Образовательная программа «Традиции и обычаи народов, проживающих на территории Аскизского района»

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Аскизский районный центр дополнительного образования



Утверждена:
от «___»_________ 201__г.
Директор МБУ ДО АРЦДО
_____________ Инкижекова В.А.








Рабочая общеразвивающая программа
дополнительного образования детей
«Традиции и обычаи народов, проживающих на территории
Аскизского района»
для детей 11-12 лет
срок реализации 3 год









Составитель: Карамчаков Евгений Николаевич
педагог дополнительного образования
















Аскиз, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
 Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Дополнительное образование, имея в своем арсенале все разнообразие воспитательных форм, призвано, в первую очередь, решать данную проблему.
Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Рабочая общеразвивающая программа составлена с учетом Закона «Об образовании в РФ» (ст.9,ст. 14); СанПиНа: от 4 июля 14 № 41 СанПиНа 2.4.4.3172 - 14 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольное учреждение). Закон об образовании в РХ, «Порядок организации и осуществленная образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательным программ» от 29 августа 2013 года № 1008. Устава МБУ ДО Аскизский районный центр дополнительного образования, Образовательная программа разработана на основе образовании общеразвивающих программ «Традиции и обычаи народов, проживающих на территории Аскизского района».
Направление деятельности программы – туристко - краеведческое. Данный курс нацелен на воспитание любви к родному краю, формирование чувства патриотизма, изучение обычаев и традиций народов, проживающих в Аскизском районе, развитие творческих способностей обучающихся, на формирование качества творческой активной личности.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Занятия объединения являются комплексными, используются различные формы организации учебного процесса, чередуются через посещение музеев, экскурсий и походы. Возраст обучающихся 11-12 лет. При наборе детей принимаются все желающие. В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Состав учебной группы 15 человек. На занятии используется демонстрационный материал: таблицы, плакаты, рисунки, географические карты, фотографии, видеофильмы, музейные экспонаты.

Цель:

Изучение культуры, традиций и обычаев национальностей, проживающих на территории Аскизского района, воспитание чувства уважения к другому народу;
Изучение природы родного края, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе.








Задачи:

Образовательные:

Углубление и расширение знаний об истории, культуре, традициях и обычаях народов, проживающих на территории Аскизского района.
Формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
Расширение знаний обучающихся об окружающем мире.
Овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

Воспитательные:

Привитие интереса к культуре своей малой Родины, к истокам истории.
Воспитание ответственности при выполнении работ.
Соблюдение правил техники безопасности.
Формирование общественной активности личности, гражданской позиции.
Стремление к  поиску, самостоятельности.
Конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием.
Приобретение навыков здорового образа жизни.


Развивающие:

1. Развитие образного мышления, внимания, фантазии, личностных качеств.
2. Развитие способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни
3. Расширение знаний обучающихся об окружающем мире родного края
4. Расширение знаний обучающихся о животном мире.


Форма работы с учащимися: индивидуально ориентированная, экскурсия, беседа, игры.
В соответствии с учебным планом МБУ ДО «Аскизский районный центр дополнительного образования», на 2015 – 2016 учебный год образовательная программа рассчитана на 144 часа в год, теория 84 часа, практика 60 часов

Учебно - тематический план

№ п/п
Содержание программного материала
Количество часов

1
Хакасия, земля, где я живу

41

2
Традиции и обычаи национальностей, проживающих на территории Аскизского района

73

3
Флора и фауна Республики Хакасия.

30


Итого:
144


Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: тест, собеседование, круглый стол.
По окончанию учебного года обучающиеся проходят зачетные итоговые занятия (викторины, рефлексии, урок- зачет).

Материально – техническое обеспечение программы
Специфическое оборудование

- таблицы;
- плакаты;
- портреты выдающихся людей Хакасии (писатели, художники, поэты);
- географические (карта России, Хакасии);
- настольные развивающие игры (тобит, хазых, шашки)

Электронно – программное обеспечение
1. компьютер
2. презентационное оборудование
3. мультимедиа


Для определения уровня сформированости качеств, творческой активной личности разработана таблица, в которой дана характеристика показателей творческой активности детей, соответствующая году обучения.
низкий уровень характеризуется низкими показателями проявления качеств,
творческой активной личности;
средний уровень характеризуется средними показателями проявления качеств, творческой активной личности;
высокий уровень характеризуется высокими показателями проявления качеств таорческой активной личности.

Показатели


уровень
Туристко – краеведческое направление

Теоретические знания специальной терминологии в культурологического направления
высокий
Ребенок полностью владеет специальной терминологией соответствующего года обучения, имеет знания об истории Хакасии, традициях народов проживающих на территории Аскизского района, о животном мире и растительности Республики Хакасия.


средний
Ребенок средне владеет специальной терминологией соответствующего года обучения, имеет знания об истории Хакасии, традициях народов проживающих на территории Аскизского района, о животном мире и растительности Республики Хакасия.



низкий

Ребенок низко владеет специальной терминологией соответствующего года обучения, имеет знания об истории Хакасии, традициях народов проживающих на территории Аскизского района, о животном мире и растительности Республики Хакасия.



Ключевые компетенции

- умеют формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к малой родине;
- умеют определить свое место и роль в коллективе;
- владеют способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения;
- Знают и применяют правила поведения в обществе, в сложных ситуациях и т.д.

Предметные компетенции
Диагностика и контроль

Диагностика и контроль знаний осуществляется следующими этапами:
1.Входящий мониторинг (сентябрь):
Определение начального уровня знаний, умений, навыков детей, их возможностей.
2. Промежуточный мониторинг (декабрь):
Выявление приобретенных знаний, умений и навыков, их оценка и коррекция.
3. Итоговый мониторинг (май):
Определение степени достижения результатов обучения, закрепление знаний, ориентация обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение.
Формами контроля и отчетности являются:

- Беседа;
- Опрос;
- Тестирование;
- Педагогическое наблюдение;
- Контрольное занятие.


По окончании обучения обучающиеся должны знать:

- Традиции и обычаи хакасского народа, русского народа, немецкого народа;
- Территориальное устройство Республики Хакасия;
- Достопримечательности Республики Хакасия;
- Памятники культуры Аскизкого района;
- Знать название национальных блюд у хакасского, немецкого, русского народа;
- Знать ветерана Великой Отечественной Войны 1941-1945 года, своего района ветеранов;
- Историю переселения Русского, немецкого народа на территорию;
- Называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира;
-Жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований, чувством понимания и уважения других культур;
- Реализация себя в социальном обществе.

По окончании обучения, обучающиеся должны уметь:

- устно описывать различия между культурами;
- играть в национальную игру хакасского народа «Тобит», «Хазых»
- различать комбинации игры между шашками и тобитом;
- называть наиболее распространенные объекты растительного и животного мира Аскизского района;
- должен уметь играть в национальную игру «Лапта»;
- характеризовать население республики Хакасия;
- соблюдать правила поведения в природе.


Работа с родителями.

Реализация программных мероприятий невозможна без сотрудничества с родительской общественностью. Связь с родителями воспитанников осуществляется на протяжении всего курса обучения.
В начале учебного года проводится родительское собрание, на котором родители могут ознакомиться с планом работы объединения, а также сделать социальный заказ на те или иные образовательные услуги, которые могут реализоваться в рамках данной программы.
В течение учебного года родители могут интересоваться успехами детей, посещая занятия, открытые занятия, мероприятия. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители (законные представители) без включения в основной состав.
Родители привлекаются к организациям экскурсий, походов, социально-значимых акций, проектов, субботников.
В конце учебного года проводятся отчетные занятия, публичная защита проектов, на которые приглашаются родители обучающихся.





































Утверждаю:
Директор МБУ ДО АРЦДО
_________ Инкижекова В.А.
«___»____________2015г.

Раздел 1

Хакасия, земля, где я живу

Тематический план
3 года обучения


Количество часов
Всего часов

Название темы
теория
практика



Введение. Правила техники безопасности в объедение.
2
-
2

Республика Хакасия на карте Российской Федерации (площадь, флаг, символика, климатические особенности, рельеф).
4
-
4

Столица Республики Хакасия, город Абакан (зоопарк города, памятник автомобилю ГАИ)
2
-
2

Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на природе.
2
-
2

Урок – экскурсия на природу: посещение острова в селе Аскизе.
1
2
3

Территориальное устройство Республики Хакасия:
Районы Республики Хакасия (Аскизский, Бейский, Алтайский, Таштыпский,Усть-Абаканский, Ширинский, Боградский, Орджоникидзевский район);
Города Республики Хакасия (Абакан, Абаза, Черногорск, Сорск, Саяногорск).
4
-
4

Достопримечательности Республики Хакасия:
Саяно – Шушенская ГЭС;
Пещера ящика Пандоры;
Туимский провал;
Салбыкский курган.
8
-
8

Правила техники безопасности при поездке на экскурсии «Хуртуях тас»
2
-
2

Урок-экскурсия: поездка в музей «Хуртуях тас»
2
2
4

Техника безопасности: правила поведения при пожаре.
2

2

Урок – экскурсия: Служба МЧС на территории Аскизского района.
2
2
4

«Хакасия вокруг нас!» (викторина)
-
2
2

Заключительное занятие.

2
-
2

Всего:
33
8
41



Цели и задачи: воспитание чувства патриотизма; расширить кругозор обучающихся географическом– положении Республики Хакасия; раскрыть культуру и истории других народов на территории Хакасии; продолжить воспитывать у обучающихся чувство дружбы, формировать национальное самосознание.

Формы занятий: беседа, практикум, экскурсии, игры.
Основные понятия: «традиции», «обычаи», национальность символика, флаг.

Содержание темы:

1. Введение. Правила техники безопасности в объединении.
2. Республика Хакасия на карте Российской Федерации (площадь, флаг, символика, климатические особенности, рельеф).
3. Столица Республики Хакасия, город Абакан (зоопарк города, памятник автомобилю ГАИ).
4. Инструктаж по технике безопасности правила поведения на природе.
5. Урок – экскурсия на природу: посещение острова в селе Аскизе. Данное занятие пройдет как поход, обучающиеся будут играть в национально подвижные игры «Лапта», «Футбол».
5. Территориальное устройство Республики Хакасия: районы (Алтайский, Аскизский, Бейский, Таштыпский, Усть – Абаканский, Ширинский, Боградский, Орджоникидзевский район), города (Абакан, Абаза, Сорск, Саяногорск, Черногорск).
6. Достопримечательности Республики Хакасия ( Саяно – Шешенское ГЭС, пещера Ящик Пандоры, Туимский провал, Салбыкский курган.
7. Правила техники безопасности при поездке на экскурсии «Хуртуях тас».
8. Урок-экскурсия: поездка в музей. Поездка в аал Анхакова, посещение каменного памятника «Хуртуях тас», знакомства с памятниками культуры.
9. Техника безопасности: правила поведения при пожаре.
10. Урок – экскурсия: посещение пожарной части села Аскиза, показать Работа сотрудников МЧС и специальная техника для тушения пожара.
11. Хакасия вокруг нас (викторина).
15. Заключительное занятие.




Утверждаю:
Директор МБУ ДО АРЦДО
_________ Инкижекова В.А.
«___»____________2015 г.

Раздел 2

Традиции и обычаи национальностей, проживающих на территории Аскизского района

Тематический план
3 года обучения

Название темы
Количество часов
Всего часов



теория
практика



История Аскизского района.
Наше село Аскиз.
4
-
4

Урок беседа: Что такое национальность?
2
-
2

Национальности, проживающие на территории Аскизского района.

2
-
2

Урок – экскурсия: встреча с ветераном ВОВ - Чечьева Григория Геннадьевича.


1
2
3

Коренное население Республики Хакасия: Хакасский народ.
Традиции и обычаи хакасского народа;
Национальная одежда хакасского народа;
Национальные блюдо хакасского народа;
Религия хакасского народа (шаманизм, православие);
Национальные игры хакасского народа («Тобит», «Хазых»);
Сказки хакасского народа («Бедняк и богач»).
Национальный праздник хакасского народа: «Чыл пазы», «Тун Пайрам»



Национальный праздник хакасского народа: «Чыл пазы», «Тун Пайрам»


14
8
22

Инструктаж по ППБ,
-Акция «Огонь друг, огонь враг»

2

2

Урок – беседа: встреча с сотрудником милиции.

2
2

Урок - экскурсия в районный музей имени Н.Ф.Катанова с. Аскиз.

2
2

Национальности. проживающие на территории Аскизского района:
Русский народ.
История переселения русского народа на территорию Республики Хакасия;
Традиции и обычаи русского народа;
Национальные праздники «Масленица»;
Национальные игры русского народа («Шашки», «Лапта»).

8
12
20

Техника безопасности: Правила безопасного поведения в экстремальной ситуации.
2
-
2

Национальности, проживающие на территории Аскизского района: Немецкий народ.
История переселения немецкого народа на территорию Республики Хакасия;
Традиции и обычаи немецкого народа.
Национальные блюда немецкого народа.
8
-
8

Конкурс рисунков «Моя малая Родина: природа, культура, этнос»
-
2
2

Заключительное занятие

2
-
2

Всего:
45
28
73






Цели и задачи: Формировать и поддерживать интерес к культуре разных народностей; воспитывать чувство уважения к другим народам; познакомить детей с различными культурами, формировать и поддерживать интерес к культуре разных народностей; воспитывать обучающихся чувство дружбы; формировать национальное самосознание.

Формы занятий: беседа, практикум, экскурсии, игры.

Содержание темы:

1. Наше село Аскиз. История Аскизского района.
2.Урок беседа:Что такое национальность?
3. Национальности, проживающие на территории Аскизского района.
4. Урок – экскурсия: посещение ветерана ВОВ.
5. Коренное население Республики Хакасия: Хакасский народ.
Традиции и обычаи хакасского народа
Национальная одежда хакасского народа;
Национальное питание хакасского народа;
Религия хакасского народа (шаманизм, православие);
Национальные игры хакасского народа («Тобит», «Хазых»). Обучение национальным играм хакасского народа
Сказки хакасского народа (Бедняк и богач).
Национальный праздник хакасского народа: «Чыл пазы», «Тун Пайрам»
6. Инструктаж по ППБ,
-Акция «Огонь друг, огонь враг» (2 часа)
7.Урок – беседа: встреча с сотрудником милиции. Тема занятия «Правила дорожного движения»
8. Урок - экскурсия в районный музей имени Н.Ф.Катанова с. Аскиз.
9. Национальности, проживающие на территории Аскизского района:
Русский народ.
История переселения русского народа на территорию Республики Хакасия;
Традиции и обычаи русского народа;
Национальные праздники «Масленица»;
Национальные игры русского народа («Шашки», «Лапта»).
10. Техника безопасности: Правила безопасного поведения в экстремальной ситуации
11. Национальности, проживающие на территории Аскизского района:
Немецкий народ
История переселения немецкого народа на территорию Республики Хакасия;
Традиции и обычаи немецкого народа.
Национальное блюдо немецкого народа.
12. Конкурс «Моя малая Родина: природа, культура, этнос».
13..Заключительное занятие.












Утверждаю:
Директор МБУ ДО АРЦДО
_________ Инкижекова В.А.
«___»____________2015 г.

Раздел 3

Флора и фауна Республики Хакасия.

Тематический план
3 года обучения

Название темы
Количество часов
Всего часов



теория
практика



Дикий мир Республики Хакасия:

Хищные звери (медведь, волк, лиса, снежный барс);
Травоядный мир (марал, косуля, заяц);
Птичий мир (орел, коршун, сова, лебедь, утки);
Растительный мир (деревья, ягоды, травы); Водный мир (елец, щука, налим).

8
-
8

Животные и растения, занесенные в Красную книгу (беркут, снежный барс)
2
-
2

Конкурс – рисунков: «Дикий мир Хакасии»

2
2

Урок - экскурсия на природу: посещение лесного масса, исследование живой природы.
2
2
4

Охрана и привлечение птиц.
Подготовка материала для постройки скворечников, кормушек.
Техника безопасности при строительстве скворечников, кормушек.
Сооружение и установка скворечников, кормушек.

2
10
12

Заключительное занятие
2
-
2

Всего:
16
14
30




Цели и задачи: Изучение природы Республики Хакасия, ее ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения в природе; расширение знаний учащихся об окружающем мире; формирование первичных навыков правильного поведения в природе.

Формы занятий беседы, практикум, экскурсии, работа с предметом.

Содержание темы:

1. Дикий мир Республики Хакасия:

Хищные звери (медведь, волк, лиса, снежный барс);
Травоядный мир (марал, косуля, заяц);
Птичий мир (орел, коршун, сова, лебедь, утки).
2. Животные и растения, занесенные в Красную книгу (беркут, снежный барс).
3.Конкурс – рисунков: «Дикий мир Хакасии».
4. Урок - экскурсия на природу посещение лесного массива исследование живой природы. Наглядное сравнение изменения природы в весеннее время.
5. Охрана и привлечение птиц.
Подготовка материала для постройки скворечников, кормушек.
Техника безопасности при строительстве скворечников, кормушек.
Сооружение и установка скворечников, кормушек.
6. Заключительное занятие.



























Литература

Бутанаев В.Я. Этническая культура хакасов – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1998
Балгазина А.Н. программа курса «Культура, литература и история родного края» для изучения в начальных классах в общеобразовательной школе (1-4 классы) –Абакан 2000
Кызласова И.Л.- Хакасоведение в школе – Москва – Абакан 1996
Кызласов Л.К. - древняя и средневековая история Южной Сибири – Абакан 1991
Отдел издательской деятельности ХРИПК и ПРО «Роса» Программа факультативного изучения литературы – Абакан 2000
Султреков С.Н. - Родная Хакасия – Абакан 1995
Таторова В. Ради жизни вечной – Абакан 2000









































Методическое сопровождение.

План урока-экскурсии в музей
Подготовка учащихся к экскурсии.
Роль археологии в изучении истории (если этот вопрос связан с темой урока). В этом случае учитель может ограничиться небольшой беседой.
Изучение музейных экспонатов.
Способы датировки археологических памятников.
Обобщение и вывод по вопросам: что мы сегодня узнали на экскурсии в музее? Можно заслушать подготовленные учащимися заранее сообщения, доклады и т. д.
Экскурсию ведет обычно сам учитель или совместно с экскурсоводом.
Экскурсия, как правило, заканчивается повторительно-обобщающей беседой. Такая беседа проводится обычно после экскурсии в классе. В конце ее можно продемонстрировать научно-популярный учебный фильм или диафильм по теме урока.
В конце урока-экскурсии учащимся дается домашнее задание: написать отчет или сочинение и т. п. по теме урока-экскурсии.

































План урока-экскурсии на природу.
Цели:
Развивающие:
развивать личностные и психологические особенности школьников;
развивать память, разные формы мышления.
Образовательные:
сформировать представление о тесной связи между живой и неживой природы в сообществе, о приспособлениях растений и животных к среде обитания;
вырабатывать умения наблюдать, описывать, делать выводы, сравнивать;
научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
закреплять ранее полученные знания о характерных признаках осени.
Воспитательные:
развивать эстетические чувства;
развивать интерес к предмету «Окружающий мир», интерес к познанию природы;
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: топор, спички. Место проведения: лес Время проведения: Осень, Весна. Организационный момент. До начала экскурсии на природу с ребятами необходимо провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.
Как нужно вести себя на природе?
Где вы можете ходить?
Что можете делать?
Чего нельзя делать на природе?






ПАМЯТКА КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЛЕСУ,
Не ломай ветви деревьев и кустарников без надобности. ( Ветви вместе с листьями игpают важную pоль жизни растения. Напpимеp, листья участвуют в дыхании pастения).
Не повpеждай коpу деpевьев! (Это нарушает красоту пpиpоды и очень вpедит деpевьям: из pанки вытекает сок, могут пpоникнуть под коpу микpобы и гpибы-тpутовики, котоpые вызывают заболевания и даже гибель деpева).
Не pви в лесу, на лугу цветов, о распространении которых не знаешь. (Важно показать какой вpед пpиpоде могут нанести люди, если соpвут даже по одному-единственному цветку).
Съедобные ягоды так,чтобы не повpеждать веток.
Не сбивай гpибы. Известно, что гpибы, в том числе, и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - гpибницей - они сpастаются с коpнями деpевьев, кустаpников, тpав, обеспечивая их водой, минеpальными солями, pостовыми веществами. Для животных гpибы служат пищей и лекарством. Гpибы являются санитаpами леса: они участвуют в pазложении pастительных остатков. Не менее важно и то, что гpибы укpашают лес.
Не pазоpяй гнезда шмелей. Шмели - насекомые,численность котоpых в последнее вpемя повсеместно pезко сокpатилась. Пpичина этого - шиpокое, неумеpененное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к котоpым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд пpи сенокошении; выжигание сухой тpавы на лугах.
Не лови диких животных и не уноси их домой. (Лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг,водоем и т.д.,
Не подходи близко к гнездам птиц и не разоряй их. (По твоим следам их могут отыскать и pазоpить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не пpикасайся к нему, сpазу же уходи. Иначе птицы-pодители могут насовсем покинуть гнездо).
Не лови и не уноси домой здоpовых птиц и звеpей. (В пpиpоде о них позаботятся взpослые животные).
В лесу стаpайся ходить по тpопинкам, чтобы не вытаптывать тpаву и почву.  (От вытаптывания погибают многие pастения, насекомые).
Не жги траву на лугу. (Весной с сухой тpавой обгоpают pостки молодой тpавы,погибают подземные части многих pастений, в pезультате некотоpые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожаp может пеpекинуться на лес, на постpойки человека).
Не оставляй в лесу, паpке, на лугу, у pеки мусоp. (Выбpасывая мусоp в водоемы ли даже пpосто оставляя его на беpегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести вред дpугим людям).








Национальная игра хакасского народа «Тобит»
Доска и фигуры. На доске нанесена сетка, которая состоит из девяти линий чолов, пять из которых параллельные друг другу и равные по длине, пересекаются под прямым углом с четырьмя параллельными друг другу и равными по длине чолами, причем концы их выходят за пересекаемые им линии. Пространство между чолами, называемое кёл, имеет форму квадрата. Чолы, направленные от одного партнера к другому по вертикали считаются продольными, пересекающие их поперечными. Фигуры для игры хулы (по 12 белых и черных), расставляются на противоположных концах продольных чолов, а также на перекрестках продольных и крайних поперечных чолов и на концах крайних поперечных чолов. Хулы ходят по чолам прямо вперед, вправо и влево, на расстояние до соседнего свободного перекрестка или до конца чола. Если в процессе игры хул достигает противоположного конца любого продольного чола, он превращается в тобит, получая дополнительное право ходить назад. У каждой стороны одновременно может быть несколько тобитов. Тобит, в отличие от простого хула, имеет право ходить на любой из свободных перекрестков по чолам, по прямой в любом из четырех направлений. Становиться можно только на свободные перекрестки или концы чолов. Перескакивать через свои хулы тобит не может. Ходом считается передвижение хула от одного перекрестка к другому. Взятие, независимо от числа фигур, есть один ход.       Право первого хода за белыми фигурами.Нотацией игры в тобит называется система условных обозначений. Так все концы чолов и перекрестки нумеруются от 1 до 38. В начале игры партии белые хулы занимают номера от 1 до 12, черные от 27 до 38. Ход записывается через тире (714, 2922) и т. д. При взятии запись такая же, только вместо тире ставится двоеточие (8:22). Если взято несколько фигур, записываются все перекрестки, на которых совершалось изменение направления взятия (7:21:23:36).













«Хазых атызах»
Обычно в «казычки» играют от двух до шести человек. Каждый участник выклады вает на кон (ээн) по пять альчиков (бараньих бабок). Сначала по жребию определяют кто начинает первым. Для этого бросается альчик, Он имеет четыре стороны со следующими названиями: алчы - выемчатая сторона стоящего на боку альчика; таах - выпуклая сторона, противоположная предыдущей; погс - выемчатая сторона лежачего альчика; сога - выпуклая сторона, противоположная предыдущей. Кому при жеребьевке выпала выигрышная сторона «алчы», тот начинает игру. Игра начинается с того, что все поставленные на кон альчики собирают в жменю и бросают их на ровную площадку (стол или пол). Необходимо выбить все кости лежащие в одинаковом положении, стреляя одним альчиком в другой. Удар производят щелчком указательного и большого пальцев. Альчик, которым бьют называется «ух» - стрела, а которого выбивают – «киик» - дикая коза. Бьют правой рукой, а берут выигранный альчик «киик» левой. Нельзя брать свою стрелу «ух». Два раза подряд бить ею нельзя, иначе дают штрафной щелчок в лоб. Если при ударе человек задел пальцами землю и не коснулся своей «стрелы», то такая осечка называется «мулчух». В таком случае можно продолжать игру. При промахе игру уступают следующему. Также стреляющий теряет права игры, если при ударе «стрела» ляжет сверху альчика «киик». Такое положение называется «чукес». Нельзя допускать и выстрела « тачырат» когда выбиваемые альчики задевают третий. Если два альчика лежащие в одинаковом положении разделяются другими, то стреляют сверху с тыльной стороны руки. Такая стрельба называется «аспах» или «сыртах». Если в начале игры часть из брошенных альчиков оказалась друг на друге в положении «харчы» (крест), то в таком случае или их перебрасывают, или разбивают «стрелой».Когда все брошенные кости лягут в одинаковом положении, то это называется «пыласпах» или «моцiс». В таком случае все участники игры должны быстро схватить как можно больше альчиков. Если у всех окажется одинаковое количество костей, то бросают жребий. Кому выпадет альчик стороной «алчы», тот и выиграл.Когда при завершении игры на поле останутся четыре альчика лежащие в разном положении, то их перебрасывают. Также поступают, когда остаются два альчика.





















Национальная игра русского народа «Лапта»
правила игры в русскую лапту. Для игры необходимо мяч и полку (длиной 80-90 см.). Для русской лапты нет лучшего места, чем широкая лужайка. Подойти может и любая ровная площадка больших размеров. На крайний случай можно обойтись и площадками меньших размеров, если очень хочется поиграть. В интернете можно без труда найти схему площадки для игры. Не особо углубляясь в места действий, уделим больше внимания правилам игры в русскую лапту. Биту можно использовать и бейсбольную. В игре принимают участие две равные по количеству игроков команды. Все в каждой команде может быть до 10 человек. Каждая команда должна иметь свой цвет одежды, отличный от соперников. Капитаны команд разыгрывают, какая из сторон станет бьющей (и займет линию города), а какая водящей (займет все поле). После одного короткого свистка судьи игроки занимают места. Нападающие посылают своего участника в площадь подачи, тогда как остальные выстраиваются по боковой линии города. Капитан размещает их за подающим, на площадке очередности. Водящие выбирают одного из своих игроков и посылают его на «пятачок» (круг с которого подается мяч). Капитан водящих расставляет своих игроков по всему полю. Как только команды готовы, звучат два коротких свистка судьи. Подающий игрок подбрасывает мяч над «пятачком», бьющий игрок в центре площади города бьет по мячу, с целью отправить его как можно дальше за линию дома.  Если мяч перелетел контрольную линию, то удар считается состоявшимся. Сразу после удара бьющий бежит изо всех сил через всю площадку для игры к линии кона. Ему нужно успеть добежать, пока соперники не поймали мяч; а если получится вернуться назад в город, то он еще получит дополнительное очко. Водящие должны поймать или подобрать мяч, пока бежит бьющий. Они также могут и должны осалить его мячом во время бега. Если бьющий смог пробежать до кона и обратно, и в него не попали мячом – он принес команде 2 очка. Если добежал до кона, но не рискнул вернуться в город – остается там и ждет, пока следующий бьющий сделает удар. После этого, если добежит благополучно до города, заработает 1 очко для команды. Потом он занимает крайнюю позицию в городе и имеет право на три удара. Водящие после удара нападающих должны поймать мяч с лета. Это оценивается в одно очко. После этого команды меняются сторонами. Если мяч подобрали, нужно осалить им соперника. Водящие возвращают мяч в город, при этом игра останавливается. Если перебежчик успел до этого забежать за середину поля – идет дальше, не успел – идет назад. Партия выиграна, если после осаливания перебежчика, водящие успели убежать в город или дом. Правила игры в русскую лапту предусматривают, что играть в нее могут как мальчишки, так и девчонки. Всего две партии, каждая по двадцать минут. Заканчиваются по одному длинному свистку судьи. Команда, набравшая наибольшее количество очков, побеждает. Это наиболее упрощенный вид правил игры в русскую лапту, на самом же деле, их может существовать десятки. Важно, что независимо от правил, игра захватывает и поднимает настрой!






















13PAGE 15


13PAGE 14615




15