Конспект урока по русскому языку на тему «Морфемные способы образования слов в русском языке».


Тема урока: «Морфемные способы образования слов в русском языке».
Цели:
обобщить и систематизировать знания о морфемных способах образования слов;
развивать умение правильно проводить морфемный и словообразовательный разбор слов;
развивать интерес к изучению русского языка;
развивать навык работы с текстом.
Задачи:
1) Образовательные:
-повторить изученные сведения о составе слова и морфемных способах образования слов;
-продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.
2) Воспитательные:
-воспитывать внимание к слову;
-развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.
3) Развивающие:
-развивать логическое мышление учащихся,
-развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;
-совершенствовать культуру речи учащихся
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
Найти корень слова – это значит найти внутренний затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.
(М.А. Рыбникова)
1. Организационный момент.
1. Работа с эпиграфом. (Слайд 2)
- Объясните, как вы понимаете смысл высказывания.
- Подберите однокоренные слова к «затаённый» (как вы понимаете это слово).
- Найдите однокоренные слова.
2. Опрос. (Слайд 3)
Что такое корень? Основа? Приставка? Суффикс? Окончание?
Назовите основные способы образования слов в русском языке. (Примеры).
3.Определите, какое из слов-отгадок соответствует модели -ица. Какое значение имеет суффикс в этом слове. Подберите слова к этой словообразовательной модели.
Загадки.
а) Спинкою зеленовата, в) Уж очень вид у них чудной:
Животиком желтовата, У папы - локоны волной,
Чёрненькая шапочка А мама ходит стриженой.
И полоска шарфика. (Слайд 4-5) За что она обижена? (Слайд 8-9)
б) С неба солнце золотое г) Вся макушка в дырках мелких-
Золотые льёт лучи. Горечь горькая в тарелках. (Слайд 10-11)
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (Слайд 6-7)
(синиц-а, пшениц-а, льв-иц-а, переч-ниц-а).
4. Найдите слова с приставками, объясните их правописание:
Подставка, рассказчик, исчезать, предположение, воспаление, сделать, беспокойный, здание, здоровье, вписать, бесчувственный, низвергаться, расстилаться, превосходный, прикрыть (дверь) , приморский пляж, преодолеть преграды, прибывать к станции, пребывать на вокзале.
5. Лексическая работа (Слайд 12-13)
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе и падают с берёз невесомые жёлтые листья. Ещё цветут поздние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек виден. Тихо в осеннем лесу.
- Озаглавьте текст.
- Найдите однокоренные слова (Лес, лесных)
- Найдите формы слова.(Осенние – осеннем, лес – лесу).
- Найдите антонимы. (Ранние – поздние)
- Найдите слова к схемам:
6. Составьте слова по словообразовательной модели:
-оватый, -щик , -ость .
- Объясните значение суффиксов в этих словах.
7. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов:
Внедорожник, отсеребрилась, пришкольный, лесоруб, телефон-автомат. (Слайд 14)
Одновременно 3 ученика работают с карточками.
8. Игра «Собери слово».

Я задумала слово:
1) приставка у него такая же, как в слове подземный,2) суффиксы такие , как в слове грузовик
3) окончание такое, как в слове школьник
4) корень такой, как в слове осинка
(подосиновик) (Слайд 15)
1) приставка у него такая же, как в слове закинуть
2) суффикс такой , как в слове сказка,
3) окончание такое, как в слове котлета,
4) корень такой, как в слове склад.
(закладка) (Слайд 16)
1) приставка у него такая же, как в слове безделье,
2) суффикс такой , как в слове красный,
3) окончание такое, как в слове грубый,
4) корень такой, как в слове зазвучал.
(беззвучный) (Слайд 17)

1) приставка у него такая же, как в слове обговорить,
2) суффикс такой , как в слове читаешь,
3) окончание такое, как в слове петь,
4) корень такой, как в слове придумал.
(обдумать) (Слайд 18)
1) приставка у него такая же, как в слове окрик,
2) суффикс такой , как в слове горка,
3) окончание такое, как в слове снега,
4) корень такой, как в слове ценный.
(оценка) (Слайд 19)
1) приставка у него такая же, как в слове подбежать,
2) суффиксы такие , как в слове возил,
3) окончание такое, как в слове ходила,
4) корень такой, как в слове пилка.
(подпилила) (Слайд 20)
8. Рефлексия
9. Домашнее задание:
Упр. 180 и придумать по пять слов к игре «Собери слово».