Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в7классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой


Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в7классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой
Общая характеристика учебного предмета
Трудовая деятельность – форма проявления жизненной активности человека, которая оказывает решающее влияние на его развитие. Труд играет большую роль в судьбе школьников c ограниченными возможностями здоровья. Трудовая деятельность служит эффективным средством коррекции умственных, физических и личностных нарушений учащихся, а также средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы.
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль. Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Учебный материал в программах распределен по темам (теоретическим, технологическим, по практическому повторению и т. п.).
Часть тем программы не ставит своей задачей изготовление законченных изделий. Их цель – ознакомить учащихся с новыми приемами работы и соответствующими технико-технологическими сведениями.
Принципом построения уроков профессионально-трудового обучения (швейное дело) в 7 классе является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на становлении их личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Главная цель: Подготовка учащихся к освоению профессии швея и выполнению элементарных видов работ
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
способствовать формированиюпрочных профессионально-трудовых умений и навыков;
развивать логическое мышление и творческие способности;
создать условия для формирования эстетических представлений и вкуса;
воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности, умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Профессионально-трудовая подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья базируется на общих принципах обучения, но имеет и свои специфические особенности, в частности носит коррекционную направленность, то есть предполагает максимально возможное исправление недостатков развития личности школьников.
К специфическим задачам обучения труду учащихся, в первую очередь, относится развитие общетрудовых умений и сознательное овладение приемами работы, воспитание у учащихся устойчивого, положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу, бережного отношения к общественной собственности и т. п.Перечисленные задачи должны реализовываться комплексно, в тесной связи с преподаванием общеобразовательных предметов и проводимой в школе воспитательной работой.
Срок реализации программы – 1 год
Статус программы – адаптивнаяМесто предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану индивидуального обучения на дому МБОУ «СОШ № 6» на изучение предмета «Профессионально – трудовое обучение», в зависимости от продолжительности учебного года (34 недели), отводится:
в 7 классе 34 занятия по 1ч.
Преподавание предмета ведётся по учебнику:
Картушина Г.Г., Мозговая Г.Б. «Швейное дело». Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы.
Изменена последовательность изучения разделов программы. Это связано с усложнением материала. Из содержания рабочей программы исключены сложные практические работы так как данные работы труднодоступны для понимания учащимися с нарушением интеллекта, и в силу психофизических особенностей эти учащиеся не могут выполнить практические задания по данным темам.
Тематический план

п/пНаименование раздела кол-во
занятий
1. Вводный урок 1
2. Промышленные швейные машины 3
3. Сведения об одежде 3
4. Изготовление ночной сорочки без плечевого шва 20
5. Волокна и ткани 4
6. Ремонт одежды 4
Итого 34
Контрольно - обобщающие уроки

п/пТема урока Вид
контроля Дата
Заправка верхней и нижней нитей Самостоятельная
работа I четверть
Требования к одежде Самостоятельная
работа I четверть
Окончательная отделка изделия Практическая
работа III четверть
Определение шерстяных и полушерстяных тканей Практическая
работа IV четверть
Итоговый урок Самостоятельная
работа IV четверть
Перечень практических работ

п/пТема Дата
Построение чертежа ночной сорочки I четверть
Изготовление выкройки подкройной обтачки I четверть
Изменение выкройки ночной сорочки. Изготовление оборки III четверть
Подготовка ткани к раскрою III четверть
Раскладка выкройки на ткани III четверть
Раскрой сорочки III четверть
Подготовка деталей кроя ночной сороки к обработке III четверть
Обработка выреза горловины подкройной обтачкой III четверть
Обработка боковых срезов сорочки III четверть
Обработка срезов рукавов швом вподгибку с закрытым срезом III четверть
Обработка нижнего среза III четверть
Определение шерстяных и полушерстяных тканей IV четверть
Наложение заплаты в виде аппликации на образце IV четверть
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Технология. Швейное дело (34 з.)
Раздел «Вводный урок»
Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест. Проверка оборудование в мастерской. Закрепление инструментов индивидуального пользования. Правила безопасной работы Инструменты и приспособления для швейных работ. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест. Теоретические сведения. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Инструменты и приспособления для швейной мастерской. Правила безопасной работы с иглой, ножницами, клеем. Организация рабочего места.
Умение. Использование инструментов в швейной мастерской по назначению
Раздел «Промышленные швейные машины»
Теоретические сведения. Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.
Практические работы. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.
Раздел «Сведения об одежде»
Теоретические сведения. Виды одежды. Виды отделки. Отделочные материалы. Оборки.
Практические работы. Обработка среза детали окантовочным швом с открытым срезом. обработка отлетного среза оборки ручным способом, швом вподгибку. Соединение оборок с основной деталью стачным швом. Соединение оборок с основной деталью
Раздел «Изготовление ночной сорочки без плечевого шва»
Теоретические сведения. Получение пряжи из льняного волокна. Общее представление о прядильном производстве. Профессии прядильного производства. Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей. Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва. Производственный способ раскроя (вразворот). Надставка-клин: допустимые соединение с основной деталью (по какой нити).
Качество машинных игл. Дефект в строчке при работе искривленной или тупой иглой: виды, устранение. Неполадка в работе швейной машины, виды (слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), устранение.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину. Проверка выкройки. Раскладка выкройки на ткани, раскрой изделия с припусками на швы. Вырезание горловины и обтачки. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на обтачке. Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки Изделие. Ночная сорочка с прямоугольным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой.
Обработка горловины и рукава обтачкой. Применение кружева, тесьмы. Обработка бокового среза запо-шивочным швом, нижнего — швом вподгибку. Утюжка и складывание изделия.
Раздел «Волокна и ткани»
Теоретические сведения. Шерстяное волокно: вид, свойства (длина, сравнительная толщина (тонина), извитость, прочность), получение пряжи.Получение ткани из шерстяной пряжи. Пряжа чистошерстяная и полушерстяная. Свойства чистошерстяной ткани (прочность, способность к окраске, усадка, воздухопроницаемость, теплозащита). Действие воды, тепла и" щелочей на шерсть. Полушерстяная ткань (с добавлением волокон лавсана, нитрона). Правила утюжки шерстяной ткани.
Практические работы. Определение чистошерстяных и полушерстяных тканей по внешним признакам (шерстистая поверхность), на ощупь, по разрыву и характеру горения нитей. Определение длины, извитости, тонины, прочности, шерстяных волокон.
Обработка складок в поясном женском и детском платье
Раздел «Ремонт одежды»
Теоретические сведения. Эстетика одежды. Заплата: формы, способы пришивания. Ручной способ.
Практические работы. Подбор ткани для заплаты из гладко-крашенной ткани и с рисунком (в соответствии с тканью изделия по качеству, цвету, рисунку). Подготовка изделия к ремонту. Определение места наложения и размера заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Подгибание и заметывание срезов заплаты. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплатки. Подготовка места наложения заплаты. Наметывание заплаты. Настрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Подготовка ткани под штопку. Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине. Выполнение штопки.Утюжка изделия.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны владеть компетенциями:
информационно-коммуникативными (умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
эмоционально-ценностными (умение быть упорными и стойкими перед возникшими трудностямиПо окончании VII классов учащиеся должны знать:
строение и основные свойства хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых тканей (из натуральных и искусственных волокон) и их применение, полную характеристику стачных швов (в заутюжку, в разутюжку, обтачных): ширину их в изделиях легкого платья, последовательность соединения основных деталей поясных и плечевых изделий.
основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов;
назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций.
Должны уметь:
распознавать ткань, качественно выполнять все виды швов, обрабатывать срезы швов, верхние и нижние срезы поясных изделий, составлять план пошива легкой одежды, состоящей из основных деталей, выполнять мелкий ремонт одежды.
рационально организовывать рабочее место;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
мелкого ремонта изделий из различных материалов;
создания изделий с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений;
контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
обеспечения безопасности труда.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты освоения обучающимися 7 класса выделенных образовательных областей исходя из представленных в них содержательных линий, согласно Концепции «Специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья» включают два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, я именно:овладение обучающимися трудовыми знаниями и умениями, необходимых для выполнения практических работ;
овладение правилами и приемами выполнения ручных и машинных работ;
овладение способами в формировании профессиональных планов и в выборе профессии.
Критерии и нормы оценки знаний
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Литература для учителя
Обязательная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. Сборник 2 под ред. Воронковой В.В.; «Владос», 2012 г.
Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2013 г.
Дополнительная литература
«Коррекционная педагогика» / Зайцев И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов н/Д.: Март, 2002.
«Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.
«Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» — СПб., 2000.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2012.
Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.
Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2010.
Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007.
Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии/Сост. В.М.Казакевич, А.В.Марченко, - 2-е изд. – М.:Дрофа, 2001
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Сборник нормативно-методических материалов по технологии./ Автор-составитель: Марченко А.В., Сасова И.А., - М.: Вентана-Графф, 2007.
Симоненко В. Д. Технология. Обслуживающий труд. Учебник для учащихся 6 класса, 2013
Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.
Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2012.
Литература для учащихся
Обязательная литература
Швейное дело: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2013 г.
Дополнительная литература
Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. М.: Просвещение, 2000.
Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001.
Симоненко В. Д. Технология. Обслуживающий труд. Учебник для учащихся 7 класса, 2010