Легенды и сказки народов Северного Кавказа


Внеклассное мероприятие
«Легенды и сказки народов Северного Кавказа»
4 класс
учитель Лихонина Елена Вячеславовна
Оргмомент
Приветствие, посадка.
Основная часть
Много прекрасных мест на Кавказе. Не зря здесь родились красивые легенды.
А знаете ли вы легенду о том, как появилось так много народов на Кавказе?
Однажды, в далекую старину, шел по горам бог с мешком, в котором собрал все существующие на нашей планете языки. Но вдруг подул сильный ветер, и бог не удержал тяжелый мешок. Многие языки выпали из мешка и те, что бог не успел собрать, так и остались лежать на этой земле. И впоследствии из этих языков произошли народности, которые населяют Северный Кавказ.
Существуют легенды о происхождении гор, озёр, целебных источников.
Легенда «И разгневался Бештау»
В незапамятные времена на Пятигорье была безбрежная плодородная степь. Тянулась она от Каспийского моря до Чёрного. Хозяевами степи было могучее племя джигитов- Нартов, правил которыми седой Эльбрус, старик с пламенным сердцем юноши. Подрос у Эльбруса сын Бештау, храбрый, сильный, внешне приятный. встретил юноша темноглазую девушку по имени Машук, влюбился. Доброго, тихого нрава была красавица. Она тоже полюбила Бештау, потому что не полюбить его было нельзя. Не подозревали, не предвидели влюбленные, что счастью их не суждено никогда сбыться. Старик Эльбрус, увидев невесту сына, потерял рассудок от любви. Забурлила, запенилась в нем кровь, как в давние годы его юности. Но как заставить Машук ответить на запоздалое чувство старика? И решил Эльбрус избавиться от сына, послал его на войну. Однако тот, целый и невредимый, вернулся домой. К великому своему горю и возмущению узнал он, что отец насильно взял себе в жены Машук. Запылало гневом сердце Бештау. Восстал он против отца, поднял на битву нартов. Распалось племя надвое. молодые против старых. Вспыхнула битва. Замахнулся Бештау и рассек голову отца надвое. Собрав последние силы, поднялся Эльбрус и нанес сыну 5 смертельных ран. Рухнул Бештау и окаменел пятиглавой горой. Увидев гибель любимого, бросилась к нему Машук с громкими рыданиями. Злобно захохотав в предсмертный свой миг, Эльбрус ударил её в бок кинжалом и отбросил его далеко в степь. И в тот же миг сам превратился в высокую раздвоенную гору. Окаменела и упавшая на колени Машук, кинжальная рана, нанесенная ей, и поныне зовётся Провалом. а в степи, подняв острие к небу, застыл каменной глыбой Кинжал. Увидев все это, воины ещё ожесточеннее бросились друг на друга. земля задрожала, моря забурлили от жестокой сечи. и не выдержала мать-земля. Застонала, заметалась, вздыбилась. Окаменело войско от ужаса. На том месте, где бился старик Эльбрус, от Каспийского моря до Чёрного, встала горная гряда во главе с Эльбрусом. А где бились молодые – севернее от Эльбруса – легла цепь пониже, украшенная теперь зелеными кудрями лесов. Тут же Бештау и Машук. Плачет она, плачет с той поры, но не достигают ее слезы изрубленного сердца Бештау. И слезы те такие искренние, такие горячие, что текут они целебными источниками, дающими силу и здоровье людям...
- Вот вы узнали о возникновении гор Северного Кавказа и о целебных источниках. А теперь послушайте еще одну легенду, которая называется "Проклятие старого Тембота",
"Есть за Кисловодском скала, которую называют."Замком коварства и любви".Когда-то стоял здесь замок владетельного горского князя Катая. От Эльбруса до Казбека не сыскать было человека богаче, чем он. Князь рано овдовел и жил замкнуто.Мрачен был княжеский дом. А сам Касай, сухощавый, долговязый, с длинным крючковатым носом, походил на коршуна, готового в любой момент броситься на беззащитную добычу и заклевать ее.
И вдруг в этот угрюмый дом пришла радость. Подросла Даута- красавица -дочь. Но красота ее не грела. Она была словно снег на вершине гор: сверкает алмазами, прекрасен, а тепла от него нет. Люди говорили:"У молодой госпожи вместо сердца -кусочек льда".
А в доме старого табунщика подрастал молодой джигит. Али Конов выделялся среди парней красотой и силой. Он был любимцем аула, девушки всей округи засматривались на него. Но в сердце Али запала Даута.
Однажды в день байрана Касай устроил большой праздник, чтобы дочь могла повеселиться. Самым красивым и ловким на скачках был Али. Захотелось самолюбивой княжне, чтобы юноша обратил на нее внимание. И вот во время танца джигит пригласил княжну. И не было в кругу пары красивее их. С этих пор они тайно начали встречаться. Только луна да быстрая река внизу под обрывом слышали шепот влюбленных.
Вскоре князя посетил Зулкарней, сын богатого князя из Тебердинской долины. Он был статен, хорош собою и приглянулся Дауте. Разве мог сравниться с ним жалкий табунщик. Сватовство Зулкаркнея было принято, Даута была счастлива. Но как сказать Али о своей измене? Наступил вечер. Али с тревогой ждал княжну. Вот, наконец, и Даута. Как всегда они сели над обрывом.
- Даута, ты стала не та. Иль разлюбила?- спросил печально Али.
- Я пришла к тебе с недоброй вестью. Зулкарней попросил меня в жены, и отец согласился. Но я люблю тебя, бежать бесполезно: тебя убьют. Давай лучше бросимся вниз с этого обрыва и умрём вместе.
Так говорила хитрая княжна, прижимаясь к юноше. Али, пораженный вестью, смотрел вниз на шумевшую по камням реку. Он не хотел бессмысленной смерти, не хотел гибели Дауты, как поступить, где найти убежище?
А Даута обняла Али за шею, целовала его говоря: - Умрем же, любимый, умрем вместе!
Али обнял ее, а Даута незаметно вынула спрятанный под платьем кинжал и вонзила его в грудь Али. Юноша только успел вскрикнуть. Княжна столкнула тело в пропасть и спокойно пошла по тропинке к замку.
А наутро Касай с дочерью уехали в аул готовиться к свадьбе. Следом за ними Зулкарней.
Встревожившись отсутствием Али, табунщики стали искать его. Кинжальная рана в груди открыла им всю правду. Свет затмился в глазах отца. От горя старик ослеп. И вскричал он, простирая руки к замку: "О, будь же проклято это место, прокляты те, кто погубил моего сына. Пусть отныне не знают они ни покоя, ни счастья!"
И вдруг померкло солнце, поднялась такая буря, что люди не могли устоять на ногах, по слышался подземный гул. А когда мрак рассеялся, люди замерли, пораженные страхом: замок исчез, рассыпался в прах. Лишь скала, на которой он стоял, напоминала теперь своими очертаниями развалины здания. С неба посыпал снег, ударил мороз, поднялась метель. Заметались люди, пытаясь спасти табуны, но ноги тонули в сугробах и замерзали. Со страхом доложили Касаю слуги о случившейся беде. В ярости князь заорал:
- Презренные холопы, черная кость! Разорили меня! Всех поубиваю! Тут вышел вперед Тембот и сказал: - Не кричи, Касай, не страшен! Это судьба отомстила тебе за Али Конова. Пусть твоя дочь Даута ответит всем нам, зачем погубила моего сына?
- Молчи, несчастный! -крикнул Касай и так хлестнул Тембота плетью, что старик свалился на землю, без признаков жизни.
Заволновалась толпа. Грозно двинулись табунщики на князя. Взмолился Касай, поняв, что пришел ему конец. -Не трогайте меня, я все добро вам раздам. Но ничто не могло сдержать гнева людей. Казнили бедняки своего мучителя, а прах развеяли по ветру. Тембота и Али похоронили в одной могиле, а сами разбрелись кто куда. Брошенный аул пришел в запустение, а нынче и следов его не найти. А долину Теберды посетил страшный мор. Никого не пощадила болезнь. Зулкарней и Даута умерли в страшных, муках. Так было наказано подлое коварство. Сбылось проклятие старого Тембота.
Такова легенда, рожденная в ущелье Али Конова под мерный рокот быстрой реки.
- Ребята, вот вы познакомились с легендами, которые были созданы разными людьми и в разных местах.
Но это легенды о горах, о целебных источниках, а знаете вы что-нибудь о своем родном городе? Как он возник? Почему его так назвали?
- Надеюсь, что вам очень понравился мой рассказ о географических названиях. А теперь мы поговорим о сказках.
Сказка- неотъемлемая часть духовной жизни народа. В ней отражение его прошлого, мудрость векового опыта. Сказка учит тому, что ценят и всегда будут ценить люди: скромности, душевной щедрости, уважения к старости, готовности помочь человеку в беде, любви к матери, к родной земле, мужеству и стойкости. Сказка всегда на стороне честного и смелого. Она утверждает победу счастья и справедливости. А теперь сказка:
"Жил-был в старину богач по имени Шавдик-Аджи. Нанял он в страду батрака, которого звали Савхат, и пообещал ему хорошую плату: за месяц работы 15 мер пшеницы. "Пускай! 15 мер я ему заплачу, - решил хитрый богач, -но зато будет он у меня от зари до зари работать, и ни часу не давал Савхату передышки.
- Кончил есть, сынок, - сладким голосом говорил он батраку, -побыстрей принимайся за дело. Пусть день твой не пройдет напрасно. И всякий раз добавлял при этом: День - месяцу родня!
Савхат видел, что жадный богач за свои 15 мер на него одного работу двух батраков взвалил, но и он был не прост и про себя твердил: "Ничего, ничего. Погоди, я еще покажу тебе, Шавдик-Аджи, как день с месяцем роднится!" Кончилась страда, и попросил Савхат у богача расчет. А Шавдик отвечает: У нас в хозяйстве, сынок, нет мерки. Прохудилась мерка!.. Поди одолжи у кого-нибудь, и я отмерю тебе пшеницу. Ушел Савхат и вскоре вернулся не с меркой, а с большущей бочкой
- Мерки и у соседей не нашлось,- говорит. -Так вот я эту посуди-, взял. Ей и будем отмерять.
Растерялся богач: Как же так, сынок?! Какая же это мерка! Это же…Это же...
- И ты еще спрашиваешь, почтенный Шавдик-Аджи? День- месяцу родня, а бочка -родной брат мерки. Меряй!
Посмотрел богач на своего батрака, на его сильные руки, на его грозное лицо, понял, что придется уступить, и отмерил Савхату 15 полных бочек пшеницы."Адыгейские народные сказки:
Старинная притча
  В ауле жила красивая девушка. Многие хотели ее в жены. Она же сказала: «Кто доберется до вершины камня, тот получит мое сердце и руку девушка была настолько красива (смотреть невозможно – глаза болят), и юноши со всех аулов кинулись покорять этот камень, но все они разбивались и вскоре пошла молва, что девушка приносит несчастье. Как-то на празднике молодые, крепкие всадники решили еще раз попробовать покорить этот камень. Неожиданно все увидели незнакомого всадника скачущего к камню. Конь как стрела взлетел по крутому, таящему множество опасностей склону. И когда всадник остановил дрожащего от напряжения коня на вершине камня, он снял с головы головной убор и повязку скрывавшую лицо, все увидели, что это не юноша, а девушка. Она сказала: «Сколько еще будут погибать наши братья из-за этой девушки, я остановила это кровопролитие, камень теперь покорен».
Батыр, сын медведя
  В одном ауле жили муж с женой. Дожили они до старости, а детей у них не было. И вдруг родился у них мальчик. – Коли пришло нам счастье на старости лет, будем растить мальчика не в обычной колыбели – сделаем ее из бузины, – решили старики и отправились в лес. Они взяли с собой и ребенка. Оставили его на лесной поляне, а сами пошли в чащу. В это время из лесу вышел медведь. Схватил он ребенка и скрылся в кустах. Когда старик со старухой вернулись и не нашли своего сына, они горько заплакали. – Несчастного собака кусает, даже если он сидит на верблюде, – сказала старуха, – так и у нас. Не смогли уберечь сына, которого ждали всю жизнь. Поплакали они и вернулись домой. А медведь стал растить младенца. Кормил он его только оленьим жиром да свежим медом. Мальчик рос день ото дня, и медведь назвал его Батыром. Когда Батыр подрос, медведь вывел его из берлоги и подвел к большой чинаре. – Вырви это дерево с корнем, – сказал он. Батыр взялся за дерево, стал тянуть его, раскачивать в разные стороны, но вырвать не смог. – Пойдем обратно в берлогу, ты еще не стал мужчиной! – сказал медведь и повел Батыра обратно в берлогу. Стал он давать ему еще больше оленьего жиру и меду. Когда прошел год, медведь опять вывел мальчика из берлоги. Снова подвел он его к большой чинаре и сказал: – Вырви это дерево с корнем и посади верхушкой в землю. Батыр взялся за дерево и вытащил его с корнем. Но посадить верхушкой в землю не смог. – Ты еще не стал таким, как я хочу, пойдем обратно, – сказал медведь и отвел Батыра в берлогу. Еще год кормил он своего воспитанника оленьим жиром и свежим медом, а потом решил еще раз испытать его силу. Подвел он Батыра к вековой чинаре и сказал: – Вырви это дерево с корнем и посади верхушкой в землю. Одной рукой взялся Батыр за дерево, вытащил его из земли и посадил верхушкой в землю. – Вот теперь ты стал настоящим мужчиной, – сказал медведь, – пойдем домой. Он завел юношу в берлогу и достал какие-то лохмотья. – Теперь послушай меня, Батыр, – сказал он. – Твои отец и мать живут в ближайшем ауле. Пойдешь прямо по этой тропинке и придешь в свой аул. Заходи в каждый дом и показывай эти лохмотья, тот, кто узнает их, – твой отец. Тогда ты скажи ему: «Я ваш сын, которого вы потеряли в лесу много лет назад». Взял Батыр лохмотья и отправился в аул. Пошел он по улице и вдруг увидел аульский сход. Он подошел к мужчинам и показал им лохмотья. Они переходили из рук в руки и наконец попали к отцу Батыра. Он сразу узнал пеленки, в которые был завернут его сын, обнял юношу и повел его домой. Стал Батыр жить в ауле. Вместе с отцом он работал в поле, и вскоре хабар о необыкновенной силе молодого джигита разнесся по всему аулу. Дошел этот хабар и до пши. А пши не любили, если кто-нибудь из простых джигитов превосходил их в мужестве или храбрости. Задумал пши извести Батыра. Но он знал, что силой его не одолеть, и поэтому решил пойти на хитрость. Аул, в котором жил Батыр, стоял на берегу реки. В этой реке поселился бляго, который преграждал своим телом течение реки, и аул оставался без воды до тех пор, пока жители не приводили ему на съедение девушку. Заполучив жертву, бляго давал немного воды, а потом снова запруживал реку. Вот и решил пши отправить Батыра к бляго. Пошел Батыр к чудовищу. Когда он подошел близко к нему, дракон потянул воздух – но тут Батыр бросился в камыши, стал рубить их и связывать в связки. Потом принялся бросать их в разинутую пасть бляго до тех пор, пока тот не насытился. Только после этого Батыр подскочил к бляго, оседлал его и, держась за его уши, въехал на нем в аул. Бляго ревел на всю округу, из его ноздрей вылетал огонь – так что сгорела вся трава по обочинам дороги. Когда увидели это аульчане, повыскакивали они из своих дворов и бросились в ближайший лес. Батыр на бляго влетел во двор пши и разъезжал по нему, пока не разрушил все постройки. После этого он выехал со двора пши, убил бляго, а жителей аула привел обратно. Еще больше возненавидел пши Батыра, стал думать, как бы избавиться от него. И задумал он послать джигита к семи лю-доедам-иныжам, которые жили на высоком кургане. Велел он Батыру вспахать землю вокруг кургана. По приказу пши Батыру дали шеоть тощих быков да старую соху и послали его пахать землю вокруг кургана. Отощавшие быки не могли даже сдвинуть соху с места, и Батыр стал громко кричать на них. Услышали иныжи его крик. Прибежал первый иныж – схватил его Батыр, запряг в соху и крикнул на него еще громче. Следом прибежали другие иныжи – и каждого Батыр ловил и запрягал в соху. Без отдыха пахал он на иныжах весь день и всю ночь и к утру наконец закончил пахоту. Утром пши послал к кургану своих людей – посмотреть, жив Батыр или съели его иныжи.Издали увидели посланцы пши, что Батыр пашет на иныжах. – Аллах, аллах, он запряг иныжей в соху, пашет на них, да еще покрикивает! – сказали они и бегом побежали в аул. Как услышал это пши, возненавидел он Батыра еще больше и решил любой ценой избавиться от него. Неподалеку от аула в лесу поселились два диких кабана. Они наводили ужас на жителей аула – никто не отваживался ехать в лес за дровами. Теперь пши решил послать Батыра в тот лес; он надеялся, что от кабанов храбрый джигит живым не уйдет. Он велел унаутам дать Батыру тупой топор, гнилую веревку, старую арбу, которая развалится при езде, и быков, которые разбегутся, как только их выпрягут. Так и сделали, и поехал Батыр в лес. Едва он добрался до леса и распряг быков, как они убежали обратно в аул. Взял он топор – тот не рубит. Бросил его джигит и стал руками вырывать деревья вместе с корнями. Вырвал он несколько огромных чинар и стал складывать их в арбу – развалилась арба. Хотел он связать деревья, веревка порвалась на куски. Тогда сломал Батыр тонкие ветки, связал ими чинары, привязал их к арбе. Стал искать быков, не нашел. Что делать? Потащил он деревья на себе. В это время выскочил из лесу кабан. Схватил его Батыр, запряг в арбу, сел на дрова и поехал. Проехал немного, с ревом выбежал из лесу другой кабан.
Мал мала меньше
  У бедной старушки вдовы было три сына-карлика, и ростом малы до того, что ничего подобного никто никогда не видел: старший – ростом в три вершка, средний – в два, а младший – в вершок. Дома нечего было есть, и поэтому они ходили на заработки, чтобы прокормить себя и старушку мать. Однажды им повезло больше, чем обыкновенно: они пришли домой и принесли с собой в виде заработка трех козлов и три хлеба. Свой заработок они считали настоящим богатством и принялись за дележ: конечно, каждому пришлось по козлу и хлебу. Чем больше имеешь, тем больше хочется иметь; так и нашим карликам вздумалось еще попытать счастья: не заработают ли они столько, чтобы уже больше не нуждаться. Отправляется старший на заработки, взяв с собой козла и хлеб. Идет он себе большой дорогой, заворачивает во все аулы и спрашивает, не нуждаются ли где-нибудь в работнике; наконец, проходя через поле, он заметил пахавшего землю великана. – Не нужен ли тебе работник? – спросил карлик. Великан посмотрел на карлика, чуть заметного от земли, и сказал насмешливо: – Пожалуй, такой работник, как ты, как раз мне нужен; нанимайся на целый год: за ценой не постою! Сторговались за сундучок золота. – Ну, так как ты уже нанялся ко мне, то ступай ко мне домой, зажарь хорошенько твоего козла и порежь твой хлеб на куски; вместе поужинаем! Карлик отправился исполнить поручение своего нового хозяина. Жена великана ниво что не вмешивалась и предоставила распоряжаться работнику, зная, конечно, чем все это кончится. Вечером пришел домой великан и хотел сесть за стол; но в доме не было ни стула, ни лавки. – Ступай на двор и принеси на чем бы можно было сидеть. Но смотри, – добавил хозяин, – чтобы эта вещь была ни из камня, ни из земли, ни из дерева! Сколько ни искал работник, он не мог найти такой вещи. Когда он вернулся, то заметил, к своей досаде, что все, приготовленное им для обоих, съедено хозяином. В сердцах спрашивает он хозяина: – Куда девалась моя доля? – Извини, пожалуйста, – ответил великан, – мне страх как хотелось есть; я и тебя съем на закуску! – С этими словами он схватил карлика и проглотил. Долго братья дожидались возвращения старшего. Тогда средний, желая также попытать счастья, решил пойти на заработки; младший остался при старухе матери. Случилось так, что средний пошел той же самой дорогой, по которой шел и старший. Неудивительно, что он наткнулся на того же самого великана: его постигла та же участь, что и старшего брата. Наконец, решил идти на заработки Вершок. Так как и он пошел той же самой дорогой, то и он нанялся в работники к великану за ту же плату, за которую нанимались его старшие братья. И его великан отправил к себе в дом с тем же поручением. Пока великан пахал, он приготовил ужин из своего козла и хлеба; все это он разделил пополам и тут же вырыл небольшую яму, которую накрыл скошенной им травой. Вечером пришел великан. – Ступай на двор и поищи что-нибудь, на чем бы можно было сидеть. Но смотри, – прибавил он, – чтобы эта вещь была ни из камня, ни из земли, ни из дерева! Смекнул Вершок, в чем дело, и притащил железный плуг, которым пахал великан. – Садись, болван! – сказал при этом Вершок. Удивился его догадливости великан и принялся с жадностью поедать свою долю. Вершок, конечно, не мог съесть столько, сколько великан, и несъеденное им бросал незаметно в яму. Великан удивлялся все более и более, видя прожорливость Вершка; он еще доедал свою долю, когда Вершок, покончив со своей, стал самодовольно пыхтеть и поглаживать брюхо. – Дай-ка, пожалуйста, мне еще кусок от твоей доли, – сказал Вершок, – мне страх как хочется есть! – Ты и без того уже съел больше, чем следует! – ответил с досадой великан. – Что ты? – сказал Вершок. – Я еще могу и тебя съесть! Великан, недалекий умом, так-таки поверил и струсил. Наследующий день отправился хозяин пахать со своим работником. Смышленый Вершок все надувал своего хозяина, выдавая себя за силача; работал-то, собственно, великан, а Вершок только делал вид, что это он сам трудится, и покрикивал на хозяина; великан голодал по целым дням, а Вершок отведывал от своей порции, которую он припрятал в яме. Великан, конечно, всем этим тяготился, но ему уже трудно было избавиться от умного карлика, завладевшего им вполне. Однажды вечером они вернулись с поля; хозяин замешкался во дворе, а тем временем Вершок юркнул в светлицу и спрятался за очагом. Вошел недовольный хозяин и, думая, что Вершок еще возится в сарае, стал жаловаться жене: – Знаешь, жена, у нашего слуги необыкновенная сила. Но дело не в силе: он умен не по росту. Он нас еще обоих погубит, – добавил великан, – если мы как-нибудь с ним не покончим. Вот что мне пришло в голову: когда он будет спать, мы его привалим тяжелым камнем! Хозяин с женой отправились искать подходящий камень, а Вершок тем временем приготовил связку камыша, завернул все это в одеяло и положил на своей постели; сам же спрятался на прежнее место. Притащили великан с великаншей тяжелый камень и взвалили на постель карлика; камыш стал трещать, а они вообразили, что это хрустят косточки карлика. – Ну, – сказали в один голос великаны, – мы теперь разделались с проклятым работником! Отделавшись, как им казалось, от работника, они улеглись спать. Прекрасно выспался также Вершок в своем уголке. На рассвете он поднялся раньше всех, подошел к постели великанов и стал трунить над ними. – Вы думали, безмозглые великаны, – сказал Вершок, – что вы так легко справитесь со мной; у меня ведь больше силы, чем у вас обоих. Этот камешек, которым вы меня думали придавить, пощекотал меня славно! Тут уж великаны окончательно убедились, что им не сладить со смышленым карликом, и поэтому решились как можно скорее расплатиться с ним и отпустить его домой. Дали они ему целый сундук золота вместо обещанного сундучка. – Вот тебе, – сказал великан, – плата за твою службу, даже больше положенной; ступай себе домой! – Что тебе вздумалось, тупица ты этакая, заставлять меня нести такой сундучище; неси сам!
- Вот и подходит к концу наше внеклассное мероприятие. Но прежде я хочу вам задать несколько вопросов по рисункам,
Рисунок с замком "Коварства и любви". К какой легенде относится этот рисунок? Что здесь изображено? Что случилось с героями этой легенды?
Рисунок с Эльбрусом. К какой легенде относится этот рисунок. Что здесь изображено? Что вы можете сказать об этой легенде? Можно ли так поступать, как поступил Эльбрус?
- Угадайте в этих рисунках героев сказки? Кто здесь бай, а кто батрак?
- Теперь я вижу, что вы не зря послушали мой большой рассказ. В дальнейшем на внеклассных мероприятиях вы узнаете много нового и интересного. На этом наше мероприятие закончилось. До свидания!