Программа элективного курса Наши духовные ценности 10 класс


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты
«РАССМОТРЕНО»
на заседании МО
МКОУ СОШ № 17
Протокол №__________ Кочергина И.Г._________
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МКОУ СОШ № 17
Кочергина И.Г.
____________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ СОШ № 17
______________ Цаберт И.ППриказ № ___________
Авторская адаптационная программа элективного курса
«Наши духовные ценности»
(приказ № ___________)
для учащихся 10 класса
Автор разработки:
Валекжанина Раиса Григорьевна,
Учитель истории, МКОУ СОШ № 17 р.п. Юрты
2015 г
Тайшетский район, р.п. Юрты
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Наши духовные ценности» основана на авторской концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русского искусства позволяет рассматривать отечественную художественную традицию как ведущую в культурологическом образовании учащихся общеобразовательных учреждений.
Элективный курс «Наши духовные ценности» имеет интегрированный характер, включающий в себя сведения о разных видах искусства и литературы.
В основу элективного курса «Наши духовные ценности» положена история культуры и искусства России со времени зарождения славянской нации до начала XXI в.
Цель элективного курса: формирование у учащихся представлений о русской художественной культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.
Задачи элективного курса:
Показать русскую художественную культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание и отразившую русский национальный менталитет.
Дать представление об истоках и основных этапах исторического развития русской художественной культуры, выявить закономерности ее эволюции в соотнесенности с традициями европейской и мировой культуры.
На материале конкретных произведений литературы, живописи, музыки, зодчества, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.
Основные функции элективного курса:
1.Выступает в роли «надстройки», дополнения содержания культурологического курса.
Развивает содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне.
Направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека.
Актуальность элективного курса «Наши духовные ценности» определяется тем, что в современных педагогических теориях все большее значение приобретают идеи гуманизации содержания гражданского образовании и воспитания. Это получает подтверждение на практике: в общеобразовательных школах широко развиваются учебные предметы, связанные с гуманитарной областью знаний.Русская художественная культура- часть, мировой художественной культуры. В течение тысячелетней истории русское искусство утверждало приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, высокие духовные истины нераздельности красоты, добра и любви, а также исконно национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы художественной культуры могут сыграть важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума» в современной школе, сформировать у подростков нравственные установки.
Предназначение программы. Материал элективного курса рассчитан на учащихся 10-х классов. Программа элективного курса может быть использована:
а)в общеобразовательных школах;
б)в образовательных учреждениях с углубленным изучением культурологических дисциплин;
в)в общеобразовательных школах как составная часть курса «Мировая художественная культура»;
г)как школьный компонент учебного плана в виде предмета по выбору в поддержку предметов гуманитарного профиля.
Содержание элективного курса разработано с учетом Государственного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура», касающейся изучения истории художественной культуры России, произведений искусства великих русских мастеров.
Обзор содержания программы
Элективный курс «Наши духовные ценности» обобщает ключевые межпредметные знания, полученные учащимися ранее при изучении предметов гуманитарного цикла (литературы, истории). Вместе с тем содержание данного курса не повторяет другие гуманитарные дисциплины, имеет ярко выраженную специфику и новизну, обусловленные интегративным основанием самого предмета.
Элективный курс охватывает достаточно широкий круг проблем, но он не направлен на освоение всей суммы знаний по истории русского искусства. Беседы о русской культуре предполагают широкое знакомство с шедеврами древнерусского зодчества, иконописью, музыкальным и театральным искусством, творчеством художников-передвижников, книжным делом, русским народным декоративно-прикладным искусством и т.д.
В основу программы элективного курса «Наши духовные ценности» положены два принципа -историзма и тематизма. Принцип историзма позволяет выявить истоки и наиболее значимые этапы развития отечественных культурных традиций, показать эволюцию художественных «стилей эпохи» и выделить на этом пути наиболее значимые духовно-нравственные основы, запечатленные в шедеврах искусства. Принцип тематизма концентрирует внимание учащихся на «знаковых» характеристиках художественной культуры определенного исторического периода, облегчает понимание особенностей творчества великих русских мастеров, закрепляет представление об общности закономерностей развития разных видов искусства в культуре России.
В программе представлены три раздела, охватывающие материал развития русской художественной культуры от древности до XVII века.
Новизна программы. Эвристическая направленность на формирование художественной культуры учащихся как части культуры духовной, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество учащихся и освоение художественного опыта прошлого.
Методы преподавания элективного курса «Наши духовные ценности» определяются:
спецификой интегративного содержания данной дисциплины, что предполагает целостный подход к освоению художественных явлений и текстов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с проблемами духовно-нравственной оценки культуры той или иной эпохи;
приоритетной ролью творческих методов обучения, позволяющих включать школьников в активную деятельность, связанную с анализом и оценкой произведений искусства прошлого и настоящего.
Структура программы. Программа состоит из трёх разделов. В каждом разделе выделяется несколько этапов:
Определение особенности культурного развития отдельного исторического периода;
Определение круга исторических понятий;
Составление таблиц по разным направлениям культуры;
Подготовка иллюстративных рядов- изображение архитектурных строений, скульптурных композиций, произведений живописи.
Выполнение тестовых заданий.
Введение включает в себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного курса «Наши духовные ценности», кругом вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках.
Первый раздел знакомит учащихся с истоками возникновения русской художественной культуры, материал объединен проблемой становления идеалов высокой духовности в искусстве Древней Руси и Руси Удельной
Второй раздел раскрывает суть культуры Российского государства в XIV – XVI. Начало формирования великорусской культуры.
Третий раздел дает возможность узнать о культуре России в XVII веке, усилении светского характера культуры.
Содержание дополнительной образовательной программы.
Введение (1 час).
Цели и задачи элективного курса «Наши духовные ценности». Русская художественная культура от Древней Руси до начала XX века.
Раздел I. Культура Руси IX-XIII века (21 час).
Былинный эпос. Возникновение письменности. Летописание. Литература. Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы. Декоративно- прикладное искусство. Каменное строительство. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля. Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Раздел II. Культура Российского государства XIV-XVI веков (8 часов).
Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники Куликовского цикла, сказания, жития, хождения.). Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (Иван Фёдоров). Публицистика. Исторические повести. «Домострой». Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы- крепости). Шатровые храмы. Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублёв, Дионисий). Быт, нравы, обычаи.
Раздел III. Культура Росси в XVII веке (5 часов).
Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись. (Симон Ушаков). Быт и обычаи различных сословий: царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы.
Структура курса.
№ Раздел. Тема Кол-во часов
1 Введение. 1
2 Раздел I. Культура Руси IX-XIII век 21
3 Раздел II. Культура Российского государства XIV-XVI веков. 8
4 Раздел III. Культура России в XVII веке. 3
5 Итоговый урок 2
Итого: 35 часов
п/пРаздел
программы
Тема Кол-во часов Тема урока Форма занятий Дата
План Факт
Введение.
1 1 Цели и задачи факультатива «Наши духовные ценности». Содержание программы Лекция с элементами аналитической беседы Раздел I. Культура IX-XIII век (21 час)
2 1 Культура древних славян Лекция с элементами фронтальной беседы 3-4 2 Русская старина. Принятие христианства. Возникновение письменности (глаголица, кириллица) Демонстрация иллюстративного учебного материала 5-6 2 Азбука Архитектуры. Особенности архитектуры Древней Руси IХ-ХII вв. Русское деревянное зодчество. Игра «Что? Где? Когда?» 7-8 2 1.Иконопись: Икона Владимирской Божьей матери (Лука);
Новгородская школа живописи. 2-ая половина: «Ангел Златые Власы», «Спас нерукотворный», «Успение Богородицы»
Ярославская школа живописи: начало XIII века- «Ярославская Оканта».
2) Мозаика. Успенский собор Киевско- Печерской Лавры, апостолы в Софийском соборе (Киев).
3) Фреска. «Страшный суд» в Дмитриевском соборе; изображение семьи Ярослава Мудрого. Изображение скоморохов в Софийском соборе (Киев) Лекция с элементами аналитической беседы
Демонстрация иллюстративного учебного материала 9-10 2 Литература: устное народное творчество (фольклор, былинные циклы о воинах Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче, земледельце- Микуле Селяниновиче, о торговом человеке, новгородском купце Садко.
Летопись. Ок. 1113 г. Нестор «Повесть временных лет». Псковская, Новгородская, Ипатьевская, Лаврентьевская
Жития святых. Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба.
Поучение. Хождение. «Поучение Вл. Мономаха», Даниил Заточник «Слово», XII в- Хождение Игумена Даниила в святые места»
Богослужебные книги.
Правовые акты. «Русская правда», «Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха»
Переводная литература.
Героический эпос. Конец XII века. «Слово о полку Игореве».
Публицистика. Илларион «Слово о законе и благодати» Лекция, рассказ с элементами беседы и использование иллюстративного материала
11 1 Декоративно-прикладное искусство. Виды ювелирной техники. Лекция с элементами аналитической беседы
Демонстрация иллюстративного учебного материала 12-13 2 Древние русские города. Золотое кольцо России. Лекция. Демонстрация иллюстративного учебного материала 14 1 Проверочные задания ПИШ.№6, 2013 г. стр.54-56 15-16 2 Искусство Москвы. «Город чудный, город древний» Просмотр и обсуждение видеофильма. 17-18 2 Колокольные звоны -составная часть духовной Российской культуры Лекция- беседа с демонстрацией учебного материала 19-20 2 Русские народные традиции, праздники, обычаи и обряды.
Этнографическое творчество русского народа Лекция- беседа с демонстрацией литературно- художественный монтаж.
Просмотр проекта «Живой дерево ремёсел» 21-22 2 «Живое дерево ремесел». Русское народное прикладное искусство. Русские народные промыслы. Раздел II. Культура Российского государства XIV-XVI веков (8 часов)
23-25 3 Литература.
А) Устное народное творчество. Создания «Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче».
Б) Летопись. Хронограф. 1408- троицкая летопись. 1497- Московский летописный свод, 1442- первый хронограф (Пахомий логофест).
В) Жития святых. «Житие святого Александра невского», «Митрополит Макарий. Усть и Миней»
Г) Исторические повести. Хождения.
«О битве на Калке», Софроний Рязанец- «Задонщина», Афанасий Никитин- «Хождение за три моря», Курбский- «Повесть о великом князе Московском»
Д) Публицистика. Сильвестр- «Домострой» , переписки Ивана Грозного и князя Андрея Курбского, «Челобитная дворянина Ивана Пересветова царю».
Е) Правовые акты. Судебник Ивана III (1497). Судебник Ивана IV (1550)
Ж) Книгопечатание 1564г._ Иван Фёдоров,»Апостол», 1565- Часослов, 1574- «Букварь» Лекция- беседа. 26-27 2 Живопись.
Иконопись. А) Феофан Грек (вторая половина XIV – XV вв). Роспись церквей в Новгороде, Москве, Нижнем Новгороде.
Б) Андрей Рублёв (XIV – XV вв). «Троица», фресковая роспись Успенского собора во Владимире, Троицкий собор в Сергиевом посаде, роспись Спаса- Андроникова монастыря в Москве.
В) Даниил Чёрный (1360-1430) работы с Андреем Рублёвым.
Г) Дионисий (конец XV - начало XVI в). Фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона «Спас в силах» 28-29 2 Архитектура .Каменное зодчество с XV века
А) Владимиро-Суздальское зодчество. Белокаменные кремлёвские стены при Дмитрии Ивановиче, при Иване III- Кремль из красного кирпича.
Б) Каменное строительство в Новгороде.
2) Сочетание достижений итальянских и русских строителей.
Успенский собор- А. Фиорованти, Благовещенский собор- псковские мастера; Грановитая палата- Пьетро Антонио Солари.
XVI век- шатровый стиль. 1552- церковь Вознесения (с. Коломенское) 1554-1560- Собор Василия Блаженного- Бармен Постник.
Литейное дело. 1586- Царь-пушка- отлита Андреем Чоховым. Просмотр видеофильма. 30 1 Проверочная работа ПИШ № 7, 2013. С.62-63 Раздел III. Культура России в XVII веке (5 часов)
31 1 Просвещение. Грамотность.
А) Государственные школы- вторая половина 17 века.
Б)Высшие учебные заведения.1687 г.- славяно-греко-латинская академия во главе с греками Софронием и Иоанникием Лихудами.
В) Школы начального обучения грамоте.
Г)Типографское издание учебной литературы 1651- букварь Бурцева; 1648г- «Грамматика Смотрицкого», 1682г.- Таблица умножения
Д) приглашение образованных людей из других стран;
Е) географические открытия- исследование Восточной Сибири. Экспедиции Семёна Дежнёва, Хабарова, Атласова.
Ж) научные знания. Ремизов- «Чертёжные карты Сибири», водяные двигатели, бурение (соляные скважины) Лекция- рассказ учителя и демонстрация учебно- наглядных пособий. 32-33 2 Литература.
А) Летописание. Последние летописи. 1630г.- «Новый летописец»
Б) Исторические сочинения. Лызлов «Скифская история»; Иннокентий Гизель «Синопсис (обозрение); «Повесть об осадном Азовском сидении».
В) Сатира. «Сказание о куре и лисе», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякинском суде», «Повесть о Горе-злосчастии»
Г) Автобиографическая повесть. «Житие протопопа Аввакума»
Д) Публицистика. Сочинения Симона Полоцкого,
Е) Переводная литература. «Великое зерцало», «Повесть о Еруслане Лазаревиче», «Повесть о Бове-Королевиче» Лекция- рассказ учителя и демонстрация учебно- наглядных пособий. 34-35 2 Итоговый урок Итого: 35 ч Основные умения и навыки учащихся
Учащиеся должны знать:
1.Основные эпохи в развитии русской художественной культуры.
2.Основные стили и направления в русской художественной культуре.
Роль древнерусского искусства для современности.
Роль и место русского классического наследия в художественной культуре современности.
Выдающиеся памятники русского искусства и культуры.
Основные понятия, определения, термины, связанные с историей русской художественной культуры.
Учащиеся должны уметь:
Отличать и анализировать произведения русской художественной культуры.
Дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных эпох и стилей.
Объяснять роль и значение русской художественной культуры для духовного развития современного человека.
Пользоваться словарной и справочной литературой по искусству, художественными произведениями, анализировать и интерпретировать текст.
Учащиеся должны иметь представление:
Что такое культура вообще.
Что такое художественная культура.
Что такое художественный образ.
Об эстетических и художественных ценностях.
Литература.
Лев Любимов. Искусство древней Руси. (IX- XIII в)
М. Забылин. Русский народ, Иркутск , Восточно- Сибирское книжное издательство, 1992 год.
А.Г. Байбородин. Россия древняя и вечная». Иркутск, Восточно- Сибирское книжное издательство, 1992 год.
И. Карнаухова. Русские богатыри. С- Петербург, издательство «Водолей», 1992 г.
О.В. Творогов. Древнерусская литература., - М. «Просвещение», 1998 г.
Е. Осетров. Живая древняя Русь, - М. «Просвещение», 1984 г.
В. Аникина. Русский фольклор. – М. «Художественная литература, 1985 год.
С.Н. Азбеляева. Народная проза. М. «Советская Россия». Сказки. Былины 1-6 тома, 1992 год.
Ю.А. Беляев. «И славили Отчизну меч и слово», М., «Современник», 1987 год.
Г.П. Латышева, М.Г. Рабинович. Москва в далёком прошлом. М., Наука, 1975 год.
Г.В. Алфёрова. Русские города XVI- XVII веков, М. , Стройиздат, 1989 год.
Я.С. Лурье, Л.С. Семёнов. Хождение за три моря Афанасия Никитина. Ленинград, «Наука», 1986 год.
П.А. Кацва, А.Л. Юрганов. История России VIII- XV вв. и XVI- XVIII вв. М., Мирос, 1995 год.
C.Разгонов. Василий Иванович Баженов. М., «Искусство»1985 год.
Русские художники Сергей Васильевич Иванов. М., издательство «Изобразительное искусство», 1975 год.
Русские художники Иван Константинович Айвазовский. М., издательство «Изобразительное искусство», 1974 год.
Русские художники Михаил Васильевич Нестеров . М., издательство «Изобразительное искусство», 1975 год
Русские художники Василий Васильевич Верещагин. М., издательство «Изобразительное искусство», 1974 год
Русские художники Михаил Александрович Врубель . М., издательство «Изобразительное искусство», 1975 год
Лев Вагнер. Последний день Помпеи. М., «Знание» 1975 год.
Русские художники Александр Гаврилович Венецианов. Ленинград, Издательство «Изобразительное искусство», 1963 год
Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств. М., издательство «Искусство» 1975 год.
В. И. Антонова. Государственная Третьяковская галерея. М., «Искусство», 1978 год.
Русские художники. Сергей Васильевич Иванов. М., ., издательство «Изобразительное искусство», 1975 год.
А. Владимиров. «Рождение весны. Саврасов». М., «Молодая гвардия», 1973 год
Б. Бродский, А. Варшавский. «Века скульптуры памятники (Мартос, Фальконе и др.) М., «Советский художник», 1972 год.
С.С. Дмитриев. «Очерки истории русской культуры начала XX века». М., «Просвещение», 1985 год.
Н.А. Дмитриева. Краткая история искусств, М., «Искусство», 1995 год
Э. Смирнова. «Русская музыкальная литература», М., «Музыка», 1977 год.
С.А. Карцева. Музыкальная фонетика в школе. М., «Просвещение», 1976 год.
Русский фольклор. В. Аникина М., «Художественная литература, музыка, скульптура.
Классицизм: архитектура, живопись, литература, музыка, скульптура.
Барокко: архитектура, живопись, литература, музыка, скульптура.
Портреты русских историков (демонстрационный материал)
Государственная Третьяковская галерея.
Альбом по истории культуры СССР.
СД диск-5555 Шедевров мировой живописи.
Мультимедийное учебное пособие по курсу Мировая художественная культура.
Мультимедийное учебное пособие по курсу6 «Энциклопедия материальной культуры»
Мультимедийный учебно- методический комплекс- супертьютор История Отечества.
Иллюстративный дидактический материал к каждой главе.