Программа летнего лагеря Юные друзья пожарных


«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ
П. Красное Польцо
___________ А.В. Шабарин Приказ № от 2015 г.


Программа
летнего оздоровительного лагеря «Радуга»
с дневным пребыванием детей приМБОУ ООШ п. Красное Польцо
«Юные друзья пожарных»
Профиль лагерной смены: пожарно-профилактический.
Программа рассчитана на детей в возрасте 8-12 лет.
Срок реализации программы: июль 2015 г..Автор: Дрожжина С.Б.
начальник лагеря
учитель начальных классов
Адрес школы:
442370, Пензенская область, Мокшанский район,
п. Красное Польцо, улица Красное Польцо, д.39 «а»

Полное название программы Программа« Юные друзья пожарных» детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Радуга»
Цель программы: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения.
Задачи:
1. Сформировать понятийную базу по пожарной безопасности.
2. Развивать мотивацию по безопасному обращению с огнем.
3. Прививать учащимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении пожароопасной ситуации.
4. Научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим на пожарах.
5. Освоить навыки применения первичных средств пожаротушения.
6. Воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Автор программы начальник лагеря, учитель начальных классов Дрожжина Светлана Борисовна
Название ответственной организации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Красное Польцо
Адрес организации 442370 Пензенская область, Мокшанский район, п. Красное Польцо , улица Красное Польцо, дом 39 «а»
Телефон, факс 8-841-50-2-17-94
Тип лагеря: лагерь с дневным пребыванием при МБОУ ООШ п. Красное Польцо
Материально–техническое обеспечение реализации программы
При работе летнего оздоровительного лагеря используется
3 кабинета начальных классов, кабинет музыки,
спортзал, спортивная площадка, а также:
Раздевалка;
Два туалета;
Библиотека;
Столовая;
Компьютерный класс
Аппаратура:
Два магнитофона;
Телевизор;
Компьютер;
Интерактивная доска
Спортивный инвентарь:
Два баскетбольных мяча,
Футбольный мяч,
Волейбольный мяч,
Резиновые мячи разных размеров,
Настольный теннис,
Скакалки,
Гимнастические обручи,
Маты.
Развивающие игры:
Шашки,
Шахматы,
Нарды,
Пазлы,
Строительный конструктор.
Настольные игры:
Домино,
Лото,
Поле чудес.
Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
Материал для кружковой работы.
Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.
Учебно – методическое обеспечение.
Библиотечка методической литературы по проблемам воспитания и летнего отдыха детей;
Журналы «Завуч», «Классный руководитель», «Директор школы»;
Газеты для организаторов внеклассной работы «Последний звонок» и «Педсовет».
Материалы сайта Вожатый.ru
Для осуществления планирования жизнедеятельности лагеря и мониторинга эффективности программы используются следующие методики диагностической работы : Цветовая диагностика;
Анкетирование
«Ящик доверия».
Сведения об участниках программы
Всего детей – 40 человек
Из них:– из многодетных семей – 12,
– малообеспеченных семей – 10,
– из семей беженцев, переселенцев – нет,
– из числа детей-сирот – нет,
– из числа детей (опекаемых) – 2,
– из семей чернобыльцев – нет,
– из семей одиноких родителей – 9, 
– из семей участников межнациональных конфликтов – 3,
– детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды) – 1,
– детей из семей, оказавшихся в социально опасном положении – 1
– состоящих на внутришкольном учете в школе – 5
Количество участников программы 40 человек
Сроки проведения 08.07.2015 год – 28.07.2015 год
Количество смен 1 смена
Продолжительность смены: 21 день.
Возраст участников: 8- 12 лет.Кадры: педагоги –воспитатели :учителя начальных классов
Кузнецова Е.А., Волкова Г.В.
музыкальный руководитель, начальник лагеря: Дрожжина С.Б.,
медицинский работник: Горшкова Е.В..
социальный педагог: Мухина О.В.
физический руководитель: Щульц А.А.
обслуживающий персонал: повар Дружинина Ю.Ю., кухонный работник Солдатова А.А.
уборщики помещения: Кошкина В.А., Мартынова Е.В.
Источник финансирования: за счёт бюджетных средств Министерства образования Пензенской области и родительской платы ( 20% от стоимости путёвки)


Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Борьба с огнем требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость человека. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделять психологической подготовке пожарных, всего населения и в первую очередь детей и подростков.
Работа по противопожарному воспитанию детей в лагере дневного пребывания «Радуга» при МБОУ ООШ п. Красное Польцо осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности».
Данная программа разработана с учетом психолого-физиологических возрастных особенностей учащихся при личностно ориентированном обучении правилам пожарной безопасности.
Противопожарная учеба и воспитание проводится поэтапно, используя адекватные тому или иному возрасту детей психолого-педагогические методы передачи знания и формирования навыков пользования огнем. При таком подходе даже дети младшего школьного возраста могут усвоить необходимые противопожарные знания.
В работе с учащимися необходимо использовать игровые методы обучения. Ситуационно – ролевые познавательные игры позволяют проводить учебно-воспитательную работу по ППБ с учащимися по интенсивной технологии в нетрадиционной форме, отказавшись от преимущественного объяснительного способа сообщения знаний. В играх участвуют различные группы учащихся, при этом развивается навык общения, творческая активность личности, умение оценивать себя и окружающих.
Для расширения объема информации и с учетом быстрой утомляемости младших школьников, занятии проводятся в игровой форме, которые стимулируют важный процесс перехода от любопытства к любознательности, способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей, а также снижают психические и физические нагрузки. Игры по ППБ способствуют закреплению прочных навыков и умений по безопасному обращению с огнем.
Предполагаемая программа поможет привить детям культуру безопасности и сохранения здоровья и осознать, в чём заключается ценность человеческой жизни.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
Программа « Юные друзья пожарных» лагеря дневного пребывания «Радуга» планируется с учётом определённой последовательности, системности , преемственности и пропаганды противопожарной безопасности. Принцип деятельного подхода является ведущим и означает набор различных видов деятельности: познавательной, трудовой, художественной, спортивно – оздоровительной, ценностно – ориентировочной и свободного общения. Принимая во внимание изменчивость окружающей действительности, а также особенности воспитания в условиях летнего отдыха, планирование производиться с учётом принципа оперативности. Оперативность предусматривает технологическую сторону планирования: план строится гибким, легко контролируемым, экономичным с точки зрения затраты времени и сил.
В первую очередь таким источником выступает социальная ситуация планируемого периода, которая обусловлена общественными событиями в мире и стране, юбилейными датами, народными праздниками, традициями лагеря.
Другим источником планирования воспитывающей деятельности являются природно – погодные условия. Их специфика немаловажна для отдыха детей во время летних каникул. Особенно надо учитывать те периоды времени, когда природа красива, поражает своей чарующей гармонией и всё это необходимо беречь и сохранить. В целях закаливания детей планируется большое количество прогулок, игр на свежем воздухе. Правильно организуется приём солнечных и воздушных ванн, чередование активного движения с отдыхом, сочетание труда и отдыха – важное условие укрепления здоровья детей.
Уровень воспитанности школьников и их возрастные особенности - третий источник планирования (возрастная ситуация). При планировании учитываются психологические, физиологические и социальные особенности детей определённого возраста. Также учитывается то, что младшие школьники не могут долго заниматься одним и тем же делом, однообразие их утомляет, поэтому план работы лагеря составляется с учётом чередования разных занятий: спортивных, игровых, трудовых, познавательных. Коллективные дела сочетаются с организованным отдыхом в свободное время, воспитательные мероприятия содержат больше игровых элементов, подвижных форм. Для более старших детей соревновательные, романтизированные, необычные, с ролевыми играми формы преобладают в системе планируемых мероприятий.
Четвёртым источником планирования являются основные характеристики благополучия ребёнка:
Физическое благополучие: поддержание физического здоровья, удовлетворение двигательной активности, рациональное распределение физических нагрузок, отсутствие травматизма;
Социальное благополучие: комфортность среды жизнедеятельности и общения, социальный статус в коллективе, самореализация и удовлетворение своего интереса в группе.
Морально – нравственное благополучие: принятие, присвоение норм морали и нравственности, принятых в окружении ребенка, приобретение ценностных ориентиров, возможность самоопределения и совершения выбора.
Интеллектуальное благополучие: реализация интеллектуального потенциала, расширение кругозора, приобретение новых знаний, умений, навыков.
Пропаганда противопожарной безопасности осуществляется через экскурсии, беседы, конкурсы, викторины, акции, проекты, КВН и коллективно – творческие дела.
Психоэмоциональное благополучие: благоприятный эмоциональный фон окружения, хорошее самочувствие, настроение, удовлетворенность от пребывания в лагере.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив летнего оздоровительного лагеря «Радуга» при МБОУ ООШ п. Красное Польцо ставит перед собой следующие цели и задачи взаимодополняющие друг друга:
Цель программы: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения.
Задачи:
1. Сформировать понятийную базу по пожарной безопасности.
2. Развивать мотивацию по безопасному обращению с огнем.
3. Прививать учащимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении пожароопасной ситуации.
4. Научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим на пожарах.
5. Освоить навыки применения первичных средств пожаротушения.
6. Воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
Принципы:
Программа летнего оздоровительного лагеря « Радуга» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Радуга» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.


Комплексная программа состоит из шести основных направлений работы:
Физкультурно – оздоровительное направление
Художественно –творческое направление
Трудовое направление
Досуговое направление
Интеллектуальное направление
Пожарно-профилактическое
Физкультурно–оздоровительное направление
1 раздел «В здоровом теле - здоровый дух » осуществляется через:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработку и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);
спортивные игры на стадионе, спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон); подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Часики», «Вышибалы», «Цепи»;
эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки», «Спортивная эстафета по ПДД»);
часы здоровья ( тематическая викторина «Формула здоровья»)
посещение бассейна «Звёздный»
солнечные ванны (ежедневно);
воздушные ванны (ежедневно).
беседы о здоровом питании
коллективно- творческие дела (« Мы за здоровый образ жизни», «Зоологические забеги»)
спортивные праздники ( «Олимпийские игры», «Шашечный и шахматный турнир», «Путешествие в Спортландию»)
В летнем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах», выпускаются профилактические газеты. Ежедневно ведется «Журнал здоровья»
Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: закаливание, воздушные ванны, солнечные ванны. Для солнечных ванн подходит лужайка возле школы. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.
Художественно – творческое направление
2 раздел «Цветик - Семицветик» осуществляется через:
изобразительная деятельность (конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето – это …», «Все обо всем», «Мой край родной», « Моя семья», «Сороковые – роковые», «Земля – наш дом». конкурсные программы (по плану Кранопольцовского БДЦ, музея имени А.Г. Малышкина ) творческие конкурсы ( «Коллективное панно», «Золушка лагеря», «Приключения в страну сказок и приключений», «Коса – девичья краса»
игровые творческие программы («Огонек знакомств», «Угадай -ка», «Компас», «Знатоки пословиц», «Знатоки русской народной сказки», «Если был бы я волшебником»);
Концерты («Алло! Мы ищем таланты.»); творческие игры («Если был бы я волшебником», «Арбузник»);
праздники (Праздник лета. Музыкальная гостиная. Праздник цветных карандашей. Спортивный праздник «Путешествие в Спортландию». Закрытие лагерной смены); выставки рисунков - отчетов по профессиям, «Мой лагерный день»
конкурсы песен, проектов « Моя родословная», «Подарок другу», поделок «Клуб весёлых мастеров»
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсе «Мой лагерный день» дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.
Трудовое направление
3 раздел «Трудовой десант» осуществляется через:
выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, дежурство на территории лагеря, работа на школьной клумбе);
коллективные трудовые дела .Работа направлена на развитие трудовой активности, уважения к труду других людей и приобщение детей к труду.
Досуговое направление
4 раздел «Веселые ребята» осуществляется через:
вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга ( Дискотека «Потеха для смеха», в гостях у Белоснежки, зоологические забеги, игровая мозаика, день диверсанта,
Игровая программа «Я законы знаю все, стараюсь соблюдать везде!»)Организацию деятельности творческих мастерских. ( Летняя карусель, операция «Чистый берег»)
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Интеллектуальное направление
5 раздел «Умники и умницы» осуществляется через:
проведение интеллектуальных игр (по плану Краснопольцовского БДЦ, брейн – ринг по сказкам, викторина «Здравствуй, лес, мы попали в край чудес», Семейные ценности);
посещение музеев (музей Боевой славы);
организация работы библиотеки, проведение тематических библиотечных (часов по плану районной библиотеки);
игровая программа по ПДД;
Викторины, интеллектуальные марафоны.
Организация игр «Что? Где? Когда?»
Заседания Клуба юных интеллектуалов.
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
Пожарно-профилактическое направление
6 раздел « Юные пожарные» осуществляется через:
Тема 1. От чего происходят пожары.
Детские шалости с огнем. Небрежность – основная причина возникновения пожаров. Почему курильщика называют «поджигателем».
Тема 2. История создания пожарной охраны, её назначение и задачи.
Создание первых частей российской пожарной охраны. Переход пожарной охраны на Профессиональную основу. Типовой штат пожарной команды 18 века. Что принес научно-технический прогресс 20 века в оснащении частей пожарной охраны
. Структура государственной противопожарной службы. Основные задачи государственной противопожарной службы. Кто занимается пожарной охраной в микрорайоне школы. Где находится служба пожарной охраны.
Тема 3. Противопожарный режим в жилом доме.
Назвать основные причины пожаров в быту. Основные обязанности граждан по соблюдению ППБ. Что делать при утечке газа в квартире. Что делать при возникновении пожара. Действия жителей дома при наличии пострадавших. Телефоны экстренной помощи.
Тема 4. Безопасное использование бытовой техники.
Соблюдение правил пожарной безопасности при использовании бытовых электронагревательных приборов. В чем заключается опасность для человека при неаккуратном использовании бытовой техники. Какие меры пожарной безопасности надо применять при украшении новогодней елки и проведения новогодних праздников.
Тема 5. Правила безопасного поведения на кухне.
Правила безопасного использования газовых плит и других устройств для приготовления пищи. Как обращаться с открытым огнем на кухне. Чем опасен для человека дым и огонь. Назвать признаки отравления угарным газом. Способы защиты органов дыхания.
Тема 6. Оказание помощи при ожогах.
Что может вызвать ожоги. Правила оказания первой доврачебной помощи при ожогах кипятком. Правила оказания помощи при ожогах на пожаре. Что нельзя делать при ожогах.
Тема 7. Главные причины лесных пожаров.
В чем заключается опасность массовых лесных пожаров. Кто и что становится жертвой огненной стихии. Как вести себя при пожаре в лесу.
Основные причины возгорания лесных массивов по вине человека. Почему нельзя оставлять стеклотару в лесу после сбора березового сока. Что делать, если от костра произошло возгорание хвои деревьев.
Тема 8. Правильные действия во время грозы.
Воздействие молнии на человека. Меры безопасности во время грозы. Правила безопасного поведения в автомобиле во время грозы. Действия мотоциклистов и велосипедистов во время грозы. Правила поведения городских жителей во время грозы. Способы защиты от поражения молнией, ели вас окружают высокие объекты.
Тема 9. План пожарной эвакуации в школе, дома.
Противопожарный режим в школе.
Эвакуация людей как возможность спасения от воздействия опасных факторов пожара. Назначение эвакуационного и аварийного выходов и пути эвакуации. Назначение и место расположения плана эвакуации. Что нельзя делать во время экстренной эвакуации. Для чего проводится перекличка учащихся по классным журналам. Как составить продуманный план эвакуации на случай пожара в доме или на даче. Где можно приобрести огнетушители для автомобиля, квартиры, дома или дачи. Как обеспечивается противопожарный режим в вашей школе. Где расположены указатели безопасного выхода при эвакуации. Ответственность учителей и детей за соблюдение ППБ во время проведения мероприятий массовым участием школьников.
Тема 10. Назначение и оборудование пожарного щита.
Первичные средства пожаротушения
Установка пожарного щита вне помещений. Комплектация пожарных щитов. Правила пожарного щита. Что относится к первичным средствам пожаротушения. Назначение огнетушителей и правила работы с ними. Правила содержания и обслуживания огнетушителей.
Тема 11. Знакомство с профессией пожарного.
Встреча с сотрудником МЧС службы пожарной безопасности. Пожарная безопасность в микрорайоне школы. Правила безопасного обращения с огнем. Элементарные нарушения ППБ взрослыми и детьми. Причины различного рода возгораний по вине детской шалости. Действия при пожаре. План эвакуации из учебного учреждения.
Тема 12. Пять правил пожарной безопасности.
К чему приводит баловство со спичками и зажигалками. Пять правил пожарной безопасности. Меры предосторожности при использовании электроприборов. Правила обращения с открытым огнем в помещении (газовая плита, свечи, печное отопление).
Тема 13. Если в доме начался пожар.
Что делать, если возникла угроза пожара. Действия при пожаре в квартире. Что нельзя делать, если огонь в коридоре отрезал путь к выходу. Для чего нужна хорошо смоченная ткань (полотенце, простыня, покрывало).
Тема 14. Огонь – друг и враг человека.
Огонь – одно из самых больших чудес природы. В каких случаях человек использовал огонь. Способы добывания огня человеком. Огонь должен быть под постоянным контролем человека. К чему приводит пожар. Новогодние праздники – время повышенной опасности.
Тема 15. Как правильно покинуть задымленную квартиру.
Опасные факторы пожара, воздействующие на человека (открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения, падающие строительные конструкции). Что нельзя делать при задымлении помещения, квартиры. Последовательность
действий при задымлении квартиры.
Тема 16. Действия во время грозы.
В какое время года гроза представляет опасность для человека. Какие правила необходимо соблюдать во время грозы. Где нельзя прятаться во время грозы. Где лучше всего переждать грозу. Что делать, если гроза застала в квартире или на даче.
Тема 17. Действия при пожаре в лесу.
Причины возгорания леса. Лес – богатство и благосостояние народа. Взаимосвязь человека с природой. Чем можно затушить небольшой пожар. Какие бывают пожары и способы защиты от них. Различные способы выхода из леса при пожаре, выбор выхода ( просеки, дороги, зеленый кустарник, речки, наветренная сторона), защита органов дыхания, лица, головы. Что нужно сделать при выходе из леса.
Тема 18. Первичные средства пожаротушения.
Что должна знать пожарная команда для оказания вам помощи при пожаре. Первоочередные действия при пожаре в помещении. Что делать, если заклинило дверь квартиры. Для чего необходимо быстро закрыть окна, форточки, заклеить вытяжное устройство, отключить электричество и газ. Почему нужно плотно закрыть двери в комнаты, облить коридор и двери комнат водой. Предохранение органов дыхания при помощи влажной ткани. Что нельзя делать при пожаре.
Огнетушитель – первое средство пожаротушения в здании.
Тема 19. Знаки пожарной безопасности.
Познакомить детей с основными знаками пожарной безопасности, которые встречаются в общественных местах. Для чего нужен план эвакуации и что по нему можно узнать.
Тема 20. Как правильно позвонить в пожарную охрану.
Когда необходимо звонить в пожарную охрану по «01». Как правильно позвонить. Почему нужно ждать у дома приезда пожарной машины. Последовательность действий при возникновении пожара
Тема 21. Летний отдых и пожарная безопасность.
Особенности соблюдения ППБ во время летнего отдыха на природе и в сельской местности. Пожароопасные ситуации в деревянном доме. Правила поведения во время грозы в лесу и на водоеме.



Для успешной реализации программы необходимо ресурсное обеспечение, а именно:
1. Нормативно – правовая база.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
«Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха.» Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Приказ №39 от 30.05.2015 г. «О назначении ответственных лиц в лагере с дневным пребыванием и возложением на них ответственности за состояние охраны труда и выполнение должностных обязанностей по обеспечению охраны труда и правил техники безопасности.
Должностная инструкция по охране труда для воспитателей лагеря дневного пребывания при школе.
Инструкция по пожарной безопасности для работников лагеря дневного пребывания при школе.
Приказ № 16 от 30.05.2015 г. «Об открытии лагеря дневного пребывания при школе»
Приказ № 16 от 30.05.2015 г. «О зачислении учащихся школы в лагерь дневного пребывания»
Приказ №14 от 30.05.2015 г. «Об утверждении Положения о Лагере с дневным пребыванием детей»
Приказ №15 от 30.05.2015 г. «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка в лагере дневного пребывания».
Правила внутреннего распорядка в лагере дневного пребывания «Радуга» при МБОУ ООШ п. Красное Польцо
Положение о лагере с дневным пребыванием детей в МБОУ ООШ
п. Красное Польцо
Инструкция для работников лагеря дневного пребывания при школе по профилактике детского травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми.
Санитарно-гигиенические правила и нормы. (СанПиН 2.44.969-00)
Другая необходимая документация в лагере
Санитарные книжки сотрудников лагеря с допуском к работе.
Вывеска о лагере (включает всю информацию – приглашение для детей, режим работы лагеря, возраст воспитанников, стоимость путевки, дата начала и окончания смены, адрес учреждения, телефон).
Заявления родителей.
Ксерокопия паспорта одного из родителей
Ксерокопия свидетельства о рождении или паспорта ребёнка
Договор с родителями
Справки о состоянии здоровья детей.
Табель учета посещаемости воспитанников лагеря.
Финансовые документы.
2. Кадровое обеспечение.
Начальник лагеря планирует и контролирует работу летнего лагеря.
Педагоги (2 человека) руководят деятельностью детской группы как воспитатели.
Музыкальный руководитель
Физический руководитель осуществляет спортивные мероприятия в лагере
Социальный педагог
Работники пищеблока: повар и кухонный работник
3. Материально – техническое обеспечение.
При работе летнего оздоровительного лагеря используется кабинеты начального класса, актовый зал, спортзал, спортивная площадка, а также:
Раздевалка;
Два туалета;
Спортивный зал;
Библиотека;
Столовая;
Аппаратура:
Два магнитофона;
Телевизор;
Видеоплеер;
Компьютер;
Интерактивная доска
Спортивный инвентарь:
Два баскетбольных мяча,
Футбольный мяч,
Волейбольный мяч,
Резиновые мячи разных размеров,
Настольный теннис,
Скакалки,
Гимнастические обручи,
Маты.
Развивающие игры:
Шашки,
Шахматы,
Нарды,
Пазлы,
Строительный конструктор.
Настольные игры:
Домино,
Лото,
Поле чудес.
Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
Материал для кружковой работы.
Бытовые предметы: столы, стулья в необходимом количестве.
Учебно – методическое обеспечение.
Библиотечка методической литературы по проблемам воспитания и летнего отдыха детей;
Журналы «Завуч», «Классный руководитель», «Директор школы»;
Газеты для организаторов внеклассной работы «Последний звонок» и «Педсовет».
Материалы сайта Вожатый.ru
КИПАРИС (библиотека журнала «Вожатый века»)
5. Режим дня.
6. Календарный план.
7. Педагогическая диагностика личности.
Для осуществления планирования жизнедеятельности лагеря и мониторинга эффективности программы используются следующие методики диагностической работы : Цветовая диагностика;
Анкетирование
«Ящик доверия».
Механизм реализации программы
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков
« Радуга» - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы.. Выбор форм и методов организации работы в летнем лагере определяется:
•общими целями и задачами воспитания, развития и оздоровления;
•конкретными целями и задачами воспитательных мероприятий;
•возрастом детей;
•ожиданиями детей;
•условиями подготовки;
•возможностями воспитателей;
•наличием соответствующего методического материала.
Наиболее популярными формами работы в условиях пришкольного лагеря являются:
•ЛФК, спортивные игры, соревнования; походы, прогулки, экскурсии;
•телевизионные формы: «Угадай мелодию», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «КВН»,КТД
•( коллективно –творческие дела) представления, ярмарки; конкурсы « Шоу сорванцов», « Мисс - Июль», «Мы ищем таланты» и др.
•многочисленные проекты по противопожарной безопасности, экскурсии в пожарную часть, конкурсы, викторины, акции: « Береги лес от пожара», «История пожарного дела», «Как вести себя при пожаре», «КВН по противопожарной безопасности», «Опасности в моей квартире», «Осторожно, пиротехника!», « Осторожно, огонь», «Первая помощь пострадавшим от пожара»,
«Первичные средства пожаротушения», «Посвящение в пожарные», «Причины пожаров», «Профессия пожарный», « Спички детям не игрушка», «Экскурсия в пожарную часть».
Организация пребывания ребенка в лагере и отдельные воспитательные мероприятия должны способствовать тому, чтобы каждое дело стало достоянием каждого. Для этого необходимо, чтобы:
•задуманное, запланированное дело соответствовало возрасту детей;
•подготовка к мероприятию способствовала созданию радости в работе, поиску различных решений, возможности развития творческих способностей каждого ребенка;
•коллективное творческое дело стало полем самовыражения личности ребенка;
•любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, была бы услышана, по возможности принята и реализована;
•каждый ребенок нашел свое место в подготовке и осуществлении различных коллективных творческих дел.
Программа имеет конкретные ожидаемые результаты, но в целом реализация программы « Юные пожарные» приведет к совершенствованию воспитательной системы через:
- улучшение психологической комфортности в едином образовательном пространстве школы;
- повышение доверия, уважения, раскрытия творческих способностей;
- улучшение и укрепление здоровья детей;
- расширение гаммы воспитательных отношений;
- укрепление связей между разновозрастными группами детей
- повышение уровня знаний в области пожарной безопасности
- повышение статуса профессии пожарного

Предметно-информационная оставляющая образованности:
Знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;
Знать основные правила пожарной безопасности;
Знать назначение и оборудование пожарного щита;
Знать телефон вызова пожарной охраны.
Знать правила пожарной безопасности;
Знать права и обязанности граждан по соблюдению ППБ,
Знать причины возникновения пожаров, а также ЧС техногенного происхождения;
Знать классификацию средств пожаротушения;
Знать способы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
Умение правильно вызвать по телефону пожарную охрану;
Умение предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;
Умение правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;
Умение использовать первичные средства пожаротушения;
Умение оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах.
Умение оценить пожароопасную обстановку;
Умение предвидеть опасность и идентифицировать её;
Умение принимать правильные решения в различных чрезвычайных и пожароопасных ситуациях;
Выполнять правила пожарной безопасности,
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
Способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;
Ответственное поведение и осознание ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной безопасности;
Бережное отношение к окружающей природе.
Системное знание ППБ и овладение навыками безопасного поведения,
Развитие культуры личной безопасности,
Сформированность самооценки и самоконтроля, способность к принятию эффективных решений в условиях пожароопасных и чрезвычайных ситуациях,
Сформированность правого самосознания в вопросах пожарной безопасности.

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга» приМБОУ ООШ п. Красное Польцо с социумом
24955507620Спортивная площадка при школе
00Спортивная площадка при школе

32067506096000
4653280227330Районный парк культуры и отдыха
00Районный парк культуры и отдыха
182880022733000571500142875Бассейн
«Звёздный»
00Бассейн
«Звёздный»

409575034925001958340149225Летний оздоровительный пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга»

00Летний оздоровительный пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга»


21717033655Пожарная часть №34
00Пожарная часть №34

16344904127500480250591440Библиотечно-досуговый центр
п. Красное Польцо
00Библиотечно-досуговый центр
п. Красное Польцо

414909024130000
13919207620004229100761900
3082925200025004048760200025Физкультурно-оздоровительный комплекс
00Физкультурно-оздоровительный комплекс
354965132080Музей имени
А.Г.Малышкина00Музей имени
А.Г.Малышкина

2366010299085Районная детская библиотека
00Районная детская библиотека

Карта ресурсов программы
Применение Источник финансирования и материальная база Ответственные
1 2 3 4
Кабинеты Комната отдыха, игровые комнаты. Материальная база школы.
Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал
Спортивный
зал Занятия спортом, состязания, линейка ( в случае плохой погоды) Материальная база
школы Спортивный
руководитель
Спортивная площадка Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания Материальная база
школы Спортивный
руководитель
Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия Материальная база
школы Воспитатели, администрация лагеря
Актовый
зал Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской Библиотечно-досуговый центр п. Красное Польцо Воспитатели, администрация лагеря, администрация клуба
Медицинский
кабинет Медицинский контроль мероприятий лагерной смены Медпункт П.Красное Польцо Медицинский работник школы
Сельская
библиотека Литература для педагогов и детей лагеря Библиотечно-досуговый центр п. Красное Польцо Библиотекарь
Школьная столовая Завтрак, обед, полдник Фонд социального страхования Заведующая пищеблоком
Игровая комната Интеллектуальные игры
( шашки, шахматы) Материальная база
школы Воспитатели
Комнаты кружковой работы Кружки рукоделия, рисования, моделирования Родительские средства на закупку материалов для поделок и занятий в кружках Начальник лагеря
Методический кабинет Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков Материальная база школы Старший воспитатель
Комнаты гигиены Туалеты, места для мытья ног, сушилки для полотенец, раздевалки Материальная база школы Начальник лагеря, воспитатели,
технический персонал

Диагностика
Вводная
диагностика Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.
Пошаговая
диагностика Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение )Итоговая
диагностика Анкетирование
Творческий отзыв ( рисунок « Наш лагерь»)
Беседы в отрядах
ЦветописьНародный форум ( фабрика достижений лагеря)
Информационная справка об учреждении
Количество и время проведения смен Численность детей в каждую смену Сумма затрат на одного ребёнка ( в день, в смену) Сумма затрат на всю смену
1 смена
08.07.2015-
28.07.2015г. 40 человек На 1 ребёнка в день -75 рублей
30 копеек
В смену на 1 ребёнка -1581рублей 30 копеек
(родительская плата 15,06• 40• 21 =12650,40бюджетные средства
60,24•40•21=50601,60)Итого:
63252 рубля
Устав лагеря «Радуга»
Педагоги обязаны:
Иметь свой план работы и следовать ему.
Организовывать активный, интеллектуально-эмоциональный и
насыщенный отдых в течение дня.
Жить и творить вместе с членами отряда.
Предоставить каждому ребенку свободу выбора.
Уметь понимать себя и других.
Знать о местонахождении каждого ребенка в течение дня.
Быть искренними.
Помочь каждому ребенку, если ему трудно.
Верить в свой отряд.
Педагог имеет право:
Быть не руководителем, а товарищем.
Помогать членам отряда в реализации их идей.
Помнить, что воспитывают не только словом, но и делом и личным
примером.
Чаще вспоминать, какими они были в детском возрасте.
Дети обязаны:
Неукоснительно соблюдать режим.
Бережно относится к имуществу лагеря.
Принимать активное участие во всех мероприятиях.
Найти себе занятие по душе.
Быть полезными для других.
Верить в себя и свои силы.
Реализовывать все свои способности и таланты.
Не скучать.
Дети имеют право:
Иметь свою точку зрения и уметь её отстоять.
Разделить с педагогами ответственность за организацию жизни
отряда.
Иметь время для занятий по интересам.
Обсуждать любые вопросы, связанные с жизнью отряда.
Фантазировать. Изобретать. Творить.
Законы и правила лагеря«Радуга»

Закон «Наше имя-отряд!»Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня
Закон «Здоровый образ жизни!»Береги свое здоровье.
Закон «Чистота и красота».Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке. Относись бережно к имуществу лагеря.
Закон «Уважение».Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим.
Закон «Территория».Без разрешения не покидай лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Закон «Зелень».Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
Закон «Правая рука».Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.
Закон «Рука молчания». Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому поднявшему руку – слово!
Закон «За свой отряд».Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
Закон «00».Время дорого у нас: берегите каждый час.Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.
Закон «Распорядок дня».Никому в лагере нельзя нарушать распорядка (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы, находиться на территории в тихий час)
Закон «Мотор».Долой скуку!
Закон «Выносливость».Будь вынослив.
Закон «Дружба».Один за всех и все за одного! а друзей стой горой!
Закон «Творчество».Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ АВТОРА ОРГАНИЗАЦИИ
Программа организации отдыха и оздоровления детей «Юные пожарные» в лагере дневного пребывания «Радуга» при МБОУ ООШ п. Красное Польцо Мокшанского района Пензенской области направлена на пропаганду и профилактику пожарной безопасности. Данная программа рассчитана на детей разного возраста: от 8 до 12 лет.
В программу входили различные конкурсы, викторины, беседы. Акции, проекты, коллективно –творческие дела, КВН, сюжетно –ролевые игры, которые были направлены на достижение цели и задач программы.
Проблема противопожарной безопасности актуальна в настоящее время для нашего общества. Ежегодно в Российской Федерации происходит большое количество пожаров, во время которых гибнут дети. Поэтому работа по противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного внимания и улучшения. Борьба с огнем требует от человека больших усилий. В этой борьбе выявляется сила, характер, эмоционально-волевая стойкость человека. Поэтому в работе по пожарной безопасности особое внимание следует уделять психологической подготовке всего населения и в первую очередь детей и подростков.
Работа по противопожарному воспитанию детей в лагере дневного пребывания «Радуга» при МБОУ ООШ п. Красное Польцо осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности».
На основе этой программы при школе была организована Дружина юных пожарных. Дети с удовольствием принимают участие в работе организации.
Лагерь дневного пребывания «Радуга» летом 2014 года участвовал в областном конкурсе на лучшую организацию пожарно – профилактической работы с детьми среди летних оздоровительных учреждений и занял второе место в номинации «Оздоровительные учреждения с дневным пребыванием». А осенью того же года принял участие во Втором Всероссийском конкурсе на лучшую организацию противопожарной безопасности, где занял тоже второе место в номинации в группе «Городские оздоровительные лагеря».
За проделанную работу начальнику лагеря Дрожжиной Светлане Борисовне была присвоена и вручена медаль «За пропаганду противопожарной безопасности».
В следующем году мы планируем продолжить работу в данном направлении и вовлечь не только детей и подростков, а так же их родителей.