. Федотов «Свежий кавалер», «Сватовство майора».
Крестьянская тема. А.Г. Васнецов «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Утро помещицы», «Захарка» Лекция-рассказ с элементами беседы и использование иллюстративного материала. 23 1 Музыка.
Русский романс. А.А. Алябьев «Соловей», А.Е. Варламов «Вдоль по улице метелица метёт».
Романтизм. А.Н. Верстовский «Русалка», «Аскольдова могила».
Реализм. А.С. Даргомыжский «Русалка», «Аскольдова могила»
Национальная классическая музыка. М.И. Глинка «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»
Государственный гимн Российской империи. Поэт В.А. Жуковский, композитор А.Ф. Львов. 11 декабря 1833 года первое публичное исполнение в Большом театре. Лекция- беседа. Прослушивание аудиозаписи. 24 1 Театр и балет
А) Государственные театры (Большой, Малый, александрийский, Мариинский)
Б)Крепостные театры (Шереметьевых, Апраксиных, Юсуповых)
В) Постановки.(Шиллер, Шекспир, Фонвизин, Крылов, Гоголь)
Г) Знаменитые артисты (Коротыгин, Мочалов, Щепкин, Мартынов, Садовский) Лекция учителя. Историко- художественное путешествие. 25 1 Проверочные задания ПИШ № 10, 2013, с. 57-59 Раздел IV. Культура СССР и России XX – начала XXI века (10 часов)
Тема 4.1. Культура СССР в 1920-1930-е годы (4 часа)
26 1 Наука.
Физика. А.И. Иоффе, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, С.П. Королёв, Л.И. Мандельштам, Г.С. Ландсберг, А.Н. Туполев
Химия. С.В. Лебедев, Н.И. Семёнов
Геология. Губкин И.М.
Биогеохимия. В.И. Вернадский
Генетика. Н.И. Вавилов
Экономика. Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов Сообщения, презентации 27-28 2 Литература.
М.А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы»
А.А. Фадеев. «Разгром»
М.А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных».
А.М. Горький. «Жизни Клима Самгина», «Мать», «Старуха Изергиль»
А.Т. Твардовский. «Страна Муравия»
К.А. Тренёв. «Любовь Яровая»
М.Н. Зощенко. «Голубая книга»
А.Н. Толстой. «Пётр I», «Хождение по мукам»,
Н.А. Островский. «Как закалялась сталь»
Поэзия
А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Н.С. Гумилёв, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, А.А. Блок, Б.Л. Пастернак, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский, М.И. Цветаева. Просмотр видеофильмов.
Конкурс стихов.
29 1 Скульптура. Н.А. Андреев, С.Д. Меркулов, Л.В. Шервуд, В.И. Мухина, И.Д. Шадр.
Живопись. М.З Шагал, П.Н. Филонов, «Ударники», К.С. Петров-Водкин «Купание красного коня», А.А. Дейнека «Будущие лётчики», П.Д. Корин, М.В. Нестеров, Р.Р. Фальк
Музыка. Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, В. Вишневский, Н.Ф. Погодин.
В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, И.О. Дунаевский Лекция с элементами юллюстративного материала. Тема 4.2. Культура СССР в годы Великой Отечественной войны (2 часа) 30 1 Литература.
А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
О.Ф. Бергольц «Ленинградская поэма»
М.А. Шолохов «Они сражались за Родину»
А.А. Фадеев «Молодая гвардия»
К.М. Симонов «Дни и ночи»
М.С. Шагинян «Урал в обороне»
В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
Э.Г. Казакевич «Звезда»
М. Алигер «Зоя»
В.С. Гроссман «Народ бессмертен» 31 1 Музыка. К. Листов, Д. Кабалевский, Т. Хренников, В. Мурадели, Б. Мокроусов
Кино. «Два бойца», «Фронт», «Малахов курган», «Битва за Севастополь», «Зоя», «Они сражались за Родину» и др.
Искусство. Г. Нисский- «Ленинградское шоссе»,
А. Дейнека «Оборона Севастополя»
С. Герасимов «Мать партизана»,
А. Бубков «Утро на Куликовом поле»
Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов) Тема 4.3 Культура 50-х-60-х, 80-х, 90-х и начала XXI века (4 часа) 32-33 2 Культура50-х-60-х. Особенности послевоенного периода.
Культурное развитие СССР 1960-1980 г. 34-35 2 Культура СССР в годы Перестройки
Особенности культурного развития Российской Федерации на рубеже XX – XXI вв. Итого: 35 ч Основные умения и навыки учащихся
Учащиеся должны знать:
1.Основные эпохи в развитии русской художественной культуры.
2.Основные стили и направления в русской художественной культуре.
Роль древнерусского искусства для современности.
Роль и место русского классического наследия в художественной культуре современности.
Выдающиеся памятники русского искусства и культуры.
Основные понятия, определения, термины, связанные с историей русской художественной культуры.
Учащиеся должны уметь:
Отличать и анализировать произведения русской художественной культуры.
Дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и стилей.
Объяснять роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека.
Пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.
Учащиеся должны иметь представление:
Что такое культура вообще.
Что такое художественная культура.
Что такое художественный образ.
Об эстетических и художественных ценностях.
Литература.
М. Забылин. Русский народ, Иркутск, Восточно- Сибирское книжное издательство, 1992 год.
А.Г. Байбородин. Россия древняя и вечная». Иркутск, Восточно- Сибирское книжное издательство, 1992 год.
И. Карнаухова. Русские богатыри. С- Петербург, издательство «Водолей», 1992 г.
О.В. Творогов. Древнерусская литература, - М. «Просвещение», 1998 г.
Е. Осетров. Живая древняя Русь, - М. «Просвещение», 1984 г.
В. Аникина. Русский фольклор. – М. «Художественная литература, 1985 год.
С.Н. Азбеляева. Народная проза. М. «Советская Россия». Сказки. Былины 1-6 тома, 1992 год.
Ю.А. Беляев. «И славили Отчизну меч и слово», М., «Современник», 1987 год.
Г.П. Латышева, М.Г. Рабинович. Москва в далёком прошлом. М., Наука, 1975 год.
Г.В. Алфёрова. Русские города XVI- XVII веков, М. , Стройиздат, 1989 год.
Я.С. Лурье, Л.С. Семёнов. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Ленинград, «Наука», 1986 год.
П.А. Кацва, А.Л. Юрганов. История России VIII- XV вв. и XVI- XVIII вв. М., Мирос, 1995 год.
C.Разгонов. Василий Иванович Баженов. М., «Искусство»1985 год.
Русские художники Сергей Васильевич Иванов. М., издательство «Изобразительное искусство», 1975 год.
Русские художники Иван Константинович Айвазовский. М., издательство «Изобразительное искусство», 1974 год.
Русские художники Михаил Васильевич Нестеров. М., издательство «Изобразительное искусство», 1975 год
Русские художники Василий Васильевич Верещагин. М., издательство «Изобразительное искусство», 1974 год
Русские художники Михаил Александрович Врубель. М., издательство «Изобразительное искусство», 1975 год
Лев Вагнер. Последний день Помпеи. М., «Знание» 1975 год.
Русские художники Александр Гаврилович Венецианов. Ленинград, Издательство «Изобразительное искусство», 1963 год
Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. М., издательство «Искусство» 1975 год.
В. И. Антонова. Государственная Третьяковская галерея. М., «Искусство», 1978 год.
Русские художники. Сергей Васильевич Иванов. М., Издательство «Изобразительное искусство», 1975 год.
А. Владимиров. «Рождение весны. Саврасов». М., «Молодая гвардия», 1973 год
Б. Бродский, А. Варшавский. «Века скульптуры памятники (Мартос, Фальконе и др.) М., «Советский художник», 1972 год.
С.С. Дмитриев. «Очерки истории русской культуры начала XX века». М., «Просвещение», 1985 год.
Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств, М., «Искусство», 1995 год
Э. Смирнова. «Русская музыкальная литература», М., «Музыка», 1977 год.
С.А. Карцева. Музыкальная фонетика в школе. М., «Просвещение», 1976 год.
Русский фольклор. В. Аникина М., «Художественная литература, музыка, скульптура.
Классицизм: архитектура, живопись, литература, музыка, скульптура.
Барокко: архитектура, живопись, литература, музыка, скульптура.
Портреты русских историков (демонстрационный материал)
Государственная Третьяковская галерея.
Альбом по истории культуры СССР.
СД диск-5555 Шедевров мировой живописи.
Мультимедийное учебное пособие по курсу Мировая художественная культура.
Мультимедийное учебное пособие по курсу6 «Энциклопедия материальной культуры»
Мультимедийный учебно- методический комплекс- супертьютор История Отечества.
Иллюстративный дидактический материал к каждой главе.