Упражнения на развитие мыслительных операций, навыков чтения и речи, литературных способностей.


Упражнения на развитие мыслительных операций, навыков чтения и речи, литературных способностей
1. Назовите какие-нибудь три признака пословицы, стихотворения, повести.2. Чем схожи и чем отличаются поэт и прозаик?3. Выделите два слова, наиболее важных для слова перед скобками:книга (очки, чтение, оглавление, печать, учебник, текст). (чтение, текст)4. Расположите последовательно в порядке возрастания слова:часть, строка, роман, абзац, глава. (строка, абзац, глава, часть, роман)5. Исключите лишнее слово:повесть, рассказ, поэма, новелла. (поэма)6. Назовите группу слов:Буратино, Карлсон, Незнайка, Кай, Чиполлино. (персонажи литературных сказок)7. Даны три слова. Между первым и вторым имеется логическая связь. Подберите четвертое слово, которое связано по смыслу с третьим так же, как первое со вторым, например: Береза – дерево; Земля – ? (планета).
Глава – повесть; строфа – ? (стихотворение)
Баба-яга – сказка; Илья Муромец – ? (былина)
Повесть – прозаик; поэма – ? (поэт)
Добро – зло; пролог – ? (эпилог)
Рассказ – проза; стихотворение – ? (поэзия)
8. Расположите последовательно, следуя образцу (детская меховая шапка, меховая шапка, шапка, зимний головной убор, головной убор, вещь), слова и словосочетания: фольклорная сказка, произведение устного народного творчества, "Морозко", русская народная сказка, русская народная сказка для детей. ( "Морозко", русская народная сказка для детей, русская народная сказка, фольклорная сказка, произведение устного народного творчества)9. Вставьте пропущенные слова в предложение: "Сказка – ..., да в ней ..., ... молодцам ...".("Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)10. Восстановите предложение: и, словами, комнату, подзатыльника, , , С, Незнайка, этими, взмахнул, Шпунтик, и, Шпунтику, такого, кулаком, что, завертелся, всю, волчком, полетел, сильного, дал, через. (С этими словами Незнайка взмахнул кулаком и дал Шпунтику такого сильного подзатыльника, что Шпунтик завертелся волчком и полетел через всю комнату)11. Восстановите текст:
и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей.
и худо было, если такие очки надевали для того,
Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы,
и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда.
чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах.
Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце,
Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки,
(Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда. Были среди осколков и большие - их вставили в оконные рамы, и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, и худо было, если такие очки надевали для того, чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах)12. Прочтите зеркально отображенные слова:


13. Расшифруйте анаграммы:     а) гаир, тепь, учкар, юруис, овцетк, ваторищ, лефотен. (игра, петь, ручка, рисую, цветок, товарищ, телефон)
Интересная книга
    б) аМам пилаук нигук. амТ тисих и акритник. отВ имакш и айзак. А утт яТан и кямич. Я бюлюл тичать тиэ хитис.(Мама купила книгу. Там стихи и картинки. Вот мишка и зайка. А тут Таня и мячик. Я люблю читать эти стихи).    в) Разгадайте имена сказочных героев.
ймокачюоДв (Дюймовочка)
инкаМторстоК (Кот Матроскин)
кялкопШа (Шапокляк)
никечП (Печкин)
срКаная окчаШпа (Красная Шапочка)
14. Назовите имя персонажа или название сказки с его участием. А поможет в этом изображение предмета, имеющего отношение к тому или иному сказочному герою. 
ступа с метлой (Баба-Яга)
горошина (Принцесса на горошине)
золотое перо (Жар-Птица)
невод (Сказка о Золотой рыбке)
золотое яичко (Курочка Ряба)
русская печь (Емеля)
веретено (Спящая Царевна)
золотой ключик (Буратино)
15. Быстро прочтите скороговорки
От топота копыт пыль по полю летит.
У пеньков опять пять опят.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.
Нисколько не скользко, не скользко нисколько.
Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.
Всех скороговорок не перескороговоришь да не перевыскороговоришь.
Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.
Шел Егорка по пригорку и учил скороговорку.Он учил скороговорку про Егорку и про горку.А когда сбежал под горку, позабыл скороговорку.И теперь в скороговорке нет ни горки, ни Егорки.
16. Закончите четверостишие:
Что болтунья Лида, мол,Это Вовка выдумал.А болтать-то мне когда?Мне болтать-то ... (некогда, "Болтунья" А. Барто)
Почему сегодня ПетяПросыпался десять раз?Потому что он сегодняПоступает ... (в первый класс, "В школу" А. Барто)
Я однажды ненарокомЗадремала за уроком.Мне уютно и приятно,Я на лодочке плыву,И одно мне непонятно,Что во сне, ... (что наяву, "Чудо на уроке" А. Барто)
Пошел Сережа в первый класс.С Сережкой не шути!Считать умеет он у насПочти ... (до десяти,"Два и три" Б.Заходер)
— Вам знакомы Вова с Петей?Не знакомы? Вот так раз!Нас же знают все на свете,Знает нас весь ... (пятый класс, "Познакомимся" Б.Заходер)
"Перемена, перемена!" -Заливается звонок.Первым Вова непременноВылетает ... (за порог "Перемена" Б.Заходер)
Милый, милый Бармалей,Смилуйся над нами,Отпусти нас поскорейК нашей ... (милой маме, "Айболит" К.Чуковского)
Только вдруг из-за кусточка,Из-за синего лесочка,Из далеких из полейПрилетает ... (воробей, "Тараканище" К.Чуковского)
Приходили к Мухе блошки,Приносили ей сапожки,А сапожки не простые –В них застежки ... (золотые, "Муха Цокотуха" К.Чуковского)
Наступила темнота,Не ходи за ворота:Кто на улицу попал –Заблудился и ... (пропал, "Краденое солнце" К.Чуковского)
Я за свечку,Свечка - в печку!Я за книжку,Та – бежатьИ вприпрыжкуПод ... (кровать, "Мойдодыр" К.Чуковского)
А за нею вилки,Рюмки да бутылки,Чашки да ложкиСкачут по ... (дорожке, "Федорино горе" К.Чуковского)