Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме Лексика и фразеология

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Семецкая средняя общеобразовательная школа»
Почепского района Брянской области










Урок русского языка в 6 классе по теме
«Обобщающий урок по теме «Лексика и фразеология».



Шныптева Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Семецкая СОШ»
Почепского района
Брянской области






2015





Русский язык 6 класс

Обобщающий урок в 6 классе
по теме «Лексика и фразеология»

Цели урока:
1) повторить понятие о лексике, как о разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группах слов в лексике;
2)продолжить формировать умение определять лексическое значение слов;
совершенствовать навыки работы со словарями;
3) воспитывать культуру речи, уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка.
Прогнозируемые результаты:
1. Возможность учащимся проявить свои знания.
2. Развитие устной речи учащихся.
3. Интерес к изучению русского языка.
4. Желание самостоятельно заниматься языком.
5. Доброжелательное отношение друг к другу при совместной работе.

Форма урока: устный журнал.

Ход урока.
1.Вступительное слово учителя. Вхождение в урок.
-Наш урок я хотела бы начать стихотворением (текст проецируется на экран)

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.


А поэтому скажем сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"

Э. Асадов

*О чём мы сегодня будем говорить? Какой раздел русского языка изучает слова?
- Правильно, «Лексика». И сегодня у нас урок повторения и закрепления по теме «Лексика и фразеология».
-Ребята, сформулируйте задачи урока?

А проведем мы урок в форме путешествия по страницам устного журнала.
1страница журнала « Третий-лишний».
Задание1.
Указать лишнее слово и дать обоснование.
1)Большой, маленький, огромный.
2)Сладкий, солёный, вкусный.
3)Кафтан, костюм, треуголка.
4)Мольберт, негатив,бурак.
5)Кровать, скамья,кукла.

2страница журнала « Неспроста слово молвится».
Задание 2.
Эпиграфом нашего урока является стихотворение Н.Рыленкова (проецируется на экран). Прочитайте
и подумайте, о каких словах идет речь?
На доброе слово не надо скупиться,
Сказать это слово, что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
Н. Рыленков

- Какое слово мы можем назвать добрым?
- А обидным?
- К чему нас призывает автор?

Учитель. Сила слова беспредельна. Вспомним пословицы о словах.
- Составьте пословицы, соединив стрелочкой нужные части. Как вы понимаете их смысл?
Сердечное слово вылетит- не поймаешь
Слово не воробей: молчание-золото
Доброе слово что орех без ядра
Слово- серебро до сердца доходит
Пустые слова- в беде поможет и в горе утешит



3 страница нашего журнала «На загадку дай отгадку».
Задание 3.
-Отгадайте загадки. На каком явлении построены эти шуточные вопросы?
1. Из какого полотна не сошьёшь платье? (Железнодорожного.)
2. У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. ( Хребет.)
3. Какое ушко ничего не слышит? ( Иглы.)
4. Какой косой нельзя косить? ( Девичьей, песчаной.)
5. Из какого крана нельзя напиться? ( Из подъемного.)
( Это многозначные слова.)
-Благодаря чему образуются многозначные слова?
( Переносному значению.)
-По каким признакам значение одного слова переносится на другое?
(Форма, цвет, действие.)
Задание 4.
1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)


4 страница нашего журнала «Осень».


Задание 5.
-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.
- Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов.
- Как называется такой прием в литературе?


Осень
Унылая пора! Очей очрованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой влнистою покрыты нбеса,
И рекий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой змы угрозы.

Унылая (пора) – (грустная, тоскливая);
пышное (увяданье) – (красивое);
редкий (луч) – (не частый).

-В чем выразительность этих слов? (слова-эпитеты)
- Вспомните, что такое эпитеты? ( яркие, образные прилагательные)
- В каком значении, прямом или переносном, они употреблены?
- Что такое переносное значение слова? ( переносное значение: слово называет что-либо похожее на то, что названо прямым значением)
-Проведите маленький эксперимент: подставьте устно вместо пушкинских определений синонимы. Каков, по-вашему, результат эксперимента?



Физкультурная минутка.

5 страница нашего журнала «Слова, слова, слова».
Задание 6.
Замените устаревшие слова синонимами:
брадобрей – парикмахер; очи – глаза; десница – рука; ланиты – щеки; выя – шея; чело – лоб; рамена – плечи; баталия – битва; уста – губы; глаголет – говорит; перст – палец.
Задание 7.
Замените иноязычные слова русскими синонимами:
алфавит (азбука)
абзац (красная строка)
абсурд (чепуха)
прогресс (развитие)
космос (Вселенная)
мираж (видения)
диалог (беседа)

6 страница журнала «Фразеология»
Задание 8.
Ответить фразеологизмом. Как можно:
Сильно краснеть? (До корней волос.)
Крепко спать? (Как убитый, без задних ног.)
быстро бежать? (Сломя голову.)
Промокнуть? (До костей.)
Хорошо знать? (Как свои пять пальцев.)
Громко кричать? (Во все горло.)
Задание 9.

Отгадайте фразеологические загадки:

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)
Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)
Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее на сварить с тем, с кем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. (каша)
Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей. (вода)


7 страница « Слова- спорщики».

Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.
Ты- со мною, я-с тобой, разные мы очень
- Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь.
( Антонимы.)
- Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)

Задание 10.
- Прочитайте стихотворение «Друг и враг».
-Подумайте, почему некоторые слова «ссорятся» друг с другом?

Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.
Слово ДРУГ- любитель игр, ВРАГ- любитель драк.
Повстречались на беду, начался скандал,
Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,
Ну а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.
День и ночь, война и мир будут спорить, что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.

- Назовите из стихотворения слова- антонимы.
-Выполните морфологический разбор слова друг.
Страница 8. « Что делает нашу речь образной».

Молвит слово-соловей поет.
Говорит, словно реченька журчит.
- Когда так говорят?
(Когда человек образно, точно, ярко выражает свою мысль.)
Вывешивается таблица.
РЕЧЬ
Яркая
Образная
Точная
Выразительная

- Какие средства художественной выразительности
помогают сделать нашу речь образной, выразительной? ( Таблица.)
Эпитеты
Сравнения
Метафоры
Синонимы.
Олицетворения

Задание 11.
Творческая работа.
- Напишите мини- сочинение по картине «Золотая осень» по опорным предложениям.
Опорные предложения.
Наступила осень. Прохладный ветерок. Падают листья. Небо низкое. Кругом тишина.
(Чтение работ учащимися.)

Страница 9. «Итоги урока».
-Мы подошли к последней страничке нашего необычного журнала.
Пора подвести итоги нашей работы.

Задание 12.
Ответьте на вопросы теста.
1.Какой раздел науки о русском языке изучает слова?
а) лексикология
б) фонетика
в) морфология

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:
а) синонимы
б) омонимы
в) антонимы

3.Слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой:
а) омонимы
б) жаргонизмы
в) синонимы

4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:
б) омонимы
а) синонимы
в) антонимы

5.Слова, употребляемые жителями одной местности:
а) диалектизмы
б) антонимы
в) жаргонизмы

5.Слова, вышедшие из повседневного употребления:
а) омонимы
б) архаизмы
в) историзмы


Проверка тестов. Выставление оценок.
Рефлексия. Домашнее задание.

- Вот и подошел к концу урок. Мы повторили основные понятия темы «Лексика и фразеология». Еще раз назовите их, пользуясь схемой.
- Для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, слова в переносном значении? (чтобы сделать нашу речь красивой, образной, выразительной)
-Для чего надо использовать в речи профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, устаревшие слова, неологизмы ?
- Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен оставаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное.


Домашнее задание по выбору учащихся:
написать мини-сочинение по стихотворению Э.Асадова.


Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить.
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить.


А поэтому скажем сурово:
"Чтобы не было в жизни ненужных бед
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!"

Э. Асадов





















15