Рабочая программа кружка В мире прекрасного


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗEННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОРКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» СУДЖАНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено
на заседании МО учителей художественно-эстетического цикла, физической культуры и ОБЖ.
Протокол №1
от « » августа 2016 г.
Руководитель МО
___________________
(Шалиманова С.В.)
Утверждена
на заседании педсовета.
Протокол №1
от « » августа 2016 г.
Председатель педагогического совета
(Бесова Л. В.) Введена в действие
приказом №__________
от « » августа 2016г.
Директор школы
________________
(Бесова Л. В.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «В мире прекрасного»
(дополнительное образование)
для 5-9 классов
на 2016-2017 учебный год
(направление художественное)
Программу разработала
учитель технологии и изобразительного искусства
Переверзева Лариса Евгеньевна
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «В мире прекрасного» разработана для основной школы в соответствии с требованиями:
- Закона РФ «Об Образовании» от 29.12.2012 года (статьи 7, 9, 32) ФЗ,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному мскусству (требования к планируемым результатам освоения ООП ООО),
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, .- М.: Просвещение, 2011,
-Образовательной программы ФГОС ООО МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»,
- Примерной программы внеурочной деятельности « Художественное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам) и авторской программы внеурочной деятельности «В мире прекрссного» (автор Фролова Н. А.)
Актуальность и педагогическая целесообразность программы  в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Возникшая в 20 веке и построенная на принципах коммертизации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы культурной деятельности человечества.
Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение.
У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.
В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику.
Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон и отрицание канона, прекрасное и безобразное.
Программа дополнительного образования школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природообразности, культурообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Основная идея программы «В мире прекрасного» в сфере художественного творчества состоит в том, что кружковая художественная деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества и изобразительных видах искусства.
Синтетические виды художественного творчества – любительский театр, видеотворчество, фотография, дизайн и т.п. – позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов как сценирование, философия и технология дизайна. Изобразительные виды искусства позволяют реализовать художественные идеи в различных проектах синтетических видов искусства.
Направленность дополнительного образования в форме кружковой работы  «В мире прекрасного» является художественной, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - одногодичной.
Программа разработана на основе авторской программы «В мире прекрссного» (изобразительное искусство и дизайн) Н.А. Фроловой, типовых программ по изобразительному искусству и является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы «В мире прекрссного»:
Знакомство школьников с наследием мировой художественной культуры, формирование у них способности управления социокультурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.
Задачи:
воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом. Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.
художественно-творческая – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
техническая – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.Принцип природосообранности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческими ценностями. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем мире.
Принцип коллективности предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослом коллективе дает юному человеку опыт жизни в обществе, взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края. Использование эмоционально окрашенных представлений ( образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют младшего подростка на действия, приносящие благо Отечеству.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие. В программе предусмотрены художественные, эстетические, социальные проекты.
Принцип диалога культур предполагает:
• Рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
• Рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
• Рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества.
Принцип поддержки самоопределения младшего подростка Самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного и ответственного эстетического отношения к действительности. Все это происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создание творческого «продукта».
А также:
принцип доступности;
принцип межпредметных связей;
принцип наглядности;
принцип системности и преемственности, обеспечивающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, определяющий соблюдение установок «от простого – к сложному», « от частного – к общему»;принцип дифференциации и индивидуализации предусматривающий создание условий для максимального развития способностей и задатков каждого ребенка, предполагающий реализацию индивидуальных потребностей школьников.
Программа «В мире прекрссного» позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения предметам филологического цикла, МХК, технологии, музыки, с воспитанием личности младшего подростка и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.)
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-15 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения (с 15 сентября по 15 мая), 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Эта программа (для учащихся 5-9 классов) является вводной и направлена на первичное знакомство с изобразительным искусством.
Структура документа. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; планируемые результаты освоения программы, содержание программы, учебно–тематический план, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.
Каждый раздел программы содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).
Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: информационные, практические, постановочные, коллективные, игровые. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы весь процесс был оснащен современными техническими средствами, наглядностью, муляжами и реквизитами.
На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее рамках:
проведение занятий (с использованием классических и интерактивных приемов);
проведение мастер-классов;
организация выставок, оформление праздников;
участие в детских творческих конкурсах и проектах, организация различных конкурсов;
выход на родительские собрания;
связь с представителями культурных центров.
Условия эффективности и результативности внеурочной деятельности:
Формы и методы
На занятиях используются методы:
• Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
• Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
• Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
• Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
• Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
• Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
• Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Режим занятий
Занятия по кружку «В мире прекрасного» для учащихся 5-9 классов проводятся 2 раз в неделю по 1 часу, количество часов в неделю 2 часа, 68 часов в год
2. Планируемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
В конце года ( учащиеся 5-9 классов) обучения:
Ученик будет знать:
- Отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего.
• Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства.
• Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции.
• Различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью.
• Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.
• Роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Ученик будет уметь:
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Личностные результаты
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять рассуждать и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне ДДТ, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов.
На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.
Механизм оценки результатов по программе:
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце
1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.
Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
- Координации и тонкой моторики;
- Умения изображать рисунок в цвете;
- Творческого мышления ребенка;
- Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.
Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов обучения по программе.
В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.
- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;
- выполнение конкурсных и выставочных работ;
- подведение итогов по результатам каждого полугодия.
Содержание программы
Вводная часть (2 часа)
Вводный инструктаж по ОТ. Введение в программу дополнительного образования «В мире прекрасного». Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Ознакомление с работой кружка « В мире прекрасного», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного инструктажа по О.Т. Входная диагностика учащихся. Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему.
Знать правила поведения на занятиях внеурочной деятельности, технику безопасности, режим работы кружка. Уметь пользоваться инструментами и материалами для творчества
Предметные: познакомится с различными материалами и принадлежностями для творчества, уметь их классифицировать
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: осознавать свои интересы, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка ( 6 часов)
Основы рисунка.Знакомство с творчеством художников-графиков
Графика. Рисунок. Графические материалы и средства выразительности графики
Знать виды рисунка и различные графические материалы.
Уметь работать различными графическими материалами
Предметные:научиться сравнивать объекты, определять виды рисунка, графические материалы.
Метапредметные:
Выдвигать версии, работать по плану, планировать деятельность в учебной ситуации.
Личностные: осознавать свои интересы, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Выполнение упражнений различными графическими материалами.
Выразительность линейного рисунка
Линия и ее изобразительные возможности в рисунке. Декоративный линейный рисунок. Красота листьев растений и деревьев. Особенность изображения листьев.
Знать выразительные возможности линии, особенности декоративного линейного рисунка.
Различать листья разных деревьев и растений.
Уметь изображать листья, создавать декоративный рисунок с помощью различных графических материалов.
Выполнение зарисовки по памяти и представлению веток растений
Приемы передачи освещенности
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках освещенности. Понятие светотени. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием разнообразных приёмов.
Знать особенности изображения освещения предметов, выразительные возможности графического рисунка.
Уметь изображать форму, силуэт, объем предметов.
Предметные: научиться находить решение поставленных учебных задач, передавать в рисунках форму, пропорции, свет графическими материалами.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Выполнение линейной зарисовки натюрморта, с передачей светотени.
«Изображать можно в объёме»
Виды бумагопластики. Особенности работы в технике квиллинг.
Знать виды бумагопластики, приемы работы в технике квиллинг.
Уметь работать с бумагой, создавать композицию в технике квиллинг.
Выполнение декоративного панно в технике бумагопластика.
Приемы передачи фактуры предметов.
Произведения графического искусства. Фактура предметов. Особенности передачи фактуры с помощью линий.
Узнают понятия «фактура» в изобразительном искусстве.
Уметь пользоваться графическими материалами.
Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства линий и их выразительные возможности).
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: осознавать свои интересы, углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Выполнение декоративного рисунка различных фактур
Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета (6 часов)
Знакомство с творчеством современных художников.
Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
Знать основы цветоведения, понятие «колорит» живописные материалы и средства выразительности живописи.
Уметь работать различными живописными материалами, передавать объем с помощью цвета.
Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг). Изучать свойства цвета, научиться создавать рисунок различными живописными материалами.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в разных учебных ситуациях, стремиться к достижению поставленной цели.
Выполнение гуашью два живописных решения объемной формы сферы шара ( теплого и холодного)
Колорит.Цветовая гармония.
Выполнить цветовую растяжку.
Выполнение плодов осени в разном колорите.
Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура в живописи.
Узнают понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Предметные: Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в различных учебных ситуациях.Изображение плодов осени с натуры.
«Удивительное рядом» Выполнение плодов осени в разном колорите.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски.
Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Уметь работать живописными материалами.
Изображение воды
Изображение растительного мира. Изображение животного мира (8 часов)
Искусство набросков животных
Виды рисунка. Набросок как средство познания окружающего мира. Особенности изображения животных. Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке.
Графические средства выразительности в наброске.
Знать понятия: набросок, линия, штрих, пятно
Уметь работать графическими материалами.
Личностные: уметь видеть красоту окружающего мира.
Предметные: вести наблюдения, сравнивать, делать выводы.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Выполнение набросков кошек.
Изображение животных в технике бумагопластика
Особенности работы в технике бумагопластика. Использование пластических средств в изображении животных.
Знать основы бумагопластики, приемы работы с бумагой.
Уметь передавать объемную форму животных.
Выполнение объемных изображений животных в технике квиллингДекоративный букет
Цветовые отношения. Локальный цвет. Тон. Колорит. Гармония цвета. Живое смешение красок.
Выразительность мазка. Фактура в живописи. Декоративное рисование. Стилизация. Монотипия.
Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Уметь активно воспринимать произведения искусства, работать в технике монотипия, работать гуашью. Преобразовывать
Природные формы в декоративные.
Предметные: Развитие наблюдательности Вести наблюдения в окружающем мире. Уметь анализировать, сравнивать, обобщать и передавать их типичные черты.
Метапредметные: планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели, оценивать результаты деятельности
Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче, иметь мотивацию учебной деятельности.
Декоративное рисование букета цветов с применением техники монотипия.
Домашние питомцы
Объемные изображения в скульптуре. Особенности работы с пластилином, правила лепки.
Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.
Уметь создавать и украшать фигуры животных Работать пластическими материалами.
Предметные: изучать изобразительные возможности объемного изображения, пользоваться художественными материалами.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: уметь видеть красоту окружающего мира.
Лепка животных по памяти и представлению
Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусств
Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах. Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников нашего края: А. Пластов, И. Репин
Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Произведения русских художников.
Уметь давать оценку художественным произведениям, вести диалог.
Личностные: уметь видеть красоту окружающего мира.
Предметные: вести наблюдения, сравнивать, делать выводы.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Просмотр презентации, беседа.
Красота в обычном.
Выразительные свойства линий и пятен. Пятно в изобразительном искусстве. Свойства цвета. Монотипия, пятнография.
Знать виды изобразительного искусства, свойства цвета, оптическое и механическое смешение цветов. Основы монотипии и пятнографии.
Уметь видеть красоту природы, создавать изображения с помощью пятна и линий Уметь украшать свою работу декоративными элементами.
Изображение листьев дерева в технике монотипия, украшение декоративными элементами.
Основы дизайна. (20 часов)
Знакомство с основами дизайна. Дизайн, основные принципы композиции.
Дизайн как вид конструктивного искусства. История возникновения дизайна. Знание основных законов композиции в дизайне, выбор главного композиционного центра.
Знать о дизайне как виде конструктивного искусства, истории дизайна. Основы композиции.
Уметь создавать композицию из геометрических фигур. Пользоваться художественными материалами.
Предметные: Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в различных учебных ситуациях.Просмотр презентации.
Упражнение на заполнение свободного пространства на листе.
Основы организации пространства. Дизайн – проект интерьера «Комната моей мечты»
Ознакомление правилами организации пространства в интерьере, особенностями композиции в дизайне. Зонированием пространства. Способами макетирования.
Выполнение эскиза комнаты, сбор материала из разных источников.
Выставка дизайнерских проектов интерьера «Комната моей мечты» -художественное образовательное открытие
Ознакомление правилами организации выставки, особенностями проведения экскурсии.
Презентация проекта, организация выставки
Философия новогоднего праздника.
Ознакомление с организацией пространства праздника. Способами оформления интерьера Особенности дизайна и украшение предметов быта. Орнамент как украшение предметов. Стилизация природных форм в орнаменте. Способы создания и украшения декоративных предметов в интерьере.
Знать основы композиции и дизайна. Орнамент, виды орнамента.
Уметь создавать декоративную композицию для украшения предметов быта. Пользоваться художественными материалами для создания декоративных предметов в интерьере
Предметные: Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в различных учебных ситуациях.Выполнение декоративных элементов украшения интерьера
Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника (новогодний праздник)
Ознакомление с организацией пространства праздника. Способами оформления пространства праздничного интерьера. Основы макетирования, коллажа и декорирования в творческом проекте.
Знать основы композиции и дизайна праздничного интерьера.
Уметь работать над творческим проектом., собирать необходимый материал и информацию для творческого замысла.
Предметные: Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения, понимать позицию однаклассников, уметь договариваться в процессе работы над проектом.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в различных учебных ситуациях.Выполнение творческого проекта «Новогодний праздник»
Материаловедение. История костюма.
Знакомство с историей костюма, стилями в одежде, художниками дизайнерами
Знать историю костюма. Понятие стиля в одежде.
Современная мода, молодежная мода.
Понимать роль костюма в жизни общества, связь стиля эпохи со стилями в одежде. Значение костюма для изучения прошлого в жизни общества.
Уметь работать над творческим проектом.собирать необходимый материал и информацию для творческого замысла
Предметные:Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замыслаРазвитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Личностные:иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в различных учебных ситуациях.
Просмотр презентации, кинофильма об истории костюма
Разработка и реализация исследовательского и творческого проекта «Дизайн исторического костюма»
Знакомство с историей костюма, стилями в одежде.
Выполнение исследовательского и творческого проекта «Дизайн исторического костюма».
Жанры изобразительного искусства: бытовой, исторический, мифологический (10часов)
Выдающиеся художники бытового жанра
Красота повседневного мира человека. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Бытовой жанр, история возникновения. Произведения европейской и живописи русских художников бытового жанра.
Знать роль изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох. О развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценности жизни.
Приобретать опыт восприятия картин бытового жанра, классических для европейского и русского искусства.
Уметь выполнять сюжетные зарисовки, изображения по памяти и представлению.
Предметные: расширение представлений о культуре прошлого и настоящего.Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге. Владение основами самоконтроля, самооценки.
Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Просмотр презентации, учебного фильма, беседа.
Бытовой жанр в произведениях русских художников и поэтов
Один день из жизни родного города.
Картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Формирование у детей навыков последовательной работы над тематическим рисунком.
Просмотр презентации.
Выполнение графических зарисовок по памяти и представлению сюжетов из повседневной жизни города
Фигура человека. Изображение с натуры фигуры человека.
Конструкция фигуры человека и ее основные пропорции постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Последовательность рисования набросков фигуры человека с натуры.
Знать о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела.
Приобретать навыки изображения основных пропорций и схемы конструкции тела человека.
Уметь выполнять наброски с натуры фигуры человека.
Предметные: овладевать первичными навыками изображения фигуры человека. Вести наблюдения, сравнивать, делать выводы.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге. Владение основами самоконтроля, самооценки.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в различных учебных ситуациях.Выполнение набросков с натуры фигуры человека
Исторический жанр в изобразительном искусстве Фигура человека. Изображение с натуры фигуры человека.
Значительность исторического жанра в истории сюжетно-тематической картины как изображение общественно значимого события.
Жанровые разновидности исторической картины. Художники европейского и русского искусства исторического жанра.
Знать о развитии исторического жанра в европейском и русском искусстве.
Уметь рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры и общественного самосознания. Уметь узнавать и называть имена художников исторического жанра.
Предметные: приобретать представление и учиться рассказывать о развитии исторического жанра в европейском и русском искусстве.
Метапредметные:определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге. Владение основами самоконтроля, самооценки.
Личностные:формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Просмотр презентации, беседа.
Выполнение эскизов и зарисовок к тематической картине.
Тематическая картина (8 часов)
Тематическая картина как выражение идейных представлений художника, как обобщенный образ его наблюдений и размышлений о жизни.
Развитие тематической картины в русском искусстве.
Роль подготовительной работы при создании картины. Этапы создания картины. Замысел и его выражение в эскизах – поисках композиционного решения картины. Этюды и зарисовки – сбор натурного материала.
Знать значение тематической картины XIXвека в развитии русской культуры.
Рассуждать о значении творчества великих художников России.
Приобретать опыт в разработке художественного проекта – создании композиции на историческую тему.
Получать представления об этапах работы над картиной и представления об общественном образе картины.
Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта.
Приобретать навыки изображения в процессе разработки исторической темы.
Знать о развитии исторического жанра в европейском и русском искусстве.
Уметь рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры и общественного самосознания. Уметь узнавать и называть имена художников исторического жанра.
Предметные: Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего. Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге. Владение основами самоконтроля, самооценки.
Личностные: Прививать любовь к произведениям искусства.
Просмотр презентации, беседа.
Процесс работы над тематической картиной. Выполнение композиции на историческую тему.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Значение и место библейских и евангельских сюжетов в развитии западно-европейского и русского искусства.Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и символический смысл.
Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени.
Знать о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре.
Приобретать творческий опыт создания композиции на основе библейского сюжета.
Предметныее: Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности, излагать свое мнение в диалоге.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовым к сотрудничеству в различных учебных ситуацияхСоздание композиции на библейские темы.
Оформительские, творческие и выставочные работы (6 часов)
Основы графического дизайна.
Графический дизайн как область дизайна. Плакат как средство выражение общественных идей. Слово и изображение. Критерии, ценности дизайнерских разработок.
Художественно-творческие проекты. Этапы работы над проектом.
Знать историю возникновения дизайна, виды и особенностяхпректирования.
Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать задачи.
Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.
Формировать навыки работы с художественными материалами.
Предметные: овладевать методом создания творческого индивидуального проекта. Приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над проектом.Метапредметные: учиться планировать самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Организовывать учебное сотрудничество.
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства.
Просмотр учебного фильма.
Сбор материала для творческого проекта « Экология и человек».
Плакат
Просмотр презентации. Работа над проектом.
Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.
Оформление заголовков
Итоговая выставка и презентация работ.
Подготовка и проведение выставки, участие в городском конкурсе.
Воспитательная работа
Проведение воспитательных мероприятий .Конкурсы, викторины, игры как способ сближения между сверстниками. Приобщение к искусству младших сверстников.
Знать особенности проведения мероприятий для детей младшего школьного возраста.
Уметь организовывать различные мероприятия, приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе проведения мероприятий.
Предметные: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как способа познания и средства организации общения.
Метапредметные: учиться планировать самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками. Воспитывать и развивать интерес к предмету изобразительного искусства.
Организация мероприятий в дошкольном учреждении.
4. Учебно – тематический план
№ Тема Кол-во часов Теория Практика Планируемые результаты
1 Вводная часть 2 1 1 Знать правила поведения на занятиях внеурочной деятельности, технику безопасности, режим работы кружка.
Уметь пользоваться инструментами и материалами для творчества
2 Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка 6 3 3 Знать виды рисунка и различные графические материалы.
Уметь работать различными графическими материалами
Знать выразительные возможности линии, особенности декоративного линейного рисунка.
Различать листья разных деревьев и растений.
Уметь изображать листья, создавать декоративный рисунок с помощью различных графических материалов.
3 Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
6 3 3 Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Уметь работать живописными материалами.
Уметь активно воспринимать произведения живописи, работать гуашью
Знать основы цветоведения, понятие «колорит» живописные материалы и средства выразительности живописи.
Уметь работать различными живописными материалами, передавать объем с помощью цвета.
4 Изображение растительного мира. Изображение животного мира.
8 4 4 Знать виды изобразительного искусства, свойства цвета, оптическое и механическое смешение цветов. Основы монотипии и пятнографии.
Уметь видеть красоту природы, создавать изображения с помощью пятна и линий Уметь украшать свою работу декоративными элементами.
Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Произведения русских художников.
Уметь давать оценку художественным произведениям, вести диалог.
Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.
Уметь создавать и украшать фигуры животных Работать пластическими материалами.
Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.
Уметь активно воспринимать произведения искусства, работать в технике монотипия, работать гуашью. Преобразовывать
Природные формы в декоративные.
Знать основы бумагопластики, приемы работы с бумагой.
Уметь передавать объемную форму животных.
Знать понятия: набросок, линия, штрих, пятно
Уметь работать графическими материалами
5 Основы дизайна
20 10 10 Знать историю костюма. Понятие стиля в одежде.
Современная мода, молодежная мода.
Понимать роль костюма в жизни общества, связь стиля эпохи со стилями в одежде. Значение костюма для изучения прошлого в жизни общества.
Уметь работать над творческим проектом.собирать необходимый материал и информацию для творческого замысла
Знать основы композиции и дизайна праздничного интерьера.
Уметь работать над творческим проектом., собирать необходимый материал и информацию для творческого замысла.
Знать основы композиции и дизайна. Орнамент, виды орнамента.
Уметь создавать декоративную композицию для украшения предметов быта. Пользоваться художественными материалами для создания декоративных предметов в интерьере
Знать о дизайне как виде конструктивного искусства, истории дизайна. Основы композиции.
Уметь создавать композицию из геометрических фигур. Пользоваться художественными материалам
6 Жанры изобразительного искусства: исторический, бытовой, мифологический
10 5 5 Знать роль изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох. О развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценности жизни.
Приобретать опыт восприятия картин бытового жанра, классических для европейского и русского искусства.
Уметь выполнять сюжетные зарисовки, изображения по памяти и представлению.
Знать о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела.
Приобретать навыки изображения основных пропорций и схемы конструкции тела человека.
Уметь выполнять наброски с натуры фигуры человека.
Рассуждать о значении творчества великих художников России.
Приобретать опыт в разработке художественного проекта – создании композиции на историческую тему.
Получать представления об этапах работы над картиной и представления об общественном образе картины.
Приобретать навыки самостоятельного сбора материала и его освоения для воплощения своего проекта.
Приобретать навыки изображения в процессе разработки исторической темы.
Знать о развитии исторического жанра в европейском и русском искусстве.
Уметь рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры и общественного самосознания. Уметь узнавать и называть имена художников исторического жанра.
Знать о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре.
Приобретать творческий опыт создания композиции на основе библейского сюжета.
7 Тематическое рисование.
10 5 5 Знать значение тематической картины XIXвека в развитии русской культуры.
Знать о развитии исторического жанра в европейском и русском искусстве.
Уметь рассуждать о месте и значении исторической картины в развитии культуры и общественного самосознания. Уметь узнавать и называть имена художников исторического жанра.
8 Оформительские, творческие и выставочные работы.
6 2 4 Знать историю возникновения дизайна, виды и особенности проектирования.
Уметь самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать задачи.
Уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве.
Сформировать навыки работы с художественными материалами.
Итого:
68 30 38 Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема занятия Кол-во часов Дата плани-руемаяДата факти-ческаяПримечание
1 Вводный инструктаж по ОТ. Введение в программу дополнительного образования «В мире прекрасного» 1 2 Источники наших знаний об изобразительном искусстве 1 3 Основы рисунка. Знакомство с творчеством художников-графиков
1 4 Выразительность линейного рисунка
1 5 Приемы передачи фактуры предметов. 1 6 «Изображать можно в объёме»
1 7 Приемы передачи освещенности
1 8 Приемы передачи освещенности
1 9 Знакомство с творчеством современных художников.
1 10 Цветовая гармония.
1 11 Выполнение плодов осени в разном колорите. Колорит.
1 12 Выполнение плодов осени в разном колорите. Колорит.
1 13 «Удивительное рядом»
1 14 «Удивительное рядом»
1 15 Искусство набросков
животных 1 16 Искусство набросков
животных 1 17 Изображение животных в технике бумагопластика 1 18 Изображение животных в технике бумагопластика 1 19 Домашние питомцы 1 20 Домашние питомцы 1 21 Декоративный букет
1 22 Декоративный букет
1 23 Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусств 24 Красота в обычном. 25 Знакомство с основами дизайна. 1 26 Знакомство с основами дизайна. 1 27 Дизайн, основные принципы композиции
1 28 Дизайн, основные принципы композиции
1 29 Основы организации пространства. 1 30 Основы организации пространства. 1 31 Дизайн – проект интерьера «Комната моей мечты» 1 32 Выставка дизайнерских проектов интерьера «Комната моей мечты» -
художественное образовательное открытие
1 33 Философия новогоднего праздника 1 34 Философия новогоднего праздника Способы оформления пространства праздничного интерьера. 1 35 Философия новогоднего праздника Основы макетирования, коллажа и декорирования в творческом проекте.
36 Конкурс дизайн-проектов организации пространства праздника (новогодний праздник) 37 Материаловедение. История костюма.
Знакомство с историей костюма, стилями в одежде, художниками дизайнерами
38 Материаловедение. Понятие стиля в одежде.
39 Материаловедение.
Современная мода, молодежная мода.
40 Знакомство с историей костюма, стилями в одежде.
41 Разработка и реализация исследовательского и творческого проекта «Дизайн исторического костюма»
42 Выполнение исследовательского и творческого проекта «Дизайн исторического костюма».
43 Выполнение исследовательского и творческого проекта «Дизайн исторического костюма».
44 Выдающиеся художники бытового жанра
Красота повседневного мира человека.
45 Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Бытовой жанр, история возникновения.
46 Произведения европейской и живописи русских художников бытового жанра.
47 Один день из жизни родного города.
48 Бытовой жанр в произведениях русских художников и поэтов
49 Исторический жанр в изобразительном искусстве.
50 Фигура человека. Изображение с натуры фигуры человека. 51 Значительность исторического жанра в истории сюжетно-тематической картины как изображение общественно значимого события.
52 Художники европейского и русского искусства исторического жанра. 53 Жанровые разновидности исторической картины 54 Развитие тематической картины в русском искусстве 1 55 Этюды и зарисовки – сбор натурного материала 1 56 Этюды и зарисовки – сбор натурного материала 1 57 Процесс работы над тематической картиной.
Этапы создания тематической картины 1 58 Библейские темы в изобразительном искусстве.
1 59 Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и 1символический смысл.
1 60 Язык изображения в христианском искусстве Средних веков, его религиозный и символический смысл. 1 61 Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени 1 62 Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве Нового времени 1 63 Основы графического дизайна.
Графический дизайн как область дизайна. 1 64 Плакат как средство выражение общественных идей. 1 65 Слово и изображение.
1 66 Сбор материала для творческого проекта « Экология и человек».
Художественно-творческие проекты. Этапы работы над проектом 1 67 Завершение работы над художественно-творческими проектами 1 68 Итоговая выставка и презентация работ. Экология и человек».
1 ИТОГО 68 6. Учебно-методические обеспечение
1. Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я. Диск.
www.IZOCD
2. Изобразительное искусство. 5–9 классы : рабочие программы для общеобразовательных учреждений / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011
3 .Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
4 .Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5 Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
6. .Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
7. Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
8. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
• просторный оборудованный кабинет;
• предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
• оборудование: ноутбук, телевизор, графический планшетник, документ-камера
• шкаф для хранения изделий, материалов;
• коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
• пополнение периодической литературы и книг по темам;
• дидактический материал;
• наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
• методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.