Конспект урока по теме: НРК Фольклор народов, проживающих на территории России


Тема урока: НРК Фольклор народов, проживающих на территории России
Цель:
познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра;
развивать познавательный интерес, мышление, речь;
формировать умение передавать содержание произведения;
воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя;
пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству, русской словесности.
Организационный момент.
 – Проверить готовность к уроку.
Постановка целей.
– На доске запись:
ВнекоторомцарствевнекоторомгосударствеЖилибылистариксостарухойЖилибылидедибаба– Разделите строчки на слова.
– Что вы заметили? Какие предложения получились?
– Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок.
– Давайте заглянем в толковый словарь Владимира Ивановича Даля. Как определяется в словаре слово «сказка»? (вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание)
Актуализация знаний.
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений.
Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что - то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.– Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?
– Даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…». Продолжите пословицу.
Изучение нового материала.
– Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?
– Есть ли на обложках книг фамилия автора?
– А почему?
– Перелистайте страницы книг. В вашей книге одна сказка или несколько?
– Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.
– Как нам найти сказку, которую захотим прочитать?
– Давайте одну из сказок проинсценируем. Это сказка «Репка».
Распределяются роли: Рассказчик, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка; разыгрывается спектакль.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
– Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки читали вы дома. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.
Проверка домашнего задания.
– Вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется (пересказы детей).
Закрепление изученного.
– Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар - птица, Сивка - бурка и т. д. )Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы:
наличие устаревших слов;
устойчивые словосочетания;
зачин;
волшебные предметы;
троекратный повтор;
борьба добра и зла;
добро побеждает зло;
концовка сказки.
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите - ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Литературная игра.
– Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший за ответы большее количество жетонов, – победитель.
«Кому принадлежат эти слова».
«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано».
/корова/
«Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»
/Морозко/
«Не пей, братец, козлёночком станешь».
/Алёнушка/
«Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл».
/Баба Яга/
«Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».
/Иван-дурак/
«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».
/Лиса/
«Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы».
/Петушок/
«Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, молока принесла».
/Коза/
«Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».
/Маша/
«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».
/Царевна-лягушка/
«Как зовут сказочных героев, и как называются волшебные предметы?»
Курочка – … Царевна – …
Баба – … Жар – …
Сивка – … Ковёр –…
Гуси – … Скатерть – …
Иванушка – … Сапоги – …
Меч – … Мышка –…
Итог урока.
– Что вы хотите сказать про урок? Какой оценки заслуживает наш урок? – Что особенно понравилось?