Рабочая программа спец. курса Решение расчетных задач по химии


МОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.И. ТенищеваУтверждаю
Директор МОУ СОШ №1
имени Героя Советского Союза
И.И.Тенищева______ Горлова Л.М.
приказ от ________ № ____
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании МО математики,
информатики и
естественнонаучных дисциплин
Руководитель МО
___________________ Лещенко И. Н.
Протокол от ______ № ______
Согласовано
Председатель методического совета
_________ Белозерова Л. В.
Протокол от _____ № _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса " Решение расчетных задач по химии "
Основного общего образования,
9 б, в класс, базовый уровень
Количество часов: 17
Составитель Дубровская Виктория Алексеевна
Программа разработана на основе
Программы для общеобразовательных учреждений
Химия 8-9 классы, Н. Н. Гара, М. Просвещение, 2008 г.

2016 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа спецкурса «Решение расчётных задач по химии» 9 класс составлена на основе программы Г. Е. Рудзитис «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», М.: Просвещение, 2013, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Главное предназначение данного курса состоит в том, чтобы познакомить будущих участников химических олимпиад с основными типами олимпиадных задач, с принципами и алгоритмами их решений.
Программа позволяет создать условия для развития индивидуальных способностей обучающихся.
Цели курса. Углубить знания обучающихся по химии; научить их основным подходам к решению нестандартных химических задач.
Задачами курса являются:
Опережающее изучение теоретической части химии на базовом и углубленном уровне.
Знакомство со способами решения (алгоритмами) основных типов олимпиадных задач.
Совершенствование умений сравнивать, наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами веществ, делать обобщения.
Совершенствование умений работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами для решения экспериментальных задач.
Совершенствование умений применять межпредметные связи для решения заданий по химии.
Развитие творческого и логического мышления.
Программа курса рассчитана на учебный год (17 часов, 0.5 часа в неделю).
Кроме литературы, указанной в программе, при проведении занятий используются подборки задач, предлагавшихся в разное время на городских, областных и российских олимпиадах школьников по химии.
Содержание программы учитывает особенности химии как естественной и экспериментальной науки, поэтому в программу включены две группы задач: качественные и расчетные (количественные).
Данный спецкурс рекомендуется для учащихся 9 классов, интересующихся химией и стремящихся научиться решать задачи любой сложности. Курс предметно-ориентированный, включает углубление и расширение отдельных тем базовой общеобразовательной программы.
Развивающая функция решения задач, которая формирует рациональные приёмы мышления (суждения, умозаключения, доказательство), устраняет формализм знаний, прививает навыки самоконтроля, развивает самостоятельность учащихся:
-умение работать с рекомендованной литературой;
-самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией;
-самостоятельное решение предложенных задач с последующим разбором вариантов решений;
-самостоятельное построение проекта выхода из поставленной проблемы занятия;
-самостоятельное конструирование задач на изучаемую тему курса;
-самостоятельный анализ своей деятельности.
II. Содержание программы.
1. Введение ( 1 ч)
Необходимость выработки навыков по решению расчетных задач по химии, Виды задач, Способы их решения.
2.Скорость химических реакций, химическое равновесие ( 2 ч)
Скорость химической реакции. Решение задач на нахождение скорости химических реакций. Прямая и обратная реакции. Факторы, влияющие на смещение химического равновесия. Условия смещения. Решение задач на сдвиг химического равновесия.
3. Тепловой эффект химических реакций( 1 ч)
Экзотермическая и эндотермическая реакции. Энтальпия. Решение задач на нахождение теплового эффекта химических реакций.
4. Химические величины (5 ч)
Молекулярная масса. Связь количества вещества с массой вещества. Расчёты, связанные с понятием «масса вещества», «количество вещества». Закон Авогадро. Расчёты, связанные с понятием «молярный объём газов» и «относительная плотность газов». Массовая доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты, связанные с понятием «массовая доля» и «объёмная доля». Расчёты, связанные с выводом простейших и молекулярных формул веществ.
5.Растворы ( 3ч)
Определение молярной и моляльной концентрации раствора. Эквивалент. Коэффициент эквивалента. Фактор эквивалентности. Массовая доля и процентная концентрация растворов.
6.Задачи, решаемые по химическим уравнениям.( 3 ч)
Вычисление массы продукта реакции по заданному количеству исходного вещества. Процент выхода вещества от теоретически возможного. Вычисление объёмных отношений газов по уравнениям химических реакций.
Недостаток или избыток реагируемого вещества. Расчёт по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ, взято в избытке.
7. Задачи на определение веществ или химических элементов в предлагаемых смесях, объяснение свойств.( 1 ч)
Катионы и анионы элементов. Их химические свойства. Способы определения состава ионов в растворе. Качественные реакции.

8. Окислительно-восстановительные реакции( 1 ч)
Окислитель и восстановитель. Степень окисления. Определение степеней окисления органических веществ. Решение задач.
III.Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения ученик должен знать / понимать:
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

IV. . Учебно-методическое обеспечение курса.
Литература для учителя
1.Дайнеко В.И. «Как научить школьников решать задачи по органической химии» -М.: Просвещение,1987.
2. Егоров А.С. «Все типы расчётных задач по химии для подготовки к ЕГЭ» - Ростов н/Д: Феникс,2003
3.Ерогин Д.П., Шишкин Е.А. « Методика решения задач по химии»- М.:Просвещение,1989.
4.ЖадькоЕ.Г.,МамонтовВ.В.,КоваленкоМ.И.«Школьные олимпиады: биология, химия, география.8-11 классы/серия «Здравствуй, школа!» - Ростов н/д: Феникс,2004.
5.Лабий Ю.М. «Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств»- М.: Просвещение,1987.
6.Пак М.С. «Алгоритмика при изучении химии». - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2010.
7.Чуранов С.С. «Химические олимпиады в школе» - М.: Просвещение,1982.
Литература для учащихся
1.Берман Н.И.. «Решение задач по химии» (Справочник школьника). Филологическое общество «Слово»,2008.
2.Вивюрский В.Я.. «Учись приобретать и применять знания по химии»- М.: Просвещение,1987.
3.Габриелян О.С. , Решетов П.В., Остроумов И.Г.. «Задачи по химии и способы их решения 8-9кл.»- М.:Дрофа,2004.
4.Гольдфард Я.Л. и др. « Химия. Задачник.8-11кл.» М.: Дрофа 2012.
5.Слета Л.А., Чёрный А.В. , Холин Ю.В. «1001 задача по химии, с ответами, указаниями, решениями» - М.:Илекса,2004.


Календарно тематическое планирование
№ п/пПланируемая дата Фактическая дата Наименование тем курса кол-во часов
1 Введение. 1
Скорость химических реакций. Химическое равновесие 2
2 Решение задач на нахождение скорости химических реакций 1
3 Решение задач на сдвиг химического равновесия 1
Тепловой эффект химических реакций 1
4 Решение задач на нахождение теплового эффекта химических реакций 1
Химические величины. 5
5 Расчёты, связанные с понятием «масса вещества», «количество вещества». 1
6 Расчёты, связанные с понятием «молярный объём газов» и «относительная плотность газов». 1
7 Расчёты, связанные с понятием «массовая доля» и «объёмная доля». 1
8 Расчёты, связанные с выводом простейших и молекулярных формул веществ. 1
9 Решение комбинированных задач 1
Растворы 3
10 Определение молярной и моляльной концентрации раствора. Эквивалент. 1
11 Массовая доля и процентная концентрация растворов 1
12 Комбинированные задачи 1
Задачи, решаемые по химическим уравнениям. 3
13 Вычисление массы продукта реакции по заданному количеству исходного вещества. 1
14 Вычисление объёмных отношений газов по уравнениям химических реакций. 1
15 Расчёт по уравнениям химических реакций, если одно из исходных веществ, взято в избытке. 1
Задачи на определение веществ или химических элементов в предлагаемых смесях, объяснение свойств. 1
16 Качественные реакции 1
Окислительно- восстановительные реакции 1
17 Определение степеней окисления органических веществ. Решение задач 1
Итого: 17

.