Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими завоевателями.



Министерство образования и науки Краснодарского края

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5 имени Г.И.Щедрина

Город Туапсе муниципальное образование Туапсинский район












Методическая разработка урока

по дисциплине «кубановедение»
по теме « Борьба народов Северного Кавказа с монгольскими
завоевателями»
Класс: 6
Учитель истории и кубановедения – Огиенко Н.Н.
















Туапсе
2014г.



Тема: «Нашествие монголов на Кубань».

Цель урока: изучить тему, рассмотреть завоевание части Кубанских земель монголо-татарами и поход Тимура не Кубань.

Задачи урока:
Выяснить причины, ход, итоги монгольского нашествия на Кубань.
Продолжить развивать навыки работы с исторической картой и историческим источником.
Способствовать развитию аналитического мышления, расширению кругозора учащихся своем родном крае.
Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой родине.
Вид урока: комбинированный.

Основные понятия:
Золотая Орда – государство монголо-татар.
Курултай – съезд монгольской знати.
Улус – административная единица монгольского государства.
Экстенсивное скотоводство – развивающееся за счет увеличения поголовья скота.
Монгольские ханы: Чингисхан, Батый.
Тимур ( Тамерлан) – среднеазиатский правитель.
31 мая 1223год – битва на Калке.

Учебное оборудование:
Учебник Кубановедение: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений/ Б.А.Трехбратов, И.А.Терская, К.П.Казарян и др. – Краснодар,2009.
Атлас История Кубани.
Компьютер, мультимедийный экран, презентация по теме.

План:
Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала по плану ( лекция учителя и просмотр презентации по теме):
Держава Чингисхана.
Завоевания монголов.
Поход Джебе и Субедея на Северный Кавказ и Причерноморье.
Борьба народов Северного Кавказа с захватчиками.
Вторжение Тимура.
Освобождение от татарского владычества.
3. Зрительная и двигательная гимнастика.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия и саморефлексия урока.
Домашнее задание.

Ход урока:

Актуализация опорных знаний.
Давайте вспомним из «Всемирной истории»:
Вспомните из истории, что такое и когда началось монгольское нашествие на Русь?
Каковы причины монгольских походов? Кто их возглавил?
А как называлась первая битва русских войск с монголами? Когда она произошла?
Что вы можете сказать о монгольском войске?




Изучение нового материала.
Ребята, сегодня мы рассмотрим завоевание части Кубанских земель монголо-татарами, и поход Тимура на Кубань. ( Введение нового материала возможно как рассказом учителя, так и просмотром презентации).
Держава Чингисхана.
В начале 13 века в Центральной Азии образовалось Монгольское государство. В 1206 году на реке Онон состоялся съезд монгольской знати – курултай, на котором вождем монгольских племен был избран Темучин ,которого назвали Чингисхан – «великий хан». Он создал мощное, дисциплинированное войско, основу которого составляла мобильная конница.
У монголов происходил распад первобытнообщинного строя и начался процесс феодализации. На этой стадии государство монголов отличалось силой и монолитностью. Знать была заинтересована в организации венных походов и расширению пастбищ, так кА основные занятием монголов было Экстенсивное кочевое скотоводство, то есть за счет увеличения поголовья скота.
2. Завоевания монголов.
В начале 13 века монгольские племена, объединенные под властью талантливого полководца Чингисхана, начали завоевательные походы с целью создания сверхдержавы.
К 1211 году они завоевали земли своих соседей – бурят, якутов, уйгуров, киргизов, и вторглись в Китай. В 1215г. они захватили Пекин. Монголы взяли на вооружение китайские изобретения : огнеметные и стенобитные орудия, чем значительно усилили свой военный потенциал.
В 1218г. они захватили Корею и в 1219г. начали поход в Среднюю Азию. 200тысячное войско Чингисхана взяло Ходжент, Мерв, Бухару, Ургенч, сдался Самарканд.
3. Поход Джебе и Субедея.
После завоевания Средней Азии основная сила монгольского войска вернулась с добычей в Монголию, а другая, возглавляемая полководцами Джебе и Субедеем, вторглась в Иран и Закавказье. Разбили объединенные армяно-грузинские войска и мимо Дербента по Каспийскому побережью вышли в Предкавказье.
Давайте проследим по карте путь монголо-татар.
Монголы хитростью разбили союз алан и половцев. И 31 мая 1223г. В половецких степях произошла битва на реке Калка. Между монголо-татарами и русско-половецкими войсками. В результате битвы на Русь вернулась только 1/10 часть войска.
Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились.
4. Борьба народов Северного Кавказа с захватчиками.
Новый объединенный поход возглавил внук Чингисхана – Бату- хан или Батый. В 1236г. монголы захватили Волжскую Болгарию, а летом 1237г. подчинили кочевые племена степи: мордву, буртасов, половцев.
Осенью 1237г. монгольские войска, возглавляемые царевичами Менгу и Каданом, вторглись на Северный Кавказ. Как пишет персидская летопись: « пошли походом на черкесов и убили государя тамошнего по имени Тукара»,
Но горское население оказывало монголо-татарским захватчикам упорное сопротивление. До 1245г. , по сообщению итальянского путешественника Плано Карпини, захватчикам так и не удалось подчинить часть земель!
5. Итоги монгольского нашествия на Кубань:
А) массовое разорение побежденных народов и их земель, сокращение их численности;
Б) хозяйственное и культурное отставание от стран Западной Европы;
В) полного подчинения народов Северного Кавказа монголо-татарам не удалось: население труднодоступной горной местности и Черноморского побережья смогли сохранить независимость, хотя часть земель вошла в состав Золотой Орды, в улус Джучи.
Г) С середины 13 до конца 15 века адыгские племена были вассалами Золотой Орды. Они вынуждены были участвовать в военных походах, например, в 1380г. в Куликовской битве адыги сражались на стороне Мамая, а в 1395г. – в войсках Тохтамыша, сжегшего Москву.
6.Вторжение Тамерлана.
В 1395 году на территорию Северного Кавказа вторглись войска среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана). Черкесы подожгли степь между Кубанью и Таном (Азовом) , чтобы конница захватчиков осталась без корма. Но, все-таки, войска Тимура вышли к Кубани, « ограбили весь улус черкесский» и опустошили соседние земли.
Давайте проследим по карте путь Тимура по территории Кубани в 1395 году.

3. Зрительная и двигательная гимнастика.

4. Закрепление изученного материала.
Заполните таблицу (возможна как индивидуальная, так и групповая работа):

Причины завоевательных походов монголо-татар
Причины побед монголов
Основные этапы завоеваний монголов
Основные этапы вторжений монголов на Северный кавказ
Имена монгольских ханов и полководцев
Последствия монгольского нашествия на Северный Кавказ









5. Рефлексия и саморефлексия урока.
1. Вам понравилась сегодняшняя тема? Урок? (Поставьте на полях смайлик).
2. Вы узнали что-то новое сегодня на уроке?
3. Как бы вы оценили сегодняшний урок по 5-бальной
системе? ( Поставьте оценку на полях в тетради напротив темы урока.)
4. Как вы оцениваете свою работу на уроке? Были ли
трудности? (Поставьте оценку и знак).
5. Что вам наиболее запомнилось? Хотели бы вы продолжить изучать данную тему?

6. Домашнее задание: п. № 16 с. 78-82.