Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе общеобразовательной школы. На тему: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка



Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе общеобразовательной школы.
На тему Виды изобразительного искусства
и основы их образного языка

Цель:
познакомить учащихся с видами изобразительного искусства, показать разнообразное использование средств в образных языках искусств.
Задачи:
Формирование художественно-творческой активности личности, ЗУН через знакомство с работами великих художников, художественной терминологией, выполнение творческих заданий.
Воспитывать интерес к предмету.
Развивать навыки работы, внимательность в видах изобразительного искусства
Зрительный ряд: презентация «Виды изобразительного искусства»

Литература: Учебник Изобразительное искусство. 6 класс, автор Неменский Б.М. Поурочные планы по программе Неменского Б.М., стихотворение по теме


ХОД УРОКА

I. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопросы: «Что такое искусство? Зачем оно людям? Когда оно возникло и с чего все началось?»

II. Происхождение искусства.
- Давайте обратимся к истокам. Ответьте на вопрос: «Что такое искусство?»
Слово «искусство» в широком смысле обозначает умелое, искусное выполнение всякого дела. В специфическом значении - это художественное творчество, в результате которого создается художественный образ, отражающий действительность.
Вы уже имеете значительный опыт творческой деятельности, опыт общения с искусством и созерцания искусства.
- Какие виды искусства вы можете перечислить?
Изобразительное, музыкальное, танцевальное, литературное. К видам искусства относятся такие, которые включают в себя призмы и элементы различных искусств, театра, кино.
Все эти виды искусства разговаривают с нами на своем языке и своими средствами создают художественный образ.
Мы можем говорить о том, когда возникли искусства театра и кино, но точное время возникновения других искусств нам не скажет никто. Ученые считают, что все началось на заре человечества.
На каждом шагу древнего человека подстерегаю опасность. Уходя на охоту, он часто сам становился жертвой хищного зверя. Возвращаясь с охоты, люди испытывали сильный стресс, эмоциональный подъем и волнение, они должны были выплеснуть свои эмоции в каких-то действиях.
- Как вы думаете, как это делали древние люди?
Люди производили различные телодвижения, издавали звуки, ударяли по предметам, создавая определенный ритм.
Предполагается, что именно эта потребность излить эмоциональное напряжение и явилась толчком для зарождения танцевального и музыкального творчества.
Впечатления, полученные на охоте, человек отражал в рисунках. Как видите, искусство является естественной необходимостью человека и призвано отражать его чувства, внутренний мир и эмоциональное состояние.
Предметом нашего разговора, конечно, будет являться изобразительное искусство. Оно очень разнообразно.

III. Графика
Наверное, самым древним из видов изобразительного искусства является рисунок. Именно с его помощью, взяв в руки уголь из костра, человек изобразил бегущего оленя, мощного бизона и сцены охоты на стене своей пещеры.
С помощью одних и тех же средств рисунка: линии, штриха, пятна - художниками создается разнообразное восприятие мира.
Рисунки, сделанные карандашом или тушью, гравюры, плакаты - все это графика.
Слово «графика» происходит от греческого «пишу», «рисую». Произведения графического искусства мы видим не только на выставках - постоянно сталкиваемся с ними в жизни.
Рисунки художников в книгах - книжная графика. Еще есть прикладная графика. Когда мы хотим поздравить своих друзей с праздником, мы покупаем открытку и наклеиваем на нее марку. И открытку и марку нарисовал художник.
И более простые веши, на которые многие из вас не обращали внимания, этикетки на коробках, бутылках, пакетах - все это рисовали художники. И все это прикладная или промышленная графика.

IV. Живопись.
Существует такая легенда: однажды один греческий художник но имени Апеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград. Возможно, такого случая никогда не было, но легенда говорит о том, что художник может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя.
- Как вы думаете, какими средствами можно наиболее точно «передать жизнь»?
Конечно, с помощью цвета, красками. Произведения искусства, выложенные красками, называются живописью. Само слово «живопись» значит живо писать, т.е. писать жизнь.
- Давайте вспомним, какими красками пользуются художники.
Акварель, гуашь, темпера, масляные краски. Именно с помощью этих материалов живопись обретает основное средство выразительности - цвет. Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится! Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет. Искусство живописи - искусство цветовых и световых отношений.

V. Скульптура.
Когда-то очень давно - так гласит легенда - жил в Древней Греции скульптор. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской.
Его имя было Пигмалион. Долгие дни создает он статую девушки, которую назвал Галатеей. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила, и богиня Афродита сжалилась над ним, оживила скульптуру.
Наверное, эта легенда возникла потому, что древние греки созерцали вокруг себя прекрасные творения античных мастеров и мрамор статуй казался им теплым и живым.
Скульптура - одно из самых древних искусств. Мы знаем произведения, созданные тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и Греции. Само слово произошло от латинского, что значит «высекать».
Скульптор в своей работе использует объем и пластику, выполняет произведения из глины, высекая из камня, отливая из металла. Он передает то, что задумал, не плоским изображением, как на картине, а объемным. Изображение на холсте мы видим всегда в одном и том же положении, скульптуру мы можем рассматривать со всех сторон.
Подобно живописцу, скульптор передает в своей работе характер человека, его внутренний мир. Чувства человека мы читаем в чертах его лица.
Многие скульпторы используют в качестве материала дерево. Это пластичный и теплый материал.
Чтобы сделать статую или бюст из металла, изготавливают сначала модель, а потом отливают ее из бронзы или чугуна.
Скульптура может быть круглой и выступающей на плоскости (рельеф).
Она может быть станковой (небольшого размера) и монументальной. Само слово «монументальная» говорит о величии габаритов произведения.
- Вспомните, какие монументальные скульптурные произведения вы видели в нашем городе и о каких слышали.

VI. Декоративно-прикладное искусство.
- С одним из видов изобразительного искусства мы подробно знакомились в 5 классе. Назовите этот вид искусства.
«Декор» в переводе с латыни означает «украшать». Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.
Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком - в своей конструкции, пропорциях, деталях, а также в отделке. Это искусство называется прикладным еще и потому, что необходимо приложить руки, чтобы получилась эта красота. Польза и красота всегда рядом. Когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают предметы быта, которые являются произведениями искусства.
Пластически-ритмический принцип является основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и других традиционных центров.

VII. Архитектура.
Кому из вас незнакомо слово «архитектура»? Мы неоднократно обращались к нему, обозначая еще один вид изобразительного искусства.
В переводе с греческого языка «архитектура» означает «строить», «возводить».
Архитектура - зодчество, искусство проектировать и строить. Это искусство может выражать в художественных образах представления человека о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах.
Вероятно, поэтому говорят, что архитектура - это застывшая музыка. Архитектура должна быть не только красивой, но и функциональной и конструктивной. Архитектор заботится о пользе здания и его прочности.
Архитектурные сооружения отражают художественный стиль эпохи, как и произведения любого другого вида искусства. В архитектуре применяются и декоративная отделка, и скульптурные элементы, и монументальная живопись. Своей художественно-образной стороной архитектура отличается от простого строительства.

VIII. Закрепление знаний.
Сегодня на уроке мы вспомнили уже знакомые нам виды
изобразительного искусства. Давайте подумаем и ответим на вопрос: «О каких видах изобразительного искусства мы сегодня беседовали?»
Перечислите названия средств художественной выразительности каждого из этих искусств.

IX. Задание на дом:
Подбор в тетради по искусству репродукций, отражающих различные виды изобразительного искусства.

15