Урок русского языка для 9 класса Лексика и фразеология


Урок русского языка в 9 классе по теме "Лексика и фразеология"
Цель:
повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы);
расширить знания учащихся в области фразеологии;
закрепить умения пользоваться словарями разных типов;
расширять словарный запас учащихся;
подготовка к итоговой аттестации.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, экран, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Орфографическая разминка с последующей взаимопроверкой
Пр…забавный случай, пр…бывать в плохом настроени…, пр…одолеть пр…пятствие, и…чезать в ночи, непр…ступные пр…грады, бе…конеч(?)ная вереница, пр…подняться над полом, во…двигнуто здание, …бегать домой, жил …десь бе…выездно.
Материал для самопроверки на слайде. Проверка работ. Обсуждение допущенных ошибок.
II. Работа по теме урока
1. Беседа.
- Что изучает наука лексикология?
- Какие слова называются многозначными? Однозначными?
- Что такое синонимы? Антонимы? Омонимы? Приведите примеры.
- Что такое фразеологизм?
- Приведите несколько примеров фразеологизмов.
2. Лексическая работа по высказыванию Н. В. Гоголя:
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи. В нем (в русском языке) все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно.
- Это высказывание великого писателя России Н.В.Гоголя подчеркивает красоту и богатство русского языка.
Задания:
а) подобрать синонимы к слову дивишься (поражаешься)
б) найти в толковом словаре значение слова язык; определить, однозначное оно или многозначное; привести примеры фразеологизмов с данным словом.
Язык заплетается – не можешь ясно сказать что-либо.
Чесать языком – сплетничать
Наступить на язык – заставить замолчать
Типун тебе на язык – сердитое пожелание злому болтуну
Найти общий язык – достигнуть взаимопонимания
Держать язык за зубами – не болтать лишнего
Как корова языком слизала – про то, что быстро и бесследно исчезло
Черт дёрнул за язык – сожалеть о сказанном
Попасть на язык – стать предметом пересудов
Повесить язык на плечо – очень устать
Тянуть за язык – вынуждать высказываться
Прикусить язык – замолчать
Бежать высунув язык – очень быстро
- Если вы будете использовать эти фразеологические обороты, то ваша речь будет выразительной, лаконичной, звучной, острой.
3. Игры
- А сейчас немного отдохнем – поиграем в шутливые игры:
а) Эта игра требует от вас не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Выбрав карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А класс должен назвать его. (Приложение №1)
в) “Что это?” Загадки-шутки.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Вянут уши; хлопать ушами)
Ее заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее просит рваная обувь; она в голове у путаников. (Каша)
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь исчезнет; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут и дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)
4.Выполнение упражнения
Текст демонстрируется на слайде:
Дар речи… Испокон веков его главное назначение в том, чтобы объединять людей. Каждое наше слово, хотим мы этого или нет, – это поступок. И только от нас зависит, будет этот поступок добрым или злым. Недаром же в народе сложено множество мудрых поговорок о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова – да навек ссора”, “Бритва скребет, а слово режет”, “Слово пуще стрелы разит”, “Ласковое слово – что великий день” (Ю. Ороховацкий).
Задания:
а) сформулировать основную мысль текста;
б) сделать синтаксический разбор второго предложения;
в) объяснить правописание слова объединять, разобрать по составу.
III. Подготовка к итоговой аттестации
- Те вопросы, которые мы с вами повторили сегодня на уроке, нашли отражение в следующих заданиях ОГЭ:
Задание 3
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм:
Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.
Они были совсем-совсем не страшны – эти клыкастые звери, засаженные в клетку.
И вдруг купол над ней зацвёл бесчисленными звёздами.
И от этой музыки трепетали живые звёзды, до которых было рукой подать.
Задание 6
Замените разговорное слово ремесло из данного предложения стилистически нейтральным синонимом:
Когда отец уходил на фронт, я был мальчишкой – когда он вернулся, я выбирал ремесло.
(Профессия, специальность)
IV. Обобщение. Подведение итогов.
- Мы сегодня убедились, что именно во фразеологии ярче всего проявляется богатство, сила и красота языка. “Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это ее драгоценные нити, придающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск”,– отмечал Т.А. Арсирий. Совершенно очевидно, что знание фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком.
- Сегодняшний урок, надеюсь, пополнил ваш фразеологический запас, научил лучше, свободнее пользоваться этим богатством в речи. Только в таком случае наша речь станет яркой, образной.
- Каким был сегодняшний урок для вас? Обогатил ли он вас новыми знаниями? Я прошу вас выразить это, нарисовав смайлик.
V. Домашнее задание.
Упр. 232.
Приложение №1
(Фразеологизмы для карточек)
Вешать лапшу на уши
Засучив рукава
Водить за нос
Хлопать ушами
Сесть в галошу
Бежать высунув язык